Рабочая программа для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью 1 класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа на тему
Рабочие программы разработаны на основе "Программ для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью" под ред. Л.Б.Баряевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_alternativnomu_chteniyu | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Утверждено»
На заседании методического объединения ГБСКОУ школы № 439
Протокол № ___________ Педагогическим советом
От « _____ » ________ 2013 г. приказ № ___________
Руководитель МО от «_____» ________________2013 г.
Государственное бюджетное специальное
(коррекционное) общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рабочая программа по предмету «Альтернативное чтение» (индивидуальное обучение)
ученика 1-о класса
Гронь О.В.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа по предмету «Альтернативное чтение» 1 класс является рабочей и разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011 г. Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). Учебный предмет относится к компоненту учебного плана, рекомендован Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга.
Краткая характеристика учащихся¸ которым адресована программа:
В класс зачислено 4 человека. Все дети с умеренной умственной отсталостью. Возраст: 7-8 лет.
Целью обучения предмету «Альтернативное чтение» в 1классе – максимально возможная социальная адаптация детей через формирование навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
В «Программе» выделяют следующие основные задачи:
-формировать первоначальные ценностные представления о книгах и иллюстрациях, картинах и картинках;
-развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
-расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся;
-формировать способность к коллективной деятельности;
-учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
.Ожидаемый результат:
В качестве показателей развития учащихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых), понимание выразительных движений и естественных жестов.
-передача мысли с помощью символов
- название, показ, подбор пиктограмм;
Организация и проведение уроков по предмету «Альтернативное чтение» строится таким образом, чтобы использовались альтернативные системы общения. В основу обучения «Альтернативному чтению» положен метод пиктограмм для организации коммуникации с неговорящими учащимися, направленный на развитие продуктивных механизмов обработки информации.
Условия реализации программы:
УМК для 1-о класса на 2013-2014 учебный год.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Я – ребёнок» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок в школе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008.
5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и явления в природе!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2008
6. . Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
Предметно-развивающая образовательная среда:
- Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
- Детские книги, раскраски;
- Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей.
- Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
- Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
- Большие дидактические куклы.
- Зеркало большое и индивидуальные зеркала.
- Пиктограммы.
- Игрушки.
- Конструкторы пластмассовые
- Дидактические большие куклы (девочка, мальчик).
- Полифункциональное игровое оборудование «Дидактическая черепаха».
- Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья».
Содержание программы по предмету: «Альтернативное чтение»
Разделы программы | Содержание |
«Чтение» телесных и мимических движений. | Упражнения на рассматривание себя в зеркале. Упражнения на подражание выражению лица. Движение по различным сенсорным дорожкам. Двигательные упражнения. |
«Чтение» изображений на картинках. | Показ частей тела на картинке и себе. Аудиальные и визуальные упражнения с использованием больших дидактических кукол. Игровые упражнения с куклой. Зрительные упражнения с картинками. Нахождение игрушки по картинкам. |
«Чтение» телесных и мимических движений | Упражнения на рассматривание себя в зеркале. Упражнения на подражание выражению лица. Упражнения на сенсорных дорожках со звуковым сопровождением. Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной». Упражнения на движение мимической мускулатуры по подражанию. |
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. | Аудиальные и зрительные упражнения типа: «Слушай стишок и показывай картинку». Зрительные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками. Двигательные упражнения вместе с учителем и самостоятельно. Аудиальные и двигательные упражнения типа: «Слушай и делай со мной». Игровые ситуации на узнавание игрушек по рассказу (один – два признака) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль нетрадиционных форм уроков в обучении детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
В статье рассказывается о роли нетрадиционных уроков-занятий в обучении детей....
Конспект классного часа по теме «Польза бытовых электроприборов и правила пользования ими» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью девятого года обучения.
Конспект классного часа предназначен для детей с умеренной умственной отсталостью. Материал содержит конспект....
Обучение и воспитание детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Методическое пособие посвящено проблемам воспитания и обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Изложив краткую характер...
Статья "Психоречевое развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью".
В статье рассмотрены критерии у.о., формы у.о. по МКБ-10, этиология, уровни сенсорного недоразвития....
Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...
Тема: «Опыт социализации и элементарного трудового обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в Городецкой (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
В докладе показаны направления работы по социализации детей с глубокой умственной отсталостью; описана работа по профилю"Озеленитель"....
Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...