Рабочая программа по развитию речи 4 класс 8 вида
рабочая программа на тему
Программа предназначена для использование педагогами специальных (коррекционных) школ 8 вида в 4 лассе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_4_klass_8_vida.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Озёрского городского округа Челябинской области
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
“Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 37 VIII вида”
Утверждаю | ||
Директор МОУ "Школа-интернат № 37 VIII вида" | ||
|
| Ю.Н. Полтавский |
___ . _______ . 2011 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
для 4 класса
на 2011 – 2012 учебный год
Разработана
Учителем высшей категории
Мартемьяновой Н. А.
Руководитель МО ( ) |
___ . _______ . 2011 |
г. Озерск
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа _Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для __4__ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Постановления Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья";
2. Письма Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов";
3. Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п "Об утверждении Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида " (1вариант);
4. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 27.05.2008 г. № 02-452 "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2008-2009 учебный год;
5. Действующего СанПиН 2.4.2. 1178-02 с 01.09.03 г.
6. Письма МОиН Челябинской области от 21.07.2009 № 103/3404 "О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждений Челябинской области".
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Коррекции их мышления. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
68 часов, по 2 часа в неделю.
Цели программы обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности.
Задачи программы обучения:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление об окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас учащихся;
- научить учащихся участвовать в учебном диалоге;
- способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.)
2. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
68 часов, 2 часа в неделю
№ | Содержание | Кол-во часов | ТСО Наглядность | Словарь | Практическая работа | Коррекционная работа | Региональный компонент |
I ЧЕТВЕРТЬ- 18 часов. | |||||||
1 | Времена года: лето | 1 | Сюжетные картинки, предметные картинки. Пр-ия | Солнце, водоем, ягоды, сенокос, разнотравье, варенье. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы по картинкам. | Р.К.Лето в Озерске. |
2 | Начало осени. Сбор урожая. | 1 | Сюжетные картинки, предметные картинки. Пр-ия | Сентябрь, октябрь, ноябрь, урожай. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие монологической речи на основе составления рассказа- описания. | Р.К. Признаки осени на Южном Урале. |
3 | Сбор урожая овощи, фрукты. | 1 | Сюжетные картинки, овощи и фрукты (натуральные объекты), карточки с названиями овощей и фруктов | Заготовки, консервы. | Д.пр. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. | Р.К. Овощи и фрукты, выращиваемые в огородах и садах Южного Урала. |
4 | Город | 1 | Иллюстрации, фотографии. Пр-ия | Город, улица, проспект, площадь, музей, театр. | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие связной речи на основе описания улиц родного города | Р.К. Родной город Озерск. Улицы города. |
5 | Учреждения города | 1 | Иллюстрации, фотографии. | Почта, телеграф, магазин, рынок, больница, аптека | Д.пр. | Коррекция пространственной ориентировки. Развитие связной речи при составлении текста-описания. | Р.К. Улицы и объекты родного города. |
6 | Сезонные изменения в погоде: сентябрь | 1 | Экскурсия Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной монологической речи при описании погоды. | Р.К.Сентябрь на улицах Озерска. | ||
7 | Сентябрь-начало осени. | 1 | Сюжетные картинки Пр-ия | Осень, похолодание, дождь, листопад, ненастье. | Д.пр. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа по сюжетным картинкам. | |
8 | Село, деревня. | 1 | Сюжетные картинки, таблицы. Пр-ия | Сельсовет, медпункт, ферма, элеватор, клуб, окраина, поле. | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Развитие связной речи при составлении рассказа по картине. | Р.К.Окрестности родного города. |
9 | Правила дорожного движения | 1 | Сюжетные картинки по теме "Транспорт", таблицы с правилами дорожного движения. Пр-ия | Пешеход, светофор, проезжая часть, мостовая, тротуар, правила | Д.пр | Формирование навыков составления текста-повествования. Коррекция мышления на основе упражнений по правилам дорожного движения, установление закономерностей. | Р.К. дорога в школу |
10 | Овощи, фрукты, ягоды. | 1 | Опорные картинки, овощи, фрукты, ягоды (натуральные объекты, муляжи) Пр-ия | Овощи, фрукты, витамины. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании овощей и фруктов. | |
11 | Орехи | 1 | Картинки с изображением орехов (натуральные образцы и муляжи). Пр-ия | Орех, плод, скорлупа, ядро | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие мышления при сравнивании натуральных образцов плодов и орехов. | Р.К.Плоды Урала. |
12 | Времена года: середина осени | 1 | Календарь природы. Картины, таблицы. Пр-ия | Осень, погода, листопад, заморозки, иней, изморозь. | Д.пр. | Коррекция внимания, восприятия при работе с Календарем природы. Развитие речи при описании погоды и сезонных изменений. | Р.К.осень в Озерске. |
13 | Золотой октябрь. | 1 | Картины природы в октябре, сюжетные картинки. | Октябрь, увядание, заморозки, перелет, иней. | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы. | Р.К.Октябрь в Озерске |
14 | Грибы | 1 | Иллюстрации и муляжи грибов, Пр-ия | Гриб, корзина, подосиновик, масленок, поганка, мухомор. | Д.пр. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Развитие монологической речи при составлении рассказа. | Р.К.Грибы уральского леса. |
15 | Семена цветковых растений | 1 | Коллекции семян, таблица, картинки Пр-ия | Семена, сбор, хранение | Пр.р. выращивание настурции из семян | Коррекция памяти и внимания при планировании этапов практической работы. Развитие связной речи при озвучивании выполняемых действий. | Р.к. семена растений пришкольного участка |
16 | Полевые растения рожь, кукуруза, овес | 1 | Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года. Пр-ия | Злак, колос, рожь, овес, кукуруза, солома, жатва, комбайн. | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Развитие монологической речи при описании поля в разные времена года. | Полевые растения Челябинской области |
17 | Полевые растения и их использование | 1 | Гербарные образцы полевых растений. Сюжетные картинки с изображением поля в разное время года. | Озимые, жатва, урожай, комбайн. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. Развитие связной монологической речи на основе составления рассказа по плану. | |
18 | Итоги I четверти. | Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы. Муляжи и натуральные образцы плодов, орехов. | Д.пр. | Коррекция мыслительных процессов на основе изученного материала. Развитие связной речи при описании растений, составлении рассказа- повествования, ответах на вопросы | Коррекция мыслительных процессов на основе изученного материала. Развитие связной речи при описании растений, составлении рассказа- повествования, ответах на вопросы | ||
II ЧЕТВЕРТЬ-14 часов | |||||||
19 | Поздняя осень. Ноябрь. | 1 | Картины природы в ноябре, сюжетные картинки. | Ноябрь, заморозки, похолодание | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция внимания при заполнении Дневника природы. | Р.К.Ноябрь в Озерске |
20 | Квартира. | 1 | Разрезные картинки, карточки со словами, картина" Наша квартира". Пр-ия | Квартира, комната, кухня, туалет, ванная, кладовая, коридор. | Д.пр. | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений при работе с карточками. | |
21 | Комната | 1 | Таблицы, картинки с изображением комнат разного назначения. Пр-ия | Комната, гостиная, спальня, зал, кабинет, ванная, туалет. | Д.пр. | Отработка словообразовательных навыков и умений составления сравнительного описания. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | |
22 | Мебель | 1 | Картинки предметов мебели, сюжетные картинки: кухня, столовая, гостиная. Пр-ия | Мебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, сервант, табурет, тумбочка, трюмо. | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений с сюжетными картинками и воспроизведении изученного. Развитие монологической речи при описании мебели. | |
23 | Уход за мебелью. | 1 | Картинки с изображениями видов мебели, комнат, оборудование для уборки комнат. | Пыль. | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений и воспроизведении. | |
24 | Посуда. | 1 | Картинки с изображением разных видов посуды, посуда. Пр-ия | Посуда, чайник, чашка, тарелка, кастрюля, сковорода. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении. | |
25 | Уход за посудой. | 1 | Различные виды посуды, средства ухода за посудой. | Раковина, вода. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | ||
26 | Сезонные изменения в природе, погоде: декабрь | 1 | Экскурсия Д.пр. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К. Декабрь в Озерске. | ||
27 | Погода и природа зимой | 1 | Картины зимней природы, Дневник природы | Температура, погода, холод, вьюга, метель, оттепель, снег. | Д.пр. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Р.К.Особенности зимы на Южном Урале. |
28 | Охрана здоровья: отдых зимой. | 1 | Картины зимней природы. Пр-ия | Отдых, здоровье, закаливание, одежда, лыжи, коньки, санки, снежки, прогулка. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей. | |
29 | Одежда и ее виды. | 1 | Таблицы с разными видами одежды, сюжетные картинки, игры. Пр-ия | Одежда, пальто, куртка, брюки, платье, юбка, рубашка. | Д.пр. | Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды. Коррекция зрительной памяти при выполнении упражнений в узнавании и различении. | |
30 | Уход за одеждой. | 1 | Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за одеждой. | Щетка, утюг, стирка, чистка, проветривание, хранение, шкаф, комод. | Практическая работа: чистка и сушка одежды, подготовка к хранению. Д.пр. | Коррекция мыслительной деятельности при подборе средств ухода за разными видами одежды, способов ухода и хранения. | |
31 | Обувь и ее виды. | 1 | Таблицы и картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки. Пр-ия | Обувь, туфли, ботинки, кроссовки, сапоги, тапочки. | Д.пр. | Коррекция внимания на основе упражнений на описание сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи при описании обуви. | |
32 | Уход за разными видами обуви. | 1 | Таблицы, сюжетные картинки, средства ухода за обувью. | Щетка, крем. | Практическая работа: чистка обуви. Д.пр. | Коррекция внимания на основе практических упражнений в последовательности хода за обувью. | |
III четверть -20 часов. | |||||||
33 | Январь -начало года. Как я провел каникулы. | 1 | Картины зимней природы, сюжетные картинки. | Зима, отдых, каникулы, забавы, веселье, святки, рождество. | Д.пр. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | Р.К. Январь на Южном Урале, приметы. |
34 | Растения зимой: хвойные растения. | 1 | Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы. Пр-ия | Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви. | Д.пр. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Р.К. Хвойные растения уральского леса. |
35 | Комнатные растения. Части растений. | 1 | Различные комнатные растения, открытки с комнатными растениями. Пр-ия | Бегония, герань, традесканция, алоэ, хлорофитум. | Д.пр. | Коррекция внимания при описании и различении разных комнатных растений. | |
36 | Комнатные растения: бегония, герань, алоэ. | 1 | Комнатные растения: бегония, герань, алоэ (натуральные образцы) | Бегония, герань, алоэ, кашпо, лекарство. | Д.пр. | Коррекция мышления при сравнении и различении Развитие речи на основе составления описания растений. | |
37 | Сезонные изменения середины зимы | 1 | Экскурсия Д.пр. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К. зима в нашем городе | ||
38 | Деревья | 1 | Таблицы, картинки, открытки. Гербарные образцы. Пр-ия | Растения, деревья, стебли, ствол, листья. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие памяти при узнавании знакомых природных объектов. Развитие связной монологической речи при описании природных объектов. | Р.К.Растения Южного Урала. |
39 | Февраль. Растения зимой: хвойные растения. | 1 | Таблицы с изображением хвойных растений, гербарные образцы. | Ель, сосна, хвоя, шишки, кора, ветви. | Д.пр. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Р.К. Хвойные растения уральского леса. |
40 | Труд людей зимой | 1 | Сюжетные картинки, картины зимних пейзажей. | Снегоуборка, снегозадержание. | Д.пр. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | Р.К. Зимние заботы уральца. |
41 | Домашние животные: свинья. | 1 | Картинки, таблицы, открытки. Пр-ия | Свинья, боров, поросенок, ветеринар, свиноферма. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений и установлении логических связей. | |
42 | Домашние животные: корова. | 1 | Таблица с изображением коровы, сюжетные картинки. Пр-ия | Ферма, корова, бык, теленок, доярка. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений и классификации. Развитие связной речи при описании изучаемого объекта. | |
43 | Домашние животные: лошадь. | 1 | Таблица с изображением лошади, сюжетные картинки. | Грива, конюх, конюшня, коневодство, седло, сбруя, пахарь, коневод. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе- синтезе. | |
44 | Сезонные изменения в природе: весна. | 1 | Экскурсия. Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К.Весна на Южном Урале. | ||
45 | Голубой март. | 1 | Таблица, сюжетные картинки. | Оттепель, капель, проталина, сосулька. | Д.пр. | Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками. Развитие при описании по картине. | Р.К. март в г. Озерске |
46 | Дикие животные: лось. | 1 | Таблица с изображением лося, сюжетные картинки. | Животное, лось, лосиха, лосенок, лес. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. | Р.К. Великан уральского леса. |
47 | Дикие животные: олень. | 1 | Таблица с изображением оленя, сюжетные картинки. | Олень, олениха, олененок. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
48 | Домашние птицы: гусь. | 1 | Сюжетные картинки, картинки с изображением гуся. Пр-ия | Гусь, гусыня, гусенок, гнездо, клюв, крылья, перья, озеро, водоем. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | Р.К. Разведение гусей на Южном Урале. |
49 | Домашние птицы: индюк. | 1 | Таблицы с изображением индюка, сюжетные картинки. | Индюк, индюшка, индюшонок. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
50 | Дикие птицы: гусь, лебедь. | 1 | Таблицы с изображением диких гусей, лебедей, сюжетные картинки. Пр-ия | Гусь, гусыня, гусенок, лебедь, лебедушка, птенцы, гнездо, перелет, юг. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие связной речи при составлении рассказа- описания. | Р.К. Места обитания диких гусей и лебедей на Южном Урале. |
51 | Птицы перелетные и зимующие | 1 | Таблицы, картинки, открытки с изображением птиц. Пр-ия | Птица, ворона, воробей, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, ласточка, гнездо, скворечник, кормушка. | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении. | Р.К. Зимующие и перелетные птицы нашей местности. |
52 | Итоги III четверти. | 1 | Таблицы, картинки, дидактические игры. | Д.пр. | Коррекция мыслительных процессов при воспроизведении полученных знаний. | ||
IV ЧЕТВЕРТЬ- 16 часов. | |||||||
53 | Сезонные изменения в природе: апрель. | 1 | Экскурсия Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К.Апрель на Южном Урале. | ||
54 | Птицы в русских сказках. | 1 | Иллюстрации к сказкам, картинки, открытки. Пр-ия | Гуси- лебеди, Серая шейка. Жар- птица. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Развитие речи на основе пересказа фрагментов сказок. | |
55 | Труд людей весной. | 1 | Таблицы, сюжетные картинки, открытки. Пр-ия | Весна, тепло, уборка, вскапывание, посадка. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. | Р.К. Весенние заботы садоводов Южного Урала. |
56 | Полезные насекомые | 1 | Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции насекомых. | муравей, пчела муравейник. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. | Р.К. полезные насекомые Южного Урала. |
57 | Вредные насекомые | 1 | Таблицы, картинки, открытки с изображением насекомых. Коллекции насекомых. | Насекомые, бабочка, комар, таракан, майский жук. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнения в классификации. | Р.К. Вредные насекомые Южного Урала. |
58 | Рыбы. | 1 | Таблицы, картинки с изображением рыб. Модель «Скелет рыбы» Пр-ия | Окунь, лещ, щука, сельдь, акула, осетр, икринки, мальки, море, океан, | Д.пр. | Коррекция пространственной ориентировки. | Р.К. Рыбы наших озер. |
59 | Уход за рыбами в аквариуме | 1 | Таблица, картинки, аквариум Пр-ия | аквариум, жабры, чешуя, плавники. | Коррекция пространственной ориентировки. | ||
60 | Человек- часть природы. | 1 | Таблица- схема. | Природа, растения, животные, человек, польза, вред, охрана, экология. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. | Р.К. Охрана природы в Челябинской области. |
61 | Сезонные изменения в природе: май. | 1 | Экскурсия. Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | Р.К. Май на улицах г. Озерска. | ||
62 | Как я познаю окружающий мир. | 1 | Таблица с изображением органов чувств, таблица- схема «Природа». | Чувства, слух, зрение, вкус, запах, глаза , уши, язык, нос, кожа, память, ум. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей. | |
63 | Отдых и труд дома | 1 | Таблицы ,сюжетные картинки. Пр-ия | Здоровье, болезнь, инфекция, профилактика, организм, закаливание. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
64 | Режим питания | ! | Таблицы, картинки, сюжетные картинки, дидактические игры. | Пища, еда, пищеварение, пищевод, желудок, кишечник, обед, полдник, ужин. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
65 | Режим сна | 1 | Сюжетные картинки. Пр-ия | Сон, спокойствие, темнота, кровать, белье, бессонница. | Д.пр. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений запоминании и воспроизведении. | |
66 | Наше общение. | 1 | Сюжетные картинки | Общение, взаимопомощь, дружба, помощь. | Д.пр. | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
67 | Занимательный урок | 1 | Кроссворды, ребусы, настольные игры | Д.пр. | Активизация мыслительных процессов на основе занимательных заданий. | ||
68 | Итоги IV четверти. Итоги года. | 1 | Таблицы, сюжетные картинки. | Д.пр. | Выявление уровня скоординированности работы различных анализаторов, оперативности выполнения заданий. |
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны уметь:
- Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- Активно участвовать в беседе;
- Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
- Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая;
- Соблюдать правила личной гигиены;
- Соблюдать правила дорожного движения;
Учащиеся должны знать:
- Названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы;
- Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы;
4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ,
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Текущий контроль успеваемости (порядок, периодичность и сроки проведения, обязательные формы и их количество), с учетом особенностей психофизического развития и возможностей умственно отсталых детей, рекомендаций ПМПК (ПМПк), здоровьесберегающих технологий, определяется учителем, ведущим учебный предмет, при планировании на учебный год и отражается в рабочем варианте его программы (календарно-тематическом плане).
Промежуточная аттестация проводится во 2-х – 9-х классах школы-интерната, в том числе среди воспитанников, обучающихся на дому в конце каждой четверти и учебного года учителями, в сроки, установленные календарно-тематическим планом школы-интерната.
Критерии для оценивания учащихся при промежуточной аттестации изложены в "Положении о системе оценок при промежуточной аттестации, формах и порядке её проведения".
Критерии для оценивания предмета "Биология"
(6 – 9 классы)
Отметка | |||
"5" | "4" | "3" | "2" |
За устный ответ ставится учащемуся, если он: | |||
Обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала. | Дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки "5", но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учи теля. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. | Обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает мате риал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает оши бки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в посто янной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала. | Обнаруживает незнание большей, или наиболее существенной, части изученного материала. Допускает ошибки в формулировке правил, понятий, искажает их смысл. Не всегда в состоянии понять и ответить на поставленный вопрос. Делает грубые ошибки в изложении материала, не использует помощь учителя. |
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Список литературы необходимо оформлять в соответствии с ГОСТ, по алфавиту. Например, вариант оформления:
Основная литература:
1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5-18).
2. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М: Знание, 1977. 164 с.
3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
4. Перова М.Н. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков учащимися специальной (коррекционной) школы 8 вида // Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе 8 вида. - М.: Просвещение, 1999
5. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.-Сб. 1.-232 с.
Дополнительная литература:
1. Рубинштейн. С. Я. "Психология умственно отсталого школьника" Издательство "Просвещение" Москва 1970 г.
2. Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб., 2005.
- Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007.
- Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2005.
- Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2002.
- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
- Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994.
- Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. М.: АРКТИ, 2004.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.
Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...
Рабочие программы для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
Надомное обучение...
Рабочая программа для 9 класса СКК VII вида
Рабочая программа для 9 класса (СКК VII вида) составлена по учебнику "Новый курс английского языка для российских школ” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой...
Рабочие программы для 6 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
Надомное обучениеРабочие программы составлены в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. М., ...
Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)
В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....