Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.
статья на тему
В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана необходимость проектной деятельности детей с ОВЗ, а также роль родителей в реализации проектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности организации проектной деятельности
детей со сложной структурой дефекта
в условиях надомного обучения.
Автор: Алексеева Лариса Александровна, учитель надомного обучения детей с особыми образовательными потребностями.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 числа жителей нашей планеты. В России частота рождения таких детей за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в течение многих лет называли «необучаемыми». Эти дети либо оставались в семье, не получая квалифицированной психолого-педагогической помощи, либо направлялись в детские дома-интернаты системы социальной защиты. Их обучение по программам общеобразовательной коррекционной школы затруднено или не эффективно, т.к. множественные нарушения не учитываются рамками специальных образовательных программ. Вместе с тем, право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. В последнее десятилетие проблемы обучения детей со специальными образовательными потребностями входят в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики.
Современное общество все больше приобретает черты социальности, характеризующейся расширением и углублением сферы социальной политики. В орбиту работы по социальной защите и преодолению социальной изолированности вовлекаются категории людей, которым ранее не уделялось достаточного внимания. Происходит поворот социального интереса к инвалидам – людям с ограниченными возможностями, к тем, чье развитие не вписывается в рамки типичности. В соответствии с Образовательным Стандартом педагогические коллективы специальных (коррекционных) школ VIII вида должны заниматься формированием жизненно важных компетенций, которые помогут ребёнку с ограниченными возможностями здоровья более успешно интегрироваться в окружающую среду.
К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, имеет тенденцию к увеличению. В настоящее время важно определить принципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный опыт, так и новые направления в развитии педагогической науки в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Одной из форм является надомное обучение. Его главная цель – создание максимально щадящих условий обучения для детей с ослабленной нервной системой.
Сегодня в образовании происходят коренные преобразования, где во главу угла ставится изменение целевых установок: главным становится не передача ученикам знаний, а развитие и воспитание детей. Школьникам необходимы более увлекательные приемы деятельности, чтобы получать информацию из различных источников, осмысливать ее в реальных жизненных ситуациях. Умственно-отсталый ребёнок, обучающийся на дому по адаптированным к его развитию программам, способен овладеть учебной деятельностью, но нуждается в создании адекватных условий. И одним из доступных и интересных условий является проектная деятельность.
Проектная деятельность занимает особое место в процессе формирования личности ребенка, воздействуя на него комплексно. Эта подготовка конкретна, понятна школьнику, отвечает естественным, природным, социальным проявлениям ребенка. Эта деятельность, добровольно выбираемая, ставит ребенка в новую активную позицию не столько объекта, сколько субъекта, что позволяет ему раскрыться многомерно (интеллектуально, физически, эмоционально и т. д.), используя индивидуальный жизненный опыт, личные интересы, запросы.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Но практически при изучении источников по данной тематике я не встретила описаний применения метода проектов именно к детям, обучающимся на дому, с глубокой степенью умственной отсталости со сложной структурой дефекта. В данной статье представляю свой опыт в применении технологии проектной деятельности в работе именно с такими учениками.
Проект – это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащегося, осуществляемой под гибким руководством учителя. Проект преследует конкретные дидактические цели, направленные на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. По мере выполнения работы интерес возрастает. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и помогает повысить самооценку и веры в свои силы.
При реализации проекта в обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях надомного обучения необходимо учитывать их психолого-физиологические особенности.
Среди задач исследовательской деятельности, доступной особенным ученикам, я выделяю как наиболее значимые следующие:
- активизировать познавательные интересы учащихся;
- способствовать формированию потребности в учебной деятельности;
- создавать предпосылки для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ;
- развивать потребность в изучении окружающего мира;
- расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
- воспитывать культуру практического труда;
- воспитывать стремление к выполнению самостоятельных действий.
Темы проектов данных учащихся должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Важно помнить, интерес к работе и посильность выполнения во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях надомного обучения часто представляет вопрос учитель или значительно помогает ученикам во время его формулирования, выбора объекта исследования. А он должен быть выбран из окружения ребёнка, значимого для него. Например, Никита знает, что зелёный лук – кладезь полезных веществ и витаминов. А на вопрос «Каким образом лук появляется на столе?» мы с мамой помогли ему ответить, предложив вырастить лук на перо в домашних условиях при соблюдении определённых условий. Это стало предметом исследования Никиты.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. По времени выполнения проекта или исследования целесообразно его не затягивать. В случае с Никитой весь проект занял по времени около месяца. На занятиях я стараюсь постепенно формировать у детей умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). В условиях надомного обучения наши проекты по определению могут быть только индивидуальные в форме презентации конкретного продукта ( за прошедший учебный год практическая реализация осуществлялась: с Никитой выращивали зелёный лучок, с Сашей – травку для любимой кошки, наблюдали за ростом Кисули и её проказами - результатом стал фотоальбом и другие).
Для того, чтобы создать условия обучающимся для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности, взрослым необходимо провести подготовительную работу. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Их формирование целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (Например: Никита – 8лет, ребёнок-инвалид детства, ДЦП, практически действовать может только правой рукой и ограниченное время, значительные проблемы со зрением, ребёнок неговорящий – словарный запас ограничен всего двумя десятками слов).
Считаю наиважнейшей задачей обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом — мотивацию. Среди моих учеников можно выделить два вида: по результату и по процессу деятельности. Учитываю степень готовности ребёнка и его желание. Следует учесть также и готовность учителя руководить проектом, выполняемым особым учеником, для исключения всякого рода непредвиденных осложнений в ходе реализации проекта.
Мотивация является постоянным источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проект мотивационные механизмы.
Требуется внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.
Нужно учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности. Низкую эффективность реализации проектной деятельности особенных учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), изо, технология.
Обязательным условием проведения научно-практической деятельности по осуществлению проекта считаю привитие умений, формирование навыков по ориентации в окружающем мире, создание и разрешение познавательных ситуаций. Любое исследование предполагает получение новых научных знаний. Не исключение и мои ученики. При выполнении проекта и наблюдения за объектом наших экспериментов дети открывали для себя новые стороны и условия повседневной реальности (для роста растений необходимо выполнение ряда условий: свет, вода, тепло, воздух; особенности содержания домашних животных, в частности кошки, и другие).
Важнейшее значение имеет быстрый и обязательно яркий, практически значимый результат. Никита вырастил лучок – мы сделали салат, где обязательным ингредиентом стал наш лук. А уж с каким аппетитом мальчик ел салат сам и угощал нас с мамой! Саша вырастил травку для кошки – и его любимица получила специальную витаминизированную добавку к пище. Таким образом, учащиеся с особыми образовательными потребностями приобщаются к окружающему миру, вносят свой вклад в общечеловеческий банк данных. Полученные навыки позволят детям применять их в повседневной жизни.
Выше я упоминала о возможных непредвиденных осложнениях, которые могут возникнуть в ходе выполнения практического наблюдения за выбранным объектом. Конечно, их необходимо постараться предусмотреть, но не будем забывать, что мои ученики – дети особенные…
Для обеспечения эффективной проектной деятельности учителю требуется учесть и избежать подмены деятельности ребёнка, сделать многое за него, особенно сдерживать порывы мамы выполнить задание за ученика. Мамы часто присутствуют на наших уроках, чтобы после ухода учителя применять такие методы и приёмы при самостоятельных занятиях с ребёнком. К сожалению, на домашнее обучение отводится довольно мало часов учебной нагрузки, поэтому мамы «учатся» тоже и в дальнейшем отрабатывают навыки своих детей. Учитель надомного обучения обязательно работает в стиле педагогической поддержки.
Любой исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания, при этом ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники. А наши дети практически малоговорящие и в силу своих особенностей не читающие, поэтому им недоступно самостоятельное изучение литературных источников. Взрослые здесь оказывают помощь в подготовительной части: найти картинный материал – и главное не увлечься этим. Следует отметить, что очень действенную практическую значимость имеют интернет ресурсы, значительно облегчающие эту задачу. Часто мои ученики в силу своих особенностей уже не реагируют на однажды виденную картинку.
Ещё одна опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.
Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы. Помним и учитываем, что дети у нас особенные – они не могут выступить со своим опытом проведённой работы. Но при выполнении проекта мы часто фотографировали и делали видеосъёмку (тема применения фотоаппарата и съёмка наших занятий заслуживает отдельной статьи). Так что реализацию проекта Никиты по выращиванию зелёного лука в домашних условиях частично можно посмотреть на сайте YouTube, набрав в поисковой строке «Необычные дети Юрьев-Польского». Сам Никита часто просит включить ему этот видеоролик.
Значительными проблемами моих учеников являются: высокая утомляемость; нарушение высших психических функций: памяти, внимания, мышления; ограниченный круг общения. Преодолевать обозначенные проблемы мы можем, организуя деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в рамках проектной деятельности.
Предлагаю рассмотреть пример организованного проекта по выращиванию зелёного лука в домашних условиях «Огород на подоконнике», выполненным Никитой, учащимся первого года обучения по надомной форме получения образования.
Цель: расширять знания Никиты о создании грядки на подоконнике, способах ухода за посадками. Привлечь к работе над проектом родителей.
Задачи: -познакомить с правилами посадки лука в комнатных условиях;
- упражнять в ежедневном уходе за посадками лука в холодное время года в комнатных условиях;
- формировать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста луковиц,
- фиксировать изменения в росте луковиц в контейнере с почвой;
- дать представления о правилах правильного бережного отношения к природе;
- активизировать словарный запас: луковица, корень, посадка, поливка и т.д.;
- воспитывать желание добиваться результата;
- научить видеть результаты своего труда.
Проектная идея:
- создать в комнате огород на подоконнике;
- вырастить зелёный лучок;
- отследить необходимость условий для роста лука: вода, тепло, свет.
Участники проекта:
- ученик первого года обучения надомной формы образования Никита Б;
- учитель Алексеева Лариса Александровна;
- мама Никиты Елена Анатольевна.
Подготовительная работа:
- беседа с Еленой Анатольевной по поводу участия в проекте «Зелёный лучок»;
- на уроках с Никитой разговаривали о луке, его пользе и значимости для человека, как полезном растении;
- приготовить оборудование для осуществления проекта: контейнер, землю, луковицы для посадки, лопатка, лейка.
Ожидаемые результаты:
- Никита научится сажать луковицы и ухаживать за посадками лука;
- познакомится с условиями роста посадок;
- у мальчика сформируются представления о росте зелёного лука в холодное время года в комнатных условиях в контейнере с землёй;
- он научится подмечать красоту зелёных насаждений, осознает пользу лука как источника полезных веществ для организма.
Способы реализации проекта:
- беседы,
- практическая деятельность,
- опыты,
- наблюдения.
Проект рассчитан на один месяц.
Этапы работы по реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
- беседы с Никитой о пользе лука как источнике витаминов и полезных веществ для организма «Лук от семи недуг»;
- сбор информации о луке;
- отбор необходимого оборудования для реализации проекта;
2 этап –опытно-эксперементальный:
- практическая деятельность: посадка луковиц, ежедневный уход и полив;
- исследовательская деятельность: наблюдения за ростом лука, выявление условий, необходимых для роста растений: почва, тепло, свет, вода.
3 этап – практическое применение:
- определения момента зрелости урожая;
- срезка зелёного перьевого лука;
- приготовление салата с использованием зелёного лука.
4 этап – заключительный, оценочный:
- проанализированы и обобщены результаты, полученные в ходе проведения проекта;
- подведены итоги совместной деятельности Никиты, педагога, мамы;
- оформлена слайд-презентация;
- на сайт YouTube выложен ролик, где можно посмотреть практическую деятельность Никиты.
Таким образом, была выявлена потребность в выполнении проекта, поставлена цель работы, выработаны требования к продукту, спланирована работа.
Проектная деятельность это полноценный и эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития личности учащихся. Метод проектов – это поисковая деятельность, направленная на решение той или иной проблемы, ориентированная на конкретный ощутимый результат. Эта деятельность направлена на формирование у школьников так называемых навыков XXI века:
- ответственность;
- коммуникативные умения;
- креативность и любознательность;
- информационная грамотность;
- межличностное взаимодействие и сотрудничество;
- постановка и решение проблемы;
- социальная ответственность;
- позитивная Я - концепция (самореализация, проживание ситуации успеха).
Считаю, что названные компетенции в полной мере необходимо вырабатывать и у таких детей, как мои ученики. Они представители нашего общества, и каким оно будет в полной мере зависит от нас. Мой девиз не только педагогической деятельности, но и жизненное убеждение: Мы живём как можем,
Они живут как мы им поможем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по обучению грамоте детей со сложной структурой дефекта (в условиях ЦВЛ "Детская психиатрия"
Конспект рекомендован для работы логопедам и дефектологам,работающим с детьми дошкольного возраста с ОНР....
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Рабочая программа по письму в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по письму в 5 классе со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по ЧТЕНИЮ в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по чтению в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении....
Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта ученика находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по математике в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении....
Рабочая программа по развитию речи в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по развитию речи в 5 классе ....