Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием визуальной поддержки
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждени
«Детский сад общеразвивающего вида № 44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
ГОРОДСКОЙ СМОТР МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
«Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»
Методическая разработка
Профилактика дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием визуальной поддержки
Разработала: Зорина Валерия Анатольевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 44»
Апрель, 2022 год
г. Ачинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лексико-грамматическое недоразвитие речи, которое встречается у детей с ОНР в устной речи не всегда так заметно, как становится явным в связной письменной речи школьников. Это проявляется в искажении морфологической структуры слова, замены суффиксов, изменении падежных окончаний, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования и другие. Следовательно, работу по коррекции таких нарушений необходимо начинать в дошкольном возрасте. Использование визуальной поддержки позволяет с помощью ассоциаций и повышения мотивации более быстро и эффективно закреплять полученные учебные навыки
Предложенный проект позволяет построить логопедическое занятье по формированию лексико-грамматической стороны речи с учетом возможностей ребёнка, уровня его подготовки, имеющихся пробелов в знаниях и лексической темы. Содержание рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЛГНР для работы индивидуально или в малых группах.
ЦЕЛЬ: Формировать у старших дошкольников лексико-грамматическую сторону речи.
ЗАДАЧИ:
Повышение учебной мотивации старших дошкольников.
Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
Формирование умения согласовывать относительные прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Развитие речевого анализа и синтеза.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ЗАНЯТИЙ
Содержание деятельности (технология проведения) | Оборудование | Примечания |
Организационный момент. Цель: создать эмоциональный настрой на занятие. | ||
Совместное планирование, постановка цели занятия. Логопед объявляет детям тему, над которой сегодня будут работать, перечисляет виды деятельности и предлагает найти нужные карточки для построения плана занятия ( Пример: сначала мы разложим карточки в соответствии с формой изображенного предмета, и т.д.) | Карточки-символы (приложение1) | Цель и план определяет логопед, дети принимают и выкладывают карточки в соответствии с предложенным планом |
Разминка Цель: развивать анализаторы, влияющих на развитие речи. | ||
Артикуляционная гимнастика и речевая разминка (проговаривание чистоговорки). Пальчиковая гимнастика. Педагог предлагает детям подготовить язык и пальцы к дальнейшей работе с помощью гимнастики. | Карточки – символы с упражнениями. | Содержание изменяется в зависимости от лексической темы |
Актуализация опорных знания Цель: актуализировать знания, полученные ранее и необходимые для освоения новой темы. | ||
Логопед предлагает детям вспомнить предложенные геометрические фигуры и назвать их. Логопед предлагает детям сгруппировать предложенные предметы по форме и назвать: - какие предметы имеют форму круга («круглая тарелка» и т.д.); - форму квадрата; - форму треугольника. | Карточки с геометрическими фигурами. Карточки с изображение предметов разной геометрической формы | Содержание изменяется в зависимости от лексической темы и уровня знаний (- что бывает стеклянным, деревянным; - что бывает красным, синим и т.п.). |
Основной этап Цель: закрепить умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительное с прилагательным, с числительным в роде, числе и падеже. | ||
Заполнение рабочего поля, проговаривание сначала логопедом, затем детьми сопряжённо с педагогом, а позже самостоятельно высказываний (например, одна круглая пуговица, две круглых пуговицы, и т.д). | Рабочее поле «геометрическая форма + числительное», карточки с предметами (1,2,5) (приложение 2) | Варианты усложнения задания: «рабочее поле «цвет + числительное»; «материал + числительное» |
Закрепление в предложении. Цель: закрепить умение согласовывать относительные прилагательные, согласовывать существительное с прилагательным, с числительным в самостоятельной речи. Формировать навык речевого анализа (анализ предложения) | ||
Логопед предлагает построить предложения из карточек визуальной поддержки, называя каждое слово. Затем используя полученную схему дети составляют предложения: - У меня есть … (одна круглая пуговица); - У меня нет … (одной круглой пуговицы) | Карточки с изображениями-символами, карточки с предметами (1,2,5). (приложение3), рабочее поле. | Варианты усложнения задания: - Д.п., В.п., Т.п., П.п. - Новые лексические темы. |
Рефлексия Цель: выявить затруднения, формировать навык самоанализа и самоконтроля. | ||
Беседа с детьми о достижениях (я теперь умею…) и затруднениях (мне пока трудно…) с опорой на план, построенный в начале занятья. | Карточки с опорными картинками и фразами: «Я умею…», «Мне пока трудно…». | На первый занятьях логопед сам озвучивает карточку, далее только предлогает карточку ребенку. |
Ожидаемый результат и способы оценки
Ожидаем, что в результате проведенной работы у дошкольников будет активно формироваться лексико-грамматическая сторона речи, позволяя тем самым избежать в период школьного обучения нарушений в формировании навыков письма и чтения, обусловленных недоразвития этой стороны речи.
Оценить результат можно на основе наблюдения и диагностики лексико-грамматической стороны речи.
Анализ полученных результатов:
По результатам наблюдения у детей, посещающих занятия с использованием данной модель построения совместной деятельности можно отметить следующие результаты:
- Заметно повысилась учебная мотивация, дети с удовольствием приходят на занятия и включаются в деятельность.
- Наблюдается положительная динамика в формировании лексико-грамматической стороны речи, в частности образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительное с прилагательным, с числительным в роде, числе и падеже.
- Наблюдается динамика в формировании навыков речевого анализа и синтеза, формировании понятий «слово-предложение».
Список используемой литературы:
Л.С.Волкова. Логопедия, М., изд. центр ВЛАДОС, 2009г.
Н.А.Седых, Воспитание правильной речи у детей, М., СТАЛКЕР, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В программе изложены последовательность и содержание работы, способствующие речевому развитию детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"
Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР» ...
Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич
Представленная авторская образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению навыками звукового анализ...
Предупреждение дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
презентация...
Предупреждение дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
дипломная работа...
Курс занятия по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Разработанный курс занятий напрвален на профилактику и коррекцию страхов у детей старшего школьного возраста. Методология занятий по профилактики и коррекции основана на реализации принципов психотера...