Рабочая программа по СБО в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении.
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
(по СБО)
УЧЕНИКА 5 «Г» КЛАССА
Альдикевича Евгения
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой – М.,ВЛАДОС, 2011г.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии— повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. На занятиях по социально-бытовой ориентировке следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.
Методика работы строится в направлении личностного - ориентированного подхода к ученику , делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.
Контроль и учет теоретических знаний учащегося осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования. Контрольные работы проводиться по пройденным темам в конце каждой четверти.
Общее количество часов по программе:
5 класс — 31 ч;
Тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке
1 четверть
№ | Темы уроков | Кол-во часов |
Личная гигиена. | ||
1 | Зарядка, физкультура, спорт. Польза физических упражнений. | 1 |
2 | Чистые руки- залог здоровья! Правила мытья рук. Уход за руками. Практическое занятие. | 1 |
3 | Правила и порядок умывания лица и шеи. Средства для умывания. Практическое занятие. | 1 |
4 | Правила ухода за зубами. Предметы и средства ухода за ними. Практическое занятие. | 1 |
5 | Чистка ушей и носа. Предметы ухода за ушами и носом. Правила пользования ими. Практическое занятие. | 1 |
6 | Уход за волосами. Расчесывание волос. Предметы для расчесывания волос. | 1 |
7 | Нижнее белье. Постельное белье. Название и назначение. Смена постельного белья. | 1 |
8 | Повторение пройденного материала 1 четверти. | 1 |
Итого за 1 четверть | 8 |
2 четверть
Темы уроков | Кол-во часов | |
Одежда и обувь | ||
9 | История одежды. Инструменты для пошива одежды. | 1 |
10 | Назначение одежды. Виды одежды. Сезонная одежда. Виды и назначение. Специальная одежда. | 1 |
11 | Уход за одеждой. Предметы и средства ухода за одеждой. | 1 |
12 | Ручная стирка белья. Средства и предметы стирки белья. | 1 |
13 | Обувь. Виды и назначение. | 1 |
14 | Принадлежности для ухода за кожаной , резиновой обувью, за мокрой и грязной обувью. | 1 |
15 | Повторение пройденного материала за 2 четверть. | 1 |
Итого за 2 четверть | 7 |
3 четверть
№ | Темы уроков | Кол-во часов |
Транспорт. | ||
16 | Виды транспорта по способу передвижения. | 1 |
17 | Наземный транспорт. Назначение пассажирского и грузового транспорта. Назначение специального транспорта. | 1 |
18 | Легковой и спортивный транспорт. Городской транспорт. Их назначение. | 1 |
19 | Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Пешеходные переходы. Светофор. | 1 |
Торговля. | ||
20 | Виды магазинов. Их назначение. | 1 |
21 | Продуктовый магазин и его отделы. Товары-продукты. | 1 |
22 | Стоимость и цена товара. Порядок приобретения товара. Срок годности продуктов. | 1 |
23 | Работники магазина . Игра «МАГАЗИН». | 1 |
24 | Продовольственный магазин. | 1 |
Итого за 3 четверть | 9 |
№ | Темы уроков | Кол-во часов |
Семья | ||
25 | Состав семьи. Отношения в семье. Традиции семьи. | 1 |
Жилище | ||
26 | История появления жилища. | 1 |
27 | Виды жилья: частный дом, квартира, комната. | 1 |
28 | Виды жилых комнат. Подсобные помещения. Их назначенине. | 1 |
29 | Уборка помещения. Инвентарь и принадлежности для уборки. | 1 |
30 | Организация рабочего места школьника. | 1 |
31 | Повторение пройденного материала за 4 четверть. | 1 |
Итого за 4 четверть | 7 |
4 четверть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составлена для детей с умеренными нарушениями интеллекта со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по письму 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составлена для учеников с умеренным нарушением интеллекта со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по математике 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составлена для обучения детей со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по самообслуживанию 2 класс со сложной структурой дефекта.
Данная программа составлена для обучения детей со сложной структурой дефекта....
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся со сложной структурой дефекта 9 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью. В основу адаптации положены рекомендации, данные ...
Рабочая программа по письму в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по письму в 5 классе со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа по ЧТЕНИЮ в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по чтению в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении....