рабочие программы по предметам 9 класс (умеренная и тяжёлая умственная отсталость)
рабочая программа (9 класс) на тему
Программы составлены на основе «программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Баряевой Л.Б.. Содержит : титульный лист, пояснительную записку, требования к основным знаниям и умениям, тематическое планирование.
Санкт-Петербург 2014-2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочие программы 9 класс по Баряевой Л.Б. | 646.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Согласовано» Руководитель МО: ______________Мартынова Ю.В. Протокол №__ от «__»____________ 20__г. | Принято на педагогическом совете Протокол № __ от «__» ________20______г. «Утверждаю» Директор __________Сорокина Е.В. «__» _______________20___г. |
Рабочая программа
по предмету
«Развитие речи и окружающий мир»
9 класс
(умеренная и тяжёлая умственная отсталость )
Составил: Мартынова Ю.В.
высшая кв. категория
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 9 класс является рабочей и разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой ( Санкт-Петербург, 2011) и учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья на 2014-2015 учебный год. Программа рассчитана исходя из 34 учебных недель по 2 часа в неделю.
Краткая характеристика учащихся¸ которым адресована программа:
В классе обучается 10 человек. Все дети с умеренной умственной отсталостью. Возраст: 14 – 18 лет. Всем учащимся свойственны: несформированность познавательных процессов, мышление конкретное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Четверо детей имеют системное недоразвитие речи (СНР) тяжёлой степени. Их речи свойственны: отсутствие или тяжёлое недоразвитие связной речи, полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, ограниченный словарный запас, выраженные аграмматизмы. Шесть человек имеют СНР средней степени. Их речи свойственны: полиморфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы, нарушения сложных форм словообразования, недостаточная сформированность связной речи.
Цели программы: создание условий для коррекции и развития всех сторон устной речи учащихся с умеренной умственной отсталостью; формирования умения использовать речевые навыки как средство коммуникации.
Учебные задачи:
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях ( зима, лето, осень, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные, строение тела, способ передвижения, питание);
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- формировать умение составлять с помощью взрослого простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
-привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица педагога, его действиям;
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной социально-бытовой деятельности;
- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом, использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природы и социальных явлениях.
Коррекционные задачи:
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мир людей, животных, растений, к явлениям природы).
- создавать условия для возникновения речевой активности и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъективно-объектные отношения;
- развивать фразовую речь;
- развивать способность выражать своё настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических средств;
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус;
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны:
- уметь отвечать на поставленные вопросы;
- уметь словесно оформлять свои желания и действия;
- уметь высказываться о себе;
- уметь обращаться друг к другу;
- уметь классифицировать предметы по словесной инструкции;
- уметь называть и различать изображенные на картинках предметы;
- знать и называть обобщающие слова.
Формы организации учебного процесса:
- Формы обучения:
- урок-занятие;
- практическое занятие;
- экскурсия;
- игра;
- Методы и приёмы обучения:
- Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности - методы формирования интереса к учению - создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа (используются частично, применяется только в сочетании с наглядным и практическим методами).
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
- метод проектов (тема «Магазин одежды»).
- Виды деятельности учащихся на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание;
Формы итогового контроля – диагностика на начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в конце I полугодия. Критерии диагностики см. приложение 1.
Учебно-тематический план.
План рассчитан исходя из 34 учебных недель по 2 часа в неделю. Из них 2 часа отводится на диагностику в начале учебного года и 2 часа – в конце. Промежуточная диагностика в конце I полугодия – 2 часа.
I полугодие (32 часа).
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | Практические Экскурсии Дидактическая игра | контроль | ||
1. | Диагностика | 2 | 2 | Диагностические карты |
2. | Окружающий предметный мир и профессии людей. Одежда Обувь Компьютер | 6 6 2 | 6 6 2
| текущий |
3. | Окружающий природный и животный мир. Растения, цветы, природный уголок класса Плоды растений Времена года: лето, осень. Части суток | 6 2 4 2 | 6 2 4 2 | текущий |
4 | Диагностика | 2 | 2 | Диагностические карты |
II полугодие (36 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | Практические Экскурсии Дидактическая игра | контроль | ||
1. | Окружающий предметный мир и профессии людей. Бытовая техника Символика России Микрорайон школы | 6 4 4 | 6 4 4 | текущий |
2. | Окружающий природный и животный мир. Птицы и животные родного края Насекомые Рыбы Времена года: зима, весна | 8 4 4 4 | 8 4 4 4 | текущий |
3. | Диагностика | 2 | 2 |
Содержание программы.
Содержание «программы» обучения предмету «Развитие речи и окружающий мир» включает следующие разделы:
- Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.
- Окружающий предметный мир и профессии людей.
- Окружающий природный и животный мир.
Раздел «Развитие навыков общения, диалогической и связной речи» представляет собой перечень специально подобранных упражнений, игр, специально смоделированных ситуаций, которые должны быть включены в каждый урок и являться частью урока.
Разделы «Окружающий предметный мир и профессии людей» и «Окружающий природный и животный мир» включают в себя непосредственно темы уроков.
I полугодие.
Тема | Содержание | Развитие навыков общения, диалогической и связной речи |
Одежда | -Настольно-печатные игры по теме «Одежда»; -дидактические упражнения по соотнесению пиктограмм «Одежда» с картинками и реальными предметами одежды; -упражнения на дифференциацию предметов одежды и называние её по группам (детская-взрослая; мужская-женская; сезонная одежда); -знакомство со средствами и способами определения размера одежды (прикладывание к себе, к другим); -называние размера при сравнении двух трёх предметов одежды; -определение своего размера и роста с помощью сантиметра; | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -активизация слов, обозначающих элементарные понятия (названия предметов одежды), выражающих видовые, родовые обобщённые понятия, числительные; -совместное составление коротких описательных рассказов о предметах одежды. -стимулирование рассказывания о себе: аккуратен ли я в одежде?; -проигрывание диалогов в сюжете «Магазин одежды». |
Обувь | -формирование представлений о размере обуви, полноте и подъёме ноги; -способы выбора обуви для разных сезонов; | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -активизация слов, обозначающих элементарные понятия (названия обуви), выражающих видовые, родовые обобщённые понятия, числительные; -совместное составление коротких описательных рассказов об обуви; -стимулирование рассказывания о себе: как я ухаживаю за обувью?; -проигрывание диалогов в сюжете «Обувной магазин». |
Компьютер | -элементарное знакомство со строением компьютера (клавиатура, мышь, монитор) -знакомство с правилами эксплуатации; -совместные компьютерные игры. | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -активизация слов, обозначающих элементарные понятия (названия элементов компьютера); -стимулирование рассказывания о себе: как я включаю и выключаю компьютер?; -проигрывание диалогов в сюжете «Моя любимая компьютерная игра». |
Растения, цветы, природный уголок класса | -Уточнение представлений по теме «Цветы полевые-садовые-комнатные»; -расширение знаний о растениях родного края: названия, характерные признаки; -рассматривание настоящих цветов, называние их, используя словесное обозначение, показ картинок, пиктограмм, муляжей и иллюстраций; Практические действия по уходу за комнатными цветами: полив, рыхление; -рисование цветов по трафаретам и самостоятельно («Цветы на поляне», «Цветы в горшке», «Цветы в вазе»; -настольно-печатные игры по теме «Растения», «Цветы»; «Ботаническое лото»; -чтение произведений о растениях; -рассматривание пейзажей о природе. | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -активизация слов, обозначающих элементарные понятия (названия цветов, растений), выражающих видовые, родовые обобщённые понятия, числительные; -совместное составление коротких описательных рассказов о цветах и растениях; -стимулирование рассказывания о себе: как я ухаживаю за цветами?; -проигрывание диалогов в сюжетах «Цветочный магазин», «Составим букет для мамы». |
Плоды растений | -Рассматривание реальных плодов разных растений и их изображений, соотнесение изображений с соответствующими растениями; -настольно-печатная игра «С чьих веток детки?». | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -активизация слов, обозначающих элементарные понятия (названия плодов и растений, на которых они выросли), выражающих видовые, родовые обобщённые понятия, числительные; -совместное составление коротких описательных рассказов о плодах и растениях; -стимулирование рассказывания о себе: какие плоды мне нравятся?; -проигрывание диалогов в сюжетах «В огороде», «В саду», «В лесу». |
Времена года | -Определение цвета времён года: лето, осень, зима, весна; -систематические экскурсии и прогулки для наблюдения погодных явлений, выполнение посильных трудовых поручений в природе. | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -активизация слов, обозначающих элементарные понятия (названия времён года и их признаки), выражающих видовые, родовые обобщённые понятия; -совместное составление коротких описательных рассказов о времени года; -стимулирование рассказывания о себе: какое время года мне нравятся?; -проигрывание диалогов в сюжетах «На горке», «В осеннем парке», «В лесу». |
Части суток | -Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток; -беседы, рассматривание иллюстраций; -Называние и показ символов разных частей суток (солнце всходит, солнце днём, солнце заходит, луна, звёзды; -простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи; -упражнения на определение цвета частей суток: утро, день, вечер, ночь. | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -активизация слов, обозначающих элементарные понятия (названия частей суток и их признаки), выражающих видовые, родовые обобщённые понятия; -совместное составление коротких описательных рассказов о частях суток; -стимулирование рассказывания о себе: что ты делал утром (днём, вечером)?; -проигрывание диалогов в сюжетах «Наступило утро», «Мы в школе», «Все пришли с работы». |
II полугодие.
Тема | Содержание | Развитие навыков общения, диалогической речи |
Бытовая техника | -Рассматривание, называние предметов бытовой техники (часы, телевизор, стиральная машина, электрический чайник, швейная машинка, утюг, телефон, компьютер); -демонстрация принципов работы с соблюдением техники безопасности; | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -упражнения на обобщение конкретных понятий с помощью родовых понятий: «Назови, какие бывают»; -упражнения на обобщение понятий через выделение признаков различия и сходства: «Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы»; -совместное составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи; -проигрывание диалогов в сюжете «хозяюшка». |
Символика России | -Знакомство с цветами флага России; -слушание гимна России; -введение в пассивный (активный) словарь слов: гимн, флаг, Россия, Москва, столица, Санкт-Петербург; | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -совместное составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи; -беседы, обсуждения фотографий и изображений; |
Микрорайон школы | -экскурсии для уточнения ориентировки в микрорайоне школы; -рассматривание элементарных планов схем района. | -беседы, обсуждения фотографий и изображений; -совместное составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи; |
Птицы и животные родного края | -просмотр видеофильмов из серии «В мире животных», «Лесные сказки» с последующей элементарной беседой по содержанию; -формирование общих представлений о зимующих и перелётных птицах: их многообразии, о местах обитания; -экскурсия в зоопарк с последующими беседами, просмотром и обсуждением иллюстраций и фотографий; -Чтение произведений о жизни животных в зоопарке; -формирование представлений о животных и птицах родного края, их потребностях (свет, воздух, пища, благоприятная температура, пища); -роль подкормки для жизни птиц в зимнее время, необходимость кормушек для птиц; -расширение представление об особенностях человеческой семьи и семьи животного. | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -упражнения на обобщение понятий через выделение признаков различия и сходства: «Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы»; -совместное составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи; -проигрывание диалогов в сюжете «В зоопарке». |
Насекомые | -уточнение представлений о многообразии насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мухи, комары); -просмотр видеофильмов о насекомых, их поведении зимой и летом, о среде их обитания; -настольно-печатные игры на зоологические темы; | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -упражнения на обобщение понятий через выделение признаков различия и сходства: «Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы»; -совместное составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи. |
Рыбы | -формирование элементарных представлений о рыбах, обитающих в озёрах, реках, морях; -чтение литературных произведений, рассматривание и обсуждение иллюстраций. | -Упражнения по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, соотнесение их с пиктограммами; -упражнения на обобщение понятий через выделение признаков различия и сходства: «Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы»; -совместное составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи. -проигрывание диалогов в сюжете «На рыбалке», |
Условия реализации программы:
Учебно-методический комплекс:
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- Брежнева Е.А. «Хочу всё знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями». – М.: ВЛАДОС, 2006г.
- Кислякова Ю.Н. «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов».- М. : ВЛАДОС, 2004г.
- Ковалец И.В. «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток». – М.: ВЛАДОС, 2007г.
- Козлова В.А. « Ориентировка во времени: Рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста». – М.: ДРОФА, 2010г.
Предметно-развивающая образовательная среда:
- Детские книги;
- Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей, их отношение к здоровью, труд медицинских работников, спасателей, особенности жизни растительного и животного мира и т.п.
- Игровой набор «Рыболов»; Д/И «Магазин одежды», «Одень куклу».
- Детские бытовые приборы-игрушки (пылесос, стиральная машина, миксер…)
- Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
- Иллюстрации и открытки по произведениям художественной литературы, сюжетам мультфильмов о здоровье, здоровьесбережении, о природе, торговых работников, о временах года, частях суток;
- Календари: отрывные, настенные;
- Материалы и приспособления для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата;
- Настольные игры «Салон красоты», «Модный магазин» «С чьих веток детки?».
- Наборы из трёх-четырёх картинок с общим сюжетом (сказки, литературные сюжеты, социально-бытовые и здоровьесберегающие ситуации) для установления логических связей и пересказа литературных произведений.
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение образовательного процесса:
- http://www.twirpx.com/ электронная библиотека
- http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».
- http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».
- http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».
- http://daohappiness.ru/- простейшие мудры.
- http://900igr.net – 900 презентаций для детей.
- http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».
- http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
- www.razumniki.ru – литература для детского чтения.
- http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.
- http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический).
- http://logoportal.ru/ - логопедический портал.
- http://flashsait.com – бесплатная детская электронная библиотека.
- http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».
- http://www.solnet.ee/- детский портал «Солнышко».
- http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.
Приложение 1
Критерии ЗУН по предмету «Развитие речи и окружающий мир».
По этой шкале оценивается способность ребёнка к коммуникации.
- Не владеет средствами коммуникации, не проявляет интереса к общению, не понимает обращённую речь. Отсутствия какого-либо представления о себе.
- Примитивно понимает чужую речь, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные с его непосредственными потребностями и реагирует на своё имя. Имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания, лепетная речь.
- Понимает речь на бытовом уровне. По просьбе взрослого узнаёт, показывает или называет объекты ближайшего окружения, их части. Употребляет в общении отдельные слова, не всегда адекватно, использует жесты, звукопроизношение нарушено.
- Использует лепетную речь, звукоподражание, отдельные существительные и глаголы бытового содержания, обрывки лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано. Понимает отдельные фразы, сопровождаемые жестами. Владеет речью на уровне отдельных фраз, возможно ошибочное применение слов. Называет себя «Я», знает своё имя и фамилию. Знает имена родителей, понимает свою роль по отношению к ним.
- Понимает отдельные фразы без помощи жестов. Использует в речи простые несложные предложения. Характерно наличие аграмматизмов. Словарный запас бедный, включает в основном существительные и глаголы. Проявляет способность к элементарному (бытовому) диалогу. Пересказывает с потерей сюжетной линии. Знает состав своей семьи. Ведёт себя в соответствии со своей социальной ролью ученика. Знает название своего города.
- Понимает речь достаточную для общения в быту (в основном ситуативная речь). Употребляет в речи простые распространённые предложения. При пересказе удерживает сюжетную линию. Любит мать (отца), ведёт себя в соответствии с половой принадлежностью, осознаёт себя учеником. Знает, чем представлен город (дома, улицы, основные виды городского транспорта). Знает правила поведения в транспорте.
- Понимает ситуативную и внеситуативную речь с некоторыми ограничениями. Рассказывает связно и достаточно понятно для окружающих. Любит и уважает старшее поколение, проявляет себя как товарищ в детском коллективе. Знает название своей страны и символику.
- Полностью понимает речь. Активно и правильно использует речь для общения, употребляя в речи сложные предложения. Может выступать в роли друга. Понимает значение государственной символики.
- Понимает контекстуальную речь, переносное значение слов. Владеет богатым словарным запасом, способен к связной эмоциональной монологической речи. Заботливо относится к членам своей семьи, членам коллектива класса.
- Предвидит ещё не произнесённые фразы. Употребляет пословицы и поговорки. Адекватно ведёт себя в соответствии с различными социальными ролями.
Приложение 2
Упражнения для развития общих речевых навыков.
Комплекс артикуляционной гимнастики.
«ОКОШКО»
- широко открыть рот — «жарко»
- закрыть рот - «холодно»
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
- улыбнуться, открыть рот
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубки
«МЕСИМ ТЕСТО»
- улыбнуться
- пошлепать языком между губами - «пя-пя-пя-пя-пя...»
- покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
«ЧАШЕЧКА»
- улыбнуться
- широко открыть рот
- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
«ДУДОЧКА»
- с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
«ЗАБОРЧИК»
- улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
«МАЛЯР»
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- кончиком языка погладить («покрасить») нёбо
«ГРИБОЧЕК»
- улыбнуться
- поцокать языком, будто едешь на лошадке
- присосать широкий язык к нёбу
«КИСКА»
- губы в улыбке, рот открыт
- кончик языка упирается в нижние зубы
- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
«ПОЙМАЕМ МЫШКУ»
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
«ЛОШАДКА»
- вытянуть губы
- приоткрыть рот
- поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
« ПАРАХОД ГУДИТ»
- губы в улыбке
- открыть рот
- с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы...»
«СЛОНИК ПЬЕТ»
- вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
- «набирать водичку», слегка при этом причмокивая
«ИНДЮКИ БОЛТАЮТ»
- языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
«ОРЕШКИ»
- рот закрыт
- кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
- на щеках образуются твердые шарики-«орешки»
«КАЧЕЛИ»
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхние зубы
- кончик языка за нижние зубы
«ЧАСИКИ»
- улыбнуться, открыть рот
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
«БЛИНЧИК»
- улыбнуться
- приоткрыть рот
- положить широкий язык на нижнюю губу
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
- улыбнуться
- открыть рот
- широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
«ШАРИК»
- надуть щеки
- сдуть щеки
«ГАРМОШКА»
- улыбнуться
- сделать «грибочек» (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
- не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
«БАРАБАНЩИК»
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."
«ПАРАШЮТИК»
- на кончик носа положить ватку
- широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Упражнения для развития речевого дыхания.
«Футбол». Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
«Ветряная мельница». Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
« Снегопад». Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
«Листопад». Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
«Бабочка». Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
«Кораблик». Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
«Одуванчик». Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
«Шторм в стакане». Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Упражнения для кистей и пальцев рук.
Статические упражнения - «Мудры».
Мудра «Знания». Указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся пальцы выпрямлены (не напряжены).
Мудра «Жизни». Подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев соединенывместе. Оставшиеся пальцы свободно выпрямлены. Выполняется двумя руками одновременно.
Мудра «Ветра». Указательный палец укладываем так, чтобы он подушечкой доставал основание большого пальца. Большим пальцем слегка придерживаем этот палец. Оставшиеся пальцы выпрямлены и расслаблены.
Мудра «Энергии». Подушечки среднего, безымянного и большого пальцев соединяем вместе. Оставшиеся пальцы свободно выпрямлены.
Мудра «Неба». Средний палец сгибаем так, чтобы подушечкой он касался основания большого пальца. Большим пальцем прижимаем средний. Остальные пальцы выпрямлены и расслаблены.
Мудра «Земли». Безымянный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены и расслаблены. Выполняется двумя руками.
Мудра «Око мудрости». Безымянный палец руки прижимается первой фалангой большого пальца. Оставшиеся пальцы свободно выпрямлены. Выполняется двумя руками.
Мудра «Раковина». Четыре пальца правой руки обнимают большой палец левой руки. Большой палец правой руки прикасается к подушечке среднего пальца левой руки.
Мудра «Черепаха». Пальцы правой и левой рук смыкаются в «замок». Большие пальцы соединены, образуя голову черепахи.
Мудра «Зуб дракона». Большие пальцы обеих рук прижаты к внутренней поверхности ладоней. Третий, четвёртый и пятый пальцы согнуты и прижаты к ладони. Указательные пальцы обеих рук выпрямлены и обращены вверх.
Кинетические упражнения.
«Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.
«Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.
«Шалтай-Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую — ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.
«Кошка-мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.
«Пальчики-драчуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.
«Здравствуй, пальчик». Поставить локоть на стол. Прижимать подушечку большого пальца руки поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук.
«Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет логопеда, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.
«Бинокль». Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.
«Филин». Сделать “бинокль” и разъединить сомкнутые пальцы рук.
«Заборчик». Поставить локти на стол, соединить ладони рук друг с другом. Последовательно, начиная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом.
«Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем — одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.
«Раки», Положить на стол ладони рук: правая — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.
«Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
« Кулак – ребро – ладонь». Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
« Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Все упражнения проводятся по образцу и (или) словесной инструкции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)
Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой....
рабочая программа 6 класс умеренная и тяжёлая умственная отсталость
рабочая программа разработана на основе "Программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью"...
перспективный план работы классного руководителя. 6 классе (умеренная и тяжёлая умственная отсталость)
Указаны задачи и разделы программы для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью....
Урок по предмету «Развитие речи и окружающий мир» 9-о класс (умеренная и тяжёлая умственная отсталость) Учитель: Мартынова Юлия Владимировна Тема урока: Наша Родина - Россия.
Урок ознакомления с новой темой: "Наша Родина - Россия", повторение правил охраны природы....
Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Рабочая программа по предмету «История» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Данный материал представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1 6-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «География» включает:пояснительную записку;общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися;описание места учеб...