Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
методическая разработка на тему
Методическая разработка:
« Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корнями в дошкольный возраст.
Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, т.е. хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно, фиксировать устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется, так как слышится». К сожалению, даже это удается не всем детям, и у многих из них уже впервые месяцы пребывания в школе возникают специфические трудности в освоении письма, которые свидетельствуют о предпосылках возникновения дисграфии.
Если у ребенка к началу школьного обучения еще не сформировались зрительно-пространственные отношения, зрительный анализ и синтез, то он не сможет полноценно усвоить начертания букв, и неизбежно будет путать их на письме. Или ребенок, не различающий на слух близкие по звучанию звуки, обязательно будет допускать на письме замены букв.
В процессе работы с детьми, страдающими ТНР (ОНР), я столкнулась с тем, что дети испытывают значительные трудности в различении на слух близких по произношению звуков, трудности звукового и слогового анализа и синтеза, в их речи часто встречаются аграмматизмы.
Для решения данной проблемы мною были определены следующие пути решения, которые повысят результативность логопедической работы. Несколько изменив форму и содержание обучающих занятий, я стала использовать в работе комплексно-игровой метод организации подгрупповых занятий. Мною разработаны конспекты совместной деятельности логопеда с детьми по всем лексическим темам, и игры и упражнения к ним в которые включены элементы грамоты.
Пособия, используемые в совместной деятельности детей и логопеда, позволяют не только расширить словарь и грамматический строй речи, но и способствует развитию языкового анализа и синтеза, что помогает успешно подготовить ребенка к школьному обучению и минимизировать риск возникновения дисграфии и дислексии в младшем школьном возрасте.
Подбор игр и развивающих упражнений в рамках одной лексической темы, повышает качество обучения т.к. одновременно формирует речевую и познавательную активность воспитанников.
Описание игр и игровых пособий по профилактике дисграфии и дислексии в рамках одной лексической темы: «Транспорт»
- Игры с использованием различных круп
Цель:
- развитие мелкой моторики и точности движений пальцев ведущей руки.
- совершенствование слогового анализа и синтеза
Материал: картон на пластилиновой основе с контурным изображением букв, крупы – рис и греча.
Описание: дети выкладывают из крупы буквы по контуру на пластилиновую основу. Читают слоги и составляют из них слова.
- Игра: «Слоговой поезд»
Цель: Закрепить умение делить умение делить на слоги.
Материал:
- пособие «Слоговой поезд»
- Карточки со словами по теме: «Транспорт»
Описание: Ребенок читает слово, делит на слоги, кладет в нужный вагончик в соответствии с количеством слогов.
- Игра: «Слова рассыпались»
Цель: Совершенствование навыков слогового синтеза
Материал:
- Пособие «Клоун»
- Карточки со слогами по теме «Транспорт»
Описание: Ребенок из перепутанных слогов составляет слова
- Игра: «Он, она, они»
Цель: совершенствовать навык употребления в речи родовых окончаний существительных
Материал:
- фланелеграф, картинки –символы с местоимениями ОН, ОНА, ОНИ.
- слова на картинках по лексической теме «Транспорт»
Описание: ребенок читает слово и прикрепляет его под соответствующим символом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса стихов среди воспитанников старшего дошкольного возраста развивающей студии "Почемучки", посвящённый Дню Защитника Отечества
Сценарий праздника патриотического содержания...

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».
Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Конспект совместной деятельности логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж и компьютерная технология) по теме:"Полянка весенних звуков".
Конспект занятия: "Полянка весенних звуков"....
Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда и детей старшего дошкольного возраста "В стране Читалии"
Цель совместной деятельности: формирование устойчивого интереса к книге, к детской художественной литературе. Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания....

Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий
Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...

ПРОЕКТ: «ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА» (для воспитанников старшего дошкольного возраста, выпускников логопедического пункта)
Данный проект направлен на приобщение детей к театрализованной деятельности в процессе логопедической работы, что способствует решению задач, которые ставит перед педагогом ФГОС ДО в отношении образов...
Сценарий музыкально -спортивного развлечения совместно с родителями для детей старшего дошкольного возраста
Много лет мы проводим музыкально - спортивные праздники посвященные Дню защитника Отечества, с построениями, с играми, презентациями и эстафетами....