Герасимчик Л.В. Дифференциация звуков [м’], [л’], [м], [л], букв м, л
план-конспект урока

Герасимчик Лариса Викторовна

Лексическая: «По следам любимых мультфильмов»

Логопедическая тема: «Дифференциация звуков [м’], [л’], [м], [л], букв м, л»

Грамматическая: «Образование субъективно-оценочных форм слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов».

Здоровьесберегающая: создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая: «По следам любимых мультфильмов»

Логопедическая тема: «Дифференциация звуков [м’], [л’], [м], [л], букв м, л»

Грамматическая: «Образование субъективно-оценочных форм слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов».

Здоровьесберегающая: создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и нормализацию нарушенных функций.

Цели:

1.Закреплять знания детей о звуках [м’], [л’], [м], [л], и буквах м и л, учить различать звуки на слух и буквы на письме.

 2.Учить давать сравнительную характеристику звуков и букв  занятия.

3.Совершенствовать оптико-пространственные, тактильные и кинетические представления.

4.Развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза,  логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику.

Оборудование: слайды, изображение кота Леопольда, пазлы с изображением мышей, проволока, цветные карандаши, тетради.


Ход занятия.

1.Орг. момент.

  • Прозвенел звонок, начинается урок.

Ответы детей

2.Развитие оптико-пространственных представлений. Умений объяснять.

  • Посмотрите на картинку, назовите буквы, которые спрятались на ней. (слайд наложенные буквы)
  • Объясните, как из одной буквы получить другую. (слайд л-м-и-у-й).
  • Что для этого нужно сделать?

-Буквы

С,А,Л,И,О,М,У

-Добавить элемент справа, убрать элемент слева, элемент, который справа продолжить вниз и дорисовать петлю, убрать петельку, добавить элемент справа и сверху

3.Развитие зрительного и слухового восприятия.

  • Послушайте стихотворение, угадайте имя героя.

Есть на свете кот один,

Он ученый господин,

Если грустно станет вдруг-

Вспомним, он хороший друг.

Для него не страшен труд,

Знаешь, как его зовут?

Какой первый звук в слове «Леопольд»?

-Какой буквой на письме обозначается звук [л’]?

  • Обведите по точкам изображение кота Леопольда

  • Составьте из частей картинку и назовите остальных героев занятия.

  • Какой первый звук в слове «Мышата»?
  • Какой буквой на письме обозначим звук [м]?
  • В слове Леопольд-первый звук -[л’] на письме обозначим буквой Л, в слове Мышата- звук [м] , на письме обозначим буквой М.
  • Тема нашего занятия «Звуки [м’], [л’], буквы М и Л»

-Леопольд

-Звук [л’]

-Буквой Л

- у каждого ученика на листе изображение кота по точкам.

-Мышата.

-звук [м]

-Буквой М

4Логопедическая часть занятия.

  • Что общего в произношении звуков [м] и [л]?

  •  В чем различие?

  • Что общего в написании букв М и Л?

  •  Чем отличаются написание этих букв?

-Согласные, в произношении участвует голос, могут быть твердыми и мягкими.

-Л-язык касается основания верхних зубов, а при произношении М - смыкаются губы, воздух проходит через нос.

-Одинаковые элементы: крючок, смотрящий влево, палочка с  закруглением внизу.

-М-3 элемента, 2 верха,

Л-2 элемента, 1 верх.

5.Конструирование и реконструирование букв.

Два ребенка берутся за руки.

  • Какая буква получилась?

Один ребенок ставит ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

  • Какая буква получилась?
  • Выложите из палочек печатную букву Л
  • Сколько вершинок у буквы? Рядом сделайте такую же букву.
  • Какая буква получилась?
  • Сложите из проволоки прописную маленькую букву м. Сколько частей проволоки нужно взять?
  • Превратите ее в Л. Что для этого нужно сделать?

-1

-3

-Убрать 1 часть

6.Графический диктант.

  • Сколько у нас языков во рту?
  •  При произношении звука Л участвует язычок, он один и поэтому звук Л мы будем обозначать 1 палочкой. При произношении звука М – участвуют губы.
  • Сколько у нас губ?
  •  При произношении звука М участвуют 2 губки, поэтому звук М мы будем обозначать 2  палочками.
  • Задание: Я сейчас буду диктовать вам звуки М или Л, а вы, услышав их, в тетради должны записать цифру 1 или 2 . (М,Л,М,М,Л,М,Л,Л,М,М,Л,Л-

-Один

-Две

2.1.22.1.2.11.22.11

7.Формирование оптико-пространственных представлений, навыка слогового анализа и синтеза.

  • Мышата перепутали все слоги в словах, помогите Леопольду правильно составить слова.(Слайд)

Мон, ли-лимон, на, ли, ма-малина, ца, мыль,ни-мыльница, ль,ме-мель, мо, лет, са-самолет, я, мол,ни-молния.

  • Запишите эти слова правильно, подчеркните буквы м, л. Букву, у которой меньше элементов, и один уголок подчеркните одной чертой, больше элементов - двумя.
  • Одной чертой подчеркнете какую букву?
  •  Двумя?

Лимон, малина, мыльница, мель, самолет, молния

(записывают слова)

Физкульминутка

8. Дифференциация букв на уровне слова.

Игра «Шифровальщики»(слайд)

  • Расшифруй слова. 2-это буква М, 1-это буква Л.
  • Почему?

  • 2е1кий, 2ы1о, 2и1а, со1о2а, с2о1а,  2а1ьчик, 2о1око.

-Л-участвует в произношении один язык, М-участвуют губы.

-Мелкий, мыло, Мила, солома, смола, мальчик, молоко

9.Дифференциация букв на уровне словосочетания.(слайд)

  1. Леопольд сегодня болен,

Он врачами недоволен:

Принесли ему врачи

Лишь пустые калачи!

Вы исправьте огорченье,

Что мне нужно для леченья?

  • Что нужно для лечения коту?

  • Составьте словосочетания с этими словами.

  • Перепишите словосочетания, выделите цветными карандашами буквы занятий.( М-зеленым, Л-синим).(слайд)
  1. Леопольд очень любит гулять в лесу и ловить бабочек.
  • А мы с вами будем ловить звуки М и Л в словосочетаниях и записывать буквы в таблицу. Я буду читать словосочетания, а вы будете прятать буквы занятия в таблицу, заполняя все клетки по строкам сверху вниз, начиная с верхнего левого угла. (слайд)

Огромная лепешка, веселая матрешка, сильный мальчик, мышиный король, медвежья услуга, могучий лось, медвежья берлога.

-Молоко, мед  масло витамины грелка,  чай

 -Молоко с медом, молоко с маслом  вкусные витамины,  горячая грелка,  горячий чай.

10.Дифференциация букв на уровне предложения.(слайд)

  • Спиши предложения, вместо 1 или 2 точек вставь нужные буквы М или Л.

..а..а ..ы.а ..и.у с ..ы.о..-

..и.а ..ы.а не .юби.а.

  • Прочитайте получившиеся предложения. В словах букву М обведите зеленым карандашом, букву Л - синим.

Мама мыла Милу с мылом.

Мила мыло не любила.

11.Лексико-грамматическая часть занятия.

  1. Образование субъективно-оценочных форм слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Вы любите, когда вас называют ласково?
  • Следующий предмет назовите ласково.

Зеркало, ключ, человек, мухомор, миска, лама, молоко, лимон, кукла, лопата

Зеркало-зеркальце, ключ-ключик, человек-человечек, мухомор-мухоморчик, миска-мисочка, лама-ламочка, молоко-молочко, лимон-лимончик, кукла-куколка, лопата-лопатка.

Итог занятия.

  • О каких звуках говорили на занятии?
  •  Какими буквами они обозначаются на письме? Придумайте слова со звуком [л] для Леопольда, и со звуком [м] для мышат.

Что записано? Вопрос…

Видно, буковки вразброс!

Их местами поменяй,

И словечко прочитай!

М,Е,П,Р,Е,Е,Н,А

-[М] –[Л]

-М и Л

Дети придумывают слова.

-Перемена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект занятия: дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о»

Предлагаемое занятие способствует закреплению знаний о буквах  о-а, умению  распознавать   их  внешнее сходство и различие, дифференцировать изучаемые буквы в словах; обучать...

«Дифференциация звуков д - т, д\' - т\' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».

laquo;Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза»....

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....