Конспект по обучению грамоте детей со сложной структурой дефекта (в условиях ЦВЛ "Детская психиатрия"
план-конспект занятия по теме

Травина Ирина Владимировна

Конспект рекомендован для работы логопедам и дефектологам,работающим с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_sayta.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

   КОНСПЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

   ДЕТЕЙ  СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ

   ДЕФЕКТА (В УСЛОВИЯХ ЦВЛ «ДЕТСКАЯ

   ПСИХИАТРИЯ)

Цели:

1.Работать над голосом, речевым дыханием.

2.Закрепить понятие «Гласный звук»

3.Закреплять умение узнавать        гласные звуки по беззвучной артикуляции.

4.Закрепить умение узнавать и выделять гласные звуки в середине слов.

5.Закрепить понятие "глухие" и "звонкие" согласные звуки, умение их дифференцировать.

6.Закрепить умение подбирать парные по звонкости - глухости согласные.                        

7.Закрепить умение выделять гласный звук в середине слова,  первый согласный звук в словах, и т.д.

8.Закрепить понятие "мягкие" и "твердые" согласные, умение их дифференцировать.

9.Упражнять в подборе звуковых схем к словам.        -

10.Закрепить навык порядкового, последовательного и количественного звукового анализа слов.

11.Закрепить понятие "слог".

12.Дифференцировать понятия "слог" "слово".

13Закрепить навык определения количества слогов в словах.

14.Закрепить понятия "ударение, ударный слог, ударный гласный звук".

15.Закрепить навык определения местоположения ударного гласного в слове.

16.Закрепить знания о предложении, правилах их орфографического

оформления.

17.Закрепить навык составления предложений из слов,

данных в разбивку.

18.Дифференцировать понятия "звук" - "буква", закрепить

оптический образ букв.

19.Активизировать, уточнять словарь по теме "Ранняя вес

на", упражнять в толковании пословиц, поговорок.

20.Упражнять в координации речи с движениями, в диалогической речи.

21.Формировать навыки учебной деятельности.

                                 Ход занятия.

1, Организационный момент.

Логопед:

Светит солнце ярче- ярче. Греет солнце жарче - жарче, Пробуждается природа Постепенно ото сна. Наступает утро года. Начинается... весна.

  1. Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о весне. Дид. игра "Договори пословицу, поговорку о весне" с мячом. Кто правильно договорит, тот сядет на место.
  2. Летит скворец - зиме конец.
  3. Послезимний месяц март - февралю меньший брат.
  4. Грач на дворе - весна на горе.
  5. Много воды - много травы.
  6. Вода с гор потекла - весну принесла.
  7. Жди беды от весенней воды.
  8. Март и снегом сеет, и солнцем греет.
  9. Увидел грача - весну встречай.
  10. Весенний день год кормит.
  1. Постановка цели занятия.

Логопед: Отправляемся в путешествие в Сказочную страну звуков, букв, слогов и слов.

Нас звуки и буквы в дорогу зовут.

 Проложим мы с вами новый маршрут

В страну, где слова все нужны и важны,

Законы ее уважать мы должны.

  1. Королева слов приглашает нас "Милости просим вас в страну слов..."
  2. Вот и карта страны. Только сначала нужно открыть невидимый волшебный замок на воротах.

Речь с движениями пальцев рук: "Замок". На двери висит замок.

 Кто его открыть бы мог?

 Постучали, покрутили,

 Потянули - и открыли...

  1. Сколько интересного в этой стране: здесь и Улица звонких согласных, и Тупик глухих согласных, и Площадь слов, есть даже Река гласных.
  1. "По реке гласных".

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А еще есть звуки речи.

Мы их четко знать должны.

Логопед: Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос поет, И звуки получается ... гласный.

  1. Какие гласные звуки вы знаете? Назовите.
  2. Как произносятся гласные звуки?
  3. Давайте докажем, что У, Э - гласные звуки.

Дид, игра "По ниточке". Работа над голосом, речевым дыханием.

Ход: Дети пропевают гласные звуки,проводя указкой по красной ниточке-лабиринту.        

Дид. игра "Узнай гласный звук по беззвучной артикуляции".

Дид. игpa "Какой гласный звук спрятался в середине слова? ( с мячом).

ШАР-А, СУП - У, КИТ - И, СОН - О, СЫН - Ы...

4. "В стране звонких и глухих согласных".

Логопед: А согласные согласны

Шелестеть, рычать, свистеть, Но не хочется им петь.

  1. Какие вы знаете согласные? Символы: звонкие - глухие

мягкие        твердые.

  1. Вот дом, в котором живут звонкие и глухие согласные. Над домом глухарь и синичка со звонким колокольчиком.
  2. Как произносятся звонкие согласные? С голосом, горлышко работает.
  3. Как произносятся глухие согласные? Без голоса, горлышко спит. Глухие можно прошептать, а звонкие прокричать.

Дид. игра "Язык жестов".

Логопед: Сейчас я проверю, как вы знаете язык жителей страны звонких и глухих согласных.

Я буду называть звонкие и глухие согласные: если звук звонкий - то вы как будто позвоните в невидимый колокольчик, а если звук глухой

  1. закроете ушки руками. Материал: X, Р, С, Ф, 3, Ж, Ц, М, Ч....

Дид. шра "Подарки жителям страны".

Цель: Умение выделять первый согласный звук в слове, дифференциация звонких и глухих согласных.

Материал: магнитное лото, подарки - картинки перепутались в пути, их нужно разобрать.

В слове "Подушка" первый звук "П" - глухой. В слове "Барабан" первый звук "Б" - звонкий.

Дид. игра "Соедини парные согласные".

Цель: Знание парных звонких и глухих согласных, умение подбирать пары.

Логопед: Есть согласные звуки парные и непарные. Парные произносятся почти одинаково, только отличаются по участию горлышка. Давайте соединим парные согласные разноцветными дорожками и назовем пары.

  1. "В Королевашах Мякиша и Твердыша ".
  1. Как зовут Короля мягких согласных звуков? - Мякиш.
  2. Как зовут Короля твердых согласных звуков? - Твердыш.
  3. Вспомните Сказку о двух Королях мягких и твердых согласных звуках.

Есть согласные, которые могут произноситься твердо и мягко. А есть только твердые: Ш, Ж, Ц, только мягкие: Ч, Щ, Й.

Дид. игра "Мякиш - Твердыш".

Цель: Дифференциация мягких - твердых согласных на слух.. Логопед называет мягкие и твердые согласные, дети показывают изображения Королей Мякиша и Твердыша.

Дид. игра "Узнай свое имя".

Цель: Развитие фонематического анализа слов.

Логопед предлагает оставить Королям что-нибудь на память.

  1. Подарим им зеленые листочки, чтобы в их Королевствах поскорее весна наступила. Только каждый должен сначала найти листочек со схемой своего имени.

Вопросы: Как ты догадался? Сколько звуков в твоем имени? Какой мягкий согласный?...

      6. На одного из детей надевается шапочка Весны ."Разговор с Весной"'( Координация речи с движениями).

  1. Ну. Весна, как дела?
  2. У меня уборка.
  3. Для чего тебе метла?
  4. Снег смести с пригорка.
  5. Для чего тебе ручьи?
  6. Мусор смыть с дорожек.
  7. Для чего тебе лучи?
  8. Для уборки тоже.
  9. Все промою, просушу,
  10. Вас на праздник приглашу!

7.'"В парке Слогов". Логопед:

Ах, какое это счастье: Слово делится на части. Может каждый грамотей Сделать слово из частей.

  1. Что же это за части? Слоги.
  2. В этом "Парке Слогов" все слова сразу рассыпаются на слоги.
  3. Ой, что это звенит? Отгадайте загадку:
  4. К маме-речке бегу и молчать не могу.

Я сын ее родной, родился я весной. Ручеек.

  1. Журчит ручеек в "Парке Слогов". А по ручейку льдинки плывут. А на льдинках слова написаны.

Королева Слов просит назвать слова, в которых 1, 2, 3, 4 слога.

  1. - май, март.
  2. - весна, почки, капель, апрель.
  3. - скворечник, ледоход.
  4. - половодье, проталина.
  1. Как можно узнать, сколько в слове слогов?
  2. Прохлопать, протопать, сосчитать, сколько гласных

-Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

8. «В замке Ударений»

Напротив парка слогов-Красивый «Замок Ударений».

-Кто в нем живет? Волшебник Ударение. Он вам уже рассказывал свои секреты:

«Погладить слово», «Позвать слово»- и ты узнаешь,на какой звук падает ударение.

Стихотворение « Ударный слог» (с молотком)

Ударный слог,ударный слог,

Он назван так не даром.

Эй,невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит,стучит,

И четко речь моя звучит.

                                                                      А.Шибаев.

Волшебник Ударение просит каждого из нас погладить свое словечко и назвать ударный звук.

Весна- А, ручейки- И….

9. «В Городе Предложений».

Логопед: из чего состоит ваша речь? Из предложений.

-Ребята, мы с Весной приготовили для вас интересное задание: хотели посмотреть, как вы умеете читать, написали предложения, а Карлик Зол разрезал их на кусочки.

Как быть? Теперь у нас ничего не получится. Вы помните правила, по которым пишутся предложения?

-С большой буквы.

-В конце точка.

-Каждое слово пишется отдельно.

-Попробуйте правильно составить свои предложения. Прочитайте четко. Сколько слов? Какое первое? Какое второе?...

-Вот , Весна- Красна, сколько наши дети знают о тебе.

10. Дид.игра « Починим буквы»

Логопед:

Его друзья - пес Артемон, Пьеро, Мальвина.

 Кто к нам придет сейчас?

Конечно, Буратино!

Буратино ходит в школу, но он еще плохо знает буквы. Он просит вас помочь ему починить сломанные буквы. Возьмите карандаши и допишите элементы букв. Вспомните, как правильно писать каждую букву.

Звуки четко произносим,

Слушаем внимательно,

Буквы правильно читаем,

Пишем их старательно!

11. Итоги занятия .Оценка деятельности детей,. Конец путешествия.

Королева Слов дарит всем загадки - изографы.

Весна угощает из корзиночки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"

Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися  надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана  необходимость  проектной деятельности  д...

Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс

Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование  мотивации к урокам письма,  умение слушать учителя и  выполнять ег...

Формирование мотевации к обучению у детей со сложной структурой дефекта.

В статье раскрываются особенности учебно - познавательной деятельности детей со сложной структурой дефекта, указаны возможные пути повышения мотивации к обучению данной категории детей....