Конспект урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Шестопалова Нина Петровна

Конспект  урока  русского языка в 7 классе  по теме « Правильное употребление причастий в  устной и письменной речи»

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ОРГМОМЕНТ (1 мин)

СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Петровна. Я рада видеть вас на нашем открытом уроке. Мы с вами видим друг друга первый раз, но я уверена, что у нас получится плодотворное сотрудничество и  урок будет эффективным.

Итак, пожелаем друг другу удачи и начнём урок

  1. МОТИВАЦИОННЫЙ  (3 мин)

СЛАЙД 2 Ломоносов М.В.

Кто из вас знает, кто это?

Да, это М.В.Ломоносов, гениальный  русский учёный, первый русский учёный-естествоиспытатель, получивший мировое признание, энциклопедист и просветитель, физик, химик, астроном, художник, поэт и филолог, Именно он составил и издал первый учебник русского языка «Российскую грамматику» . Я предлагаю вам решить небольшую лингвистическую задачу из этой книги. Правильный ответ поможет нам определить ключевое слово темы урока.

Итак, М.В. Ломоносов так сказал об этой части речи:

СЛАЙД: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Да, вы правы: это причастие. Часть речи, обозначающая признак предмета по действию,  которая объединила в себе признаки прилагательного и глагола

Ребята, на протяжении ряда уроков, вы изучали причастие: его морфологические признаки, синтаксическую роль,  орфограммы в причастиях.  Давайте с вами повторим всё, что мы знаем о причастии. А для этого мы поиграем в игру.

Прежде, чем я объясню правила игры, познакомьтесь с содержимым цветного листочка.  Это ЛИСТ САМООЦЕНКИ, т.е.  каждый из вас  сам себе в конце урока выставит соответствующую оценку, для этого после выполнения каждого задания на уроке напротив    номера этого задания вы  будете ставить + (если справился) или – (если не справился, допустил ошибку). В конце урока вы по  шкале внизу листа подсчитаете свои плюсы и поставите оценку.

СЛАЙД 3. Игра «Третий лишний».

НЕ забывайте оценивать себя!

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

 Ребята, сейчас мы с вами в игровой форме  немножко повторили то, что вы изучали о причастии.  А как вы думаете, зачем вы всё это изучали?

 Вот это и будет темой нашего урока. Запишите тему в тетрадь.

А  на проблемные вопросы ответим в ходе урока.

СЛАЙД 4: Тема урока: «Правильное употребление причастий в устной и письменной речи».

ФОРМУЛИРОВАНИЕ И ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ТЕМЫ УРОКА (3 мин)

  1. ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ УРОКА

Девизом следующего этапа нашего урока будут слова знаменитого ирландского писателя Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».

  1. Упражнение «Найди ошибку». (КОЛЛЕКТИВНО У ДОСКИ)

Давайте попробуем выяснить,  какие грамматические ошибки возможны при употреблении причастий

СЛАЙД 5-9: Найдите  грамматические ошибки, исправьте, объясните

  1.  Берёзы, встревоженными ветром, тихо шелестели.
  2. Ученик, правильно выполнящий задание, получит хорошую оценку.
  3. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.
  4. Родственники поселились у нас живущие в Сибири  
  5. Дождь, ливший с утра и который напоил землю, выручил крестьян.

(ЭТО  УПРАЖНЕНИЕ МЫ ВЫПОЛНЯЕМ КОЛЛЕКТИВНО, ПОЭТОМУ  В ЛИСТ САМООЦЕНКИ НИЧЕГО НЕ СТАВИМ)

  1. Выработка правил употребления причастий  

С употреблением причастий в речи часто возникают трудности, поэтому нужно запомнить следующие правила:

СЛАЙД 10

  1. Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже.
  2. Причастия не имеют формы будущего времени.
  3. Зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием.
  4. Определяемое слово может стоять строго до или после причастного оборота.
  5. Нельзя употреблять в ряду однородных членов предложения причастный оборот и придаточную определительную часть; в однородный ряд нужно объединить либо два причастных оборота, либо два придаточных предложения.
  1. Проверка первичного усвоения знаний.

Индивидуальные карточки-подсказки.

  1. Этой пятёрке, полученную мной впервые в жизни, я очень обрадовался.
  2. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
  3. Я проводил каникулы в затерявшей в лесу деревеньке.
  4. Пастух увидел наш костёр ночевавший в горах.
  5. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы в библиотеку.

СЛАЙД 11

Правильные  ответы на слайде.

Вывод после каждого предложения: какой пункт правила мы отрабатывали этим упражнением?

Самопроверка (НЕ забывайте оценивать себя!)

  1. ФИЗМИНУТКА

СЛАЙД 12 (ВИДЕО)

  1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Упр.223.(устранить речевой недочёт)

Упр.225 (поработайте редактором)

  1. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

Вернёмся к проблеме урока. Мы выяснили, зачем мы изучаем причастие, где мы будем их использовать, но остался вопрос: с какой целью?

СЛАЙД 13

Прочитайте текст.

- В каких стилях чаще всего употребляются причастия?

           Запишите ответ на этот вопрос.

-Какова роль причастий в художественном и публицистическом стилях?

           Запишите ответ на этот вопрос.

-Какова роль причастий в научном  стиле?

          Запишите ответ на этот вопрос.

  1. ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАНИЕ «АУКЦИОН ПРИЧАСТИЙ» (Работа в группах)

СЛАЙД 14

В речи образованного человека обязательно должны присутствовать причастия. Сейчас мы с вами попробуем при помощи причастий описать картины. Упражнение называется «Аукцион причастий».

Разделимся на 2 группы. За 1 минуту нужно подобрать к  картине Аркадия Александровича Пластова  как можно больше словосочетаний с причастиями.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

СЛАЙД 15

 (По выбору)

Упр.225 из учебника.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «У каждой части речи свои достоинства»  (А.М.Пешковский).

  1. ИТОГ УРОКА

Сегодня на уроке мы с вами проделали большую работу:  рассмотрели выразительные возможности причастий,  определили их роль в нашей речи, провели работу по предупреждению грамматических  и речевых ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий.

Это поможет вам грамотно говорить, писать сочинения, научные доклады, рефераты и прочее.  

Сегодня за работу на уроке я поставила оценки:

  1. Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение».

СЛАЙД 15

Учащимся предлагается закончить предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал (узнала)…
  • Сегодня на уроке я научился (научилась) …
  • Сегодня  на уроке  мне было….
  • За урок я бы поставил (поставила) себе оценку…., потому что…

По листу самооценки подсчитаете и поставите нужную оценку.

РЕЗЕРВ     СЛАЙД 16

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА

У одного богатого хана тяжело заболела дочь. Никакие лекарства, выписанные врачами, ей не помогали. И тогда хан издал указ и разослал гонцов по всему ханству. Указ звучал так:

«Тому, кто вылечит мою дочь, я подарю СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ, ЧАШУ ДЕРЖАЩУЮ». Нашёлся один бедный знахарь, вылечил дочь.  Хану стало жалко дарить такой дорогой подарок нищему, но ханское слово, есть ханское слово. И тогда его советники предложили выход. Кое-что изменить в указе, не меняя при этом и не исключая ни одного слова. Этот совет  помог хану сдержать своё слово и сделать подарок намного дешевле. Что посоветовали хану его приближённые? (Поменять границы причастного оборота)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...

Употребление в устной и письменной речи глаголов 3 лица настоящего времени через работу над текстом по теме «Общественное поручение»

Употребление в устной и письменной речи глаголов 3 лица настоящего времени через работу над текстом по теме «Общественное поручение»...

Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"

Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....

Урок русского языка по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Презентация урока по теме "Роль причастий и деепричастий в художественном произведении"...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Правильное употребление причастий в устной и письменной речи"

Презентация к   уроку русского языка в 7 классе  "Правильное употребление причастий в устной и письменной речи"...

Проект открытого урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»

Проект открытого урока  русского языка в 7 классе  по теме « Правильное употребление причастий в  устной и письменной речи»...