Презентация:Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения
презентация к уроку

Любомирская Элина Петровна

«Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи»

 

Иоганн Готфрид Гердер 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения подготовила Любомирская Элина Петровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27» г. Углегорска 2018 г.

Слайд 2

«Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве речи» Иоганн Готфрид Гердер

Слайд 3

Тяжелые нарушения речи ( ТНР ) – стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Слайд 4

Речевые нарушения детей с ТНР и ЗПР словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем; нарушена звуковая сторона речи; нарушен грамматический строй речи; скудная диалогическая речь; отсутствует способность построить монолог; отсутствует логическое обоснование своих выводов и утверждений.

Слайд 5

Нарушения процесса коммуникации детей с ТНР и ЗПР часто не понимают друг друга; не могут вести разговор с друзьями; вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём; не стремятся к сотрудничеству; используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды)

Слайд 6

Речевая компетенция Лексика Грамматика Фонетика Устная речь монологическая диалогическая Письменная речь монологическая диалогическая

Слайд 7

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) 6. Стандарт направлен на обеспечение […] : условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. 8. […] Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника […] : доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение […] 10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать […] : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций […] 11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать […] : активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; […] готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий […] . ФГОС НОО (1-4 кл.), утв. приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009

Слайд 8

Направления взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционной работы развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире; формирование и расширение лексической стороны речи; практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений; формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию)

Слайд 9

Цели и задачи коррекционного обучения у логопеда и учителя Логопед Учитель Дать качественное образование школьникам устранить речевые дефекты начать развивать устную и письменную речь продолжить развивать устную и письменную речь

Слайд 10

Принципы формирования речевой компетенции у детей с ТНР и ЗПР принцип индивидуального подхода; принцип динамичности восприятия учебного материала; принцип продуктивной обработки информации; принцип развития и коррекции высших психических функций; принцип мотивации к учению; принцип проявления педагогического такта.

Слайд 11

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила) ; недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли) ; наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «котораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква) ; искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька) ; слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала) ; неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером» ; замена одной буквы на другую – «трюх» (трех), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги) ; нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон», (конь).

Слайд 12

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико – грамматической стороны речи : аграмматизмы – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят) ; слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге» .

Слайд 13

Расписание логопедических пятиминуток на неделю по лексической теме «Насекомые» День недели Направление работы Упражнения Понедельник Артикуляционная гимнастика Упражнение «Заборчик» Упражнение « Блинчик » Упражнение «Чашечка» Упражнение «Лошадка» Упражнение «Вкусное варенье» Вторник Развитие речевого дыхания и силы голоса Упражнение «Пчела» Среда Развитие мелкой моторики Упражнение «Жук» Четверг Речевая зарядка (проговаривание стихотворения по мнемотаблице) Упражнение «Пчела и цветок» Пятница Синхронизация речи с движением Упражнение «Бабочка»

Слайд 14

Упражнения по артикуляционной гимнастике

Слайд 15

Результаты формирования речевой компетенции у обучающихся с ТНР и ЗПР Обучающиеся с ТНР и ЗПР: осознают цели и условия общения; сознательно пользуются языковыми средствами для решения коммуникативных задач; активно взаимодействуют в конкретной ситуации общения; овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения; руководят коллективными формами работы; правильно реагируют на различные ситуативные факторы общения; ведут активную общественную жизнь; стремятся к дальнейшему образованию; добросовестно относятся к труду в разных видах профессиональной деятельности.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»

Значительное количество детей с ДЦП  имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м  – 4 лет. Эти дети...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», адаптированная для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса к учебнику О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ», адаптированная для обучающихся с тяжелыми...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 3 КЛАССА

Рабочая программа по физической культуре, рассчитана по три часа в неделю. Календарно-тематическое планирование 3 класс....

Конспект фронтального занятия для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на тему «Звук « К» ».

Конспект фронтального занятия для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на тему «Звук  « К» »....

Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)

Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)Тема: Грамматическое оформление предложения. Наречие.Цель: коррекция дисграфии, обусловленной наруш...

Формирование речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психологического развития как одно из условий успешной самореализации и высокой активности школьников в процессе обучения»

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией . Все обуча...

Презентация "Формирование лексико – грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Для того, чтобы логопедическое воздействие на первоначальных этапах работы с безречевыми детьми оказалось зафиксированным необходимо начинать работу по «грамматическому» развитию как можно...