ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА «ДЭЛЬФА - 142.1» В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Светлана Николаевна Клюкина

При использовании возможностей логопедического тренажера «Дэльфа-142.1»  у обучающихся формируется  связное высказывание. Эта работа проводится в меню «Текст».  Здесь представлены два вида упражнений: «Пересказ» и «Рассказ по картине». Важно отметить, что при работе на тренажере задействованы зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, обучающиеся имеют возможность сравнивать, обобщать представления об окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_logopedicheskogo_trenazhera.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

С.Н. Клюкина

ГКОУ СО «Красноуральская школа»

городской округ Красноуральск

   

ВОЗМОЖНОСТИ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА «ДЭЛЬФА  - 142.1» В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Когнитивные нарушения – это собирательное обозначение различных нарушений высших мозговых функций вследствие расстройства процессов получения, переработки и анализа информации. Они обычно связаны с органическим поражением больших полушарий головного мозга. Расстройство функций может выражаться в нарушении памяти, внимания, психомоторной координации, речи, гнозиса, праксиса, счета, мышления, ориентации, планирования и контроля психической деятельности (журнал "Здравоохранение", №12-2009).

Когнитивное и речевое развитие тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие познавательной деятельности и речи характеризуется специфическими особенностями (Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Дубовский В.М., Лурия А.Р, Люблинская А.А., Пиаже Ж., Рубинштейн СЛ.). Развитие речи широко базируется на развитии познавательной деятельности, но не должно смешиваться с ним. Известно, что уровень речевого развития детей с идиотией, имбецильностью, дебильностью существенно различается. Снижение интеллектуального развития отрицательно сказывается на процесс речевого развития. Однако отсутствует явная непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Так среди детей с умственной отсталостью в степени дебильности определенная часть детей имеет достаточный уровень развития импрессивной и экспрессивной речи. У другой  части детей отмечается гораздо более низкий уровень речевого развития, который сочетается с разнообразными нарушениями речи. Уровень речевого недоразвития большой части умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.

Для детей с отклонениями в развитии характерно тотальное недоразвитие всех нервно – психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушением моторики, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы и речи. Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности. Нередко у детей с ограниченными возможностями наблюдается стойкость отставания в речевом развитии. Такие дети с трудом вступают в речевое общение, их ответы односложны и эхалоличны.  Эти дети предпочитают выполнять действия без вмешательства речи.

         С использованием  логопедического тренажера «Дэльфа-142.1»  можно формировать у обучающихся связное высказывание. Эта работа проводится в меню «Текст». Здесь представлены два вида упражнений: «Пересказ» и «Рассказ по картине». В упражнении «Пересказ» обучающийся  отвечает на вопросы после текста и выбирает правильные слова. Упражнение предназначено для работы над связным текстом разного уровня сложности.

  «Рассказ по картине» - обучение самостоятельному рассказу. Главное место занимает на экране картина, внизу пишется название и художник, написавший картину. Таким образом, это упражнение может являться и примером эстетического воспитания детей. Работа в меню «Текст», как было сказано выше, состоит из двух этапов:

•        пересказ;

•        рассказ по картине.

Связное высказывание или текст является наиболее сложной языковой единицей. Сложность текста состоит в его многокомпонентности и многозначности.  

             В упражнении «Пересказ» дается небольшой сложности текст, и обучающийся может сделать до трех попыток ответить на вопросы. Каждая ошибка сопровождается звуковым сигналом и подсказкой. Упражнение обучает пересказу текстов разного уровня сложности (всего 7 уровней сложности). Виды работы во всех уровнях одинаковы:  чтение, ответы на вопросы, поиск слов, которые встречались в тексте.

Упражнение «Рассказ по картине» мною используется  для работы с обучающимися 3 - 7 классов. В упражнениях "Рассказ по картине" представлены на выбор 21 картина русских художников (портреты, сюжетные картины и пейзажи), к каждой картине подобран музыкальный отрывок, соответствующий ее эмоциональному фону, вопросы сопровождаются выделением на экране смысловых частей картины, предоставляется возможность использовать при необходимости готовую лексику для описания, даны образцы текстов-описаний.  Сначала обучающемуся предлагается рассмотреть картину, познакомиться с ее названием и автором, затем подробно проанализировать картину (ответить на вопросы). Одновременно на репродукции высвечивается тот объект, о котором спрашивается, а остальное изображение затеняется. Если ребенок затрудняется в ответе на вопросы, учитель-логопед  может вывести на экран опорную лексику. На следующем этапе работы мы возвращаемся к рассматриванию картины. Появляется репродукция, с которой учитель - логопед и обучающийся работают с высвечиванием того или иного объекта с помощью курсора. Учитель-логопед, высвечивая один объект за другим, имеет возможность задавать последовательность их описания, т.е. картинный план рассказа. В ходе повторного анализа изображения эффективно проводить работу по подбору определений, эпитетов, сравнений, глагольной лексики, уточнять грамматические формы и конструкции, планируемые для использования в тексте рассказа. На этом этапе уже можно приступать к составлению рассказа обучающимся. При этом ключевые слова учитель-логопед может выводить на экран на какое-то определенное время, чтобы обучающийся мог «подсмотреть» их или на все время работы по составлению рассказа. Кроме того, в качестве опоры могут быть использованы образцы рассказов, представленные на экране и являющиеся как бы развернутыми планами текста. Важно отметить, что при работе на тренажере задействованы зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, обучающиеся имеют возможность сравнивать, обобщать представления об окружающей действительности.

Представлю этапы работы по составлению рассказа на примере.

Индивидуальное логопедическое  занятие с обучающейся 6 кл. Дашей Н.      

Тема: Описание репродукции картины Левитана И. «Золотая осень».

Цель: Формирование связного речевого высказывания.

Задачи:

            1. Учить самостоятельному рассказу по картине.

            2. Развивать устную речь, обогащать  активный словарь.

            3. Воспитывать чувство прекрасного.

Ход занятия.

1 этап. На мониторе расположена репродукция картины Левитана И. «Золотая осень», звучит  музыкальное сопровождение. Даше предлагается самостоятельно описать картину.

«Я вижу березы, небо, речку. Красиво» - говорит девочка. На этом его рассказ закончен.

2 этап. Я предлагаю ребенку включить задание № 2, которое состоит из восьми наводящих вопросов по картине. Вопросы следующие:

  • Что изображено на картине? Какое время года?

Даша: «Ранняя осень. Яркий солнечный день».

  • Рассмотри березки на первом плане. Какие цвета использовал художник для них?

Даша: «Красавицы-березки. Желтые, золотые, оранжевые листочки».  

-Рассмотри эти деревья. Какие они?

-Они голые. Листочки уже облетели.

-На кого похожи эти березки?

-Березки похожи на девушек. Они веселые. Водит хоровод.

-С кем можно сравнить одинокую березку?

-Она похожа на девушку. Отошла от подруг, задумалась, смотрится в воду.

-Какого цвета вода в реке? Какого цвета небо?

-Холодная, синяя вода. Небо светло-голубое.

-О чем хотел рассказать художник в это картине?

-О красоте осенней природы.

-Какое настроение вызывает картина? Что тебе больше всего понравилось?

Все вопросы Даша читает самостоятельно, учитель-логопед лишь помогает понять смысл вопроса, изменяя формулировку. В нижнем окошечке появляются высказывания- подсказки.

3 этап. Фрагменты  картины зашумлены, нужно прослушать еще раз музыкальный франмент.

4 этап. Дается текстовое описание картины. Даша читает вслух.

5 этап. Самостоятельное составление рассказа.

6 этап. Итог.

-Какой рассказ, Даша, та составляла? Что больше всего понравилось тебе в этой картине?

Таким образом, очевидна актуальность применения компьютерных технологий в обучении детей с нарушениями когнитивных функций, формирования новых возможностей их восстановления. Вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация с помощью средств образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, корригировать уже имеющиеся нарушения и значительно снижать степень социальной недостаточности, достигать максимально возможного для каждого ребенка уровня социальной интеграции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся школы с нарушениями речи

У обучающихся школы с нарушениями речи к началу школьного обучения  недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Особен...

Рабочая программа психологического сопровождения "Формирование пространственных представлений" для обучающихся с речевыми нарушениями (1-й класс)

Представлена рабочая программа психологического сопровождения обучающихся 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, вариант 5.1) "Формирование пространственных п...

Мультимедийный тренажер. Тема "Обращение" русский язык, 9 класс (АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Авторская разработка.  Русский язык, 9 класс (АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)...

Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...

Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения

laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....