Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»
методическая разработка
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обучающиеся с ТНР и ЗПР испытывают затруднения в усвоении учебных программ, что, помимо прочего, обусловлено наличием речевых нарушений
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru
Доклад на тему «Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»
Составил:
Любомирская Э.П.,
учитель-логопед,
высшая категория
2018 год.
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается доклад на тему «Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения» (слайд 1)
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. (слайд 2)
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (слайд 3). Все обучающиеся с ТНР и ЗПР испытывают затруднения в усвоении учебных программ, что, помимо прочего, обусловлено наличием речевых нарушений (слайд 4):
- словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем;
- нарушена звуковая сторона речи;
- нарушен грамматический строй речи;
- скудная диалогическая речь;
- отсутствует способность построить монолог;
- отсутствует логическое обоснование своих выводов и утверждений.
Речевые нарушения, в свою очередь приводят к нарушению процесса коммуникаций (слайд 5):
- дети часто не понимают друг друга;
- не могут вести разговор с друзьями;
- вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём;
- не стремятся к сотрудничеству;
- используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью.
На фоне всех этих недостатков отмечается и недостаточность общей культуры поведения детей.
Таким образом, несовершенство коммуникативных умений учащихся с ТНР и ЗПР осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации. В то же время современная социальная действительность требует от детей с отклонениями в развитии умения читать, писать, излагать собственные мысли в устном и письменном виде, соблюдать речевую культуру. В связи с этим высокую актуальность приобретает формирование речевой компетенции у перечисленных категорий детей.
Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции и представляет собой практическое овладение языком, базовыми умениями и навыками использования его словарного запаса, грамматического строя, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм в процессе коммуникации, овладение всеми видами речевой деятельности для восприятия и порождения речевых высказываний в жизненно важных ситуациях общения. (слайд 6)
Речевая компетенция детей с нарушениями речи, которые прошли дошкольную коррекционную программу, при поступлении в школу в большинстве случаев все равно остается недостаточной, что объясняется их психологическим и психическим развитием. Даже у таких детей в первом классе речевые нарушения усугубляются, т.к. происходит смена игровой деятельности на учебную, и переключится таким детям гораздо труднее. В случае если ребенок не проходил предшкольную логопедическую подготовку, задачи коррекции его речи необходимо решать на первой ступени его обучения в школе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к числу метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования относится активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. (слайд 7)
Для достижения наибольшей эффективности логопедического воздействия, коррекционная работа должна проводиться в тесном взаимодействии с учителями начальных классов и учителями письма и чтения. Формирование речевой компетенции должно проводиться по следующим взаимосвязанным направлениям (слайд 8):
- развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;
- формирование и расширение лексической стороны речи;
- практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;
- формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).
У логопеда и учителя начальных классов единая цель коррекционного обучения - дать качественное образование школьникам, но различные задачи взаимодополняющие друг друга: логопед устраняет речевые дефекты, развивает устную и письменную речь до такого уровня, на котором ребенок смог бы успешно обучаться в школе; учитель начальных классов продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, приобретенные в процессе логопедической работы. (слайд 9)
При формировании речевой компетенции детей с ТНР и ЗПР учителю важно учитывать следующие принципы: (слайд 10)
- принцип индивидуального подхода – применяется уже при подборе заданий для ребенка с речевыми нарушениями. Предпочтение отдается не репродуктивным формам работы (списать, вставить пропущенную букву, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речемыслительную деятельность ученика – подбираются такие задания, которые помогут активизировать речь в разных видах деятельности, значимых для ребенка; расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью; насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина); формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы;
- принцип динамичности восприятия учебного материала – предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического;
- принцип продуктивной обработки информации - в учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание;
- принцип развития и коррекции высших психических функций - основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания;
- принцип мотивации к учению - подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню - сделаю);
- принцип проявления педагогического такта – подразумевает постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременную и тактическую помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Работу учащихся с ТНР и ЗПР принято оценивать иначе, чем работу других учеников. Значительно важнее нормативной оценки создание для таких учеников благоприятного психологического климата на уроке. Оценка должна ставиться, прежде всего, за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать и за количество самостоятельно обнаруженных, исправленных, а не допущенных им ошибок. Ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося. Ошибки логопатического характера подразделяются на:
- ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуск букв и слогов; перестановка букв и слогов; недописывание букв и слогов; наращивание слов лишними буквами и слогами; искажение слова; слитное написание слов и их произвольное деление; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений; замена одной буквы на другую; нарушение смягчения согласных; (слайд 11)
- ошибки, обусловленные несформированностью лексико–грамматической стороны речи: аграмматизмы; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок. (слайд 12)
В качестве широко распространенного логопедического приемы в практике учителей начальных классов можно отметить логопедические пятиминутки. Они проводятся на одном из уроков, планируются на неделю по следующим разделам:
- развитие артикуляционного аппарата;
- работа над общей и мелкой моторикой;
- преодоление лексико-грамматического недоразвития;
- развитие речевого дыхания и фонематического слуха.
Желательно посвятить логопедические пятиминутки одной лексической теме. Пример логопедических пятиминуток на неделю по лексической теме «Насекомые» представлен на слайде 13. Описание упражнений представлено на слайдах 14-18.
Таким образом, взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов значительно повышает результативность работы с обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития, у детей происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности.
Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Обучающиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у обучающихся с нарушениями речи происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. У большинства учеников прослеживается активность в общественной жизни, стремление к дальнейшему образованию, добросовестное отношение к труду в разных видах профессиональной деятельности. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации и успешной самореализации. (слайд 19)
Доклад окончен.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-148933-1353487016.jpg)
Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»
Значительное количество детей с ДЦП имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м – 4 лет. Эти дети...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/28/picture-409234-1727494109.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся школы с нарушениями речи
У обучающихся школы с нарушениями речи к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Особен...
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», адаптированная для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», адаптированная для обучающихся с тяжелыми...
Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи
Выступление на педагогическом совете посвещено формированию коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи. Речь является важным условием и средством комму...
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)
Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)Тема: Грамматическое оформление предложения. Наречие.Цель: коррекция дисграфии, обусловленной наруш...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/06/picture-872698-1483688772.jpg)
Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения
laquo;Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205409-1361033430.jpg)
Сложности формирования математических представлений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Материал раскрывает одну из причин учебной дезадаптации обучающихся с тяжелыми нарушениями речи- сложности формирования математических представлений. Особенности усвоения навыков счета детьми с ТНР ча...