Открытого логопедического занятия: "Звуки [д], [д’]. Буква Д д".
план-конспект на тему
В помощь учителям-логопедам и учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: "Звуки [д], [д’]. Буква Д д" | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Открытого логопедического занятия
Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д д.
( с использованием ИКТ)
Цели:
- Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [д], [д’];
- Учить детей определять местоположение звука в слове;
- Развивать слого - звуковой анализ и синтез слов;
- Активизировать лексический запас;
- Развивать внимание, память, зрительно-моторные координации.
- Корригировать у детей оптическое представления, слуховое внимание и память, логическое мышление.
- Воспитывать любовь к логопедическим занятиям, бережное отношение к пособиям.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактический материал,салфетки, волшебная масса, символы, профили, веера букв, карточки для звукового анализа, предметные картинки, тетради, ручки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети читают стихотворение:
Мы уверенны в себе,
Говорим всегда красиво.
Смело и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
что учили на занятиях.
Каждый день, всегда везде,
на занятиях в игре.
Плавно, чётко говорим.
Никогда мы не спешим!
-Сядет тот, кто придумает слова,которые состоят из одного слога.
II .Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и с новой буквой. А с какими звуками мы с вами познакомимся, вы узнаете, посмотрев на (слайд №4).
Какие предметы изображены? (дом, дерево).
Какой первый звук в этих предметах?
Догадались, с какими звуками мы сегодня познакомимся?
- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся со звуками [д], [д’].
III. Характеристика звуков [д], [д’] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Символ звука: дятел стучит – д-д-д.
-Возьмите зеркала и произнесите звук [д].
-Как проходит воздушная струя?
-Раз воздушная струя проходит с препятствием, какой звук [д]?
-Голос спит или поёт?
В слове дом звук [д] твердый или мягкий?
Кто сделает вывод о звуке [д]?
Звук [д] – согласный, звонкий, твёрдый.
- У твёрдого звука [д], есть братик мягкий звук [д’].
Стучит маленький дятел - [д’], [д’], [д’].
-Как проходит воздушная струя?
-Раз воздушная струя проходит с препятствием, какой звук [д’]?
-Голос спит или поёт?
-В слове дерево звук [д’] – мягкий или твёрдый?
-Кто сделает вывод о звуке [д’] (Согласный, звонкий, мягкий).
Вывод :(слайд №6)
Звук [д] – согласный, звонкий, твёрдый.
Звук [д’] – согласный, звонкий, мягкий.
IV.Артикуляционная гимнастика.
Ручки растираем (потираем ладони) и разогреваем (хлопки),
И лицо теплом свом мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам),
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щечки.
Упражнение «Лопаточка»
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Упражнение «Качели»
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу –д-д-д.
Червячка добыть хочу –д-д-д.
Хоть и скрылся под корой –д-д-д,
Все равно он будет мой –д-д-д.
V.Звуковой анализ слова.
Отгадайте загадку:
Разноцветные ворота,
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот.
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
(Радуга)
Составьте звуковой анализ этого слова.
радуга ••••••
Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько согласных?
VI. Знакомство с буквой.
1.Звуки мы слышим и произносим, а букву пишем. Чтобы прочитать или написать название предметов, нам надо познакомиться с буквой.
Звуки [д], [д’] мы обозначаем буквой Дд.
-Это печатная буква Дд
-Это прописная : заглавная и строчная.
-На что похожа буква Дд?
2.Найдите и покажите букву Дд.
3.Слепите букву д из разноцветной массы.
Сти-е:
Дом.И букву в нем заметим.
Добрым быть нужно, дети.
Дом построим – будем жить.
С буквой Д давай дружить.
4.На волшебных листочках запишите число занятия. Печатную и прописную букву Дд.
5.Из всех букв выбери буквы «Д» и «д» и обведи кружком.
АудмдСДСдхрхДхднсждШадуо УКСДЛалДЛдвасёйдХдчгДэдпД
VII.Развитие слого - звукового анализа и синтеза слов;
1.Замените первый звук в слове на звук [д’] (слайд №7).
Писк метка
Мина [д’] миски
Пень Ливан
Тело весна
2.Доставь центральный слог к другим и прочитай полученные слова (слайд №8).
ЛЯ
ХОД ДО МА
РОГА
3.Составь слова из слогов (слайд №9)
ДУ ДОБ ДО
ДУП ДЕБ РИ БЫ
РО КА МА ЛО
Проверьте себя (слайд №10)
Дупло, добро, дубы, дебри, дудка, дома.
Новое слово дебри это - места, заросшие непроходимым, густым лесом.
VIII. Физкульминутка ( слайд№ 11)
А теперь всё по порядку,
встали дружно на зарядку.
Руки в сторону согнули,
два подняли, помахали.
Спрятали за спину их,
Оглянулись, через правое плечо,
через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочках поднялись,
опустили руки вниз.
Пальчиковая гимнастика (слайда № 12, 13, 14, 15).
«Птичка»
Птички летели,
Сели посидели,
Дальше полетели.
«Петушок»
Петя- Петя – петушок,
Красный чудо – гребешок.
«Лодка»
Маленькая лодочка по реке плывет.
На прогулку лодочка малышей везет.
«Пароход»
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка.
Гимнастика для глаз (слайд №16,17,18,19).
IX.Дидактическая игра: « Большой – маленький» (слайд №20).
Пароход – пароходик
Огород, завод, комод, гвоздь, дождь, виноград, верблюд, водопад, лимонад, шоколад.
X.Работа со словом (слайд №21).
Найди слово.
НО | ВЕЗ | ДЕ |
ДЕ | РЕ | ВО |
ДУ | ДО | ЧКА |
XI.Работа на индивидуальных карточках.
Среди буквенного текста спрятались различные слова.
Найди их и подчеркни простым карандашом, а слова с буквой «д» синим карандашом.
Дашаоррроворукичлмррозылёъфюялродроздылоомука сидитарпоонопорлналыопогокололморппДимадымитд
ловитгпгдвашнгТимкаопорониловрпрповкотикдлалоъ
XII. Назовите слова со звуком [д], [д’] (слайд №22).
[д] – дом, дым, дорога, дверь, лодка.
[д’] – дерево, девочка.
XIII. Итог занятия.
- С какими звуками познакомились?
Дайте характеристику звукам [д], [д’]. С какой буквой познакомились?
- Вам понравилось наше занятие?
XVI.Оцените свою работу (рефлексия).
Кому на занятие было всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, возьмите весёлого человечка.
Если вы затруднялись при выполнении, каких – либо заданий, возьмите грустного человечка.
XV.Домашнее задание.
Возьми цветные карандаши и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы «Д»
До встречи дорогие друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Звук и буква И"
Данное занятие ориентировано на обучающихся 1 классов с общим недоразвиием речи. Большое внимание уделяется не только фонематическому восприятию, правильной артикуляции звука и, закреплению написания ...
конспект открытого логопедического занятия "Звук и буква ц"
здесь представлен подробный конспект группового логопедического занятия для детей с ОНР...
Конспект логопедического занятия Звуки Л,Ль. Буква Л.
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы по обучению к грамоте. Учим букву Л. Звуки Л-Ль....
Логопедическое занятие «Звуко – буквенный анализ слов. Звук [Л] буква Л».
Конспект группового логопедического занятия...
Конспект открытого логопедического занятия "ЗВУКИ "Т"-ТЬ"
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Цель-совершенствование навыков звуко-слогового анализа у старших дошкольников....
Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.
Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...
Открытое логопедическое занятие: "Звуки [к], [к’]. Буква Кк" 1 класс.
Знакомство со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков....