Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].
план-конспект занятия по теме

Коротышева Юлия Юрьевна

Тема: 
«Дифференциация звуков [б – п]. 
 

Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

·         различение звуков [б – п] в слогах, словах и предложениях;

·         уточнение артикуляции звуков;

·         уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

·         закрепление навыков звукового анализа и синтеза;

·         профилактика буквенных замен;

·         развитие лексического словаря по теме «Сказки».

2.Коррекционно-развивающие:

·         развитие координации речи с движением;

·         развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

·         развитие общей моторики;

·         развитие фонематического восприятия.

3.Коррекционно-воспитательные:

·         воспитание нравственно-этических чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1http://galerey-room.ru/images/0_3d5b3_ace610a9_orig.png Задания от Белоснежки.

Назови имена гномов.

1.

                … - ПОНЕДЕЛЬНИК               … - ВОСКРЕСЕНЬЕ

                … - СРЕДА                                 … - ЧЕТВЕРГ

                … - ПЯТНИЦА                           … - СУББОТА

                … - ВТОРНИК

2.                           Вставьте слоги «па» и «ба»

РЫ____                                         ТРУ____

ТРО___                                         ____РАН

____ЛАТКА                                 ____ЛЕЦ

ЛО___ТА                                     ЗА___ВА

3.              Помоги Белоснежке собрать слова парами.

голубые                     липа

высокая                    облака

4.                         Письмо от Белоснежки

                              Дорогая  Белоснежка!

   Мы очень  скучаем без тебя твой пёс охраняет наш дом понедельник убирает в комнатах вторник будит нас по утрам среда и четверг ухаживают за животными пятница готовит обед и ужин суббота собирает хворост для камина  воскресенье следит за огородом у нас всё хорошо приезжай к нам  мы с нетерпеньем ждём тебя

                                                      Любящие гномы.    

                                                                                                                                           

2http://galerey-room.ru/images/0_3d5b3_ace610a9_orig.png Задания от Белоснежки.

Назови имена гномов.

1.

                … - ПОНЕДЕЛЬНИК               … - ВОСКРЕСЕНЬЕ

                … - СРЕДА                                 … - ЧЕТВЕРГ

                … - ПЯТНИЦА                           … - СУББОТА

                … - ВТОРНИК

2.                           Вставьте слоги «па» и «ба»

___РУС                              ____РК

____ССЕЙН                      ТРУ___Ч

КУ___НИЕ                        ВОДО___Д

РУ___ШКА                        СНЕГО___Д

3.              Помоги Белоснежке собрать слова парами.

яркая         вкусные

арбузы               лампа

4.                          Письмо от Белоснежки

                              Дорогая  Белоснежка!

   Мы очень  скучаем без тебя твой пёс охраняет наш дом понедельник убирает в комнатах вторник будит нас по утрам среда и четверг ухаживают за животными пятница готовит обед и ужин суббота собирает хворост для камина  воскресенье следит за огородом у нас всё хорошо приезжай к нам  мы с нетерпеньем ждём тебя

                                                      Любящие гномы.    

                                                                                                                                           

3http://galerey-room.ru/images/0_3d5b3_ace610a9_orig.png Задания от Белоснежки.

Назови имена гномов.

1.

                … - ПОНЕДЕЛЬНИК               … - ВОСКРЕСЕНЬЕ

                … - СРЕДА                                 … - ЧЕТВЕРГ

                … - ПЯТНИЦА                           … - СУББОТА

                … - ВТОРНИК

2.                           Вставьте слоги «па» и «ба»

____РАД                                         ____СНЯ

____ЛЕТ                                         ____ЗАР

____СТУХ                                      ____ШМАК

СО____КА                                     ЛЕО___РД

3.              Помоги Белоснежке собрать слова парами.

                                   злая         пустыня

    жаркая     собака  

4.                       Письмо от Белоснежки

                              Дорогая  Белоснежка!

   Мы очень  скучаем без тебя твой пёс охраняет наш дом понедельник убирает в комнатах вторник будит нас по утрам среда и четверг ухаживают за животными пятница готовит обед и ужин суббота собирает хворост для камина  воскресенье следит за огородом у нас всё хорошо приезжай к нам  мы с нетерпеньем ждём тебя

                                                      Любящие гномы.    

                                                                                                                                           

4http://galerey-room.ru/images/0_3d5b3_ace610a9_orig.png Задания от Белоснежки.

Назови имена гномов.

1.

                … - ПОНЕДЕЛЬНИК               … - ВОСКРЕСЕНЬЕ

                … - СРЕДА                                 … - ЧЕТВЕРГ

                … - ПЯТНИЦА                           … - СУББОТА

                … - ВТОРНИК

2.                         Вставьте слоги «па» и «ба»

___ГАЖ                                  ___НАН

ПРИ___ВИЛ                          ___РТА

___ЛАТА                                РЫ___ЛКА

___УК                                      ___ШНЯ

3.              Помоги Белоснежке собрать слова парами.

                             спелый             букет    

                            красивый          кабачок                                                                                                                                        

4.                              Письмо от Белоснежки

                              Дорогая  Белоснежка!

   Мы очень  скучаем без тебя твой пёс охраняет наш дом понедельник убирает в комнатах вторник будит нас по утрам среда и четверг ухаживают за животными пятница готовит обед и ужин суббота собирает хворост для камина  воскресенье следит за огородом у нас всё хорошо приезжай к нам  мы с нетерпеньем ждём тебя

                                                      Любящие гномы.    

                                                                                                                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В гостях у сказки... автор : учитель - логопед Коротышева Юлия Юрьевна

Слайд 2

[ п ] [ б ]

Слайд 3

Звуки [ б ] и [ п ] - какие? согласные твёрдые парные по глухости и звонкости

Слайд 5

Определи место звука в слове

Слайд 6

Разложи карточки со словами в два столбика. В первый - слова со звуком [ б ] , во второй слова со звуком [ п ] .

Слайд 7

Физминутка

Слайд 10

Вставьте в слова слоги «ПА» или «БА»

Слайд 11

Белоснежка запуталась, помогите ей собрать слова парами, соедините линиями слова, подходящие по смыслу.

Слайд 12

Замените звук [ п ] на [ б ] и наоборот.

Слайд 13

Дорогая Белоснежка! Мы очень скучаем без тебя твой пёс охраняет наш дом понедельник убирает в комнатах вторник будит нас по утрам среда и четверг ухаживают за животными пятница готовит обед и ужин суббота собирает хворост для камина воскресенье следит за огородом у нас всё хорошо приезжай к нам мы с нетерпеньем ждём тебя Любящие гномы.

Слайд 14

Дорогая Белоснежка! Мы очень скучаем без тебя. Твой пёс охраняет наш дом. Понедельник убирает в комнатах. Вторник будит нас по утрам. Среда и Четверг ухаживают за животными. Пятница готовит обед и ужин. Суббота собирает хворост для камина. Воскресенье следит за огородом. У нас всё хорошо. Приезжай к нам. Мы с нетерпеньем ждём тебя. Любящие гномы.

Слайд 15

Молодцы!!!



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: 
Дифференциация звуков [б – п].

Тема: 
«Дифференциация звуков [б – п]. 

Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: 

1. Коррекционно-образовательные:

  • различение звуков [б – п] в слогах, словах и предложениях;
  • уточнение артикуляции звуков;
  • уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
  • закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  • профилактика буквенных замен;
  • развитие лексического словаря по теме «Сказки».

2.Коррекционно-развивающие:

  • развитие координации речи с движением;
  • развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
  • развитие общей моторики;
  • развитие фонематического восприятия.

3.Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание нравственно-этических чувств.

Оборудование: презентация с заданиями, ручки, раздаточный материал с заданиями, зеркала, мяч.

План занятия.

I. Организационный момент.
Психогимнастика.

II. Основная часть. 
1.Сообщение темы занятия. 
2.Беседа на тему «Сказки». 
3.Физминутка. 
4.Игры со звуками [б – п]

  • Игра  «Гномики»
  • Игра «Слоговая мозаика» 
  • Игра «Помоги Белоснежке».
  • Игра «Буква заблудилась». 
  •  Игра «Исправь ошибки гномов».

III. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

I.Организационный момент. 
Психогимнастика. 
- Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день, мы встретили его с улыбкой. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. 
-  Давайте возьмём зеркала и выполним артикуляционную гимнастику:

-  Первое упражнение «Улыбка», «Трубочка» по 3 раза. Затем «Качели» - вверх, вниз по 3 раза. Вспомните, как лошадка цокает копытами? Молодцы!

 

II.Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.
- А теперь, ребята, отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

(слайд 2)

Смастерили из досок 
И надели поясок. 
И хранит посуда эта 
С грядки собранное лето. 
(бочка)

На ветках - 
Плотный комочек. 
В нём дремлет 
Зеленый листочек. 
(почка)

-Ребята, ответьте, что это? Правильно это бочка и почка! 
- Какой первый звук в слове
бочка, почка? 

- Ребята,  что мы слышим и произносим - звук? Звук – мы слышим. А буквы?  Буквы мы пишем.
- Что мы знаем о звуках Б и П? Какие они? Чем похожи?

 (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости). 

(слайд 3)
- Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство (по способу произношения – губные)  и различие при произношении этих звуков(один глухой  – другой звонкий) ладони прикладываем к горлу .

- Ребята, с какими звуками мы будем работать сегодня?

(слайд 4) 
-Ребята, сейчас я вам представлю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки, а ещё определите, какой звук [б] или [п]  встретятся в именах героев.

- Буратино, папа Карло, Карабас-Барабас,  кот Базилио. Какая эта сказка?

- Это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино».

- Ребята, а какие сказки вы ещё знаете? Перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п]. Твёрдые звуки.

(слайд 5)

( Чебурашка, баба Яга, Бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Наф-Наф. и т.д.) 
- На каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах? 

Подсказка: в начале, середине или конце. (схемы)

3.  -Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»). 

(слайд 6)
-Давайте разложим на партах карточки со словами в два столбика: в первом - слова со звуком [б], во втором - слова со звуком [п]. (слова выдаются в конвертах)

[б]

[п]

Колобок

Принцесса

Бармалей

Свинопас

Буратино

Папа Карло

Чебурашка    

Поросенок Наф-Наф

- Молодцы, вы все хорошо справились с заданием.

(слайд 7)

3. Физминутка. Учитель читает и показывает движения.

- Ребята, слушайте внимательно и выполняйте за мной движения:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

(слайд 8)

К нам в гости пришла Белоснежка со своими заданиями. (КОНВЕРТ)

Детям выдаются листы с заданиями.

4. Игры со звуками [б – п]. 
- Вспомните, ребята, кто помог Белоснежке, когда она попала в лес?

(слайд 9)

«Игра – гномики»

-А как же звали гномиков?  Сейчас мы это и узнаем.

На карточках имена гномиков совпадают с названиями дней недели. Прочитайте имена гномов и расставьте их номера по порядку (впишите вместо точек порядковый номер дня недели).

Например: первый день недели – какой?

 - Подчеркните имена, в которых есть буквы Б – П.

… - ПОНЕДЕЛЬНИК                  … - ВОСКРЕСЕНЬЕ

… - СРЕДА                                   … - ЧЕТВЕРГ

… - ПЯТНИЦА                            … - СУББОТА

… - ВТОРНИК

-  Молодцы, справились!

«Слоговая мозаика» 

(слайд 10)


- Белоснежка приготовила вам ещё одно задание.  Посмотрите, записаны слова, в них  пропущены слоги
«па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка и т.д.) 

- Прочитайте слова, которые получились.

Работа со словосочетаниями со звуками [б - п]. Игра «Помоги Белоснежке»

(слайд 11)

 - Белоснежка запуталась, помогите ей собрать слова парами, соедините линиями слова, подходящие по смыслу.

Облака голубые, спелый кабачок , яркая лампа, злая собака, высокая липа, красивый букет,      вкусные арбузы, жаркая пустыня.

- Что у вас получилось? (Словосочетания), подчеркните буквы Б и П.

Игра с мячом «Буква заблудилась».  С мячем.

(слайд 12)
-Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].

(палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, бар, пробел, пропел).

(слайд 13)

Работа с предложениями.

- Ребята, гномы прислали Белоснежке письмо, но забыли поставить точки. Прочитайте его и исправьте ошибки, ведь гномы не учились в школе.

    Дорогая  Белоснежка!

   Мы очень  скучаем без тебя твой пёс охраняет наш дом Понедельник убирает в комнатах Вторник будит нас по утрам Среда и Четверг ухаживают за животными Пятница готовит обед и ужин Суббота собирает хворост для камина  Воскресенье следит за огородом у нас всё хорошо приезжай к нам  мы с нетерпеньем ждём тебя

                                                                               Любящие гномы

- Какие ошибки допустили гномы? (Не поставили точки и заглавные буквы)

Дети исправляют ошибки.

- Ребята, давайте проверим как вы справились!

(слайд 14)

- Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями! За это Белоснежка передала вам подарки – сюрпризы.

(слайд 15)

Дети получают памятные призы.

III. Подведение итогов. 
-Какие звуки мы сегодня повторяли? 
-Какими буквами они обозначаются при письме? 
-Чем они похожи? Чем различаются? 
Оценка деятельности детей.

Домашнее задание. 
- Ребята, а сейчас послушайте, пожалуйста, домашнее задание. Придумайте и названия птиц и животных, в которых есть звуки [б – п].

Список литературы: 
1.Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007. 
2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007. 
3.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985. 
4.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. ССПб.,1997. 
5. Е.В.Мазанова «Учусь работать с текстом» 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида.

Тема: Различение кинетически сходных букв Н – Ю изолированно, в слогах, словах, предложениях. Цель: Совершенствовать умение детей различать кинетически сходные буквы Ю – Н на письме....

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФНР по теме "Дифференциация звуков З-Ж"

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФНР "Дифференциация звуков З-Ж"....

Логопедическое занятие по предупреждению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].

Тема: «Дифференциация звуков [б – п].  Цель: дифференциация звуков [б - п] в слогах, словах и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-образовательные:·...

Логопедическое занятие по коррекции акустической дисграфии.

Урок направлен на устранение акустической дисграфии у учащихся вторых классов, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи....

КОНСПЕКТ подгруппового занятия по исправлению акустической дисграфии в 5 классе школы VIII вида Тема: Звук и буква Т.

Тема: Звук и буква Т.Цель: добиваться правильного произношения и употребления звука и буквы Т в слогах, словах и предложениях; учить производить звукобуквенный анализ слова.Лексический материал.Слоги:...

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Гласные 2 ряда".

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Гласные 2 ряда"....

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Звуки С, Сь и буква С".

Презентация к логопедическому занятию по коррекции акустической дисграфии "Звуки   С, Сь   и   буква  С"....