Рабочая программа "Развитие речи и окружающиц мир" 6 класс 8 вид (2)
рабочая программа (6 класс) по теме
Рабочая программа "Развитие речи и окружающий мир" 6 класс, 8 вид (2 вариант) составена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др., СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 год. Программа скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических возможностей учащегося, обучающегося на индивидуальном (надомном) обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv.rechi_6kl.docx | 45.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
СКОРРЕКТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Развитие речи и окружающий мир
6 класс (VIII вид 2 вариант)
Составитель: Крестовникова Галина Егоровна
учитель надомного обучения
Санкт-Петербург
2015 год
Пояснительная записка.
Актуальность.
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный период детства (возникновение и развитие Я-позиции и Я-образа, стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ним и пр.).
Лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречевыми средствами, целевыми и контрольными моментами).
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей (как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Темы уроков – занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром учащейся находим свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математическое представление и конструирование», «ОБЖ» и в реализации задач коррекционно-развивающей области.
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 6 класса (VIII вид 2 вариант) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой, С.-Пб, 2011г.
- Распоряжения Комитета по образованию № 2525-р, от 30.10.2013 года «Об утверждении Порядка организации обучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программам на дому».
- Учебного плана ГБОУ школа № 487 на 2015-2016 уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Причина создания учебной программы.
Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой предусмотрена нагрузка 2 часа в неделю и по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 2 часа в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 6 классе, и количество часов оставлены без изменений.
Цель и задачи программы.
Цель:
- Организовать речевую среду, пробудить речевую активность;
- Формирование представлений о себе и об окружающем мире, развитие речи решается на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
Задачи:
- формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении, вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; формировать и расширять словарный запас;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
- развивать сенсорно-перцептивные способности детей: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем;
- обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать представление о частях своего тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
- формировать элементарные экологические представления;
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной социально-бытовой деятельности;
- использовать малые формы контроля для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной деятельности.
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные
Формы работы на уроке: индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие;
Виды и формы контроля:При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальный. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.
Учебно-тематический план.
Тема урока | Кол-во часов |
Развитие общих речевых навыков | 18 |
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи | 10 |
Окружающий предметный мир и профессии людей | 18 |
Окружающий природный и животный мир | 22 |
Всего: | 68 |
Содержание тем учебного курса.
«Развитие общих речевых навыков» (18 часов).
- Развитие общей речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис; точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики.
- Упражнения на развитие слухового восприятия (различие силы звука, темпа и ритма звучания).
- Формирование умения слышать выразительность речи, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.
«Развитие навыков общения, диалогической и связанной речи» (10 часов).
- Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи («Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).
- Совместное составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.
«Окружающий предметный мир и профессии людей» (18 часов).
- Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером памятным местом. Рассматривание фотографий и беседы по ним.
- Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки.
- Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых проигрываются знакомые ситуации, отражающие трудовые действия продавца, кассира, покупателя. Обучающие игры с реальными предметами.
- Совместные игры с реальными предметами и предметами-заместителями. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине.
- Знакомство с цирком, чтение литературных произведений о цирковых животных, клоунах. Проигрывание ситуаций о цирке с использованием иллюстраций, театральных кукол.
«Окружающий природный и животный мир» (22 часа).
- Чтение литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме). Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием вербальных и невербальных средств общения.
- Совместные занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.
- Систематические упражнения с пиктограммами.
- Расширение и уточнение действий учащейся по элементарному экспериментированию (посадка лука, укропа, цветов, уход за комнатными цветами, сбор семян) и трудовых действий в природном уголке.
- Воспитание заботливого отношения к животным и птицам, бережного отношения к растениям и безопасного поведения в процессе практических действий с ними.
- Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений учащейся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года.
- Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира днем.
- Экспериментирование с красками и простые опыты по получению сочетания цветов.
- Практические упражнения на определение цвета частей суток (утро, день). Определение наиболее характерных цветов времен года (осень, зима).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
- Составлять короткий описательный рассказ, используя картинки, пиктограммы, речь.
- Уметь вступать в диалог в сюжетно-ролевой игре, а так же на экскурсии в магазине.
- Знать части суток, адекватные воспринятой интонации: утро, вечер.
Cкорректированное тематическое планирование «Развитие речи и окружающий мир»
6 класс 67 часов (2 раз в неделю).
№ п. п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание |
1 четверть Развитие общих речевых навыков (12 часов). | |||||
1. | Развитие речевой моторики. | 1 | Развитие орального и артикуляторного праксиса, точности, чистоты, объема, плавности движений, развитие умения удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции). | ||
2. | Упражнения на развитие силы голоса. | 1 | Развитие силы голоса и устойчивости звучания (Интеграция с логопедическими занятиями). | ||
3. | Различение гласных [а, у, и, о, ы, э]. | 2 | Развитие фонематического восприятия: закрепление навыка различения гласных звуков [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при их произнесении. | ||
4. | Звукосочетания гласных [ау], [иа], [уа], [иау] | 2 | Уточнение правильной артикуляции гласных звуков, закрепление произношения звукосочетаний гласных, различение гласных, развитие речевой моторики учащихся. | ||
5. | Артикуляция согласных [м, б, п]. | 2 | Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [м, б, п], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами. | ||
6. | Артикуляция согласных [т, д, н]. | 2 | Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [т, д, н], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами. | ||
7. | Артикуляция согласных [к, г, х]. | 2 | Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [к, г, х], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами. | ||
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи (5 часов). | |||||
8. | Игра: «Покупка продуктов в магазине». | 1 | Развитие диалогической речи. | ||
9. | Игра: «Покупка хлебобулочных изделий». | 1 | |||
10. | Составление рассказа о продуктах питания (хлеб, батон, молоко). | 1 | Учить составлять короткий описательный рассказ, используя картинки, пиктограммы, речь. | ||
11. | Составление рассказа о продуктах питания (хлеб, батон, молоко). | 1 | |||
12. | Составление рассказа о продуктах питания (овощи, фрукты). | 1 | Составление рассказа о продуктах питания (овощи, фрукты). | ||
Окружающий предметный мир и профессии людей (1 час). | |||||
13. | Экскурсия в парк. | 1 | Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером, памятным местом, рассматривание фотографий, сделанных на прогулке, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения. | ||
2 четверть Окружающий предметный мир и профессии людей (4 часа). | |||||
14. | Экскурсия в продуктовый магазин (хлебобулочные изделия). | 1 | Формировать элементарные представления о хлебобулочных изделиях, учить совершать покупку, выработать умение вступать в диалог, применение правил общения на практике. | ||
15. | Экскурсия в сквер. | 1 | Знакомство с близлежащими улицами, парком, сквером, памятным местом, рассматривание фотографий, сделанных на прогулке, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения. | ||
16. | Сюжетно-ролевая игра: «Булочная». | 1 | Продолжать знакомить с системой продажи и покупки продовольственных товаров, обучать диалогу покупателя и продавца, отработка алгоритма покупки хлебобулочных изделий, учить играть с реальными предметами и предметами-заместителями, называть их, учить составлять трех-пяти-словных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю хлеб», «Мы купим торт для праздника»), от второго и третьего лица («Он...», «Они...»). | ||
17. | Сюжетно-ролевая игра: Магазин «Овощи и фрукты». | 1 | |||
Окружающий природный и животный мир (10 часов). | |||||
18. | Чтение рассказов про животных и птиц. | 2 | Продолжать формировать представления о домашних и диких животных, воспитание заботливого отношения к животным, учить соотносить пиктограммы и иллюстрации с природными объектами, животными, учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием невербальных и вербальных средств общения, развитие диалогической речи. | ||
19. | Чтение литературных произведений о природе. | 2 | Формировать понятие, что растения – это живые организмы, формировать взаимосвязь жизнедеятельности человека и растений, воспитание бережного отношения к растениям, развитие умений ухаживать за растениями, учить соотносить пиктограммы и иллюстрации с природными объектами, учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием невербальных и вербальных средств общения. | ||
20. | Настольно-печатные игры о животных, птицах и насекомых. | 1 | Продолжать формировать представления о животных, птицах, насекомых, воспитание заботливого отношения к природным объектам, формировать понятие, что растения – это живые организмы, формировать взаимосвязь жизнедеятельности человека и растений, воспитание бережного отношения к растениям, развитие умений ухаживать за растениями, учить сажать цветы. | ||
21. | Посадка цветов. | 1 | |||
22. | Жизнь животных и растений зимой. | 1 | Формировать представление о жизни животных и растений зимой. | ||
23. | Жизнь животных и растений зимой. | 1 | |||
24. | Одежда зимой. Труд людей. | 1 | Формировать представления о сезонных изменениях, формировать представления о зимней одежде, формировать представление о труде людей в зимний период. | ||
25. | Части суток: день. | 1 | Учить выделять характерные признаки разных частей суток, учить соотносить жизнь и деятельность учащихся в дневной период времени. | ||
3 четверть Развитие общих речевых навыков (6 часов). | |||||
26. | Развитие речевой моторики. | 1 | Развитие орального и артикуляторного праксиса, точности, чистоты, объема, плавности движений, развитие умения удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции). | ||
27. | Упражнения на развитие силы голоса. | 1 | Развитие силы голоса и устойчивости звучания (Интеграция с логопедическими занятиями). | ||
28. | Различение гласных [а, у, и, о, ы, э]. | 1 | Развитие фонематического восприятия: закрепление навыка различения гласных звуков [а, у, и, о, ы, э] с опорой на предметные картинки-символы, на основе восприятия беззвучной артикуляции звуков, с опорой на картинки, изображающие положение губ при их произнесении. | ||
29. | Звукосочетания гласных [ау], [иа], [уа], [иау]. | 1 | Уточнение правильной артикуляции гласных звуков, закрепление произношения звукосочетаний гласных, различение гласных, развитие речевой моторики. | ||
30. | Артикуляция согласных [м, б, п, т, д]. | 1 | Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [м, б, п], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами. | ||
31. | Упражнения на развитие слухового восприятия. | 1 | Уточнение правильной артикуляции согласных звуков [м, б, п], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами. | ||
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи(5 часов). | |||||
32. | Сюжетно-ролевая игра: «Покупка мяса для супа». | 1 | Развитие диалогической речи, учить составлять короткие описательные рассказы о предметах личной гигиены с использованием картинного плана, пиктограмм и речи. | ||
33. | Сюжетно-ролевая игра: «Из чего сварить молочную кашу?». | 1 | |||
34. | Составление рассказа о молочных продуктах для приготовления второго блюда. | 1 | |||
35. | Составление рассказа о мясных и рыбных продуктах для приготовления первого и второго блюд. | 2 | |||
Окружающий предметный мир и профессии людей (8 часов). | |||||
36. | Экскурсия в продуктовый магазин (рыбный отдел). | 1 | Формировать элементарные представления о рыбных продуктах, учить совершать покупку, выработать умение вступать в диалог, применение правил общения на практике, формировать элементарные представления о мясомолочных и рыбных продуктах и их изготовлении, учить пересказывать небольшие тексты о рыбаках, доярках и др. с опорой на серию картинок после предварительного обсуждения содержания, продолжать знакомить с системой продажи и покупки продовольственных товаров, продолжать обучать диалогу покупателя и продавца, отработка алгоритма покупки мясомолочных продуктов, учить играть с реальными предметами и предметами-заместителями, называть их. Учить отвечать на вопросы изготовление совместно с учащимися элементов костюмов для клоунов или использование готовых деталей костюмов, украшения для арены, продолжать формировать представление о цирке разыгрывание простых сценок вместе с другими учениками и учителем. | ||
37. | Продукты питания. | 1 | |||
38. | Изготовление молочных продуктов. | 1 | |||
39. | Чтение рассказов о рыбаках и доярках. | 1 | |||
40. | Сюжетно-ролевая игра: «Продуктовый магазин. Мясомолочный отдел». | 1 | |||
41. | Сюжетно-ролевая игра: «Продуктовый магазин. Рыбный отдел». | 1 | |||
42. |
Проект «цирк». | 2 | |||
Окружающий природный и животный мир (2часа). | |||||
43. | Полив цветов. | 1 | Формировать понятие, что растения – это живые организмы, формировать взаимосвязь жизнедеятельности человека и растений, воспитание бережного отношения к растениям, развитие умений ухаживать за растениями, поливать из лейки, дать представление о посадке растений. | ||
44. | Посадка овощей. | 1 | |||
4 четверть Окружающий природный и животный мир (6 часов). | |||||
45. | Посадка цветов. | 1 | Формировать понятие, что растения – это живые организмы, формировать взаимосвязь жизнедеятельности человека и растений, воспитание бережного отношения к растениям, развитие умений ухаживать за растениями, обучение трудовым действиям в природном уголке, парнике. Формировать представление о жизни животных и растений весной, о сезонных изменениях, представления об одежде в весенний период. | ||
46. | Прополка грядок. | 1 | |||
47. | Срезание цветов. | 1 | |||
48. | Жизнь животных весной. | 1 | |||
49. | Жизнь растений весной. | 1 | |||
50. | Одежда весной. | 1 | |||
Окружающий предметный мир и профессии людей (9 часов). | |||||
51. | Труд людей весной. | 1 | Формировать представления о сезонных изменениях, формировать представления о труде людей в весенний период. | ||
52. | Части суток: день. | 1 | Учить выделять характерные признаки разных частей суток, учить соотносить жизнь и деятельность учащихся в дневной период времени, формировать представление учащихся об окружающем природном и социальном мире днем. | ||
53. | Цвет частей суток. | 1 | Формирование и закрепление представлений о цвете, узнавание цвета, определение наиболее характерных цветов частей суток (утро, день). | ||
54. | Цвет времен года. | 1 | Определение наиболее характерных цветов времен года (осень, зима, весна). | ||
55. | Жизнь животных летом. | 1 | Формировать представление о жизни животных и растений в летний период. | ||
56. | Жизнь растений летом. | 1 | |||
57. | Одежда летом. | 1 | Формировать представления о сезонных изменениях, формировать представления об одежде в летний период. | ||
58. | Труд людей летом. | 1 | Формировать представления о сезонных изменениях, формировать представления о труде людей в летний период. | ||
59. | Какого цвета времена года? | 1 |
| Учить определять цвет разных времен года (зима, лето). |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой 2011год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Я — ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2012 год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Ребенок и мир животных: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2011 год.
- Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! Ребенок и мир растений: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. — М.: ДРОФА, 2012 год.
- Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)
ПредметРечь и культура общенияКласс6Тип урокакомбинированныйТема урокаИспользование топов в письменной и устной речи.Цель урокаОбобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обуч...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для учащихся 6 класса
Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 5 классов коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 5 класс для учителей коррекционных школ Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Речь и альтернативная коммуникация" (работа с учащимся 6 класса с расстройством аутистического спектра и с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)"
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе нормативных документов ...
Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 6 «К» классе (учебник: русский язык 6 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)
Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 6 «К» классе предназначена для использования в 6 х классах коррекционной школы. Учебник 2020 года издания ...
Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 7 «К» классе (учебник: русский язык 7 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуман...
Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...