«Формирование читательской грамотности на логопедических занятиях с младшими школьниками»
методическая разработка
"Педагогическаяя мастерская" для учителей начальныхклассов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 167.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности
на логопедических занятиях с младшими школьниками.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Сегодня над нами доминирует телевидение, компьютеры, телефоны, видеоигры, блогерство, дети теряют интерес к чтению. И встает противоречие – с одной стороны, мы живем в этом современном мире и должны соответствовать всем тенденциям развития, перерабатывать невероятный объём информации, с другой стороны, наши дети, да и мы сами, мало читают, не обладают читательской грамотностью. Речь становиться скудной, пустой, неоформленной, безграмотной. Следовательно, одна из главных задач начального обучения – научить детей чтению - осознанному, выразительному, беглому.
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
В свою очередь, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формированию грамотной устной и письменной речи у школьников с ОВЗ, а это является одним из составляющих развития читательской грамотности, препятствуют такие факторы:
- Дефекты произношения;
- Недостаточное развитие мелкой моторики, координации в пространстве, временной ориентировке;
- Недостаточное развитие способности к переключению;
- Неустойчивое внимание, снижение слуховой, зрительной памяти, слабо развито словесно-логическое мышление;
- Понижена познавательная активность, слабо проявляются волевые усилия для преодоления трудностей в учебной деятельности и другое.
Выше перечисленные нарушения ведут к недостаточной сформированности основных психологических предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Следовательно, дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении. Нет понимания смысла текста, значит, ребенок не может взять нужную информацию по тексу (напр. – выделить проблему, главную мысль и т.д.), затруднения выливаются и в кратком пересказе самого текста. Не говоря о низкой скорости чтения.
В рамках логопедической работы формирование читательской грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности применять эти речевые навыки в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.
Особенности формирования читательской грамотности:
- Формирование навыка чтения:
- умение правильно прочитывать слова;
- понимать смысл текста;
- выразительно читать;
- Овладение техникой чтения.
- Формирование читательских интересов.
Для формирования читательской грамотности, улучшения навыка чтения, стимуляции к познавательной, учебной активности могут стать полезными и продуктивными в работе учителей и родителей с детьми, как в классе, так и индивидуально задания и упражнения, применяемые мной в логопедической практике(см. приложение).
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, можно отметить положительную динамику:
- учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
Подготовила:
Учитель-логопед МБОУ «НОШ№7»
Мусс М.А.
Приложение
Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ |
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ |
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ |
Прочитай слова без лишнего слога пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули |
Прочитай слова без лишнего слога брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай |
В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю |
В каждой строчке найди 5 слов ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю |
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх |
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: кхнуя склоьуса сжнниека птальо иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша согеивнк |
Прочитай слова, вернув буквы А на место. слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь бгж тркн крндш крмн прд брбн мскрд флг хлт мрт |
Прочитай слова, вернув буквы А на место. пргрф зкз срй клсс крнвл плн пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт |
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T. |
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце) |
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте. U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S. |
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя) |
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й. |
С неба - звездой, в ладошку - водой. (Снежинка) |
Прочитай поговорку правильно: Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь. |
Прочитай поговорку правильно: У короткого языка – длинный ум. Без пирога теста не испечёшь. Что написано топором, не вырубишь пером. Птичке клетка дороже золотой ветки. |
Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает. Не руби лук, на котором сидишь. |
мосКос кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть: мат дюли лии тен. |
чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи. |
Скворец. В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял. |
Кот Васька. Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева. Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул. |
Чайки. Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат. Вопросы для контроля:
|
Работа с деформированными текстами. Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.
Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов.
НАЙДИ И ПРОЧИТАЙ 6 СЛОВ, НАЧИНАЮЩИХСЯ С БУКВЫ А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ |
Прочитай слова, вернув буквы А на место. пргрф зкз срй клсс крнвл плн пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт |
Прочитай слова без лишнего слога пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули
|
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T. |
НАЙДИ И ПРОЧИТАЙ 6 СЛОВ, НАЧИНАЮЩИХСЯ С БУКВЫ А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ |
Прочитай слова, вернув буквы А на место. пргрф зкз срй клсс крнвл плн пнм брн шлш згдк пст кнт стрт срнч тхт плт скзк тлнт |
Прочитай слова без лишнего слога пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули
|
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T. |
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ |
В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл |
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: Оядлео Лушкяга Змлнеякиа Фрноаь Сзтекроа Пиодмор Сзакка Уебинчк Пдосонулх |
Прочитай поговорку правильно: Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Здоровому - грач не нужен. Что написано топором, не вырубишь пером. Без пирога теста не испечёшь. |
чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи. |
Кот Васька. Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева. Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул. |
Чайки. Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат. Вопросы для контроля:
|
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ |
В каждой строчке найди 5 слов ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл |
Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: Оядлео Лушкяга Змлнеякиа Фрноаь Сзтекроа Пиодмор Сзакка Уебинчк Пдосонулх |
Прочитай поговорку правильно: Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Здоровому - грач не нужен. Что написано топором, не вырубишь пером. Без пирога теста не испечёшь. |
чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи. |
Кот Васька. Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева. Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул. |
Чайки. Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат. Вопросы для контроля:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/06/picture-515691-1696580977.jpg)
Комплексное логопедическое занятие для младших школьников
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯВ игровой форме проверить знания учащихся, посещающих логопедические занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/31/picture-369965-1433078711.jpg)
Логопедическое занятие для младших школьников по теме "Гласные звуки первого ряда.Закрепление. Домашние животные"
Логопедическое занятие. 1 класс. НВОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-289870-1378273522.jpg)
Фольклор как средство расширения социокультурного опыта на логопедических занятиях с младшими школьниками
Приоритетной задачей учителя, особенно логопеда, является задача привить при помощи русского фольклора ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-добром...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-792224-1606031538.jpg)
Здоровьесберегающие технологии обучения на логопедических занятиях с младшими школьниками
В статье представлены технологии здоровьесбережения, используемые на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-823916-1475411040.jpg)
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.
Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального внимания всех без исключения школьных учителей-логоп...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-89262-1351439301.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/28/picture-1439738-1669657073.jpg)
Приемы формирования читательской грамотности на внеклассных занятиях.
Приемы формирования читательской грамотности на внеклассных занятиях в 6 классе (на примере повести Памелы Трэверс "Мэри Поппинс")"...