Направления логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.
статья

Иванова Татьяна Анатольевна

Одним из важнейших условий успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе является грамотная речь. Предупреждение нарушений письменной речи  у детей дошкольного возраста является актуальным и практически значимым. 

В данной статье описаны основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления логопедической работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР.

Одним из важнейших условий успешной социализации и адаптации детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению в школе является грамотная речь. Чем правильнее речь, тем легче ребенку высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Предупреждение нарушений письменной речи  у детей дошкольного возраста является актуальным и практически значимым. Важность данной проблемы обусловлена возрастающей численностью детей с ОНР, а также распространенностью дисграфии среди младших школьников.

В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В преобладающем большинстве нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия — пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка. Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.

Существует тесная взаимосвязь между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей, дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.

Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии:

1. Работа над звукопроизношением. Необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствие звука). В настоящее время очень часто встречаются дети 5-6 лет с нарушением как отдельных, так и целых групп звуков.

2. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозиционных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков; дописывание недостающих букв, слогов; отбор слов по количеству слогов; придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д.

4. Расширение активного и пассивного словарного запаса.  Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности; уточнение значений слов; образование новых слов, подбор однокоренных слов; активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. Главная задача — сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении.

5. Развитие связной речи, как устной, так и письменной. Обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, разгадывание загадок.

6. Развитие грамматических навыков. Работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.

7. Выявление и устранение у детей возможных предпосылок дисграфии.  В дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии (по  А. Н. Корневу):  это дети с поздним и аномальным развитием устной речи; задержкой психического развития; выраженной незрелостью изобразительных способностей; билингвизмом; цепочкой» пери - и постнатальных  вредностей.

Осуществляя работу по коррекции речи, в том числе и звукопроизношению, уже в дошкольном возрасте можно успешно предупредить целый ряд нарушений письменной речи, которые возникают к концу первого года обучения в школе.

Литература.

1. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.

2. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2005.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, М.: Айрис-пресс, 2008. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР"

1. Введение.2. Глава 1. Необходимые предпосылки овладения техникой письма        Основные принципы коррекционной работы по профилактике дисграфии.3. Глава 2. К...

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

В данной работе представлены примеры упражнений и заданий по профилактике оптической дисграфии у  детей дошкольного  возраста....

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

          Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...

Презентация на тему здоровьесбережения "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста".

Ведущая педагогическая идея.Реализация системы педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приёмы.Основная цель:Создание единог...

Выступление на методической площадке МОиН РБ «Час психолога» «Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста»

Выступление на методической площадке МОиН РБ «Час психолога»  «Профилактика эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста», Платформа Zoom21.09.2021г. https://e...