ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
методическая разработка на тему
Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю важно научиться, умело использовать игру на уроке.
Дидактические игры и игровые приемы способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, а также решают определенные дидактические задачи: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Следует отметить, что применение игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.
Каждый новый тип игр необходимо вводить только тогда, когда на уроке ведется обучение соответствующим видам деятельности. Планируя игру на уроке, важно точно знать, какие именно операции и на каком этапе деятельности закрепляются в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log.priemy.docx | 641.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю важно научиться, умело использовать игру на уроке.
Дидактические игры и игровые приемы способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, а также решают определенные дидактические задачи: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Следует отметить, что применение игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.
Каждый новый тип игр необходимо вводить только тогда, когда на уроке ведется обучение соответствующим видам деятельности. Планируя игру на уроке, важно точно знать, какие именно операции и на каком этапе деятельности закрепляются в игре.
На уроках обучения грамоте в первых классах можно использовать следующие игры и игровые приемы:
- «Звуковая линейка»
Цель: учить определять, какой по счету звук в слове или звук по порядковому номеру.
У ребенка звуковая линейка, где каждая клетка – это домик для звука, а вся линейка - слово.
Перед детьми лежат фишки , а можно воспользоваться и ластиками которые всегда у детей под рукой. Ими они ходят в гости либо к какому-то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик-клеточку.
Например: слово КОРОВА
Задание: Определить какой по счету звук Р в слове корова.
Дети определяют по линейке где живет звук Р и кладут на нужную клетку фишку, проговаривая свои действия так: звук Р третий по счету в слове корова
Следующее задание: Определить какой 5 звук в слове корова.
Дети кладут на клетку под номером пять фишку, и определяют звук, проговаривая свои действия так: В слове корова – пятый по счету звук В.
- Дифференциация цветом сходных по начертанию букв: Найди букву
Задание: Одну из букв обведи розовым цветом, а другую – голубым.
аааооаооаааоооаааааооаааааоооооо
Затем задание усложняется: после команды «Внимание!» один цвет меняется на другой.
аааооаооаааоооаааааооаааааоооооо
Упражнение способствует развитию оптико-пространственного гнозиса, умению различать буквы, сходные по начертанию, направлять внимание на определенную цель – тренировать переключение внимания.
- «Цепочка изменений»
Цель: развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания, логического мышления.
Берем за основу какое – либо слово и, изменяя по одному звуку в каждом слове, выставляем картинки с получающимися новыми словами на доске.
НАПРИМЕР: ДАЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА – ТОЧКА – ТУЧКА – РУЧКА – РЕЧКА – ПЕЧКА – ПАЧКА - ДАЧКА
Далее детям предлагается ответить на вопрос, КАКИЕ ЗВУКИ и НА КАКИЕ мы заменяли в каждом конкретном случае. Затем детям дается установка на запоминание рисунков в течение 10 секунд, после чего рисунки убираются, а дети вспоминают последовательность слов.
- «Слоговые круги»
Цель: формирование навыка составления и слогового анализа слов.
У каждого ребенка на парте два картонных круга, разделенные на сектора, в каждый из которых вписаны слоги: на одном - первые слоги слов, на втором – вторые. Дети, вращая диски, совмещают слоги таким образом, чтобы получилось слово.
- «Почини словечко»
Цель: формирование навыка составления и слогового анализа слов.
У каждого ребенка на парте карточка с написанными словами, в которых пропущены слоги. Дети вставляют пропущенный слог и читают получившееся слово
МА……НА МО……КО ВО……НА ДО……ГА ВО……ТА СО……КА
6. «Найди слово»
А:
Цель: учить дифференцировать понятия «слог - слово»
У каждого ребенка на парте карточка с написанными слогами и словами. Дети читают и определяют, какие слова имеют смысл, а какие нет. Слова нужно подчеркнуть, прочитать и обосновать свой ответ.
КОТ КОГ САД ВОК ДУК СОК
ВАН ЛУК НОК ДУБ КАТ МАК
В:
Цель: учить выделять зрительный образ слова из потока букв
У каждого ребенка на парте карточка с написанными буквенными цепочками.
РЕКАДОМДЕРЕВОМОРЕСОЛНЦЕКНИГАДОЖДЬ
Задание: Найти в длинной буквенной цепочке слова и провести между ними вертикальные линии.
РЕКА|ДОМ|ДЕРЕВО|МОРЕ|СОЛНЦЕ|КНИГА|ДОЖДЬ
- «Исправь предложение»
Цель: вырабатывать навык смыслового чтения
У каждого ребенка на парте карточка с написанными предложениями в которых пропущены гласные буквы.
Задание:
а) Вставить пропущенные гласные буквы:
Т…Т П…П… И К…Т
В…Т В С…Д… …С…
б) Вставить пропущенные гласные буквы А или О:
Т…Т П…П… И К…Т
8. «Прочитай предложение»
Цель: развивать зрительное восприятие, концентрацию и устойчивость внимания, учить выделять элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв
Детям предлагается прочитать предложения только по верхней или только по нижней половине строчки
9. «Составь предложение»
Цель: формировать умения составлять предложения из слов и объяснять свои действия на основе графической модели.
ЗАДАНИЕ: составить предложения из набора слов записанных на доске
А) слова даны в грамматически верной форме, но перепутаны местами
РАСТЁТ, НАШЕГО, ДОМА, ОКОЛО, БЕРЁЗА
Около нашего дома растёт берёза.
2 вариант – слова даны в начальной форме и перепутаны между собой
РАСТИ, НАШ, ДОМ, ОКОЛО, БЕРЁЗА
Около нашего дома растёт берёза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Специфика логопедической работы на уроках обучения грамоте детей с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида.
В каждой стране есть дети с тяжелой умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. В тесно...
Домашние задания логопеда в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте
Одна из форм сотрудничества логопеда, воспитателя и родителей –это методические рекомендации или домашние задания. С помощью них: - родители составляют представле...
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы "Звук [р] в гостях у С.Я. Маршака"
Фронтальное логопедическое занятие, на котором дети встречаются с творчеством поэта С.Я. Маршака. Через иучаемые произведения так же автоматизируется звук Р в словах, предложениях, фразах. Включены за...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....
Итоговое логопедическое развлечение по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Буквенное царство Звуковое государство»
Итоговое логопедическое развлечение для подготовительной группы по обучению грамоты....