Презентация.Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ
презентация к уроку на тему

Шляхова Елена Васильевна

Презентация. Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-дефектолог, логопед МАДОУ № 50 Шляхова Е.В. Технологии и методики углубленного дефектологического обследования детей с ОВЗ

Слайд 3

Принципы современной диагностики Комплексный подход Целостное системное изучение Динамическое изучение Качественный анализ данных

Слайд 4

Методы диагностического обследования Изучение истории развития ребенка Наблюдение за его поведением и игрой Психолого-педагогический эксперимент

Слайд 5

Основные критерии оценки Принятие задания Способы выполнения задания Обучаемость в процессе обследования Отношение к результату своей деятельности

Слайд 6

Модуль 1 Комплексно – диагностический Изучение анамнеза, результатов медицинского обследования Первичное обследование детей: психологическое педагогическое медицинское Выявление социально- психологического статуса семьи, этапа развития отношения родителей к ребенку с ОВЗ 4. Составление профиля психического развития ребенка

Слайд 7

Модуль 2 Коррекционно-диагностический 1.Психолого-педагогическое, медицинское наблюдение и изучение ребенка в динамике лечебно-педагогического процесса. 2.Определение темпа и динамики развития ребенка, степени обучаемости. 3.Обсуждение и анализ результатов динамического изучения детей специалистами с целью уточнения заключения. 4.Определение направлений коррекционно-педагогической работы. 5.Составление индивидуальной программы развития ребенка. 6.Уточнение социально-психологического статуса семьи, этапа развития отношения родителей к ребенку с ОВЗ. 7. Проведение обследования по выявлению уровня усвоения программы, рекомендованной ПМПК, и динамики психического развития ребенка (3 раза в год). 8. Внесение корректировок по результатам диагностики.

Слайд 8

Требования к построению диагностического процесса - Диагностическая деятельность должна строиться с опорой на нормативно-правовые документы, а также внутренние документы дошкольного образовательного учреждения; -соблюдение этических норм и правил всеми участниками образовательного процесса при проведении процедуры обследования и при ознакомлении родителей с его результатами; -соблюдение принципов диагностики; -единство диагностики и коррекции; -диагностика в ДОУ не должна опираться лишь на выявление уровня усвоения программы (ЗУН), необходимо целостное изучение ребенка, всех линий его развития, систематическое отслеживание динамики психического развития ребенка и не отдельных психических процессов, но и личности в целом; -отбор методик и определение целей и содержания диагностического исследования должно быть выстроено на научной основе; -диагностика обязательно должна завершаться прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями.

Слайд 9

Этапы диагностической работы Цели 1.Сбор и изучение анамнестических сведений о ребенке Анализ истории развития ребенка 2.Определение соответствия уровня психического развития ребенка нормативным показателям Комплектование группы; Выявление детей, нуждающихся в коррекционной помощи; Определение соответствия, предложенной ПМПК программы, реальным возможностям ребенка; Определение тактики дальнейшего обследования ребенка 3.Выявление уровня психического развития ребенка, выявление уровня его обученности Определение актуальной и потенциальной зон развития ребенка. Выявление качественных особенностей психического развития ребенка 4.Изучение особенностей воспитания и окружения ребенка Определение факторов, влияющих на развитие ребенка. Планирование профилактических мероприятий.

Слайд 10

Этапы диагностической работы (продолжение) Цели 5.Систематизация полученных данных о развитии ребенка Выявление характера и степени отставания ребенка по основным линиям развития. Определение соотношения нарушенных и задержанных в своем развитии функций, характера их взаимовлияния. Выявление сохранных функций, определение компенсаторных возможностей, на которые следует опираться в работе с ребенком. Составление профиля психического развития. Определение содержания коррекционно-развивающей программы, отбор методов и приемов работы. Составление прогноза дальнейшего развития, составление рекомендаций педагогам и родителям.

Слайд 11

Этапы диагностической работы (продолжение) Цели 6.Изучение динамики психического развития и динамики усвоения программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания Определение эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы Внесение корректировок в комплексную или в индивидуальную программу обучения, развития и воспитания, совместное планирование деятельности Уточнение структуры и степени выраженности трудностей развития По необходимости составление представления для повторного прохождения ПМПК 7.Динамическое наблюдение за воспитанниками Определение и уточнение трудностей развития и обучения Корректировка методов и приемов работы Своевременное консультирование участников сопровождения

Слайд 12

Этапы диагностической работы (продолжение) Цели 8.Исследование параметров школьной зрелости Определение психологической готовности к школьному обучению. Составление представления на ПМПК перед поступлением в школу ребенка.

Слайд 13

Виды обследования и методики

Слайд 14

Организационно-методические аспекты углубленного обследования Создание благоприятной доброжелательной атмосферы, среды. Установление устойчивого положительного контакта с ребенком . Наблюдение за ребенком в свободной деятельности (наличие неврологической, аутистической симптоматики) Выявление уровня понимания обращенной речи ( обследование слуха ) Обследование должно начинаться с легкого задания Поддержание интереса ребенка к выполняемым заданиям Предпочтение полифункциональным заданиям, обеспечивающим оценку сразу по нескольким показателям познавательного развития Продолжительность обследования в соответствии с нормативом и психофизическими возможностями ребенка Последовательность предъявляемых заданий по степени сложности, речевое- практическое, по анализатору (зрительное, слуховое и т.п. ) Требование к предъявлению инструкции (Несложные по грамматическому оформлению, четкие, правильно составленные речевые инструкции ) Различные виды помощи ребенку строго дозируются и обязательно фиксируются в протоколе обследования Определение актуальной зоны и зоны ближайшего развития Завершающей частью обследования должна стать обязатель­ная положительная оценка деятельности ребенка со стороны специалиста Качественная оценка полученных результатов Фиксация и анализ полученных данных

Слайд 15

Методика « Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой Отвечает всем основным требованиям современной специальной педагогики и психологии, предъявляемым к диагностике уровня психического развития по отношению к нормативным показателям паспортного возраста. Данная методика позволяет обследовать познавательное и речевое развитие детей 2-7 лет, а также провести педагогическое обследование слуха детей 3-7 лет . Для каждого возраста разработано 10 заданий , подробно описана методика предъявления каждого задания, проведения обучающей помощи, что оценивается. Каждое задание оценивается по 4-балльной шкале , при оценке задания учитывается зона ближайшего развития ребенка. По результатам обследования ребенка можно отнести к одной из четырех групп, в пособии дается краткая характеристика каждой из них, на основании этого можно сделать вывод об уровне познавательной деятельности ребенка. К методическому пособию прилагается наглядный материал и диагностические наборы.

Слайд 16

Первичное, промежуточное и итоговое обследование Структура

Слайд 17

Литература Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет / Л.И. Аксенова // Дефектология. – 2002.- № 2.- С. 3-27. Белопольская, Н.Л. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью / Н. Белопольская, В. Лубовский // Психологический журнал.-1993.-№4.- С.89-97 Е.А. Екжанова , Е.А. Стребелева . Методика педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью//Дефектология.-2007.-№6.-с.49-59 Е.А. Стребелева . О результатах научных исследований в области дошкольной олигофренопедагогики // Дефектология. -2010.-№3. С.22-28 Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой .- 2-е изд.перераб . и доп /.- М.:Просвещение,2005-164с. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: метод. Пособие для психологов / Е.О. Смирнова и др./ – Санкт-Петербург:Детство-пресс,2005.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Технология "резонанса" и педагогическое сопровождение творчески одарённых детей"

В работе с одарёнными детьми существует множество форм, методов, технологий. Технология "резонанса" может стать основополагающей. В презентации указаны этапы технологии и формы работы учителя в рамках...

Методические рекомендации «По использованию диагностических методик учителем-дефектологом для обследования детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)».

Пояснительная запискаВ настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерациипредставляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается долярождения здоровых детей, повышаются по...

Протокол дефектологического обследования детей с выраженной умственной отсталостью

Протокол составлен с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Отсутствие речи у детей затрудняет процесс диагностического обследования ребенка,...

выступление на городском методическом объединении с темой "Дефектологическое обследование детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями"

                        Из – за сложных диагнозов у детей, которые стали приходить к нам в учреждение - с глубоким поражением Ц...

Протокол логопедического обследования детей средней группы по методике Нищевой Н.В.

Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня речевого развития детей 4-5 лет в условиях логопункта....

Протокол логопедического обследования детей старшей группы по методике Нищевой Н.В.

Протокол логопедического обследования предназначен для выявления уровня развития речи детей 5-6 лет в условиях логопункта....