Конспект урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»
Скачать:
Предварительный просмотр:
- ОРГМОМЕНТ (1 мин)
СЛАЙД 1
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Петровна. Я рада видеть вас на нашем открытом уроке. Мы с вами видим друг друга первый раз, но я уверена, что у нас получится плодотворное сотрудничество и урок будет эффективным.
Итак, пожелаем друг другу удачи и начнём урок
- МОТИВАЦИОННЫЙ (3 мин)
СЛАЙД 2 Ломоносов М.В.
Кто из вас знает, кто это?
Да, это М.В.Ломоносов, гениальный русский учёный, первый русский учёный-естествоиспытатель, получивший мировое признание, энциклопедист и просветитель, физик, химик, астроном, художник, поэт и филолог, Именно он составил и издал первый учебник русского языка «Российскую грамматику» . Я предлагаю вам решить небольшую лингвистическую задачу из этой книги. Правильный ответ поможет нам определить ключевое слово темы урока.
Итак, М.В. Ломоносов так сказал об этой части речи:
СЛАЙД: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Да, вы правы: это причастие. Часть речи, обозначающая признак предмета по действию, которая объединила в себе признаки прилагательного и глагола
Ребята, на протяжении ряда уроков, вы изучали причастие: его морфологические признаки, синтаксическую роль, орфограммы в причастиях. Давайте с вами повторим всё, что мы знаем о причастии. А для этого мы поиграем в игру.
Прежде, чем я объясню правила игры, познакомьтесь с содержимым цветного листочка. Это ЛИСТ САМООЦЕНКИ, т.е. каждый из вас сам себе в конце урока выставит соответствующую оценку, для этого после выполнения каждого задания на уроке напротив номера этого задания вы будете ставить + (если справился) или – (если не справился, допустил ошибку). В конце урока вы по шкале внизу листа подсчитаете свои плюсы и поставите оценку.
СЛАЙД 3. Игра «Третий лишний».
НЕ забывайте оценивать себя!
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Ребята, сейчас мы с вами в игровой форме немножко повторили то, что вы изучали о причастии. А как вы думаете, зачем вы всё это изучали?
Вот это и будет темой нашего урока. Запишите тему в тетрадь.
А на проблемные вопросы ответим в ходе урока.
СЛАЙД 4: Тема урока: «Правильное употребление причастий в устной и письменной речи».
ФОРМУЛИРОВАНИЕ И ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ТЕМЫ УРОКА (3 мин)
- ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ УРОКА
Девизом следующего этапа нашего урока будут слова знаменитого ирландского писателя Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
- Упражнение «Найди ошибку». (КОЛЛЕКТИВНО У ДОСКИ)
Давайте попробуем выяснить, какие грамматические ошибки возможны при употреблении причастий
СЛАЙД 5-9: Найдите грамматические ошибки, исправьте, объясните
- Берёзы, встревоженными ветром, тихо шелестели.
- Ученик, правильно выполнящий задание, получит хорошую оценку.
- На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.
- Родственники поселились у нас живущие в Сибири
- Дождь, ливший с утра и который напоил землю, выручил крестьян.
(ЭТО УПРАЖНЕНИЕ МЫ ВЫПОЛНЯЕМ КОЛЛЕКТИВНО, ПОЭТОМУ В ЛИСТ САМООЦЕНКИ НИЧЕГО НЕ СТАВИМ)
- Выработка правил употребления причастий
С употреблением причастий в речи часто возникают трудности, поэтому нужно запомнить следующие правила:
СЛАЙД 10
- Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже.
- Причастия не имеют формы будущего времени.
- Зависимые слова должны находиться непосредственно рядом с причастием.
- Определяемое слово может стоять строго до или после причастного оборота.
- Нельзя употреблять в ряду однородных членов предложения причастный оборот и придаточную определительную часть; в однородный ряд нужно объединить либо два причастных оборота, либо два придаточных предложения.
- Проверка первичного усвоения знаний.
Индивидуальные карточки-подсказки.
- Этой пятёрке, полученную мной впервые в жизни, я очень обрадовался.
- Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
- Я проводил каникулы в затерявшей в лесу деревеньке.
- Пастух увидел наш костёр ночевавший в горах.
- Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы в библиотеку.
СЛАЙД 11
Правильные ответы на слайде.
Вывод после каждого предложения: какой пункт правила мы отрабатывали этим упражнением?
Самопроверка (НЕ забывайте оценивать себя!)
- ФИЗМИНУТКА
СЛАЙД 12 (ВИДЕО)
- РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Упр.223.(устранить речевой недочёт)
Упр.225 (поработайте редактором)
- РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА
Вернёмся к проблеме урока. Мы выяснили, зачем мы изучаем причастие, где мы будем их использовать, но остался вопрос: с какой целью?
СЛАЙД 13
Прочитайте текст.
- В каких стилях чаще всего употребляются причастия?
Запишите ответ на этот вопрос.
-Какова роль причастий в художественном и публицистическом стилях?
Запишите ответ на этот вопрос.
-Какова роль причастий в научном стиле?
Запишите ответ на этот вопрос.
- ТВОРЧЕСКОЙ ЗАДАНИЕ «АУКЦИОН ПРИЧАСТИЙ» (Работа в группах)
СЛАЙД 14
В речи образованного человека обязательно должны присутствовать причастия. Сейчас мы с вами попробуем при помощи причастий описать картины. Упражнение называется «Аукцион причастий».
Разделимся на 2 группы. За 1 минуту нужно подобрать к картине Аркадия Александровича Пластова как можно больше словосочетаний с причастиями.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СЛАЙД 15
(По выбору)
Упр.225 из учебника.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «У каждой части речи свои достоинства» (А.М.Пешковский).
- ИТОГ УРОКА
Сегодня на уроке мы с вами проделали большую работу: рассмотрели выразительные возможности причастий, определили их роль в нашей речи, провели работу по предупреждению грамматических и речевых ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий.
Это поможет вам грамотно говорить, писать сочинения, научные доклады, рефераты и прочее.
Сегодня за работу на уроке я поставила оценки:
- Рефлексия. Приём «Незаконченное предложение».
СЛАЙД 15
Учащимся предлагается закончить предложения:
- Сегодня на уроке я узнал (узнала)…
- Сегодня на уроке я научился (научилась) …
- Сегодня на уроке мне было….
- За урок я бы поставил (поставила) себе оценку…., потому что…
По листу самооценки подсчитаете и поставите нужную оценку.
РЕЗЕРВ СЛАЙД 16
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА
У одного богатого хана тяжело заболела дочь. Никакие лекарства, выписанные врачами, ей не помогали. И тогда хан издал указ и разослал гонцов по всему ханству. Указ звучал так:
«Тому, кто вылечит мою дочь, я подарю СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ, ЧАШУ ДЕРЖАЩУЮ». Нашёлся один бедный знахарь, вылечил дочь. Хану стало жалко дарить такой дорогой подарок нищему, но ханское слово, есть ханское слово. И тогда его советники предложили выход. Кое-что изменить в указе, не меняя при этом и не исключая ни одного слова. Этот совет помог хану сдержать своё слово и сделать подарок намного дешевле. Что посоветовали хану его приближённые? (Поменять границы причастного оборота)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правильное употребление имени существительного в речи. Грамматические нормы".
В конспекте отражены целевые установки, представлены этапы урока....
Употребление в устной и письменной речи глаголов 3 лица настоящего времени через работу над текстом по теме «Общественное поручение»
Употребление в устной и письменной речи глаголов 3 лица настоящего времени через работу над текстом по теме «Общественное поручение»...
Конспект урока по теме:"Употребление причастий и деепричастий в речи"
Материал данного урока позволит учащимся научиться правильно употреблять в речи причастия и деепричастия....
Урок русского языка по теме "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Презентация урока по теме "Роль причастий и деепричастий в художественном произведении"...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Правильное употребление причастий в устной и письменной речи"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Правильное употребление причастий в устной и письменной речи"...
Проект открытого урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»
Проект открытого урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»...