ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
проект на тему
Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также овладение навыками звуко-слогового анализа и синтеза. Эти задачи решаются посредством специально подобранного речевого материала: сказки, стихи, загадки, речевые игры. Так как эти задачи помещены в сказку, то выполняются они с большим интересом и старанием. Выполняя их, дети выручают сказочного героя, помогают осуществлению его мечты, совершают сказочные превращения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispolzovanie_elementov_skazki.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Авторы проекта: учителя-логопеды
МАДОУ №311: Галлямова Р. Н.
Ильина Ю. В.
Введение
«Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Афанасьев А. Н.
Нарушение речи у дошкольников – явление достаточно распространенное. Часто у детей до 7 лет присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, словарный запас ограничен и беден, речь эмоционально и интонационно невыразительна, планирование высказываний затруднено, последовательность изложения нарушена, в речи используются короткие и простые предложения. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Ведут к возникновению у детей комплекса неполноценности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Изучение комплексного подхода с использованием игровых приемов при создании программ по развитию речи проводилось в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А.Сохина. Этой же проблемой занимались Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, А.И. Максимова, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова, А.И. Максаков.
Методику игровой деятельности разработала В.В. Волина [7]. Комплексно-игровой метод использования на логопедических занятиях был представлен Е.А. Пожиленко [16], Л. Пашиной [15].
В основе данного проекта - использование в коррекционной работе предметно-игровой деятельности в сочетании со сказочными сюжетами. Такой подход позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса в течение всего занятия. Это важно, если учесть, что у детей часто наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
В проекте представлен годовой план НОД по обучению грамоте детей логопедических групп подготовительного к школе возраста с использованием элементов сказки. Он составлен на основе типового планирования.
В приложении представлен речевой и наглядный материал для звуков, чаще всего нуждающихся в коррекции.
- Актуальность проекта
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Ребенок, имеющий нарушение речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. Часто дети стараются избегать общения, вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы.
Всё это заставляет искать новые методы и формы логопедической работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания, ведь учебная деятельность становится ведущим видом деятельности лишь в школьном возрасте.
Как же сделать коррекционно-образовательный процесс максимально доступным, интересным для дошкольников? Обучать посредством игры, сказки.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем.
Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, даём знания о законах жизни, о способах проявления творческой силы и смекалки, помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б.Беттельхейм, Э.Фромм, Э.Берн, Р.Гарднер, А.Менегетти, К.Юнг, В.Пропп, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Учение помимо знаний может приносить колоссальное удовольствие, быть необыкновенно интересным, дающим радость открытия, преодоления трудностей. Поэтому использование сказки в работе логопеда, не только помогает в решении коррекционных задач с учетом дидактических принципов, но и будет доступна и интересна детям дошкольного возраста.
Сказка более информативна, чем ситуативная речь. Сказки развивают ребенка, играя влиятельную роль в его образовательном и гармоничном развитии. Сказочные сюжеты достаточно активно внушают модели поведения, жизненных сценариев и убеждений.
Сказки способствуют пробуждению творческих сил, активизируя мыслительные процессы. Наряду с решением коррекционных задач сказочные сюжеты носят ещё и познавательный характер.
Таким образом, использование сказочного сюжета является одной из эффективных форм в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который в будущем примет детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника, ведь этот процесс влечет за собой его развитие. Обучая грамоте, мы осуществляем пропедевтику дислексии и дисграфии, что поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения в школе. Кроме того, по новым стандартам дошкольное образование является уровнем общего образования, этим утверждается необходимость преемственности [20].
Программа по обучению чтению в первом классе требует в подготовительный (добукварный) период научить ребенка различать на слух гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость, глухость и звонкость согласных, количество звуков и слогов в слове, выделять ударный слог, соотносить слышимое со схемой - моделью слова.
За 10 – 20 учебных часов в первом классе научить этому сложно. На основе исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте успешно вполне можно. Поэтому процесс обучения грамоте должен быть целенаправленным, систематическим.
Психологами доказано, что дети после пяти лет обладают особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. Наблюдения показывают, что у детей появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и читать - это возраст развития познавательных интересов.
Особое место сегодня занимает вопрос обучения грамоте детей, имеющих речевые нарушения. Учителя-логопеды, понимая всю сложность и ответственность в этом вопросе, стремятся использовать новые методы и приёмы, которые бы позволили реализовать комплексный подход к коррекции речи. Учитывая требования, выдвигаемые современным стандартом дошкольного образования, мы обратились к идее использования элементов сказки в логопедической работе по обучению грамоте дошкольников с речевыми нарушениями, как одному из методов, позволяющих наиболее полно решить коррекционные задачи [20].
Использование сказки позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки детей к школе и предупредить вторичные расстройства письменной речи. Обучение будет проходить легче, интереснее, радостнее и без принуждения. Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, если они чего-то не знают или не умеют. Дети с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. Это позволяет решить ряд коррекционных задач в игровой форме.
- Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Разработать и реализовать годовой план НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы с использованием элементов сказки, способствующих повышению эффективности логопедической работы в ДОО.
2.2 Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС к коррекционной работе логопеда.
2. Изучить литературу по использованию элементов сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Разработать годовой план НОД по обучению грамоте с использованием элементов сказки детей подготовительного к школе возраста, посещающих логопедическую группу ДОО.
4. Разработать комплекс НОД по обучению грамоте с использованием элементов сказки.
5. Показать возможности неограниченного разнообразия построения занятия, используя предметный материал, загадки, элементы сказок, сказочные сюжеты.
6. Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности.
7. Подготовить комплект дидактических материалов к НОД.
8. Реализовать план на практике и оценить его эффективность для достижения результатов в соответствии с ФГОС ДО.
2.3 Целевая группа проекта: дети подготовительного к школе возраста, посещающие логопедические группы ДОО.
2.4 Объект исследования: годовой план НОД по обучению грамоте детей подготовительного к школе возраста, посещающие логопедические группы ДОО, с использованием элементов сказки.
2.5 Предмет исследования : методы и приёмы логопедической работы по обучению грамоте детей с нарушениями речи с использованием элементов сказки.
- Проектное решение
Особенности речевых нарушений у детей логопедической группы диктуют основную цель использования элементов сказок на занятиях учителя-логопеда: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Сказка позволяет решить следующие задачи:
- коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои);
- коррекционно-воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма;
- коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре, театре марионеток.
Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Поэтому вся работа должна быть построена с опорой на общие дидактические принципы: научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, поэтапности формирования речи, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, учёта структуры дефекта. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память, новизна приёмов, многообразие и никакого насилия над природой. В работе учителя-логопеда целесообразно использовать приёмы ТРИЗа, мнемотехники, логоритмики, психогимнастики, современные информационные средства.
Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также овладение навыками звуко-слогового анализа и синтеза. Эти задачи решаются посредством специально подобранного речевого материала: сказки, стихи, загадки, речевые игры. Так как эти задачи помещены в сказку, то выполняются они с большим интересом и старанием. Выполняя их, дети выручают сказочного героя, помогают осуществлению его мечты, совершают сказочные превращения.
Кроме того, в каждый сюжет сказки ненавязчиво вплетены задания по развитию и усвоению грамматических категорий. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли проговорить слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем и прошедшем времени, с различными приставками. Уточняются возможности согласования существительных с различными частями речи, образование относительных и качественных прилагательных в единственном и множественном числе.
Использование сказки предусматривает задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Материал, представленный в данной работе, помогает решить проблемы связной речи и составления самостоятельных речевых высказываний.
Успешному овладению детьми необходимых связей слов в предложения способствует предварительная работа над словосочетаниями. Таким образом, от простого к сложному, от ответов простыми предложениями на поставленный вопрос, до составления сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Строить самостоятельные умозаключения помогают задания: «Объясни герою, для чего нужны данные предметы», «Как бы ты поступил на месте героя сказки», «Продолжи сказку», «Придумай окончание сказки», «Придумай сказку, используя данные предметы». Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий должна быть игровая связь с сюжетом сказки.
Представленные загадки подобраны с учетом изучаемого звука, так, чтобы звук отчетливо слышался в начале, в середине, в конце слова. Загадку можно использовать на всех этапах занятия. Чаще всего это этап: «сообщение темы занятия». На данном этапе, отгадав загадку, ребенок может самостоятельно сделать вывод, о каком звуке пойдет речь. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет существенные признаки предметов. Загадка-описание включает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В загадке дети могут увидеть, как языковые средства объединяются в описательный текст. Всё это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Анализ загадки приучает детей внимательно относиться к слову и звуку, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
При формировании словаря синонимов и антонимов, логопед также может обратиться к загадке. Эта работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений по различным признакам.
Детям бывает сложно представить описанные предметы, поэтому лучше использовать предметный материал. Манипулирование предметами помогает развитию мелкой моторики, включает в работу зрительную и тактильную системы.
На развитие слухового внимания можно использовать игровые упражнения «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Узнай нас» (по типу «Подскажи словечко»). Детям будут интересны упражнения на развитие слухового внимания и логического мышления, как например, «Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек»- «Золотой ключик», «Метровочка- Дюймовочка», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок».
В упражнении «Только ласковые слова» дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, репочка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д. В этом упражнении закрепляется образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
В игровом упражнении «Длинные слова»- дети учатся образовывать сложные слова (У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д. Образование антонимов быстрее отрабатывается в игровом упражнении «Всё наоборот» по сказке А. Афанасьева «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.).
Упражнение «Если бы, да кабы…» развивает умение строить сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого. Детям предлагается закончить предложение, которое строится по схеме: «Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).
В игре «Хорошо –плохо» дети учатся высказывать свое мнение, что они видят хорошего или плохого о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Интересной и очень полезной игрой является «Слово-сказка». Предлагается какое-то одно слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.
Не менее интересный вид упражнения «Бином фантазий». Дети называют два слова, не связанные между собой. Но чтобы сочинить сказку, надо видоизменить эти слова таким образом, чтобы отыскать интересные словосочетания, которые вызвали бы желание сочинять. Например, детям предлагается два слова - небо и розы. У детей получились интересные сказки: «Небо в розах», «Небесные розы», «Розовое небо».
На развитие памяти, внимания и воображения используется игра «Завиральные истории». Для этого берётся знакомая детям сказка и немного видоизменяется. Дети хлопают в ладоши, если слышат ошибку.
Очень полезно придумывать свои варианты окончаний к знакомым сказкам. Например, в сказке «Репка» герои вытянули не репку, а клад… В упражнении «Сказка наизнанку» героев известных сказок меняем местами, т.е. добрых делаем злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми или наоборот.
Увлекательным является упражнение «Салат их сказок», когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью кукол-марионеток. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно разыгрывать диалоги.
Кроме того на основе сказок разработаны занятия по логоритмике по лексическим темам: «Осень» («Встреча с гномом»), «Овощи. Фрукты» (Весёлое путешествие в деревню Репкино»), «Посуда» («Федорино горе») и др.
На занятиях также могут применяться компьютерные технологии.
Таким образом, в логопедической работе с помощью сказки можно решить коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи. Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное средство в работе с детьми с нарушениями речи.
4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта с 8 июня 2015 г. по 31 мая 2016 г.
4.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 8 июня 2015 г. по 14 сентября 2015 г.)
2. Основной (с 15 сентября 2015 г. по 14 мая 2016 г.)
3. Заключительный (с 15 мая по 31 мая 2016 г.)
4.3 Программа проектных мероприятий
Таблица 1
Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответствен-ные |
Этап 1. Подготовительный | ||||
1 | Выявление актуальных вопросов, определение темы проекта | МПЦПК и ППРО, ИП и О ФГАОУ, ВПО КФУ | 8 – 9 июня 2015 | Галлямова Р. Н., Ильина Ю. В., |
2 | Определение целей и задач проекта | 8 – 9 июня 2015 | ||
3 | Определение целевой группы | 8 – 9 июня 2015 | ||
4 | Разработка проектного решения | 10 – 14 июня 2015 | ||
5 | Определение сроков реализации проекта | 10 – 14 июня 2015 | ||
6 | Разработка программы проектных мероприятий | 15 июня 2015 | ||
7 | Определение ресурсного обеспечения проекта | 15 июня 2015 | ||
8 | Определение ожидаемых результатов реализации проекта | 16 июня 2015 | ||
9 | Подборка дидактического материала | Библиотека, интернет-ресурсы | 10 июня – 31 августа 2015 | Галлямова Р. Н., Ильина Ю. В., |
10 | Диагностика детей старшей логопедической группы | МАДОУ № 311 | 15 - 31 мая 2015 | Галлямова Р. Н., Ильина Ю. В. |
Этап 2. Основной | ||||
Реализация проекта | МАДОУ № 311 | 15 сентября 2015 – 14 мая 2016 | Галлямова Р. Н., Ильина Ю. В. | |
Этап 3. Заключительный | ||||
Анализ результатов обучения детей | МАДОУ № 311 | 15 – 31 мая 2016 | Галлямова Р. Н., Ильина Ю. В. |
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
Таблица 2
Ожидаемые результаты реализации проекта
Показатели | Результаты диагностики на начало учебного года | Результаты диагностики на конец учебного года |
Определение места звука в слове: начало, середина, конец | 60% | 100% |
Дифференциация звуков по названию картинок | 40% | 90% |
Составление звуко-слоговой схемы | 45% | 100% |
Знакомство с буквой | 30% | 100% |
Чтение слогов и слов | 20% | 100% |
Письмо элементов букв | 30% | 99% |
Написание зрительных и слуховых диктантов | 45% | 99% |
Составление сложных предложений | 50% | 100% |
Составление рассказа по опыту, по сюжетным картинам, по серии картин | 40% | 95% |
Пересказ текста и рассказывание сказки | 35% | 99% |
Заключение
Опираясь на опыт работы педагогов, которые используют сказку, как верного друга и главного помощника, и, обращаясь к их исследованиям и методическим разработкам, мы создали годовой план НОД по обучению грамоте детей подготовительного к школе возраста, посещающих логопедическую группу ДОО, с использованием элементов сказки. Методы и приёмы логопедической работы, ориентированные на применение сказки, сказочных героев и образов поддерживают эмоциональную заинтересованность у детей, способствуют стойкости и произвольности их внимания, активизируют спонтанное развитие всех сторон речи, а значит, повышают эффективность логопедической работы. Положительным моментом является то, что сказка позволяет в полной мере реализовать комплексный подход к коррекции речи, а также задействовать все психические функции.
Предлагаемый в данном проекте подход к обучению грамоте позволяет не только решить все коррекционные задачи с учетом дидактических принципов, но и доступен и интересен детям дошкольного возраста.
Таким образом, использование сказки является одним из наиболее эффективных методов коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста, помогает ускорить процесс подготовки детей к школе и предупредить вторичные расстройства письменной речи.
Список использованных документов и источников информации
- Александрова, О. Разыгрываем сказки / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 12.; 1998 - № 1, 5, 9, 10, 12.
- Бентюкова, Е. В. Сказкотерапия в логопедической работе [Электронный ресурс] / Е. В. Бентюкова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/01/14/skazkoterapiya-v-logopedicheskoy-rabote . – (Дата обращения: 14.06.2015).
- Большева, Т.Е. Учимся по сказкам : метод.пособие / Т. Е. Большева. – СПб.: «Детство Пресс», 2005. – 112 с.
- Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду : метод.пособие / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1974. – 322 с.
- Борисова, Н. А. Комплексно-тематический подход в организации коррекционного процесса посредством предметно-манипулятивной деятельности. Реализация коррекционно-образовательных задач через сказку : метод.разработка / Н. А. Борисова. – Казань, 2008. – 52 с.
- Быстрова, Г. А. Логосказки / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: КАРО, 2002. – 128 с.
- Волина, В.В. Занимательное азбуковедение : метод.пособие / В.В. Волина. –М.: Просвещение, 1991. – 258 с.
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика : учебное пособие / Г. А. Волкова. – М.: «Просвещение», 1985. – 188 с.
- Денисова, О. Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда [Электронный ресурс] / О. Денисова. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-skazkoterapi-v-rabote-uchitelja-logopeda.html. – (Дата обращения: 14.06.2015).
- Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
- Ивановская, О.Г. Сказочное развитие речи : метод.пособие / О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – СПб.: Союз, 2000. – 156 с.
- Ивановская, О.Г. Читаем сказки с логопедом : практич.пособие / О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – М.: КАРО, 2007. – 198 с.
- Левчук, Е.А. Грамматика в сказках и историях : Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е.А. Левчук. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 32 с.
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников : метод. пособие / Л. Н Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
- Пашина, Л. Сказка ложь, да в ней намек... : из опыта работы / Л. Пашина // Дошкольное воспитание. 2008. № 12. С. 7176.
- Пожиленко, Е.А. Сюжетно-тематические занятия в логопедической работе по дифференциации звуков на письме. (Нетрадиционные методы работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи) / Е.А. Пожиленко. – Апатиты, 1996. – 88 с.
- Саркисьян Н. Перспективное планирование «Сказки, сказки» / Н. Саркисьян // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 4.
- Сергеева Т. Логопедические сказки – помощницы / Т. Сергеева // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 2, 5, 6, 10, 12.
- Токмакова И. П. Поиграйте с ребятами в сказку / И. П. Токмакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
- Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение : метод.пособие / Т.Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: Гном – Пресс, 1999. – 388 с.
- Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников : метод.пособие / О. А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...
Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов при обучении грамоте дошкольников с речевыми нарушениями
В данной разработке предложены стихотворные тексты и игровые ситуации, которые погут быть использованы при ознакомлении дошкольников со звуками и буквами родного языка....
Консультация для воспитателей ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Консультация для воспитателей логопедических групп(ОНР, ФФНР) по обучению грамоте детей с речевой патологией....
презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»
В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией с применением мнемотехники....
Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией
Сопроводительная статья к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....