Комплексное логопедическое занятие для младших школьников
план-конспект

Топоркова Инна Васильевна

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
В игровой форме проверить знания учащихся, посещающих логопедические занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karusel.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Веселая карусель

(комплексное логопедическое занятие для младших школьников)

Учитель – логопед Топоркова И.В.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
В игровой форме проверить знания учащихся, посещающих логопедические занятия.


ПОДГОТОВКА
1. Нарисовать игровое поле.
2. Приготовить кубик, на гранях которого выжжены или наклеены точки от одной до шести, четыре цветные фишки, с помощью которых дети будут передвигаться по игровому полю, призы.
3. Раскрасить разными цветами игровое поле «змейка» в соответствии с заданиями:
- зеленый - природоведение;
- желтый - письмо;
- синий - загадки-добавлялки;
- красный - ребусы (в данном конспекте не представлены).
4. Выбрать от каждого класса по пять игроков.
5. Подготовить вопросы, задания, ребусы, загадки-добавлялки.

План игры
1. Логопед объясняет правила.
Игровое поле «змейка» разделено на секторы, каждый из которых определяет специфику вопроса: зеленый - природоведение, красный - ребусы, синий - загадки-добавлялки, желтый - письмо. На поле также есть другие виды секторов.
Секторы-ловушки
Костер. Возврат на стартовую отметку.
Слава. Пропуск хода.
Черная кошка. Возврат на пять ходов с правом продолжать игру.
Страх. Возврат на такое количество секторов назад, которое соответствует удвоенному числу, выпавшему на грани кубика. Право хода сохраняется.
Секторы-помощники
Карьера. Десять дополнительных ходов вперед с правом продолжать игру.
Вдохновение. Продвижение на две клетки вперед с правом продолжать игру.
Клад. Продвижение на пять дополнительных клеток с сохранением хода.
Дополнительные секторы
Сюрприз. Выполнение заданий, раскрывающих творческие способности игрока и команды.
Финиш. Ответить на ряд вопросов за определенное время - блиц-опрос.
Игрок остается на выбранном секторе, если ответит на заданный вопрос. В противном случае отходит на предыдущий, а вопрос адресуется зрителям. Тому из них, кто получит наибольшее количество жетонов, вручается приз. На обдумывание вопроса дается 30 с. Игра заканчивается, когда одна из команд достигает последнего сектора.
Очередность хода определяется путем жребия. Количество секторов, которые нужно пройти за один ход, равно числу точек на верхней грани кубика.

2. Проводится игра.
Дети бросают кубик и отвечают на вопросы.


3. Подводятся итоги.
Определяются победители и проходит их награждение.


Зеленый сектор - природоведение
• Составьте слова, переставляя буквы.
Кута (утка), кокаш (кошка), елонь (олень).
• Подумайте, какого зверя так называют.
Косой, сохатый, серый, колючий, рогатый, косолапый.
• Соедините стрелками прилагательные с подходящими по смыслу существительными, чтобы получились правильные словосочетания.
Жадный еж
Трусливый волк
Рогатый заяц
Колючий олень

Ядовитая медведица
Пушистая змея
Косолапая лиса
Хитрая белка
• Придумайте как можно больше глаголов.
Что делает? Белка, волк, медведь.
• Назовите детенышей животных. Кто у кого?
У лягушки, лошади, лося, кошки, коровы, овцы, свиньи, волка, ежа, медведя, лисы, зайца, курицы, грача, галки, совы, гуся, утки.
• Отгадайте загадку.
Он в сапожках красных
бродит,
Из воды сухим выходит,
Шею важно выгибает,
Криком га-га-га встречает.
(Гусь.)
• Назовите одним словом.
Волк, лиса, заяц, медведь (звери).
Сорока, ворона, воробей, аист (птицы).
• Ответьте, кто как голос подает.
Лошадь - ржет, корова - …, собака - …, овца - …, свинья - …, волк -…, кузнечик - …, курица - …, гусь - …, кошка - … .
• Отгадайте загадку.
Живет в доме хозяин: шубка атласная, лапки бархатные, ушки чуткие. Днем спит или сказку говорит, ночью бродит, на охоту ходит. (Кот.)
• Попробуйте ответить на вопрос одним словом.
Обмоталась зебра черной лентой и принялась всех спрашивать: «Ну, отгадайте, какая я: черная или белая?» Так какая же зебра? (Полосатая.)
• Вопрос-шутка. Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыб нет зубов.
У рыб нет зубей. (У рыб есть зубы.)
• Образуйте от данных слов существительные мужского и женского рода.
Повар - повариха, купец - …, храбрец - …
Коза - козел, оса - …


Желтый сектор – письмо


1 класс
• Быстрый диктант.
Под диктовку запишите не все слово, а только одну букву ударного слога. Например: диктуется слово работа, а записать нужно только букву о.
Картон (о), бумага (а), книга (и), тетрадь (а), алфавит (и), ручка (у), карандаш (а), альбом (о), парта (а), портфель (е), доска (а), мел (е), тряпка (я), картина (и), цветы (ы).
• Три о.
Вставьте буквы в трехсложные слова с пропущенными гласными, записанные на доске. Прочитайте эти слова.
М..л..к.., х..р..ш.., д..р..г.., п..т..л..к, м..л..т..к, з..л..т..
• Поставьте ударение.
Ягоды, ботинки, пение, радуга, колесо.
• Произнесите правильно.
Шутки - сутки, миска - мишка, вар - вал, цапли - сабли, цирк - сыр.
• Вставьте нужные буквы.
Лыж.., еж.., мыш.., ш..ло, луж..
Чащ.., пищ.., свеч.., ч..й, ч..йник.
Щ..ка, тащ.., крич.., ч..дак, хоч..


2 класс
• Проверьте себя и определите, в каком слове три слога.
Лето, библиотека, метро, улица, Юра.
• Будьте внимательны и найдите слова, которые разделены неверно.
Май-ка, пе-ньки, день-ки, уго-лок, бе-се-да, с-путник.
• Восстановите стихи, используя сочетания жи, ши, чу, щу.
..ли на.. мы..
За трубой на крыше.
Там ..десное местечко,
Потому что рядом печка.
• Найдите нужную букву.
Гр..чи
Р..ка
Др..зды
П..тно
П..ла
Тр..ва
Ч..сло
Р..ды
Ст..на
В..да
З..ма
• Выберите нужную букву.
Как у старой ба(б-п)ки
Жили-были ла(б-п)ки.
Встанет ба(б-п)ка утром рано,
Выйдет в погре(б-п) за сметаной -
Ла(б-п)ки вслед за ней идут,
Всюду ба(б-п)ку стерегут.
• Напишите полностью свои имя, отчество, фамилию.
• Подумайте, какое слово здесь лишнее.
Кукла, дом, море, летает, дверь.
• Придумайте пять предлогов.


3 класс
• Подчеркните слова, которые нельзя переносить.
Осень, песня, якорь, лайка, взгляд.
• Вставьте буквы в словарные слова.
Адр..с, обл..ко, г..рой, сп..сибо, б..седа.
• Подберите противоположные слова.
Друг -…, ночь - …, радость - …, юг - …, белый - …
• Подумайте и назовите.
Город - …
Река - …
Имя - …
Фамилия - …
• Угадайте существительные по первой и последней букве, находящимися на доске, впишите их и определите род.
П…а, м…о, б…н, в…к, з…о.
• Допишите окончания.
Сидели на берез.., на осин.., на лип.., на рябин.. .
Спит на кроват.., подошел к кроват.., встал с кроват.. .


4 класс
• Один - много.
Брат - …, друг - …, колос - …, сук - …, клок - …
• Добавьте суффикс.
Барабан.., лет.., плот.., трактор.., дуб..
• Подумайте и назовите.
Страна - …
Море - …
Кличка собаки - …
Фамилия учителя - …


• Третий - лишний.
В каждом из столбиков, записанных на доске, найдите и подчеркните лишнее слово другого склонения.

Лошадь Работа
Верблюд Жизнь
Олень Награда
• Вставьте нужные буквы.
Б..жать, гл..зок, д..жди, к..ты, м..ряк.
• Допишите окончания.
Без дорог.. - по дорог..
От подруг.. - к подруг..
К речк.. - от речк..
• Допишите окончания.
Лист из тетрад.., рисовал в тетрад.., провел по тетрад..


Синий сектор - загадки-добавлялки
* * *
Целый день «уа-уа»,
Вот и все ее …
* * *
Верещунья, белобока,
А зовут ее …
* * *
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую …
* * *
Эй, не стойте слишком
близко -
Я тигренок, а не …
* * *
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для …
* * *
Ты не бойся - это гусь,
Я сама его …!
* * *
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался …
* * *
Ходит по лесу хорек,
Хищный, маленький …
* * *
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у …
* * *
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Не легко сорвать …
* * *
И сказали блюдца:
- Надо бы …
* * *
Хитрый след плести стараясь,
По сугробам прыгал …
* * *
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему …
* * *
В праздники на улицах
в руках у детворы
Горят, переливаются
воздушные …
* * *
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его …
* * *
- Голосок твой так хорош,
Очень сладко ты …
* * *
И бежит Айболит
к бегемотикам,
И хлопает их по …
* * *
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …
* * *
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо:
Жили-были серый еж
И его …
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже,
И ребенок был у них -
Очень тихий …
* * *
Поскорее наливай
Мне в стакан горячий …
* * *
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться к …
* * *
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку …
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке …
* * *
У меня пропал носок,
Утащил его …
* * *
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке …
* * *
На скамейке у ворот
Лена горько слезы …
* * *
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе …
* * *
Подготовлен самолет,
Он отправится в …
* * *
Ну и платье! Сплошь
иголки.
Его носят вечно …
* * *
Руки мыть пошла
Людмила,
Ей понадобится …
* * *
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой …
* * *
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из …
* * *
Молодчина эта Лина,
Лепит все она из …
* * *
Крошка-сын к отцу
пришел,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо
И что такое …
* * *
Михаил играл в футбол
И забил в ворота …
* * *
В реке большая драка -
Поссорились два …
* * *
В этой речке утром рано
Утонули два …
* * *
Кто один имеет рог?
Отгадайте! …


Сектор «Сюрприз»
• Игра «Подскажи голосок».
Ведущий называет то животное, которое игроки должны озвучить.
Кошка - …, корова - …, ворона - …, баран - …, собака - …, лягушка - …, коза - …, пчела - …
• Игра «Рифмы-обманки».
* * *
Три елки выросли стеной
В рощице березовой,
Все иголки до одной
У них по цвету … (зеленые).
* * *
Помидор большой и
спелый,
Погляди, какой он … (красный).
* * *
Слон, увиденный
Виолеттою,
Был не розовый, а … (серый).
* * *
Нашел пять ягодок
в траве
И съел одну. Осталось … (четыре).
* * *
Мышь считает дырки
в сыре:
Три плюс два равно … (пять).
* * *
Знает даже иностранец:
Всех в лесу хитрее … (лиса).


Сектор «Финиш»
 - блиц-опрос
• Ча - ща пиши с буквой …
• Чу - щу пиши с буквой …
• Жи - ши пиши с буквой …
• С заглавной буквы пишутся …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма».

Преодоление нарушений чтения и письма у младших школьников предпо­лагает прежде всего формирование язы­кового анализа и синтеза. В ходе коррекционной работы логопед нередко сталки­вается с...

Фольклор как средство расширения социокультурного опыта на логопедических занятиях с младшими школьниками

Приоритетной задачей учителя, особенно логопеда, является  задача привить при помощи русского фольклора  ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-добром...

Здоровьесберегающие технологии обучения на логопедических занятиях с младшими школьниками

В статье представлены технологии здоровьесбережения, используемые на коррекционных занятиях  с детьми с нарушениями речи....

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.

Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального внимания всех без исключения школьных учителей-логоп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

«Формирование читательской грамотности на логопедических занятиях с младшими школьниками»

quot;Педагогическаяя мастерская" для учителей начальныхклассов....