Фольклор как средство расширения социокультурного опыта на логопедических занятиях с младшими школьниками
статья на тему

Степанова Елена Ивановна

Приоритетной задачей учителя, особенно логопеда, является  задача привить при помощи русского фольклора  ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-доброму смотреть на окружающий мир. В этом помогает использование фолклора на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклор как средство расширения социокультурного опыта на логопедических занятиях с младшими школьниками.

                                                                                     

Степанова Е.И.

г. Губкин, Россия

        Увидеть что-то по-новому не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческого задатка и способностей учащихся. Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной.      

           Психологи, при характеристике креативности, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность.

          Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, бессодержательными мультфильмами, что порождает агрессивность, жестокость. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности лживые, мнимые. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Очень важно привить детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре.

 Человек,  сначала маленький, а потом большой – только тогда твёрдо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, её традиции и историю. «Коли  корнями основание крепко, то и древо не подвижно, а коли корней не будет, не к чему будет прилепиться» - гласит народная мудрость.  

          Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить говорить, сочинять, писать. Развивать этот «дар», чтобы язык ребенка как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, особенно необходимо.

          К сожалению, в детях чаще всего развивается только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, особенно теперь, когда требуется все больше могучих творческих умов.

Великий русский писатель  М. Горький говорил: «… Начало искусства  слова – в фольклоре». В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь.  

    Фольклор называют "живой стариной". В нем, как в волшебном ларце, есть потешки и загадки, игры и песенки.  Произведения фольклора (сказки, легенды, былины) помогают воссоздавать характерные черты народной речи, напевной и мелодичной. А пословицы и поговорки, к примеру, демонстрируют ее сжатость и мудрость. Слово  «фольклор»  в  буквальном  переводе  с  английского  означает  - народная  мудрость.   Это  устное, словесное  художественное  творчество, которое  возникло  в  процессе  формирования  человеческой  речи.  Нашей приоритетной задачей является привить при помощи русского фольклора  ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-доброму смотреть на окружающий мир.

 Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен вызывать положительные эмоции, которые оказывают значительное влияние на развитие ребенка,  а значит, влияние народного творчества будет только позитивным.  

  Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем раньше родители начинают знакомить ребёнка с фольклором,  тем больше шансов, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
         А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

       Рассмотрим возможности использования фольклорного материала в целях социально – личностного  развития на логопедических занятиях с младшими школьниками. 

          Вводя изучение фольклора на логопедических занятиях в начальной школе, мы тем самым закладываем базу для развития личностных качеств учеников младшего звена. Получившие в детстве «увеличенный фольклором объём внимания» дети себя чувствуют более свободно и раскрепощено, что  в будущем даёт им шанс иметь активную жизненную позицию. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует у ребёнка способность к сопереживанию, учит взаимовыручке. На примере народных традиций у детей воспитываются такие качества, как трудолюбие, доброта, умение дружить уважение к старшим, формируется понятие о чести.

          Фольклорный материал даёт возможность в условиях коллективного обучения проводить индивидуальную работу с каждым учеником. Народная игра объединяет детей общей деятельностью. Целый арсенал  народных игр, которые мы используем на физкульт - минутках, полюбился нашим  школьникам. Это и игры – выбор : «Сахаринка», «Подушечка»: «Заря - заряница», хороводные и обрядовые игры. Как способ коллективного общения игровой фольклор является хорошим средством в формировании умения «быть в коллективе».

      Погружение в атмосферу русской культуры способствует приобщению

детей к её истокам, что очень важно для них, не знающих своих «корней».   Младший школьник, шаг за шагом получающий знания о русской народной культуре, постепенно осознаёт свою принадлежность к родному народу и начинает ощущать себя гражданином страны.

           Многие фольклорные жанры выполняют не только этическую  и

эстетическую функции, но и  способствуют физическому, умственному и речевому развитию. Хороводные движения развивают мускулатуру, координацию движений пластику, моторику, умение двигаться под речевое сопровождение. Такие формы детского фольклора как считалки, прибаутки, потешки  и др.,- способствуют не только развитию дыхания, драматических навыков, но и также развивают умственные способности детей.

          Использование фольклорного материала на логопедических занятиях

нацелено на формирование системы знаний (о традициях русского народа, о народном календаре, обычаях, хороводах, загадках  считалках, прибаутках и так далее.) и  системы умений (слушать, воспринимать, воспроизводить доступный фольклорный материал на этапе автоматизации и дифференциации коррегированных звуков).

         В первом  и  во втором классе мы расширяем круг представлений о фольклоре в различных его проявлениях, формируются знания о народном календаре, праздниками и традициями продолжается работа по развитию активного и пассивного словаря с использованием народных прибауток скороговорок  пестушек,  формируются   произносительные навыки на фольклорном речевом материале с использованием скороговорок, пословиц, поговорок.

            В третьем и четвёртом классе наши усилия направлены на накопление и систематизацию знаний о традициях русского народа. Дети сами выбирают тему для составления творческих рассказов, проявляя фантазию и интерес. Такая форма групповой деятельности духовно ориентирует на ценность общения. Используя возможности фольклора, в словесных дидактических играх учащиеся находят алогизмы в суждениях, придумывают рассказы с включением «небылиц». Мы проводим с детьми игры в узнавание, отгадывание – загадки. Помогаем выделить признаки предметов, придумать загадки, используя образные слова и выражения. Для развития творческого воображения используем наглядность. Дети придумывают интересные за гадки, самостоятельно находят способы выражения образа в слове.

 В результате проделанной работы у учеников сформировалась устойчивость интересов. Замыслы их стали разнообразнее и содержательней, расширилась тематика. Более активные дети получили возможность реализовать свои способности, а у малоактивных  - возросли творческие проявления.

           Достигнуты определённые успехи в формировании личности школьников. У детей появился интерес к культуре своего народа, желание принимать активное участие в народных играх,  наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря. Ученики знают много пословиц, поговорок, считалок, загадок усвоили мораль многих русских сказок, что положительно повлияло на расширение их социокультурного опыта.

        Список литературы.

1.Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7,

2.Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: -/Л.С. Выготский.-М.: Просвещение, 1991.-93с.

4.Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 1991.-160с.

5.Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: учеб.пособие.-/Е.Л. Яковлева.-М: Флинта, 1997.-224с.

6.Фольклор в школе.- Нижний Тагил, 1993

7.Картавцева М.Т. Школа русского фольклора.- М.,1994.

8.Кулёв А.В.Основы народной культуры.- Вологда,2000

9.Мальникова Л.И. Зимина А.Н. - Детский музыкалный  фольклор.-М.,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по творческой теме "Интегрированный урок как средство расширения социокультурного кругозора учащихся"

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не являетс...

Комплексное логопедическое занятие для младших школьников

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯВ игровой форме проверить знания учащихся, посещающих логопедические занятия....

Здоровьесберегающие технологии обучения на логопедических занятиях с младшими школьниками

В статье представлены технологии здоровьесбережения, используемые на коррекционных занятиях  с детьми с нарушениями речи....

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.

Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального внимания всех без исключения школьных учителей-логоп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

«Формирование читательской грамотности на логопедических занятиях с младшими школьниками»

quot;Педагогическаяя мастерская" для учителей начальныхклассов....