Статья: «Аграмматическая дисграфия. Правильное и неправильное употребление предлогов в устной и письменной речи»
статья на тему

Куликова Елена Юрьевна

В статье раскрываются некоторые аспекты аграмматической дисграфии. Даются методические рекомендации по устранению неправильного использования предлогов, дифференциации предлогов и приставок в устной и письменной речи. Статья может быть полезна для учителей начальных классов и школьных логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulikova.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:  «Аграмматическая дисграфия. Правильное и неправильное употребление предлогов в устной и письменной речи»

       Изобилие аграмматизмов как в устной, так и в письменной речи у детей младшего школьного возраста,  настораживает и заставляет не только искать объективные причины сложившейся ситуации, но и внимательно рассмотреть методики коррекционного развития . Чаще всего аграмматизмы у учащихся 2-3 классов проявляются в неправильном употреблении предлогов в устной речи и в неправильном употреблении предлогов и написании предлогов в письменной речи.

        Говоря о правильности или неправильности употребления ребенком предлогов, необходимо иметь в виду две стороны этой проблемы, а именно: правильность употребления самого предлога и правильность употребления окончаний имен существительных, связанных с этим предлогом.

        Правильность употребления предлога по смыслу связана прежде всего с пониманием ребенком пространственного расположения предметов. Ведь для того, чтобы сказать, НАД столом или ПОД столом лежит тот или иной предмет ребенок должен понимать различие в пространственном расположении этого предмета по отношению к столу. Трудность такого понимания свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка зрительно-пространственных представлений, что является одной из предпосылок оптической дисграфии. Именно поэтому первоначально нужно обратить внимание на предлоги, имеющие пространственное значение. Однако эту сторону проблемы не обойти и в применении к аграмматической дисграфии, поскольку без понимания значений предлогов и без правильного их употребления в речи и на письме, разговор о правильности и неправильности употребляемых с ними окончаний имен существительных теряет всякий смысл.

         Другая сторона проблемы, имеющая непосредственно отношение к рассматриваемой нами здесь аграмматической дисграфии, состоит в том, что ребенок, правильно употребляя сам предлог, не может правильно употребить окончание связанного с ним существительного. Например, он говорит (а соответственно и пишет), что «птицы вьют гнезда на деревьев» или что «мяч лежит около столу» Сами предлоги в данном случае употреблены правильно, с полным пониманием их смыслового значения ошибка же заключается в неправильном употреблении окончания имен существительных. Это уже самый типичный аграмматизм, относящийся к аграмматической дисграфии.

          Важно подчеркнуть, что когда мы имеем дело с любыми трудностями в употреблении предлогов, то всегда необходимо начинать с проверки понимания ребенком их смыслового значения. С этой целью, на первом уроке по работе над предлогами можно применить некоторые приемы, а именно: выполнение команд логопеда, ознакомление детей с условными обозначениями предлогов (схемами), которые способствуют пониманию смыслового значения этих предлогов. С целью помочь ребенку избавиться от самых грубых аграмматизмов можно предложить детям однотипные примеры, позволяющие усвоить наиболее распространенные типы окончаний имен существительных при тех или иных предлогах. Уместны будут и деформированные предложения. Неподходящие предлоги изменяют смысл предложения, делают его несуразным, мотивируя ребенка исправить ситуацию и использовать нужный предлог.

        В методику коррекции данного аграмматизма необходимо включить работу по дифференциации предлогов, которые наиболее часто путаются детьми в устной речи и на письме (ИЗ-С, С-СО, ЗА-ИЗ-ЗА, ПОД-ИЗ-ПОД). В третьих классах необходимо проводить работу по дифференциации приставок и предлогов, обратить внимание детей на слитное и раздельное написание.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление в устной и письменной речи глаголов 3 лица настоящего времени через работу над текстом по теме «Общественное поручение»

Употребление в устной и письменной речи глаголов 3 лица настоящего времени через работу над текстом по теме «Общественное поручение»...

Употребление конструкции “to be going to”в устной и письменной речи.

Цель урока: создание условий для успешного введения и первичного закрепления грамматической структуры to be going to и для формирования УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями. Задачи у...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Правильное употребление причастий в устной и письменной речи"

Презентация к   уроку русского языка в 7 классе  "Правильное употребление причастий в устной и письменной речи"...

Проект открытого урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»

Проект открытого урока  русского языка в 7 классе  по теме « Правильное употребление причастий в  устной и письменной речи»...

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»

Конспект  урока  русского языка в 7 классе  по теме « Правильное употребление причастий в  устной и письменной речи»...

Практикум по употреблению словосочетаний в устной и письменной речи, 11 класс

Материал для практикума по русскому языку при подготовке к ГИА включает задания по устранению лексических и грамматических ошибок....