Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа на тему

Гронь Ольга Владимировна

Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_alternativnomu_chteniyu28.5 КБ

Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено»                                           «Утверждено»

На  заседании   методического  объединения                                           ГБСКОУ школы № 439

Протокол  № ___________                              Педагогическим советом

От   « _____ »  ________  2013  г.                                                                                                     приказ № ___________

 Руководитель  МО                                                                                                    от «_____» ________________2013 г.

Государственное бюджетное специальное

(коррекционное) общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Рабочая программа   по предмету «Альтернативное чтение»  (индивидуальное обучение)

ученика 1-о класса

                                                Гронь О.В.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

Данная программа по предмету «Альтернативное чтение» 1 класс  является рабочей и разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под  редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г. Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). Учебный предмет относится к компоненту учебного плана,  рекомендован Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

Краткая характеристика учащихся¸ которым адресована программа:

В класс зачислено 4 человека. Все дети с умеренной умственной отсталостью. Возраст: 7-8 лет.

Целью обучения предмету «Альтернативное чтение» в 1классе – максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

В «Программе» выделяют следующие основные задачи:

-формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках;

-развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;

 -расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;

- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся;

-формировать способность к коллективной деятельности;

-учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

.Ожидаемый результат:

В качестве показателей развития учащихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов.

-передача мысли с помощью символов

- название, показ, подбор пиктограмм;

Организация и проведение уроков по предмету «Альтернативное чтение» строится таким образом, чтобы использовались альтернативные системы общения. В основу обучения «Альтернативному чтению» положен метод пиктограмм для организации коммуникации с неговорящими учащимися, направленный на развитие продуктивных механизмов обработки информации.

Условия реализации программы:

УМК для 1-о класса на 2013-2014 учебный год.

  1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
  2. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.

3.  Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007

4.   Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008.

5.    Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2008

6.   .   Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В.  «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.  ДРОФА, 2007.

               

  Предметно-развивающая образовательная среда:

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
  • Детские книги, раскраски;
  • Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей.
  • Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
  • Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
  • Большие дидактические куклы.
  • Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
  • Пиктограммы.
  • Игрушки.
  • Конструкторы пластмассовые
  • Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
  • Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
  • Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья».

Содержание программы по предмету: «Альтернативное чтение»

Разделы программы

Содержание

«Чтение» телесных и мимических движений.

Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица.

Движение по различным сенсорным дорожкам.

Двигательные упражнения.

«Чтение» изображений на картинках.

Показ частей тела на картинке и себе.

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием больших дидактических кукол.

Игровые упражнения с куклой.

Зрительные упражнения с картинками.

Нахождение игрушки по картинкам.

«Чтение» телесных и мимических движений

Упражнения на рассматривание себя в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица.

Упражнения на сенсорных дорожках со звуковым сопровождением.

Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной».

Упражнения на движение мимической мускулатуры по подражанию.

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.

Аудиальные и зрительные упражнения типа: «Слушай стишок и показывай картинку».

Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

Двигательные упражнения вместе с учителем и самостоятельно.

Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной».

Игровые ситуации на узнавание игрушек по рассказу (один – два признака)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных форм уроков в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

В статье рассказывается о роли  нетрадиционных уроков-занятий  в обучении детей....

Конспект классного часа по теме «Польза бытовых электроприборов и правила пользования ими» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью девятого года обучения.

Конспект  классного часа предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Материал содержит конспект....

Обучение и воспитание детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Методическое пособие посвящено проблемам воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Изложив краткую характер...

Статья "Психоречевое развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью".

В статье рассмотрены критерии у.о., формы у.о. по МКБ-10, этиология, уровни сенсорного недоразвития....

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Тема: «Опыт социализации и элементарного трудового обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в Городецкой (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

В докладе показаны направления работы по социализации детей с глубокой умственной отсталостью; описана работа по профилю"Озеленитель"....

Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...