Конспекты занятий по развитию сенсорики
план-конспект на тему

Удалова Эльвира Яковлевна

Конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема коррекционного занятия по развитию сенсорики

и психомоторных процессов:

Освоение навыков нанизывания и шнуровки

«Это  вам, ребята, в жизни пригодится»

Цели:

- закреплять понятие сенсорных эталонов  -  цвет, форма, величина;

-  развивать мелкую моторику;

-  совершенствовать практические действия с нанизыванием и шнуровкой с целью подготовки к урокам профессионально – трудового обучения.

Тема коррекционного занятия по развитию сенсорики

и психомоторных процессов:

Освоение навыков нанизывания и шнуровки

«Это  вам, ребята, в жизни пригодится»

Задачи:

- закреплять понятия сенсорных эталонов  -  цвет, форма, величина;

-  развивать мелкую моторику;

-  совершенствовать практические действия с нанизыванием и шнуровкой с целью подготовки к урокам профессионально – трудового обучения.

Оборудование: деревянные геометрические бусы,   игры-шнуровки, мячи-ёжики,   массажные варежки,  верёвочки,   бельевые прищепки, кусочки ткани.

Ход занятия

Разминка.      Упражнения для развития мелкой моторики.

  1.  Упражнения с мячами – ёжиками:

- взять большой жёсткий мяч (назвать цвет), покатать между ладонями;

- взять маленькие массажные мячики с шипами, катать по столу.

2. Самомассаж  массажными варежками, (поглаживающие и разминающие движения по каждому пальчику от кончика до основания), определить правую и левую руки, назвать цвет варежки.

              Проговаривание.  

Чтоб здоров пальчик наш,

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём

И к другому перейдём.                                              

Тренировочные упражнения.

Нанизывание.

 Собрать цветные геометрические деревянные бусы, чередуя кубик и шарик.

Прищипывание.  

Прицепить бельевые прищепки на ткань, чередуя прищепки по цветам.

Прицепить прищепки на верёвочку, сосчитать сколько их.

Шнуровка.

Пришить крупные деревянные пуговицы к деревянному брусочку, назвать форму и цвет пуговиц.

Заключение.

Снять усталость с рук – потрясти кистями   рук.

Рефлексия.

 Что делали на занятии?

Какие упражнения выполняли?

Что больше всего понравилось?

Поблагодарить детей за занятие.

ТЕМА: Особые  свойства предметов.  Восприятие поверхности           предметов наощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

ЦЕЛЬ: Восприятие различного вида поверхности предметов на ощупь через развитие тактильных ощущений.

ЗАДАЧИ: Образовательные:

  • продолжать формировать обобщенные представления о предметах, имеющих различные виды поверхности;
  • учить различать виды поверхности и дифференцировать их;
  • закрепить знания о том, что поверхности бывают разные (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

Коррекционные:

  • учить сравнивать предметы с различными поверхностями и на основе этого делать умозаключения;
  • развивать тактильную память;
  • обогащать речь учащихся словами, характеризующими поверхность предмета.

Воспитательные:

  • формировать навыки техники безопасности при определении поверхности предметов на ощупь;
  • пробудить интерес к особым свойствам предметов (поверхности) и желание использовать полученные навыки для практического применения.

Оборудование:

Светильник «Плавающие  рыбки», мячи резиновые гладкие и мячи-ёжики, дощечки с цифрами из шершавой бумаги; различные предметы с гладкой, шершавой, колючей и  пушистой поверхностью; коврик пушистый и с шипами.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Оргмомент.

        Приветствие учителя. Концентрация внимания учащихся. Эмоционально-психологический настрой.

II. Основная часть.

        Для работы на занятии нам нужны будут глаза и руки. Подготовим их к работе. Проведем разминку.

1.  Упражнения для глаз – зрительная разминка.

Фиксация взгляда с чередованием.

Посмотреть несколько секунд на светильник «Плавающие рыбки», а затем несколько секунд  вдаль. Поочередно проделать упражнение 3 раза.

Моргание.

Часто-часто поморгать глазами, а затем закрыть их (3 раза).

2. Упражнения  на развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Ладонь-кулак».

            Руки ладонями вниз лежат на столе, затем одновременно  сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

«Хочешь? Делай тоже так:

То – ладонь, а то – кулак.

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки,

Они появились».

             Разминочные упражнения с гладкими мячами и мячами-ёжиками разных размеров.

              Обе ладошки положить на поверхность мяча и делать вращательные движения, движения вперед-назад, влево-вправо. Сначала разминку провести с самым большим мячом, затем со средним по размеру и закончить самым маленьким.

По ходу указать на восприятие ощущений.

Какая поверхность у этих мячей? (Гладкая)

Что имеется на этих мячах? (Шипы)

Что они делают? (Покалывают)

           Упражнение с резиновой полоской с шипами – перебирать или передвигать её пальчиками, сначала одной рукой, а потом другой.

        Что делают шипы? (Чуть покалывают)

                       Следующая игра будет связана с темой нашего занятия – определение на ощупь поверхности предмета.

                         

                    Словарная работа:   поверхность.

Игра «Определи цифру» (из  шершавой бумаги).

Определить на ощупь с завязанными глазами 2-3 цифры на дощечке, на которой цифры сделаны из  наждачной бумаги. Задействовать все пальцы.

Какая поверхность у дощечки? (Гладкая).

Какая поверхность у цифры? (Шершавая).

Из чего сделаны цифры? (Из наждачной бумаги).

                   Словарная работа:  наждачная.

             Дать каждому ребенку по кусочку наждачной бумаги и на них наглядно объяснить правила   обращения с предметами.

3. Знакомство с правилами техники безопасности при определении  поверхности предметов на ощупь:

  • рассказ педагога о правилах;
  • практические действия с наждачной бумагой;
  • ответы учащихся на вопросы по правилам.

4. Сообщение педагога.   Новый материал.

Какая поверхность у стола? (Гладкая).

Какая поверхность была у цифры? (Шершавая).

                 Поверхности у предметов бывают разные. Сегодня мы будем знакомиться с такими видами  поверхности, как гладкая, шершавая (уже познакомились) и колючая, пушистая.

5. Знакомство с предметами с разной поверхностью:

  • практические действия по обследованию поверхности (ощупать);
  • сравнение двух видов  поверхностей;
  • вопросы детям – какие ощущения они испытывают, что чувствуют?

Предъявить детям предметы:

с гладкой поверхностью

мяч резиновый

ведёрко пластмассовое

ткань атласная

брусок деревянный (строганый)

с шершавой поверхностью

бумага наждачная

брусок деревянный (нестроганый)

салфетка для мытья посуды

губка для мытья посуды

с колючей поверхностью

ёршики для мытья бутылок

щётки для чистки ванны

дощечка с гвоздями

с пушистой поверхностью

варежки пуховые

кусочки меха натурального (кролик)

мягкая игрушка

              Педагог показывает, дети ощупывают осторожно каждый предмет, называют вид поверхности и складывают все предметы на левую часть рабочего стола.

             Словарная работа:  гладкая, шершавая, колючая, пушистая.

6. Обобщение.

                   Подвести учащихся к выводу о том, что у разных предметов бывают разные поверхности. Со всеми этими предметами мы встречаемся в жизни, в окружающем нас мире, и надо быть очень осторожным, прежде чем прикоснуться к какому-либо предмету.

III. Закрепление.

         Какие виды поверхностей бывают?

  • Гладкие
  • Шершавые
  • Колючие
  • Пушистые

          Покажите мне предмет с гладкой поверхностью, с шершавой и т.д.

      А теперь разделите все предметы  на 4 части.

      Положите все предметы с гладкой поверхностью в правый верхний угол стола.

     Предметы с шершавой поверхностью в правый нижний угол.

     Предметы с пушистой поверхностью положите в левый нижний угол.

     Остались предметы с какой поверхностью? (С колючей).

     В каком углу? (Правом верхнем).

     

       Упражнение на закрепление определения поверхности через тактильное ощущение ногами.

    Ощущать поверхность предмета можно не только руками, но и ногами. Сейчас мы с вами проделаем такое упражнение.

         Предложить ребятам с закрытыми глазами пройти сначала по колючему (резиновому) коврику, а затем по пушистому.

        Какие ощущения испытывали, когда шли сначала по одному коврику, а потом по другому?

                       (По одному идти было приятно, а другой покалывал).

IV. Итог занятия.

Что нового узнали на занятии?

Какие новые слова узнали?

Как надо обращаться с предметами?

С каким настроением уходите с занятия?

Тема: Восприятие формы, цвета и величины

 геометрических фигур.

Задачи: Формировать эталонные представления о форме, величине, цвете геометрических фигур.

Оборудование: массажные резиновые мячи с шипами, деревянные валики с шипами, «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурами, набор вкладышей с геометрическими фигурами, набор квадратов и кругов разной величины.

                              Ход занятия.

1. Упражнения для развития мелкой моторики.  

Пальчиковая разминка.

                  А сейчас, как обычно, вспоминаем о наших незаменимых помощниках - пальчиках. Приготовили руки – выполнение «свободных» движений кистями обеих рук:

                        Вот помощники мои,

                        Их как хочешь поверни -

                        Так и эдак, эдак – так –

                        Не обидятся никак.

Упражнения с мячами и валиками.

               Катание между ладонями сначала пластмассовых мячей с шипами, а затем деревянных валиков с шипами.

             Молодцы! Похвалите свои руки за активную работу, похлопайте в ладоши.

2. Зрительная гимнастика.

         Теперь нашего внимания ждут глазки – другие наши незаменимые помощники. Пусть они станут нашими лучшими помощниками:

            - моргание – 20 сек;

            - зажмуривание 10 сек, моргание – 5 сек;

            - стрельба глазами влево – вправо, вверх – вниз.

3. Упражнения с геометрическими фигурами.

Каждую фигуру на свое место  (на Доске Сегена).

Назвать геометрическую фигуру, ее цвет и вложить на свое место в соответствующую прорезь.

Игра «Волшебный мешочек».  Найди пару.

       Найти на ощупь в непрозрачном мешочке геометрическую фигуру по образцу, предложенному педагогом, или по вербальной инструкции педагога. Достать из мешочка, назвать цвет.

 4. Физпауза.

           Поочередное разгибание пальцев правой (затем левой) руки, начиная с большого:

                             Можно пальчики считать:

                             Раз, два, три, четыре, пять.

                             На другой руке – опять:

                             Раз, два, три, четыре, пять.

             

5. Упражнения с геометрическими фигурами.

Составление серационного ряда.

     Построить серационный ряд по величине из квадратов или кругов, чередуя фигуры: самый большой квадрат, средний по величине квадрат, самый маленький квадрат.                Также с кругами.

Из каких фигур состоит машина?

   Педагог показывает картинку с изображением машины, состоящей из геометрических фигур, и просит определить, какие геометрические фигуры и в каком количестве включены в конструкцию машины.

6. Обобщение.

           - Какие геометрические фигуры запомнили?

           - Какого цвета были геометрические фигуры?

           - Какие по величине бывают геометрические фигуры?

7. Рефлексия.

       - Назови свой любимый цвет, геометрическую фигуру.

Тема: Ориентировка на плоскости

Задачи: Учить определять пространственное положение на листе бумаги Ии поверхности стола.

Оборудование: листы бумаги, модели геометрических фигур, набор школьных принадлежностей.

                                  Ход занятия.

1. Упражнения для развития мелкой моторики.

                                       Массаж рук.

           Чтоб здоров был пальчик наш, сделаем ему массаж.

            Посильнее разотрем и к другому перейдем.

  Учитель делает массаж пальцев ребенку.

               Пальчиковая гимнастика.

                 Две избушки.

Две избушки плотно закрыты.                  (держать перед собой кулаки)

Открой свет                                                (разжать пальцы)

И впусти свет!                                     (поднять руки вверх, посмотреть на них)

     Сортировка мелких предметов.

Разделить в две емкости шарики и дольки.

Определить, что одна емкость находится справа, а другая слева.

          Упражнение для рук.     Где право, где лево?

Которая рука правая? Которая рука левая?   (поднять руки поочередно)

Правой – влево мы толкаем,                     (толчковые движения влево)

Левой вправо нажимаем.                          (толчковые движения вправо)

Чтоб рукам сильнее стать,                         (сжимать кулачки)

Нужно их тренировать.                              (разжимать пальчики)

2. Упражнения на ориентировку на поверхности листа бумаги

          Показать на листе бумаги, где находится центр листа, верхний правый и верхний левый угол, нижний правый и нижний левый угол.

                   Дидактическая игра «Что где находится»

Дети располагают геометрические фигуры по заданию на листе бумаги:

                  на середину (в центр) листа – треугольник,

                  в правый верхний угол  - круг,

                  в левый верхний угол – квадрат,

                  в правый нижний угол – овал,

                  в левый нижний угол – прямоугольник.

Вопросы:

-Что лежит в верхнем правом углу?  В левом нижнем?

-Где лежит овал? Квадрат? Треугольник? Прямоугольник?

Отвечая, дети используют пространственные обозначения.

 3. Физпауза.         

                    « Любопытная Варвара»

      Любопытная Варвара смотрит влево,

     Смотрит вправо.

Повороты головы вправо, влево.

4. Упражнения на ориентировку на поверхности стола.

                       Дидактическая игра «Что где лежит»

По заданию педагога дети размещают учебные принадлежности на парте:      - Альбом для рисования положите перед собой посередине  (в центре) стола.

- Простой карандаш положите справа от альбома.

- Цветные карандаши положите слева от альбома.

- Ластик положите вверху.

- Точилку положите внизу.

           

                      Вопросы:

- Что лежит в центре стола?

- Где лежит ластик? Карандаш? И т. д.

Отвечая, дети используют пространственные обозначения.

5. Обобщение.

     Покажите, где правая сторона, где левая; где верх, где низ.

6. Рефлексия.

  - Назовите слова, обозначающие пространственные отношения, которые вы запомнили.

Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Где моя мама?"

Методическая разработка занятия по развитию речи в  младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи"Как мы лечили петушка"

Программные задачи: Закрепить знание домашних животных и птиц. Развивать правильную артикуляцию при звукоподражении голосам животных. Активизировать в речи слова; петушок, гусь, овечка, собачка, куроч...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе по теме" Звуки К-КЬ"

Конспект занятия в старшей группе по разфитию фонетической стороны речи...

конспект занятия по развитию речи

Предлагаю свои конспекты по развитию речи, которые использовала в работе с детьми со сложной структурой дефекта....

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии

Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...