тематическое планирование по предмету математические представление и конструирование 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
развернутое тематическое планирование по предмету математические предсавления и конструирование 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_predstavleniya.docx | 60.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по предмету: «Математические представление и конструирование» 5 год обучения.
Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» разработана на основе:
- Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - Ф3
- «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.
Цель программы по предмету «Математические представления и конструирование» направлена на усвоение детьми элементарных научных понятий.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
- Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.
- Формирование практических навыков в счёте, вычислении, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
- Формирование элементарных общеучебных умений.
- Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.
- Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
- Общее развитие учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
- Формирование у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельностью доступной их восприятию «картины мира».
На 5 году обучения на данном предметы изучаются следующие разделы.
- Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположение их в пространстве.
- Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно – разборными, мозаикой, палочками).
- Количественные представления (в пределах 5).
- Представления о форме (плоскостные формы: многоугольник, прямоугольная призма, объемные формы: брусок).
- Представления о величине.
- Пространственные представления (умение определять пространственное расположение объектов относительно друг друга).
- Временные представления (закрепление временных представлений: времена года, знакомство с календарем погоды).
Но так как до этого работа в классе велась по программе под редакцией Э.Р. Малера, а данная программа подразумевала усвоение на конец 4 года обучения счета в пределах 10, вследствие чего в программу вносятся изменения. Для части обучающихся класса, которые усвоили программу максимума за прошлый учебный год, запланировать работу над разделом количественные представление в пределах 13.
Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часов, 3 урока в неделю.
Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально – дифференцированного к ним подхода.
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены следующие формы, методы и технологии обучение.
Формы работы:
-урок
- индивидуальная работа с учеником
-коллективная работа
Приёмы обучения:
-сравнение (нахождение и различия, выделения существенных признаков)
-классификация,
- дифференциация,
- установление причинно-следственных связей между понятиями,
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснения и др),
-наглядные (демонстрация, иллюстрации),
-практические (наблюдение, упражнения, экскурсия, игры, самостоятельная работа и др).
Технологии обучения:
- игровые,
-здоровьесберегающие,
-личностно-ориентированные,
- дифференцированного обучения,
-ИКТ.
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.
Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразно. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципами развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребёнка (по Л.С. Выготскому).
На уроках присутствует оценочная система.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике
Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна — две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
-работа выполнена полностью, самостоятельно;
-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
-работа выполнена полностью, но требовалась частичная помощь со стороны педагога и требовалось также дополнительное объяснение задания;
-допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- работа выполнена с помощью педагога;
-допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в работе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с различными учебными предметами (например, альтернативное чтение – упражнение с пиктограммами в рамках работы над разделом пространственное представление, составление знаков дорожного движения – закрепление знаний по предмету ОБЖ, закрепление временных представление – связь с предметов развитие устной речи) и направлениями коррекционно-адаптационной работы.
Календарно-тематическое планирование I четверть
№п/п | № урока в разделе | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | ||
План | Факт | Должны знать | Должны уметь | ||||
Раздел 1. Представление о форме | 3 часа | ||||||
1 | 1 | Пространственные тела и геометрические фигуры: шар, круг | Дидактическая игра: «Волшебное превращение». Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Работа в тетради (изображение шара). Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть шар, круг среди пространственных тел и геометрических фигур | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать круг в рабочей тетради. | ||
2 | 2 | Геометрическая фигура: овал | Дидактическая игра: «Волшебное превращение». Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Работа в тетради Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть овал среди геометрических фигур | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать овал в рабочей тетради. | ||
3 | 3 | Пространственные тела и геометрические фигуры: куб, квадрат | Дидактическая игра: «Волшебное превращение». Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Работа в тетради Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть куб, квадрат среди пространственных тел и геометрических фигур | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать квадрат в рабочей тетради. | ||
Раздел 2. Конструирование | 4 часа | ||||||
4 | 1 | Конструирование фигур из палочек | Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа). | Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. | ||
5 | 2 | Конструирование по объемному образцу – ворота (из 5 деталей) | Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом. | Знать название пространственных тел. | Уметь строить объемную конструкцию, опираясь на наглядный образец. | ||
6 | 3 | Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – ворота (5 деталей) | Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом. | Знать название пространственных тел. Уметь ориентироваться в понятиях: слева, справа, наверх, рядом | Уметь строить объемную конструкцию по словесной инструкции. | ||
7 | 4 | Конструирование знаков дорожного движения из геометрических фигур | Дидактическая игра: « Фабрика дорожных знаков» | Знать название геометрических фигур. | Составлять дорожные знаки из геометрических фигур опираясь на образец | ||
Раздел 3. Представление о величине | 3 часа | ||||||
8 | 1 | Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам | Классификация фигур по одному и двум признакам. Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы. | ||
9 | 2 | Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины | Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины. Комментированное раскрашивание. Дидактические игры на сравнение предметов. | Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры. | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь раскрашивать предметы по определенному признаку не выходя за границы. | ||
10 | 3 | Штриховка изображений объектов различной величины | Штриховка изображений различной величины. Комментированная штриховка. Дидактические игры на сравнение предметов. | Знать и различать понятия: больше, меньше, одинаковые, выше, ниже, тоньше, толще, длиннее, короче, разные. | Уметь различать объекты по высоте и величине, ширине и толщине. Используя в речи выражения: больше, меньше, одинаковые, выше, ниже, толще и тп. Штриховать. | ||
Раздел 4. Количественные представления | 11 ч | ||||||
11 | 1 | Количественные представления: числа и цифры 1,2. | Дидактические игры на узнавание 1, 2 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и различать цифры 1, 2. | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
12 | 2 | Сравнение чисел 1, 2 | Дидактические игры на узнавание 1, 2 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и называть цифры 1, 2. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно | Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
13 | 3 | Состав числа 2 | Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале. | Знать и называть цифры 1, 2. | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
14 | 4 | Количественные представления: числа и цифры 3 | Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и различать цифры 1, 2, 3 | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
15 | 5 | Сравнение чисел 1, 2, 3 | Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и называть цифры 1, 2, 3. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно | Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
16 | 6 | Состав числа 3 | Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале. | Знать и называть цифры 1, 2, 3. | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
17 | 7 | Решение примеров на сложение в пределах 3 | Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 1, 2, 3. Понимать смысл операции сложения. | Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал. | ||
18 | 8 | Решение примеров на вычитание в пределах 3 | Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 1, 2, 3. Понимать смысл операции вычитания. | Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал. | ||
19 | 9 | Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 3» | Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 1, 2, 3. Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно. | ||
20 | 10 | Решение арифметических задач – иллюстраций на наглядном материале в пределах 3 | Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради. | Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания. | ||
21 | 11 | Контрольная работа по итогам I четверти | Выполнение задания в тетради. | Знать весь полученный материал за четверть. | Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть. | ||
Раздел 5. Пространственные представления | 4 часа | ||||||
22 | 1 | Обводка руки учителя, учащегося карандашом соотнесение руки с её контурным изображением. | Дидактические игры: «Сделай, как кукла», «Сделай так же, как нарисовано» Выполнение заданий в тетради. | Знать части тела. | Уметь выполнять действия по наглядному образу, и по словесной инструкции. | ||
23 | 2 | Игровые упражнения на закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения тела. | Игра: «Найди, где я спрятал» | Знать понятия: слева, справа, прямо, назад, наверху, внизу, под, рядом. | Уметь ориентироваться в пространстве по словесной инструкции. | ||
24 | 3 | Игровые импровизации под музыку. | Игра: «Кто это», «Изобрази...» | Знать и называть названия животных, профессий. | Уметь выполнять имитирующие движения под музыку | ||
25 | 4 | Игровые упражнения на перемещение игровых персонажей в пространстве класса. | Игра: «Найди, где я спрятал» | Знать понятия: слева, справа, прямо, назад, наверху, внизу, под, рядом. | Уметь ориентироваться в пространстве по словесной инструкции. | ||
Раздел 6. Временные представления | 2 часа | ||||||
26 | 1 | Закрепление признаков лета и осени | Выделение основных признаков времени года. | Знать времена года, признаки времен года. | Уметь выделять признак времен, описывать время года | ||
27 | 2 | Знакомство с календарем погоды | Работа с календарём погоды | Знать и ориентироваться с пиктограммах | Уметь работать с календарем погоды. |
Календарно-тематическое планирование II четверть
№п/п | № урока в разделе | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | ||
План | Факт | Должны знать | Должны уметь | ||||
Раздел 1. Представление и форме | 2 часа | ||||||
28 | 1 | Выбор предметов, имеющих чётко выраженную геометрическую форму | Дидактическая игра: «Волшебное превращение». Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Работа в тетради Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть геометрические фигуры | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Изображать овал в рабочей тетради. | ||
29 | 2 | Лепка пространственных фигур из пластилина | Дидактическая игра: «Волшебное превращение». Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Работа в тетради Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть геометрические фигуры | Уметь лепить геометрические фигуры по образцу и словесной инструкции. | ||
Раздел 2. Конструирование | 3 часа | ||||||
30 | 1 | Конструирование фигур из палочек | Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа). | Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. | ||
31 | 2 | Конструирование по объемному образцу – мост (из 5 деталей) | Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом. | Знать название пространственных тел. | Уметь строить объемную конструкцию, опираясь на наглядный образец. | ||
32 | 3 | Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – мост (5 деталей) | Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом. | Знать название пространственных тел. Уметь ориентироваться в понятиях: слева, справа, наверх, рядом | Уметь строить объемную конструкцию по словесной инструкции. | ||
Раздел 3. Представление о величине | 2 часа | ||||||
33 | 1 | Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам | Классификация фигур по одному и двум признакам. Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы. | ||
34 | 2 | Обводка изображений объектов различной величины по трафаретам | Обведение изображений объектов различной формы и величины. Комментированное раскрашивание. Дидактические игры на сравнение предметов. | Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры. | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь раскрашивать предметы по определенному признаку не выходя за границы. | ||
Раздел 4. Количественные представления | 10 ч | ||||||
35 | 1 | Количественные представления: числа и цифры 0 | Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3, 0 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и различать цифры 1, 2, 3 и 0 | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
36 | 2 | Сравнение чисел от 0 до 3 | Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3 и 0 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и называть цифры 1, 2, 3 и 0. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно | Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
37 | 3 | Состав чисел в пределах 3 | Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале. | Знать и называть цифры 1, 2, 3 и 0 | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
38 | 4 | Количественные представления: числа и цифры 4 | Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3, 4 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и различать цифры 1, 2, 3, 4 и 0 | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
39 | 5 | Сравнение чисел от 0 до 4 | Дидактические игры на узнавание 0, 1, 2, 3, 4 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно | Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
40 | 6 | Состав чисел в пределах 4 | Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4 | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
41 | 7 | Решение примеров в пределах 4 | Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4 Понимать смысл операции сложения и вычитания | Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал. | ||
42 | 8 | Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 4» | Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4. Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно. | ||
43 | 9 | Решение арифметических задач – иллюстраций на наглядном материале в пределах 4 | Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради. | Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания. | ||
44 | 10 | Контрольная работа по итогам II четверти | Выполнение задания в тетради. | Знать весь полученный материал за четверть. | Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть. | ||
Раздел 5. Пространственные представления | 2 часа | ||||||
45 | 1 | Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха» | Дидактическая игра на листке бумаги «Муха», работа в тетради Упражнение в счете. | Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4 | Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции | ||
46 | 2 | Графический диктант: «В мире животных» | Графический диктант, работа в тетради Упражнение в счете. | Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4 | Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции | ||
Раздел 6. Временные представления | 2 часа | ||||||
47 | 1 | Закрепление признаков зимы | Выделение основных признаков времени года. | Знать времена года, признаки времен года. | Уметь выделять признак времен, описывать время года | ||
48 | 2 | Составление коллажа на сравнение основных признаков времен года: осень и зима | Выделение основных признаков времени года, составление коллективного коллажа | Знать времена года, признаки времен года. | Уметь выделять признак времен, описывать время года, работать в группе |
Календарно-тематическое планирование III четверть
№п/п | № урока в разделе | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | ||
План | Факт | Должны знать | Должны уметь | ||||
Раздел 1. Представление и форме | 3 часа | ||||||
49 | 1 | Знакомство с геометрической фигурой – многоугольник (прямоугольник) | Дидактическая игра: «Волшебное превращение». Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Работа в тетради Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть многоугольник среди геометрических фигур | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Изображать овал в рабочей тетради. | ||
50 | 2 | Рисование фигур по трафаретам и опорным точкам | Повторение название фигур, изображение их по опорным точкам и трафаретам в тетради | Узнавать и называть многоугольник среди геометрических фигур | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Изображать их рабочей тетради. | ||
51 | 3 | Группировка предметов по форме | Классификация фигур по одному и двум признакам. Дидактическая игра: «Угадайка». Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы. | ||
Раздел 2. Конструирование | 4 часа | ||||||
52 | 1 | Конструирование фигур из палочек | Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа). | Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. | ||
53 | 2 | Игровые упражнения с разрезными картинками с использованием образца | Собирание разрезных картинок с использованием образца Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа). | Уметь ориентироваться на плоскости. | ||
54 | 3 | Постройка по образцу из строительного материала с последующим анализом работы – башенка | Конструирование фигур из строительного материала по образцу. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа). | Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из строительного материала по образцу | ||
55 | 4 | Постройка по словесной инструкции из строительного материала с последующим анализом работы – башенка | Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа). | Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из строительного материала словесной инструкции | ||
Раздел 3. Представление о величине | 3 часа | ||||||
56 | 1 | Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам | Классификация фигур по одному и двум признакам. Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы. | ||
57 | 2 | Рисование изображений объектов различной величины по опорным точкам | Изображать предметы различной величины по опорным точкам, пальчиковая гимнастика, работа в тетради | Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам | Обводить объекты по опорным точкам, классифицировать предметы по величине | ||
58 | 3 | Сравнение предметов с помощью руки (кисть, от кисти до локтя), ноги (стопа) | Сравнение предметов по величине, используя подручные вещи. | Меры измерения величин | Сравнивать предметы, используя подручные вещи. | ||
Раздел 4. Количественные представления | 12 ч | ||||||
59 | 1 | Количественные представления: числа и цифры от 0 до 4 | Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3, 4 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и различать цифры 1, 2, 3, 4 и 0 | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
60 | 2 | Сравнение чисел от 0 до 4 | Дидактические игры на узнавание 0, 1, 2, 3, 4 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно | Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
61 | 3 | Состав чисел в пределах 4 | Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4 | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
62 | 4 | Решение примеров на сложение в пределах 4 | Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4 Понимать смысл операции вычитания. | Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал. | ||
63 | 5 | Решение примеров на сложение в пределах 4 | Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4 Понимать смысл операции вычитания. | Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал. | ||
64 | 6 | Решение примеров в пределах 4 | Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4 Понимать смысл операции вычитания. | Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал. | ||
65 | 7 | Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 4» | Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4. Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно. | ||
66 | 8 | Решение арифметических задач (на сложение) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 4 | Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради. | Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания. | ||
67 | 9 | Решение арифметических задач (на вычитание) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 4 | Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради. | Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания. | ||
68 | 10 | Решение арифметических задач– иллюстраций на наглядном материале в пределах 4 | Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради. | Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания. | ||
69 | 11 | Обобщающий урок: «Решение задач» | Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4. Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно. | ||
70 | 12 | Контрольная работа по итогам III четверти | Выполнение задания в тетради. | Знать весь полученный материал за четверть. | Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть. | ||
Раздел 5. Пространственные представления | 5 часа | ||||||
71 | 1 | Выполнение действий в виде указательных жестов и словесных пояснений. | Игра: «Море волнуется», игры на подражание, работа в тетради | Знать понятия на определение пространственного расположения | Сопровождать свои действия словесным пояснением | ||
72 | 2 | Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха» | Дидактическая игра на листке бумаги «Муха», работа в тетради Упражнение в счете. | Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4 | Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции | ||
73 | 3 | Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха» | Дидактическая игра на листке бумаги «Муха», работа в тетради Упражнение в счете. | Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4 | Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции | ||
74 | 4 | Графический диктант: «В мире предметов» | Графический диктант, работа в тетради Упражнение в счете. | Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4 | Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции | ||
75 | 5 | Графический диктант: «В мире предметов» | Графический диктант, работа в тетради Упражнение в счете. | Знать понятия: наверх, налево, направо, вниз. Знать числа в пределах 4 | Уметь ориентироваться на листке бумаге по словесной инструкции | ||
Раздел 6. Временные представления | 3 часа | ||||||
76 | 1 | Наблюдение за подготовке к весне на школьной территории. | Выделение основных признаков времени года. | Знать времена года, признаки времен года. | Уметь выделять признак времен, описывать время года | ||
77 | 2 | Составление коллажа на закрепление признаков зимы и весны | Закрепление признаков весны, составление коллективного коллажа | Знать признаки весны | Работать в коллективе | ||
78 | 3 | Составление коллажа на закрепление признаков зимы и весны | Закрепление признаков весны, составление коллективного коллажа | Знать признаки весны | Работать в коллективе |
Календарно-тематическое планирование IV четверть
№п/п | № урока в разделе | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | ||
План | Факт | Должны знать | Должны уметь | ||||
Раздел 1. Представление и форме | 2 часа | ||||||
79 | 1 | Знакомство с пространственным телом – прямоугольная призма (брусок) | Дидактическая игра: «Волшебное превращение». Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Работа в тетради Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть брусок среди геометрических тел | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Изображать брусок в рабочей тетради. | ||
80 | 2 | Соотнесение плоскостных и объемных форм | Дидактическая игра: «Волшебное превращение». Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Работа в тетради Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть геометрические тела и фигуры | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. | ||
Раздел 2. Конструирование | 3 часа | ||||||
81 | 1 | Конструирование фигур из палочек | Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа). | Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. | ||
82 | 2 | Знакомство с палочками Кюинзенера. Сравнение палочек по цвету и величине. | Знакомство с палочками Кюинзенера. Сравнение их по цвету и величине. Работа в тетради. | Название цветов и понятий по теме «Величины» | Сравнивать предметы по цвету и величине | ||
83 | 3 | Элементарное конструирование из палочек Кюинзенера. | Работа с палочками, конструирование из палочек по образцу | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа). | Выполнять действия с палочками по образцу, сопровождать действия словесным объяснением | ||
Раздел 3. Представление о величине | 2 часа | ||||||
84 | 1 | Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам | Классификация фигур по одному и двум признакам. Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом. | Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам | Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы. | ||
85 | 2 | Сравнение предметов по величине различными способами. | Сравнение предметов по величине, используя подручные вещи. | Меры измерения величин | Сравнивать предметы, используя подручные вещи. | ||
Раздел 4. Количественные представления | 12 ч | ||||||
86 | 1 | Количественные представления: числа и цифры 5 | Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3, 4,5 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и различать цифры 1, 2, 3, 4, 5 и 0 | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
87 | 2 | Сравнение чисел от 0 до 5 | Дидактические игры на узнавание 0, 1, 2, 3, 4, 5 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно | Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
88 | 3 | Состав чисел в пределах 5 | Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5 | Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке. | ||
89 | 4 | Решение примеров на сложение в пределах 5 | Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5 Понимать смысл операции сложения | Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал. | ||
90 | 5 | Решение примеров на вычитание в пределах 5 | Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5 Понимать смысл операции вычитания. | Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал. | ||
91 | 6 | Решение примеров в пределах 5 | Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5 Понимать смысл операции сложения и вычитания | Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал. | ||
92 | 7 | Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 5» | Упражнение в счете. | Знать и называть цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5. Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно. | ||
93 | 8 | Решение арифметических задач (на сложение) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 5 | Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради. | Понимать смысл операций сложения | Применение в практической деятельности действий сложения. | ||
94 | 9 | Решение арифметических задач (на вычитание) – иллюстраций на наглядном материале в пределах 5 | Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради. | Понимать смысл операций вычитания. | Применение в практической деятельности действий вычитания. | ||
95 | 10 | Решение арифметических задач– иллюстраций на наглядном материале в пределах 5 | Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради. | Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания. | ||
96 | 11 | Обобщающий урок: «Решение задач» | Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради. | Понимать смысл операций сложения и вычитания. | Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания. | ||
97 | 12 | Контрольная работа по итогам IV четверти | Выполнение задания в тетради. | Знать весь полученный материал за четверть. | Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть. | ||
Раздел 5. Пространственные представления | 3 часа | ||||||
98 | 1 | Выполнение действий в виде указательных жестов и словесных пояснений. | Игра: «Море волнуется», игры на подражание, работа в тетради | Знать понятия на определение пространственного расположения | Сопровождать свои действия словесным пояснением | ||
99 | 2 | Ориентировка на листе бумаги. Игра: «Муха» | Дидактическая игра: «Муха» в тетради | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа). | Уметь ориентироваться на плоскости. | ||
100 | 3 | Графический диктант: «Дикие и домашние животные» | Дидактическая игра: «Муха» в тетради | Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа), название животных | Уметь ориентироваться на плоскости, классифицировать домашние и дикие животные | ||
Раздел 6. Временные представления | 2 часа | ||||||
101 | 1 | Закрепление признаков лета | Выделение основных признаков времени года. | Знать времена года, признаки времен года. | Уметь выделять признак времен, описывать время года | ||
102 | 2 | Просмотр фильмов о природе в разное время года | Закрепление признаков времен года, просмотр фильмов о природе в разное время года | Знать признаки весны | Работать в коллективе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
развернутое тематическое планирование по предмету альтернативное чтение 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...
тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
развернутое тематическое планирование по предмету графика и письмо 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью...
тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения в классах для детей с умеренной умственной отсталостью
развернутое тематическое планирование по предмету развитие речи 5 год обучения для детей с умеренной умственной отсталостью...
Календарно тематическое планирование уроков "Счет" для 9 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.
Рабочая программа составлена на основе:1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,...
Календарно тематическое планирование уроков "Счет" для 7 класса для детей с умеренной умственной отсталостью.
Рабочая программа составлена на основе:1. Программы «Обучение детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5 – 9 классах», часть 2 составитель Т. Б. Баширова,...
План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок. (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок....
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Адаптированная рабочая программа по предмету "Математические представления" содержит пояснительную записку, планируемые результаты,календарно-тематическое планирование...