Дисграфия и дислексия у детей дошкольного возраста
презентация к уроку на тему
Исследования показывают, число младших школьников,испытывающих трудности в обучении, возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти. Типичные проявления - бедность словарного запаса,неумение правильно пересказать текст и построить предложение ,множество ошибок на письме ,наблюдаются трудности в овладением чтением.Профилактику дисграфии и дислексии нужно проводить как можно раньше,с того момента как только ребёнок начинает знакомиться с графическим изображением букв.Необходимым условием профилактики дисграфии и дислексии является развитие развитие у ребёнка психических функций,труебующихся для нормального овладения письма и речи.
Предложенные игры помогут в предупреждении нарушении чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_i_disleksiya.pptx | 800.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нарушение чтения и письма Виды дисграфии Акустическая дисграфия Артикуляторно-акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Акустическая дисграфия Пути коррекции Профилактика дисграфии и дислексии Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения Заключение Источники Содержание
Нарушение чтения и письма Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Эти нарушения, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера, обусловлены несформированностью высших психических функций.
Акустическая дисграфия Артикулятор но-акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия Виды дисграфии
Происходит нарушение дифференциации фонем (распознавания близких звуков речи). На письме проявляется в заменах букв, обозначающих звонкие и глухие ( б – п, в – ф и т.д. ), свистящие и шипящие ( с – ш, з – ж и т.д. ), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав ( ч – щ, ч – ть , ц – т, ц – с и т.д. ), твёрдость и мягкость согласных ( « писмо », « лубит », « больит » ). Акустическая дисграфия
Наблюдается неправильное произношение звуков речи, нарушение слуховой дифференциации и несформированность фонематических представлений. Проявляется в заменах и пропусках букв, которые соответствуют заменам и пропускам в устной речи ( жук – зук , шапка - сапка ). Артикуляторно-акустическая дисграфия
Наблюдается нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слов – на слоги и звуки. Проявляется в следующем: Пропуски гласных и согласных Перестановка и добавлени е букв Пропуски, добавление и перестановка слогов Слитное и раздельное написание слов Слитное написание предлогов с другими словами Раздельное написание приставки и корня Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Проявляется в виде аграмматизмов : Изменение падежных окончаний Неправильное употребление предлогов Неправильное написание приставок и суффиксов Неправильное употребление падежа, рода, числа Пропуск членов предложения Нарушение последовательности слов в предложении Нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями Аграмматическая дисграфия
Наблюдается несформированность зрительно-пространственных функций: зрительных гнозиса , мнезиса , анализа и синтеза пространственных представлений. Проявления: Искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное расположение элементов букв, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы) Замена и смешение графически сходных букв «Зеркальное» написание букв Пропуски элементов букв Оптическая дисграфия
Формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания Формирование связной речи Пути коррекции
Совершенствование пространственно-временных ориентировок Развитие мелкой моторики Развитие тактильных ощущений Развитие «поля зрения» ребёнка Развитие конструктивного праксиса Подготовка к обучению грамоте Пути коррекции
Для предупреждения ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста используются различные типы игр и упражнений, классифицирующиеся по специфике ошибок: На уровне буквы На уровне слога На уровне слова На уровне словосочетания На уровне предложения Профилактика дисграфии и дислексии
Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные так и «зеркальные» буквы. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Поиск недостающих элементов буквы («Буква сломалась»). Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками или ниточками . Демонстрация букв в разном положении . Предъявление букв разного шрифта (печатные, прописные, строчные, стилизованные) . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы
Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами). Придумывание детьми слов на заданную букву. Нахождение букв в геометрических фигурах. Поиск букв, наложенных друг на друга. Придумывание слов с заданной буквой в определённой позиции (начало, середина, конец слова). Реконструкция букв из палочек. Определение букв, которые можно выложить из трёх и из двух палочек. Конструирование букв из элементов (овал, полуовал, длинная и короткая палочка) . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы
Придумывание слов на заданный слог в определённой позиции. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: красных – для гласных звуков, синих – для твёрдых согласных, зелёных – для мягких согласных. А также обратное задание – по заданной схеме определить слог. Чтение слогов по слоговым таблицам. Составление слогов по таблицам (без гласных нет слогов). «Найди пару» (детям выдаются буквы; дети должны найти пару, чтобы образовался слог). Составление слога по картинкам с выделением первых (последних, вторых от начала и т.д.) звуков. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога
Введение понятия «слово», короткие и длинные слова. Заучивание считалок. Объяснение предлогов с использованием схем. Отгадывание ребусов. Дифференцирование слов, отвечающих на разные вопросы («Кто это?», «Что это?», «Что делает?» и т.д.). Подбор нужного слова к смысловому ряду (по опорным признакам, на обобщающие понятия). Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов, выделение ударного слога. Подбор слов к слоговым схемам. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова
Составление звуковых схем слов. Подбор к данному слову родственных слов. Исключение лишних слов. Составление слов из данных слогов (вначале слоги даны по-порядку, затем – вперемешку). Разделение слова на слоги, а затем их перестановка. Составление слова с использованием начальных (конечных, вторых, третьих … ) звуков (букв) других слов. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова. Чтение слов в обратном порядке. Составление из заданных букв слова . Подбор отсутствующей буквы в слове . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова
Составление слов, начинающихся на буквы, из которых состоит заданное слово. Составление из двух слов – одного. Придумывание «лесенок» слов на данную букву в определённой позиции. Подбор слов к данной рифме. Работа со сложными словами (нахождение простых слов в сложном, составление сложного слова из простых). Подбор синонимов к существительным, прилагательным и глаголам . Подбор антонимов к данным словам. Придумывание предложений со словами-омонимами . Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова
Запоминание словарных слов. Работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки. Дифференцирование приставки и предлога. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру. Придумывание слов с заданными слогами, буквами . Работа с неизменяемыми словами. Чтение слов по верхней (нижней) части букв. Работа с изографами (словами, записанными буквами, расположенными в виде предмета, о котором идёт речь). Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова
Сочетание существительных с прилагательными Подбор наибольшего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Чей?», «Чья?», «Чьё?», «Чьи?». Подбор существительного к данному прилагательному. Соединение стрелками слов, чтобы получилось правильное словосочетание (с использование относительных и притяжательных прилагательных). Определение пропущенного окончания прилагательных в словосочетаниях. Исправление ошибок в неверно составленных словосочетаниях. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания
Сочетания существительных с глаголами Подбор наибольшего количества глаголов к данному существительному. Подбор существительных к данному глаголу с предлогом. Подбор глагола в зависимости от рода и числа существительного. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания
Сочетание существительных с числительными Согласование числительных один , два , пять с существительными (возможно изменение окончания и всей основы числительного при счёте). Определение неверных словосочетаний. Использование сочетаний со словами «один» – «много» по картинкам (с изменением основы). Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания
Составление предложений по схемам (повествовательные, восклицательные, вопросительные). Составление схем к данным предложениям. Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Подбор пропущенного слова в предложении (предлогов, существительных, прилагательных, наречий, глаголов). Выделение границ предложений в тексте. Соединение частей разорванных предложений. Выделение слов и предложений в слитном тексте. Чтение всего предложения от конца к началу. Работа с фразеологизмами. Игры на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения
Профилактику дисграфии и дислексии нужно проводить как можно раньше, с того момента как только ребёнок начинает знакомиться с графическим изображением букв. Необходимым условием профилактики дисграфии и дислексии является развитие у ребёнка психических функций, требующихся для нормального овладения процессом письма и речи (внимание, память, мышление, гнозис , праксис ). Заключение
Милостивенко Л. Г . Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, ф ирма « Стройлеспечать », 1996 . Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос , 1997. 06.12.15 25 http://aida.ucoz.ru Источники
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР"
1. Введение.2. Глава 1. Необходимые предпосылки овладения техникой письма Основные принципы коррекционной работы по профилактике дисграфии.3. Глава 2. К...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дашин карандашик» в рамках Методического объединения«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».
Музыкальное занятие в рамках МО с детьми старшей группы....
ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
В данной работе представлены примеры упражнений и заданий по профилактике оптической дисграфии у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР» ...
Направления логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.
Одним из важнейших условий успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе является грамотная речь. Предупреждение нарушений письменной речи у де...