Проведение дефектологического обследования
статья по теме
Краткое описание проведения дефектологического обследования на ЦПМПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проведение дефектологического обследования | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Гроздова Лариса Геннадьевна
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории ЦПМПК
Министерства образования и науки Амурской области,
ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования»,
г. Благовещенск
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
По данным Министерства образования РФ, только 3% российских детей рождаются абсолютно здоровыми, при этом 85% детей-воспитанников детских садов и учащихся школ нуждается в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера.
Федеральным Законом «Об образовании Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273 введено определение «Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующее получению образования без создания специальных условий» [1, ст.2 п.16]. Исходя из этого, статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия для получения им образования и адаптированную образовательную программу может определить только ПМПК.
Обследованием таких детей и занимается центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которая осуществляет свою деятельность на основании приказа Министерства образования и науки Амурской области от 22.08.2014 № 1268 и с 03.09.2014 года функционирует в составе ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования».
Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций [2, п.1, 2].
За пять лет нашей комиссией было обследовано: 2010 г. - 422 ребенка; 2011 г – 539 детей; 2012 г. - 914 детей; 2013 г. – 974 ребенка; 2014 г. - 1058 детей. Социальный потрет обследованных детей за 2014 год: 332 ребенка являются сиротами или оставшимися без попечения родителей; 378 детей имеют инвалидность. Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества обращений родителей (законных представителей) за помощью в ЦПМПК.
Нормативно-правовые акты Амурской области, регламентирующие деятельность ЦПМПК и определяющие условия получения образования обучающимся с ОВЗ, базируются на федеральных и областных документах Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социальной защиты населения.
В ситуации реализации инклюзивной практики, введением Закона об образовании, вариантов ФГОС для различных категорий детей с ОВЗ, принципиальным образом изменяется и само содержание деятельности ЦПМПК – от общих рекомендаций по выбору наиболее подходящего специализированного образовательного учреждения – к описанию специальных образовательных условий, конкретных направлений деятельности всех специалистов, включенных в комплексное сопровождение ребенка в образовательной среде. В этих условиях наиболее важным является мнение и результаты оценки особенностей ребенка учителем-дефектологом.
Основная задача учителя-дефектолога на ЦПМПК - определить обученность и, соответственно, обучаемость ребенка. Будучи ограниченным во времени, дефектолог может предлагать ребёнку задания не из всего арсенала диагностических материалов, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их, а также, анализируя в сфере решения собственных задач, результаты обследования ребенка другими специалистами.
Обученность у дошкольников определяется соответствием знаний, умений, навыков и представлений, которыми владеет ребенок, уровнем развития игровой и продуктивной деятельности возрастным показателям. Такие нормативы заложены в программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с новым ФГОС.
Обученность у детей школьного возраста определяется соответствующей программой обучения. Можно выделить несколько уровней усвоения программы: программа в целом усвоена; программа усвоена не полностью (не все разделы программы усвоены, требуется разъясняющая помощь при выполнении задания); программа усвоена частично (не усвоена программа по одному из предметов); программа не усвоена.
Обучаемость определяется по способности ребёнка усвоить алгоритм деятельности и перенести его на аналогичное задание. Условно можно выделить три уровня обучаемости: достаточный уровень обучаемости (ребенок понимает смысл задания, способен выполнить задание самостоятельно или при оказании незначительного объема организующей или стимулирующей помощи); недостаточный уровень обучаемости (ребенок понимает смысл задания, но нуждается в организующей, стимулирующей помощи при выполнении задания по алгоритму); низкий уровень обучаемости (ребенок не понимает смысла задания, не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом).
В ходе обследования детей дошкольного возраста дефектолог определяет: соответствует ли деятельность ребенка, его знания, умения, навыки и представления об окружающем возрасту; степень отставания или опережения в сформированности ЗУН и представлений, соотнеся их с усредненными возрастными показателями; является ли отставание (опережение) равномерным или парциальным; возможности и условия обучения ребёнка. У дошкольника дефектолог оценивает: общую осведомленность ребенка; ориентировку в пространстве и времени; сенсорное развитие; сформированность элементарных математических представлений; развитие графических навыков; уровень развития конструктивной деятельности; уровень развития мыслительных операций (группировка, обобщение, классификация, сравнение, способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей).
В ходе обследования детей школьного возраста дефектолог определяет: общую осведомленность ребенка; ориентировку в пространстве и времени; понимание смысла пословиц, фразеологических оборотов, скрытого смысла рассказов; способность к установлению причинно-следственных связей и логических закономерностей; соответствуют ли знания по основным предметам (письмо, обучение грамоте, русский язык, математика) требованиям программы, по которой ребенок обучается; степень усвоения программы; есть ли знания за предыдущие года обучения; понимание инструкции; возможности и условия обучения ребёнка.
При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария, дефектолог (как и все остальные специалисты) опирается на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, на психолого-педагогические характеристики, учебные тетради, собственную первичную диагностическую гипотезу. Обращают внимание на соответствие возрасту внешнего вида ребенка, на характер взаимодействия с предметами, на адекватность поведения, на включение ребёнка в ситуацию обследования и целенаправленность деятельности.
Дефектолог делает выводы, как по результатам собственного обследования, так и по наблюдению за результатами обследования другими членами ЦПМПК. В процессе всего хода диагностики специалист выявляет, как ребёнок принимает задание, как справляется с ним, необходима ли помощь, каков характер и объём этой помощи.
По результатам обследования дефектолог заполняет протокол и дает заключение об уровне познавательного развития ребёнка. А при коллегиальном обсуждении заключения – совместно с другими специалистами определяет (в рамках разработки специальных образовательных условий) образовательную программу обучения ребенка, ее особенности и условия ее реализации [3, с.144-150].
Таким образом, в 2014 году ЦПМПК Амурской области были установлены следующие виды обучения обследуемым детям: 1 вид - 17 детей; 2 вид - 19 детей; 3 вид – 3 ребенка; 4 вид - 49 детей; 5 вид - 49 детей; 6 вид - 2 ребенка; 7 вид - 275 детей; 8 вид - 588 детей; общеобразовательная программа - 27 детей; специальная индивидуальная программа, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию - 26 детей.
В соответствии с Положением о ПМПК заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении специальных условий для обучения и воспитания детей [2, п. 2, 23 ].
Поэтому так важна роль комплексного психолого-медико-педагогического подхода к обследованию и сопровождению детей в свете появления современной нормативно-правовой базы, развитию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
3.Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общей ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2014.- 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
схема анализа дефектологического обследования
схема анализа дефектологического обследования...
Бланк дефектологического обследования
Предлагается чистый бланк-образец для обследования учащихся 1-4 классов школы 8-вида...
Протокол дефектологического обследования учащегося.
Протокол дефектологического обследования учащегося....
Презентация.Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ
Презентация. Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ...
Карта дефектологического обследования учащегося с ОВЗ
Карта дефектологического обследования учащихся 1-х кл, 1-4 кл., 5-9 кл. с ОВЗ пр и первичной диагностики в начале учебного года....
Карты дефектологического обследования
Обследование обучающихся с легкой умственной отсталостью и с ТМНР...
Протокол дефектологического обследования
Бланк обследования ребенка дефектологом, куда вносится краткое описание по исследованию каждого психического процесса, уровня сформированности учебных навыков в ходе диагностики...