ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА «ДЭЛЬФА - 142.1» В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
план-конспект занятия (6 класс) на тему
При использовании возможностей логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» у обучающихся формируется связное высказывание. Эта работа проводится в меню «Текст». Здесь представлены два вида упражнений: «Пересказ» и «Рассказ по картине». Важно отметить, что при работе на тренажере задействованы зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, обучающиеся имеют возможность сравнивать, обобщать представления об окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_logopedicheskogo_trenazhera.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Н. Клюкина
ГКОУ СО «Красноуральская школа»
городской округ Красноуральск
ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ТРЕНАЖЕРА «ДЭЛЬФА - 142.1» В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Когнитивные нарушения – это собирательное обозначение различных нарушений высших мозговых функций вследствие расстройства процессов получения, переработки и анализа информации. Они обычно связаны с органическим поражением больших полушарий головного мозга. Расстройство функций может выражаться в нарушении памяти, внимания, психомоторной координации, речи, гнозиса, праксиса, счета, мышления, ориентации, планирования и контроля психической деятельности (журнал "Здравоохранение", №12-2009).
Когнитивное и речевое развитие тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие познавательной деятельности и речи характеризуется специфическими особенностями (Выготский Л.С., Жинкин Н.И., Дубовский В.М., Лурия А.Р, Люблинская А.А., Пиаже Ж., Рубинштейн СЛ.). Развитие речи широко базируется на развитии познавательной деятельности, но не должно смешиваться с ним. Известно, что уровень речевого развития детей с идиотией, имбецильностью, дебильностью существенно различается. Снижение интеллектуального развития отрицательно сказывается на процесс речевого развития. Однако отсутствует явная непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Так среди детей с умственной отсталостью в степени дебильности определенная часть детей имеет достаточный уровень развития импрессивной и экспрессивной речи. У другой части детей отмечается гораздо более низкий уровень речевого развития, который сочетается с разнообразными нарушениями речи. Уровень речевого недоразвития большой части умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.
Для детей с отклонениями в развитии характерно тотальное недоразвитие всех нервно – психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушением моторики, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы и речи. Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности. Нередко у детей с ограниченными возможностями наблюдается стойкость отставания в речевом развитии. Такие дети с трудом вступают в речевое общение, их ответы односложны и эхалоличны. Эти дети предпочитают выполнять действия без вмешательства речи.
С использованием логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» можно формировать у обучающихся связное высказывание. Эта работа проводится в меню «Текст». Здесь представлены два вида упражнений: «Пересказ» и «Рассказ по картине». В упражнении «Пересказ» обучающийся отвечает на вопросы после текста и выбирает правильные слова. Упражнение предназначено для работы над связным текстом разного уровня сложности.
«Рассказ по картине» - обучение самостоятельному рассказу. Главное место занимает на экране картина, внизу пишется название и художник, написавший картину. Таким образом, это упражнение может являться и примером эстетического воспитания детей. Работа в меню «Текст», как было сказано выше, состоит из двух этапов:
• пересказ;
• рассказ по картине.
Связное высказывание или текст является наиболее сложной языковой единицей. Сложность текста состоит в его многокомпонентности и многозначности.
В упражнении «Пересказ» дается небольшой сложности текст, и обучающийся может сделать до трех попыток ответить на вопросы. Каждая ошибка сопровождается звуковым сигналом и подсказкой. Упражнение обучает пересказу текстов разного уровня сложности (всего 7 уровней сложности). Виды работы во всех уровнях одинаковы: чтение, ответы на вопросы, поиск слов, которые встречались в тексте.
Упражнение «Рассказ по картине» мною используется для работы с обучающимися 3 - 7 классов. В упражнениях "Рассказ по картине" представлены на выбор 21 картина русских художников (портреты, сюжетные картины и пейзажи), к каждой картине подобран музыкальный отрывок, соответствующий ее эмоциональному фону, вопросы сопровождаются выделением на экране смысловых частей картины, предоставляется возможность использовать при необходимости готовую лексику для описания, даны образцы текстов-описаний. Сначала обучающемуся предлагается рассмотреть картину, познакомиться с ее названием и автором, затем подробно проанализировать картину (ответить на вопросы). Одновременно на репродукции высвечивается тот объект, о котором спрашивается, а остальное изображение затеняется. Если ребенок затрудняется в ответе на вопросы, учитель-логопед может вывести на экран опорную лексику. На следующем этапе работы мы возвращаемся к рассматриванию картины. Появляется репродукция, с которой учитель - логопед и обучающийся работают с высвечиванием того или иного объекта с помощью курсора. Учитель-логопед, высвечивая один объект за другим, имеет возможность задавать последовательность их описания, т.е. картинный план рассказа. В ходе повторного анализа изображения эффективно проводить работу по подбору определений, эпитетов, сравнений, глагольной лексики, уточнять грамматические формы и конструкции, планируемые для использования в тексте рассказа. На этом этапе уже можно приступать к составлению рассказа обучающимся. При этом ключевые слова учитель-логопед может выводить на экран на какое-то определенное время, чтобы обучающийся мог «подсмотреть» их или на все время работы по составлению рассказа. Кроме того, в качестве опоры могут быть использованы образцы рассказов, представленные на экране и являющиеся как бы развернутыми планами текста. Важно отметить, что при работе на тренажере задействованы зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, обучающиеся имеют возможность сравнивать, обобщать представления об окружающей действительности.
Представлю этапы работы по составлению рассказа на примере.
Индивидуальное логопедическое занятие с обучающейся 6 кл. Дашей Н.
Тема: Описание репродукции картины Левитана И. «Золотая осень».
Цель: Формирование связного речевого высказывания.
Задачи:
1. Учить самостоятельному рассказу по картине.
2. Развивать устную речь, обогащать активный словарь.
3. Воспитывать чувство прекрасного.
Ход занятия.
1 этап. На мониторе расположена репродукция картины Левитана И. «Золотая осень», звучит музыкальное сопровождение. Даше предлагается самостоятельно описать картину.
«Я вижу березы, небо, речку. Красиво» - говорит девочка. На этом его рассказ закончен.
2 этап. Я предлагаю ребенку включить задание № 2, которое состоит из восьми наводящих вопросов по картине. Вопросы следующие:
- Что изображено на картине? Какое время года?
Даша: «Ранняя осень. Яркий солнечный день».
- Рассмотри березки на первом плане. Какие цвета использовал художник для них?
Даша: «Красавицы-березки. Желтые, золотые, оранжевые листочки».
-Рассмотри эти деревья. Какие они?
-Они голые. Листочки уже облетели.
-На кого похожи эти березки?
-Березки похожи на девушек. Они веселые. Водит хоровод.
-С кем можно сравнить одинокую березку?
-Она похожа на девушку. Отошла от подруг, задумалась, смотрится в воду.
-Какого цвета вода в реке? Какого цвета небо?
-Холодная, синяя вода. Небо светло-голубое.
-О чем хотел рассказать художник в это картине?
-О красоте осенней природы.
-Какое настроение вызывает картина? Что тебе больше всего понравилось?
Все вопросы Даша читает самостоятельно, учитель-логопед лишь помогает понять смысл вопроса, изменяя формулировку. В нижнем окошечке появляются высказывания- подсказки.
3 этап. Фрагменты картины зашумлены, нужно прослушать еще раз музыкальный франмент.
4 этап. Дается текстовое описание картины. Даша читает вслух.
5 этап. Самостоятельное составление рассказа.
6 этап. Итог.
-Какой рассказ, Даша, та составляла? Что больше всего понравилось тебе в этой картине?
Таким образом, очевидна актуальность применения компьютерных технологий в обучении детей с нарушениями когнитивных функций, формирования новых возможностей их восстановления. Вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация с помощью средств образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, корригировать уже имеющиеся нарушения и значительно снижать степень социальной недостаточности, достигать максимально возможного для каждого ребенка уровня социальной интеграции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Формирование контекстной ориентации у обучающихся воспитанников с нарушением слуха II ступени обучения специального (коррекционного) образовательного учреждения I-II вида.
Доклад на тему:" Формирование контекстной ориентации у обучающихся воспитанников с нарушение...
Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся школы с нарушениями речи
У обучающихся школы с нарушениями речи к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Особен...
Рабочая программа психологического сопровождения "Формирование пространственных представлений" для обучающихся с речевыми нарушениями (1-й класс)
Представлена рабочая программа психологического сопровождения обучающихся 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи, вариант 5.1) "Формирование пространственных п...
Мультимедийный тренажер. Тема "Обращение" русский язык, 9 класс (АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Авторская разработка. Русский язык, 9 класс (АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)...
Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...
Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения
laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...
Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....