Рабочая программа курса «Развитие речи» 9 класс на 2013-2014 учебный год
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме
Пояснительная записка
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ Г. АСТРАХАНИ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА –
ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
МО «учителей – предметников» Директор МКОШИ № 2
Руководитель МО: Ф.И.О.
Ф.И.О. Плотицена Н. В.____ Пальцева Г.П
Протокол № 1 от 28.08.2013 г. Приказ №___от______
и
педагогическим советом школы
протокол № «1» от 28.08.2013 г.
Рабочая программа
курса «Развитие речи»
9 класс
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Мязина Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |
г. Астрахань 2013
Пояснительная записка
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями Государственного Стандарта общего образования.
Цель программы - повторить и закрепить знания девятиклассников при создании сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Задачи программы:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ГИА:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Принципы, на которых базируется программа:
- комплексный подход при разработке занятий;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- здоровьесберегающий фактор;
- прочность полученных знаний;
-систематичность и последовательность;
Программа рассчитана на 35 часов.
Прогнозируемый результат:
Программа предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению учебного материала и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ)
- итоговый (в конце курса) проводится в форме защиты своей творческой работы в соответствии с требованиями ГИА.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Количество тестов и работ по развитию речи |
Стили речи. Типы речи. | 3 | - |
Композиция текста-рассуждения. Виды рассуждения. Особенности. | 30 | 6 |
Повторение и систематизация изученного материала. | 2 | - |
ИТОГО | 35 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№, дата | Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам | Вид контроля, самостоятельной работы |
1,2 | Функционально- смысловой тип речи: рассуждение. Лингводидактический аспект разграничения функционально- смысловых типов речи | Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. | Знать: понятия повествование, описание, рассуждение. Уметь: разграничивать различные типы речи. | Тематический контроль | |
3,4 | Стили речи. Типы речи | Стили литературного языка. Сферы общения. Термины. | Знать: стилистические разновидности языка. Уметь: определять стиль в соотнесении с определенной сферой общения, анализировать языковые средства, используемые в разных стилях; соотносить стили и жанры. | Тематический контроль | |
5,6 | Тип речи - рассуждение и его отличительные особенности | Тип речи. Описание. Повествование. Рассуждение. | Знать: отличительные особенности типа речи рассуждение. Уметь: отличать рассуждение от других типов речи; уметь строить высказывание в зависимости от цели и задачи. | Тематический контроль. | |
7,8 | Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения | Композиция текста-рассуждения. Особенности построения текста-рассуждения. | Знать: структурные и композиционные особенности построения текста-рассуждения, термины: тезис, доказательство, вывод. Уметь: строить текст-рассуждение, соблюдая языковые нормы. | Тематический контроль | |
9,10 | Практическое занятие: создание текстов различных типов рассуждения (доказательство, объяснение, размышление) | Типы текстов-рассуждений (доказательство, объяснение, размышление) | Знать: типологию текстов-рассуждений. Уметь: создавать текст-рассуждение в зависимости от цели высказывания. | Творческая работа по созданию текста-рассуждения | |
11,12 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать: особенности сочинений-рассуждений на лингвистическую тему. Уметь: строить рассуждение на лингвистическую тему. | Сочинение-рассуждение (часть2, С2.1) | |
13,14 | Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение- доказательство | Рассуждение-доказательство в научном стиле речи | Знать: особенности текстов-доказательств. Уметь: находить текст-доказательство. | ||
15,16 | Практические занятия: создание и корректировка рассуждения-доказательства | Рассуждение-доказательство как один из способов аргументации собственной позиции. | Знать: особенности рассуждения-доказательства. Уметь: аргументировать собственную позицию, создавая рассуждение-доказательство. | Аргументация собственной позиции в сочинении-рассуждении | |
17,18 | Рассуждение- объяснение. Использование вводных слов и конструкций в рассуждении-объяснении. | Структура и особенности рассуждения-объяснения | Знать: структурные особенности рассуждения-объяснения. Уметь: создавать устное высказывание в виде рассуждения-объяснения. | Устное высказывание в форме рассуждения-объяснения | |
10,20 | Практическое занятие | Структура и особенности устного и письменного рассуждения-объяснения | Уметь: создавать устное и письменное рассуждение-объяснение. | Письменное высказывание в форме рассуждения-объяснения | |
21,22 | Рассуждение- размышление | Особенности построения рассуждения-размышления. Использование рассуждения-размышления в художественном стиле речи. | Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления. Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля. | ||
23,24 | Практическое занятие: построение рассуждения-размышления по образцу. | Особенности построения рассуждения-размышления. Значение эпиграфа. | Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления. Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля, строить текст-размышление на заданную тему по образцу, подбирать эпиграф к сочинению. | Создание собственного речевого высказывания –размышления. | |
25,26 | Проблема текста. Приёмы формирования навыка понимания текста. | Проблема текста. Способы выявления проблематики текста. Способы формулирования проблемы. | Знать: термины проблема, проблематика, тема, идея. Уметь: выявлять и формулировать проблемы, сформулированные в тексте. | Задания, направленные на выявление проблематики текста | |
27,28 | Практическое занятие. Аналитические упражнения: проблемные вопросы общего типа и индивидуального характера. | Способы выявления авторской позиции и формулировки собственной точки зрения по данной проблеме. | Знать: понятие авторская позиция, лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Уметь: аргументировать собственное мнение по авторской позиции. | Индивидуальные задания. | |
29,30 | Средства языковой выразительности. | Метафора. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Оксюморон. Гипербола. Литота. | Знать: средства языковой выразительности. Уметь: выявлять средства языковой выразительности в текстах и определять их роль; использовать тропы в зависимости от цели высказывания. | Анализ текста с точки зрения использования тропов. | |
31,32 | Ключевые слова текста. Цитирование. | Лексические, морфологические и синтаксические «сигналы» текста. Способы цитирования. | Знать: принципы цитирования. Уметь: выделять ключевые слова и «сигналы» текста, применять различные способы цитирования. | Анализировать текст с точки зрения ключевых слов. | |
33,34 | Зачетная работа: создание текста-рассуждения по заданной тематике. | Текст-рассуждение (доказательство, объяснение, размышление) | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять изученный материал на практике. | Создание сочинения-рассуждения одного из типов (доказательство, объяснение, размышление) | |
35 | Редактирование сочинений-рассуждений по заданной тематике. | Типология речевых и грамматических ошибок и недочетов. | Уметь: редактировать собственное речевое произведение. |
Литература
- Павлова Т.И., Раннева Н.А.Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.- Издательство «Легион», ростов-на-Дону,2009.
- ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991
- Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ Г. АСТРАХАНИ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА –
ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
МО «учителей – предметников» Директор МКОШИ № 2
Руководитель МО: Ф.И.О.
Ф.И.О. Плотицена Н. В.____ Пальцева Г.П
Протокол № 1 от 28.08.2013 г. Приказ №___от______
и
педагогическим советом школы
протокол № «1» от 28.08.2013 г.
Рабочая программа
курса «Развитие речи»
9 класс
на 2013-2014 учебный год
Составитель: Мязина Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |
г. Астрахань 2013
Пояснительная записка
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями Государственного Стандарта общего образования.
Цель программы - повторить и закрепить знания девятиклассников при создании сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Задачи программы:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ГИА:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Принципы, на которых базируется программа:
- комплексный подход при разработке занятий;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- здоровьесберегающий фактор;
- прочность полученных знаний;
-систематичность и последовательность;
Программа рассчитана на 35 часов.
Прогнозируемый результат:
Программа предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению учебного материала и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
- текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме творческих работ)
- итоговый (в конце курса) проводится в форме защиты своей творческой работы в соответствии с требованиями ГИА.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Количество тестов и работ по развитию речи |
Стили речи. Типы речи. | 3 | - |
Композиция текста-рассуждения. Виды рассуждения. Особенности. | 30 | 6 |
Повторение и систематизация изученного материала. | 2 | - |
ИТОГО | 35 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№, дата | Дата | Тема занятия | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям, навыкам | Вид контроля, самостоятельной работы |
1,2 | Функционально- смысловой тип речи: рассуждение. Лингводидактический аспект разграничения функционально- смысловых типов речи | Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. | Знать: понятия повествование, описание, рассуждение. Уметь: разграничивать различные типы речи. | Тематический контроль | |
3,4 | Стили речи. Типы речи | Стили литературного языка. Сферы общения. Термины. | Знать: стилистические разновидности языка. Уметь: определять стиль в соотнесении с определенной сферой общения, анализировать языковые средства, используемые в разных стилях; соотносить стили и жанры. | Тематический контроль | |
5,6 | Тип речи - рассуждение и его отличительные особенности | Тип речи. Описание. Повествование. Рассуждение. | Знать: отличительные особенности типа речи рассуждение. Уметь: отличать рассуждение от других типов речи; уметь строить высказывание в зависимости от цели и задачи. | Тематический контроль. | |
7,8 | Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения | Композиция текста-рассуждения. Особенности построения текста-рассуждения. | Знать: структурные и композиционные особенности построения текста-рассуждения, термины: тезис, доказательство, вывод. Уметь: строить текст-рассуждение, соблюдая языковые нормы. | Тематический контроль | |
9,10 | Практическое занятие: создание текстов различных типов рассуждения (доказательство, объяснение, размышление) | Типы текстов-рассуждений (доказательство, объяснение, размышление) | Знать: типологию текстов-рассуждений. Уметь: создавать текст-рассуждение в зависимости от цели высказывания. | Творческая работа по созданию текста-рассуждения | |
11,12 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать: особенности сочинений-рассуждений на лингвистическую тему. Уметь: строить рассуждение на лингвистическую тему. | Сочинение-рассуждение (часть2, С2.1) | |
13,14 | Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение- доказательство | Рассуждение-доказательство в научном стиле речи | Знать: особенности текстов-доказательств. Уметь: находить текст-доказательство. | ||
15,16 | Практические занятия: создание и корректировка рассуждения-доказательства | Рассуждение-доказательство как один из способов аргументации собственной позиции. | Знать: особенности рассуждения-доказательства. Уметь: аргументировать собственную позицию, создавая рассуждение-доказательство. | Аргументация собственной позиции в сочинении-рассуждении | |
17,18 | Рассуждение- объяснение. Использование вводных слов и конструкций в рассуждении-объяснении. | Структура и особенности рассуждения-объяснения | Знать: структурные особенности рассуждения-объяснения. Уметь: создавать устное высказывание в виде рассуждения-объяснения. | Устное высказывание в форме рассуждения-объяснения | |
10,20 | Практическое занятие | Структура и особенности устного и письменного рассуждения-объяснения | Уметь: создавать устное и письменное рассуждение-объяснение. | Письменное высказывание в форме рассуждения-объяснения | |
21,22 | Рассуждение- размышление | Особенности построения рассуждения-размышления. Использование рассуждения-размышления в художественном стиле речи. | Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления. Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля. | ||
23,24 | Практическое занятие: построение рассуждения-размышления по образцу. | Особенности построения рассуждения-размышления. Значение эпиграфа. | Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления. Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля, строить текст-размышление на заданную тему по образцу, подбирать эпиграф к сочинению. | Создание собственного речевого высказывания –размышления. | |
25,26 | Проблема текста. Приёмы формирования навыка понимания текста. | Проблема текста. Способы выявления проблематики текста. Способы формулирования проблемы. | Знать: термины проблема, проблематика, тема, идея. Уметь: выявлять и формулировать проблемы, сформулированные в тексте. | Задания, направленные на выявление проблематики текста | |
27,28 | Практическое занятие. Аналитические упражнения: проблемные вопросы общего типа и индивидуального характера. | Способы выявления авторской позиции и формулировки собственной точки зрения по данной проблеме. | Знать: понятие авторская позиция, лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции Уметь: аргументировать собственное мнение по авторской позиции. | Индивидуальные задания. | |
29,30 | Средства языковой выразительности. | Метафора. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Оксюморон. Гипербола. Литота. | Знать: средства языковой выразительности. Уметь: выявлять средства языковой выразительности в текстах и определять их роль; использовать тропы в зависимости от цели высказывания. | Анализ текста с точки зрения использования тропов. | |
31,32 | Ключевые слова текста. Цитирование. | Лексические, морфологические и синтаксические «сигналы» текста. Способы цитирования. | Знать: принципы цитирования. Уметь: выделять ключевые слова и «сигналы» текста, применять различные способы цитирования. | Анализировать текст с точки зрения ключевых слов. | |
33,34 | Зачетная работа: создание текста-рассуждения по заданной тематике. | Текст-рассуждение (доказательство, объяснение, размышление) | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять изученный материал на практике. | Создание сочинения-рассуждения одного из типов (доказательство, объяснение, размышление) | |
35 | Редактирование сочинений-рассуждений по заданной тематике. | Типология речевых и грамматических ошибок и недочетов. | Уметь: редактировать собственное речевое произведение. |
Литература
- Павлова Т.И., Раннева Н.А.Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.- Издательство «Легион», ростов-на-Дону,2009.
- ГИА-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
- Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
- Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
- Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991
- Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 6 класс на 2013-2014 учебный год
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, ...
Рабочая программа курса «Развитие речи» 5 класс
ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ...
Рабочая программа По химии 8 класс на 2013-2014 уч.год
Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004...
Рабочая программа По химии 9 класс на 2013-2014 уч.год
Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по химии, дл...
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2013 / 2014 учебный год ( по учебнику Ю. Н. Макарычева)
Рабочая программа по алгебре в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю , 102 часа в год....
Рабочая программа по алгебре 11 класс Колягин. 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...
Рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян. 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольные работы...