Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.
статья по теме
Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-четвёртого уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_bukva_y.odt | 129.45 КБ |
na_chto_pohozha_y.pdf | 993.5 КБ |
slogovoy_labirint_y.odt | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
с группой учащихся 1-го класса (с ОНР четвёртого уровня),
Тема: «Звук и буква Ы».
Цель:
закрепление у уч-ся понятия о звуке (и букве) «Ы» как о гласном, понятия о слоге, слове, предложении, совершенствование навыка дифференциации этих понятий;
Задачи:
Образовательные:
- закрепление у учащихся правильной артикуляции звука «Ы», понятия о звуке «Ы» как о гласном, навыка соотнесения звука с его графическим обозначением — буквой Ы;
- развитие умения выделять на слух звук «Ы» в ряду слогов, в словах;
- развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, умения составлять графическую схему звукового состава слова;
- развитие навыка образования существительных множественного числа, закрепление и расширение словаря учащихся по теме «Деревья»;
- закрепление навыка составления предложения по заданной схеме и его графической записи.
Коррекционно-развивающие:
- активизация речемыслительной деятельности учащихся;
- развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному языку, природе, интереса к занятиям;
- формирование аккуратности при работе со схемой, записи.
Оборудование:
картинки, таблица с поэлементным написанием буквы «Ы», пособие «Слоговой лабиринт», игрушки-фишки «смешарики», лапти, сосновая ветка.
Ход занятия:
1. Оргмомент. (У каждого ребёнка на парте лежит одна из гласных букв магнитной азбуки: А, О, У, Э.)
-Ребята, посмотрите на ту букву, которая у вас на парте. Каждый из вас сядет, когда услышит звук, обозначаемый этой буквой.
Затем логопед уточняет, какие это буквы (гласные или согласные) и вывешивает их на доску.
2. Введение в тему.
-Прочитайте слоги, написанные на доске. Чем отличаются слоги первого столбика от слогов второго? (Во втором столбике в начале слогов стоят разные гласные, а в первом - всегда буква «Ы».)
ын ун
ыл ол
ыс ис
ыр ар
-Кто догадается, какая сегодня тема занятия? (-Звук и буква «Ы».)
-Давайте проверим у нашего Речецветика на поляне смешариков. (Открывается буква «Ы».) Сегодня мы вместе со смешариками отправимся на поиск слов со звуком «Ы». Мы будем учиться выделять звук «Ы» среди других звуков в слогах и словах.
-Как мы произносим звук «Ы»?
Ы! Спинку языка – повыше,
Ы! Кончик – к нижним зубкам ближе
Ы! Между языком и нёбом
Ты голос пропустить попробуй.
-Ребята, это гласный звук или согласный? Почему? (-Гласный, потому что при его произнесении воздух проходит свободно через рот, не встречая преград.)
3. Артикуляционная гимнастика.
Вышел дым из трубы («улыбка» - «трубочка»),
Встал над крышей на дыбы («горка»),
Выше крыш взлетел («качели»), и вот,
Он уплыл, как пароход («гудит пароход»).
4. Пальчиковая гимнастика.
-Чтобы хорошо писать, нужно пальчики размять:
Мышка по полу бежала («мышка»),
Мышка букву «Ы» искала («Ы» - показываем руками),
И нашла в словах таких: крышка, тыква, крыша, бык (на каждое слово выполняется соответствующее упражнение).
5.Основная часть.
- Закрепление графического образа буквы.
-Ребята, а на что похожа буква «Ы»? (Логопед показывает картинки: бык, привязанный к столбу; тыква около забора; мальчик, держащий колесо; кот и мышь).
-Давайте вспомним, как пишется буква «Ы». (Логопед вывешивает на доску таблицу с поэлементным написанием буквы). Затем дети «пишут» букву:
-в воздухе указательным пальцем, ручкой,
-массажным мячом по тыльной стороне левой ладони, на парте.
-Ребята, а почему на нашей таблице нет прописной буквы «Ы», есть только строчная? (-Потому что нет слов, которые начинаются со звука «Ы».)
-А теперь давайте покажем смешарикам, как хорошо вы умеете писать эту букву в тетрадях. (Дети в тетрадях сначала обводят по точкам, а затем самостоятельно пишут букву «Ы».)
- Развитие фонематического слуха.
Выделение звука «Ы»:
- из ряда слогов (хлопнуть в ладоши): ыр, ор, ус, ыс, ым, им …, ны – на – но, …;
- в словах (хлопнуть в ладоши): киты, рынок, пила, мосты, листы, дети, лыжи, метла, сады, мелки, шкафы, шары, носки, крыса, сын.
- Развитие фонематического восприятия, навыка звукового анализа.
–Ребята, смешарики готовы отправиться в поход, но Лосяш просит их сначала прочитать слоги в таблице и дополнить её. (Таблица слогов, которую читали в начале занятия, дополняется прямыми слогами с буквой «Ы». Дети читают их парами: ын – ны и т.д.)
–Смешарики пошли в поход и вдруг заметили, что шустрый Крош уже убежал вперёд. Оказалось, что он попал в беду. Его поймал злой Леший. И отпустит только тогда, когда смешарики выполнят его задания. Поможем смешарикам? Им нужно отгадать загадки Лешего, а к словам-отгадкам составить схемы. (Логопед читает загадки, дети отгадывают их. Картинки слов-отгадок вывешиваются на доску, подними записываются схемы: _ _ ы (осы) и т.д.) Список анализируемых слов:
осы, дым, крыша,
крыло, рамы, рыбы.
После того, как все схемы записаны, детям предлагается найти 4-ое «лишнее» слово в каждом ряду, обратив внимание на количество звуков в слове.
- Физминутка.
По поляне смешарики шагали,
На цветах слова со звуком «Ы» искали,
А как такой цветок найдут –
Подпрыгнут радостно и вновь искать идут.
Ходьба на месте, на слово с «Ы» - прыжок:
мошка, мышка, мушка, точка, тыква, крышка, ложка вышка душка
кошка пышка пушка.
- Развитие навыка слогового анализа и синтеза.
–Следующее задание – «Слоговой лабиринт». Каждый из вас вместе с одним из смешариков должен пройти лабиринт и в конце пути найти букву. Из найденных вами букв мы составим слово. (Логопед называет слова, дети делят их на слоги, выделяют слог со звуком «Ы», находят его у себя в таблице-лабиринте и передвигают фишку-смешарик. Таблицы-лабиринты состоят из 9-ти клеток с одинаковыми слогами, но различным их расположением в таблице каждого ученика: мы, ым, ры, ыр, ны, ын, сы, лы, ыл.)
Список слов: мыло, рыбаки, слоны, бусы, столы.
В результате выполнения задания на доске выкладывается из букв слово «ЛЫКО». Логопед спрашивает детей, знают ли они, что это такое. Затем уточняет, что лыко – это узкие полоски коры дерева (липы, вяза, ивы и некоторых др.), из которых в старину, когда не было кожаной обуви, плели лапти. Сейчас, можно увидеть их только в качестве сувениров, и чаще из бересты (берёзового лыка). Логопед показывает детям настоящие лапти и сувенирные, картинку с изображением девочки в лаптях.
Затем детям предлагается разделить слово на слоги и поменять их местами. Получается другое слово - «КОЛЫ». Уточняется значение и этого слова (с использованием картинок).
- Расширение и закрепление словарного запаса учащихся по теме «Деревья», закрепление навыка образования множественного числа существительных.
-Ребята, вы замечательно справились с заданиями Лешего. Он отпускает Кроша и даже извиняется перед ним и перед вами. Ведь он не со зла украл Кроша. Просто ему никак не удавалось выучить букву «Ы». А теперь, когда вы ему помогли, он будет довольным и добрым. Но на прощанье он просит вас собрать побольше слов со звуком «Ы».
-А Кар-Карыч придумал, как изменить форму слова, чтобы в нём появился звук «Ы». Нужно вместо слова, обозначающего один предмет, называть слово, обозначающее много таких предметов (Логопед показывает картинку и называет слова в ед. числе, а дети называют слова во мн.ч.):
берёза – берёзы, ива - …, пихта - …, клён - …,
липа - …, осина - …, сосна - …, рябина - …
-Какой звук мы произносили в конце каждого слова?
-Как называются листья-иголочки на ветках сосен и елей? (-Хвоя.) Логопед показывает ветку сосны.
-Как называется лес из таких деревьев? (Хвойный.) –Есть в этом слове звук «Ы»?
А как называется лес из деревьев с обычными листьями? (Лиственный.) - Есть в этом слове звук «Ы»?
- Закрепление навыка составления предложения по заданной схеме и его графической записи.
-Ребята наше путешествие сегодня закончилось удачно, все смешарики снова вместе. А у кого из них в имени есть звук «Ы»? (-Копатыч, Кар-Карыч.) Давайте составим про одного из них предложение. (На доске картинка с изображением Копатыча, мышки, между которыми двойная черта, обозначающая слово-действие.)
-Копатыч увидел мышку.
-А что бы он сделал, если б у него были краски? (фотоаппарат? мышеловка? деньги и рядом зоомагазин?...)
-А теперь давайте добавим в наше предложение слово про мышку (на доске рядом с картинкой-мышкой появляется волнистая линия). Какие слова мы обозначаем волнистой линией? (-Слова-признаки.) –И эти слова отвечают на вопрос … ? (-Какой? какие?)
-Какая же у нас мышка? (-Маленькая, серенькая, пугливая, шустрая, смешная, …)
-Какое слово мы оставим в предложении? Оля, назови предложение полностью.
-Ребята, запишите схему этого предложения в тетрадь.
6. Подведение итогов занятия.
-Ребята, вы молодцы! Очень хорошо занимались и выполняли все задания!
-Какая была сегодня тема занятия? (Какую буквы искали смешарики?)
-Какой звук обозначает буква «Ы», гласный или согласный?
-Что вам понравилось на занятии?
-Смешарики благодарят вас за помощь и дарят подарки (детям раздаются листы с картинками для раскрашивания и записи гласных).
-Ребята, а вы знаете историю о том, как буква «Ы» искала себе подружку? А хотите узнать? Об этом Смешарики расскажут вам на следующем занятии. А сегодня наше занятие закончилось. До свидания!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...
"Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"
В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...
Программа «Фитнес в школе» первый год обучения для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы
Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхател...
Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...
Урок эстетики "Мелодии в танцевальных ритмах" для учащихся 3- 5 классов общеобразовательных школ, для учащихся ДШИ и ДМШ.
Учащиеся в увлекательной форме знакомятся с произведениями разных композиторов, разными музыкальными жанрами в исполнении солистов, школьного симфонического оркестра и солистами хореографического отде...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 3-го класса общеобразовательной школы с применением ЭОР по теме «Дифференциация строчных прописных букв х-ж в предложениях»
Формирование межпредметных связей и навыка дифференциации оптико-кинетически сходных букв х- ж на материале предложений....