Логопедическое занятие во 2 классе по теме «Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'], букв д-т».
план-конспект урока
Логопедическое занятие во 2 классе по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_t-d_2_klass.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие во 2 классе по теме
«Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'], букв д-т».
Тема: «Дифференциация звуков [д]-[т], [д’]-[т’], букв д-т»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний об отличительных признаках твердых и мягких согласных, их артикуляционных и акустических особенностях;
Коррекционно-развивающие:
- развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах;
- развитие артикуляционной моторики;
-развитие орфографической зоркости;
-повторение правила правописания парных согласных;
Воспитательные:
- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям;
- навыков самоконтроля;
- адекватной самооценки.
Ход занятия
- Оргмомент.
- Сядет тот, кто повторит правильно ритм :
I-II-III, II-I-III, III-I-II, II-II-I, I-II-II.
- «Угадай имя по первым буквам».
Сегодня к нам на занятие пришли друзья, которые хотят с нами позаниматься, угадайте их имена по первым буквам (наборы карточек: дыня,арбуз,небо, якорь; тигр, игла, малина, арбуз; диван, игла, малина, арбуз; точилка, арбуз, небо, якорь;)
Даня, Таня, Дима, Тина (выставляются картинки)
– Что необычного заметили в этих словах?
( В словах встретились парные согласные).
Сформулируйте тему и цель сегодняшнего занятия. ( Дети самостоятельно формулируют тему логопедического занятия).
- Определите цели нашего занятия: чему мы должны научиться?
1) учимся четко и правильно произносить звуки [д], [т], [д`], [т`];
2) учимся слышать и различать звуки [д], [т], [д`], [т`];
3) учимся писать слова с буквами д и т и правильно составлять словосочетания.
II. Основная часть.
3. Артикуляционный и акустический анализ звуков Т-Д.
- Ребята, чтобы четко и правильно произносить звуки, нужно знать, как они образуются. Звук [Д]: губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы, струя воздуха не сильная, голосовые связки работают.
Звук [Т]: губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы, струя воздуха сильная, голосовые связки не работают.
- Молодцы, теперь знаем, как образуются звуки. Давайте произнесем их изолированно. Звук [Д] – громко д-д-д-д-д; звук т – тихо т-т-т-т-т.
- Ребята, дайте характеристику звука д: согласный, звонкий.
- Почему? (голосовые связки работают)
- А теперь охарактеризуйте звук [т]: согласный, глухой (голосовые связки не работают).
- Чем похожи эти звуки? (одинаковая артикуляция)
- Как называются звуки, у которых одинаковая артикуляция, только отличаются глухостью – звонкостью? (парные согласные).
- А чтобы не путаться в написании букв, что писать – д или т, мы что должны делать? (слушать).
- А как определяем? (вибрируют или нет голосовые связки).
4. Упражнения на развитие фонематического слуха «Поймай звук».
Герои нашего занятия приготовили для вас разные игры и задания, которые помогут вам не путать звуки.
А) Различение звуков [д], [т] в ряду других звуков, слогов.
П, б, д, т, к, г, д, р, ф, п, д, л, т, к, д, ц, с, т.
- А теперь поучимся слышать эти звуки в слогах, поднимайте соответствующую букву.
Да, па, то, гу, лы, ти, де, бу, ды, ши, тя, но, тэ, до.
Б) Послушайте слоговые дорожки и повторите за мной:
ТА-ДА-ТА, ТЫ-ДЫ-ТО, ДИ-ТИ-ДИ,
ТЕ-ДЕ-ТЯ-ДЯ, ТУ-ДУ-ТО-ДО, ДЫ-ТЫ-ДУ-ТУ.
5) Игра «Шифровальщики» (картинки)
- Зашифруем слова, обозначающие профессии людей Вам надо будет начертить слоговые схемы слов – названий картинок, определить в каком слоге находится «дежурные» буквы (с комментированием).
Картинки: продавец, доктор, учитель, актер.
6.) Оглушение звонкого согласного (на доске напечатаны слова).
Слова: лошадка, лопатка, город, томат.
- Посмотрите на доску. Даны слова, некоторые из них при произнесении не соответствуют написанию. Давайте уточним, какой звук требует проверки: д или т?
- Правильно, звонкий согласный [д] на конце и середине слова перед глухим согласным оглушается и произносится как [т], поэтому требует проверки. Вспомним правило о правописании парных согласных: надо изменить слово так, чтобы после согласного стояла гласная (проверка слов).
7.) Игра «Измени слово» (мяч)
- Измените слово так, чтобы не было сомнений в правильном написании бувы.
Слова: год, плот, загадка, ветка, ягодка, след, сосед, утка, нотка, походка, бородка, монетка.
8.. Игра «Что где находится?».
-Посмотрите на экран. Рассмотрите картинки. Я буду называть место расположения предмета, вы его находить. Несколько слов запишем. Записывать будем в 2 столбика. В 1 столбик напишем слова, в которых слышится звук «т», во 2 столбик, если в слова слышится звук «д».
-Что находится в верхнем левом углу? ( Капуста.)
-Какой звук слышим в этом слове? (В слове «капуста» слышится звук «т», значит записываем слово в 1 столбик)
-Что находится в правом нижнем углу? (Стул).
-Какой звук слышится в этом слове? («т») и т.д. со словами: стол, доска, подушка, топор, ведро, тапки, дыня.
9. «Составь словосочетания».
- Прочитайте слова первого столбика. Какие буквы пропущены? Теперь слова второго столбика (уч-ся вставляют буквы). Скажите, что обозначают слова 1-го столбика, на какой вопрос отвечают? Слова 2-го столбика?
- Соедините слова из первого столбика со словами из второго так, чтобы получились правильные словосочетания. Взаимопроверка.
холо..ный ве…ро
гус…ая …руба
…яжелое ве…ер
ме…ная …рава
мла…шая мело…ия
с…аринная сес…ра
- Итог. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий»
Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий», проводилось с учащимися 1-4 классов с целью закрепления знаний ...
Конспект логопедического занятия и презентация по теме:"Дифференциация оптически сходных букв П-Т"
Цель: научить различать прописные буквы п и т.Задачи: 1) закреплять слуховые и зрительные дифференцировки рукописных букв П и Т, их артикуляционные характеристики, упражнять в различении ...
конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»
Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Фронтальное логопедическое занятие Тема: Дифференциация (различение) звуков и букв З-С.
Логопедическое занятие в группе с нарушением чтения и письма, 2 клас...
Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»
Научить детей различать звуки [С]-[Ц] изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...
Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.
Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...