Здоровьесберегающие технологии обучения на логопедических занятиях с младшими школьниками
статья на тему

Аушева Татьяна Олеговна

В статье представлены технологии здоровьесбережения, используемые на коррекционных занятиях  с детьми с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sberegayushchie_tehnologii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии обучения

на логопедических занятиях для младших школьников

Состояние соматического, психоневрологического и психического здоровья детей является одной из проблем современного общества. Результат отклоняющегося здоровья – возрастающее количество школьников, имеющих трудности в обучении.

Дети с проблемами здоровья отличаются сниженной работоспособностью, плаксивостью, повышенной тревожностью, неуверенностью в своих силах, неспособностью самостоятельно справляться со школьными трудностями. Длительное пребывание в режиме психо-эмоционального перенапряжения приводит к увеличению соматических заболеваний, замедлению темпов психического развития, потере познавательного интереса и мотивации к учению.

В связи с этим возникла необходимость внедрения здоровье сберегающих технологий в учебный процесс, в том числе и на логопедических занятиях для обучающихся, имеющих нарушения  речи, препятствующие усвоению общеобразовательной программы.

Коррекционная работа строится с учетом следующих требований к сберегающим здоровье технологиям обучения, которые выдвигает современная педагогика и психология:

1. Обеспечение мотивации. Для этого необходимо создать эмоциональный комфорт, ситуацию успеха, учитывать особенности и темп развития каждого ученика. Также постараться оказывать помощь не в виде прямого вмешательства, а в виде советов, наталкивающих на правильное решение. Логопедическое занятие должно содержать игровой момент, который увлекает детей, снимает напряжение и усталость, в то же время требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, речевой и мыслительной деятельности. Повышению мотивации и эмоционального вовлечения в учебный процесс способствует работа в парах, задания типа «Я – учитель», игры-соревнования.  Таким образом, обеспечивается естественное повышение работоспособности, эффективности работы мозга, которое не идет в ущерб здоровью.

2. Построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций. В коррекционной работе для интериоризации формируемого навыка сложность заданий должна меняться по трем основным параметрам:

1) от совместных действий к самостоятельным;
2) от действия по внешней программе к действию по внутренней;
3) от развернутого поэлементного выполнения и контроля действий к их свернутым формам.


         Примером такой работы может быть письмо предложений с предварительно составленным планом написания. На первых этапах дети чертят схему, в которой каждое слово показывается чертой, обозначаются орфограммы (заглавная буква, безударные гласные, мягкие знаки, орфограммы типа ЖИ-ШИ, точка и т.п.). Далее внешняя схема заменяется предварительным проговариванием орфограмм в каждом слове, и наконец, ученики могут писать предложения под диктовку самостоятельно.

3. Учет системного строения высших психических функций. Письмо и чтение являются функциональными системами, в которые входят многие компоненты: слуховое, зрительное, кинестетическое восприятие, память, внимание, зрительно-моторные координации, пространственные представления,  зрелость серийной организации движений, программирования и контроля произвольных действий, возможности поддержания рабочего состояния. Чем больше нарушено компонентов, тем в большей степени страдает функциональная система.   Поэтому для успешной коррекционной работы, для получения положительной динамики необходимо воздействовать на причину нарушений, а не устранять последствия. Так, если ребенок на письме допускает зеркальные ошибки, необходимо развивать пространственные представления; если в работах многочисленные пропуски букв, орфографические ошибки, следует воздействовать на процессы регуляции и контроля. Нарастание ошибок  к концу работы говорит о слабости нейродинамических процессов. В данном случае необходимо не исправлять ошибки, а предлагать упражнения, направленные на поддержание работоспособного состояния.

4. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена  видов деятельности, регулярное чередование периодов энергозатратной активной работы и расслабления во время занятия необходимы во избежание переутомления детей. В начале занятия для того, чтобы обучающиеся могли настроиться на рабочий лад, можно провести упражнения на релаксацию, далее по теме занятия подбираются игры с мячом, физпаузы. Также эффективны для восстановления работоспособности, притока кислорода к головному мозгу различные виды массажа.

5. Осознание успешности обучения. В процессе занятий и особенно тогда, когда есть проблемы, каждому ребенку необходимы поддержка, одобрение, которые позволят понять, что он действует правильно, дадут уверенность в том, что неудача преодолима. Замечания, укоры, наказания могут создать иллюзию позитивного изменения ситуации, но у большинства детей вызывает обиду, тревогу, боязнь неудачи, что порождает новые проблемы. Поэтому рекомендуется чаще хвалить, вселять надежду, тем самым способствовать повышению мотивации.

Внедрение здоровье сберегающих технологий в коррекционную работу позволяет достичь положительной динамики в коррекции нарушений речи обучающихся, создать базу для успешного обучения в школе.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. – М., 1998.

2. Безруких М. М. Обучение письму.- Екатеринбург, 2009.

3. Емельянова Е.Н. Школьная неуспеваемость. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения

Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

Комплексное логопедическое занятие для младших школьников

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯВ игровой форме проверить знания учащихся, посещающих логопедические занятия....

Фольклор как средство расширения социокультурного опыта на логопедических занятиях с младшими школьниками

Приоритетной задачей учителя, особенно логопеда, является  задача привить при помощи русского фольклора  ребенку вкус к самобытному художественному слову, научить его внимательно и по-добром...

Повышение мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников.

Тема повышения мотивационной готовности школьников к обучению не теряет со временем своей актуальности и является постоянным предметом пристального внимания всех без исключения школьных учителей-логоп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

«Формирование читательской грамотности на логопедических занятиях с младшими школьниками»

quot;Педагогическаяя мастерская" для учителей начальныхклассов....