«Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».
методическая разработка

Богданова Наталья Александровна

«Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_seminaru_26.02.18.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 «а» класса

учителя-логопеда   Богдановой Н.А. ГБОУ школы №663

«Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».

Лексическая тема: Профессии.

Цель: Учить дифференцировать звуки д - т, д' - т' и буквы д - т в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический анализ и синтез;
  • развивать звуко-буквенный анализ и синтез;
  • активизировать и обогащать словарный запас;
  • совершенствовать грамматические формы речи.

Образовательные:

  • развивать зрительную и слуховую память, внимание;
  • формировать умение принимать учебную задачу;
  • формировать умение действовать по правилу;
  • развивать словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать приемы самоконтроля;
  • воспитывать у учащихся чувство коллектива, умение слушать других;
  • воспитывать дисциплинированность, аккуратность.

Оборудование: презентация, компьютер, доска, индивидуальные карточки, магнитные буквы.

Ход занятия

I. Организационный момент

  • Здравствуйте, дети!

Расставьте буквы по порядку и прочитайте слово. (слайд 2 - ПРОФЕССИЯ)

2

4

6

1

5

9

3

7

8

Р

Ф

С

П

Е

Я

О

С

И

О чём мы с вами сегодня будем говорить? (О разных профессиях)

Что такое профессия? (ответы детей)

- Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

- Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Правильно, сначала надо учиться в школе, колледже или в техникуме, институте или в других учебных заведениях.

- А теперь давайте посмотрим как в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется слово «профессия» (слайд 3)

ПРОФЕССИЯ – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

        

Введение в тему:

1. Игра «Доскажи словечко» (слайд 4)

А сейчас мы поиграем в игру

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать

Поезд водит … ( машинист )

В школе учит нас … ( учитель ).

Подметает чисто двор…. (дворник)

Оркестром руководит …..(дирижёр)

Лекарства продаёт… ( аптекарь ).

Самолётом правит…..(пилот)

Вот и молодцы!!! А теперь будьте внимательны. (слайд 5)

2. В слове машинист какой последний звук? (твёрдый звук т). Какой буквой обозначается звук т? (буквой т)

В слове учитель –какой 4 звук? (мягкий звук т'). Какой буквой обозначается звук т'? (буквой т)

В слове дворник –какой 1 звук? (твёрдый звук д). Какой буквой обозначается звук д? (буквой д)

В слове дирижёр – какой 1 звук? (мягкий звук д'). Какой буквой обозначается звук д'? (буквой д)

В слове аптекарь – какой 3 звук? (мягкий звук т', в середине слова). Какой буквой обозначается звук т'? (буквой т)

В слове пилот – какой последний звук? (твёрдый звук т). Какой буквой обозначается звук т? (буквой т).

- Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.

(Мы сегодня будем различать звуки д-т, д'-т' и буквы д-т в словах и предложениях)

II. Основная часть

Все профессии нужны,

Все профессии важны. (слайд 6)

3. (слайд 7)

А) Для каких профессий нужны эти предметы и для чего?

(Дети маркером соединяют на доске профессии с предметами).

Что за профессия? Для чего нужен этот предмет?

Портной.  Портному для работы нужна ткань, чтобы сделать выкройку.

Водолаз.  Водолазу нужен скафандр, чтобы погрузиться в воду.

Строитель. Строителю нужен мастерок, чтобы строить дом.

Художник. Художнику нужен мольберт, чтобы рисовать.

Сантехник. Сантехнику нужны инструменты (ключи, вандуз), чтобы починить кран.

Стюардесса. Стюардессе нужен поднос, чтобы раздавать еду пассажирам.

Б) Какие изучаемые звуки есть в каждом слове? Где они находятся в слове?

Правильный ответ (слайд 8)

 В слове портной есть твёрдый звук [т], находится в середине слова.

 Ткань –твёрдый звук [т], в начале слова.

В слове водолаз есть твёрдый звук [д], он находится в середине слова. Скафандр – твёрдый звук [д], он находится в середине слова.

В слове строитель есть твёрдый звук [т], в середине слова и мягкий звук т' в середине слова. Мастерок - мягкий звук [т'] в середине слова.

В слове художник есть твёрдый звук [д], он находится в середине слова. Мольберт – твёрдый звук [т], в конце слова.

В слове сантехник есть мягкий звук [т]' в середине слова. Инструмент – есть 2 твёрдых звука [т], в середине слова.

В слове стюардесса есть мягкий звук [т'] в середине слова и твёрдый звук [д] в середине слова. Поднос – твёрдый звук [д] в середине слова.

 

4. Физминутка «Профессии» (слайд 9).

Много профессий на свете у нас!                   (Руки на поясе – повороты вправо-влево)

О них поговорим сейчас:                                (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет,                                 (Движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот,                                 (Мешаем поварешкой)

Водитель в школу довезёт-                             (Руками имитируем движения руля)

Врач вылечит от болезней                              (Приседания)

Есть учитель, есть писатель,                           (Повороты шеи вправо-влево)

Архитектор и продавец,                                   (Наклоны шеи вперёд-назад)

Чтоб профессию иметь,                                   (Руки на пояс)

Надо много знать, уметь                                  (Повороты –  туловища вправо-влево)

5. Игра «Рассыпалось слово» (на доске магнитные буквы) 

ОЕГДЛОП (логопед)

Объясните, чем занимается человек этой профессии.

6.  Работа с индивидуальными карточками. (слайд 10)

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы д-т в слова. Твёрдые согласные – синей,

а мягкие согласные – зелёной ручкой. Прочитайте и запишите слова.

С__оляр, про__авец, __изайнер, ак__ёр, __окарь, ве__еринар

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы д-т в словосочетания. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву  т - одной чертой, букву д - двумя чертами.

С__рогий  учи__ель,  опы__ный  во__и__ель, знамени__ый  ак__ёр

Задание 3. (по вариантам)

Составьте предложения из слов. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т- одной чертой, букву д - двумя чертами.

1.укротитель, тигров, дрессирует

2.   на, дворник, листья, асфальте, подметает

3. читает, на, новости, диктор, телевидении

4. холсте, пишет, на, картину, художник

5. товары, продаёт, продавец

6. из, букет, флорист, цветов, собирает

8. Рефлексия

 Как вы увидели, профессий интересных очень много и все они очень важные.

Какие профессии вам понравились? Кем ты хотел бы стать?

Какие звуки и буквы вы сегодня учились различать и для чего?  

Учени__ 2 «а» класса_________________________________

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы д-т в слова. Твёрдые согласные – синей, а мягкие согласные – зелёной ручкой. Прочитайте и запишите слова.

С__оляр, про__авец, __изайнер, ак__ёр, __окарь, ве__еринар

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы д-т в словосочетания. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т - одной чертой, букву д - двумя чертами.

С__рогий   учи__ель,  опы__ный   во__и__ель,  знамени__ый   ак__ёр

Задание 3.

Составьте предложения из слов. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т- одной чертой, букву д - двумя чертами.

укротитель, тигров, дрессирует

Учени__ 2 «а» класса_________________________________

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы д-т в слова. Твёрдые согласные – синей, а мягкие согласные – зелёной ручкой. Прочитайте и запишите слова.

С__оляр, про__авец, __изайнер, ак__ёр, __окарь, ве__еринар

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы д-т в словосочетания. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т - одной чертой, букву д - двумя чертами.

С__рогий   учи__ель,  опы__ный   во__и__ель,  знамени__ый   ак__ёр

Задание 3.

Составьте предложения из слов. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т- одной чертой, букву д - двумя чертами.

 на, дворник, листья, асфальте, подметает

Учени__ 2 «а» класса_________________________________

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы д-т в слова. Твёрдые согласные – синей, а мягкие согласные – зелёной ручкой. Прочитайте и запишите слова.

С__оляр, про__авец, __изайнер, ак__ёр, __окарь, ве__еринар

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы д-т в словосочетания. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т - одной чертой, букву д - двумя чертами.

С__рогий   учи__ель,  опы__ный   во__и__ель,  знамени__ый   ак__ёр

Задание 3.

Составьте предложения из слов. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т- одной чертой, букву д - двумя чертами.

читает, на, новости, диктор, телевидении

Учени__ 2 «а» класса_________________________________

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы д-т в слова. Твёрдые согласные – синей, а мягкие согласные – зелёной ручкой. Прочитайте и запишите слова.

С__оляр, про__авец, __изайнер, ак__ёр, __окарь, ве__еринар

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы д-т в словосочетания. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т - одной чертой, букву д - двумя чертами.

С__рогий   учи__ель,  опы__ный   во__и__ель,  знамени__ый   ак__ёр

Задание 3.

Составьте предложения из слов. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т- одной чертой, букву д - двумя чертами.

холсте, пишет, на, картину, художник

Учени__ 2 «а» класса_________________________________

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы д-т в слова. Твёрдые согласные – синей, а мягкие согласные – зелёной ручкой. Прочитайте и запишите слова.

С__оляр, про__авец, __изайнер, ак__ёр, __окарь, ве__еринар

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы д-т в словосочетания. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т - одной чертой, букву д - двумя чертами.

С__рогий   учи__ель,  опы__ный   во__и__ель,  знамени__ый   ак__ёр

Задание 3.

Составьте предложения из слов. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т- одной чертой, букву д - двумя чертами.

 товары, продаёт, продавец

Учени__ 2 «а» класса_________________________________

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы д-т в слова. Твёрдые согласные – синей, а мягкие согласные – зелёной ручкой. Прочитайте и запишите слова.

С__оляр, про__авец, __изайнер, ак__ёр, __окарь, ве__еринар

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы д-т в словосочетания. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т - одной чертой, букву д - двумя чертами.

С__рогий   учи__ель,  опы__ный   во__и__ель,  знамени__ый   ак__ёр

Задание 3.

Составьте предложения из слов. Прочитайте и запишите их. Подчеркните букву т- одной чертой, букву д - двумя чертами.

 

из, букет, флорист, цветов, собирает

Приложение 1

Учени__ 2 «а» класса_________________________________

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы д-т в слова. Твёрдые согласные д - т –синим, а мягкие –зелёным цветом.

С_оляр,    про_авец,   _изайнер,   _рубочис_,   _ерапев_,   _ирижёр,  ак_ёр,    флорис_.

Задание 2.

Составьте из предложенных слов предложения. Подчеркните буквы т - одной чертой, а д - двумя чертами.

Вариант 1.

1. укротитель, тигров, дрессирует

2. на, дворник, листья, асфальте, подметает

Учени__2 «а» класса______________________________

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы д-т в слова. Твёрдые согласные д - т – синим, а мягкие – зелёным цветом.

С_оляр,  про_авец,  _изайнер,  _рубочис_,  _ерапев_,  _ирижёр,  ак_ёр, флорис_.

Задание 2.

Составьте из предложенных слов предложения. Подчеркните буквы т - одной чертой, а д - двумя чертами.

Вариант 2.

1. читает, на,  новости, диктор, телевидении

2. холсте, пишет, на, картину, художник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв в-д в словах,словосочетаниях, предложениях

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе на тему:«Дифференциация букв в – д  в словах, словосочетаниях, предложениях».Цель: учить дифференцировать на письме буквы в – д  в ...

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на логопедических занятиях в школе

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на логопедических занятиях в школе...

Использование разрезной азбуки для развития звуко-буквенного анализа и синтеза в предупреждении и коррекции дисграфии и дислексии.

Работа с разрезной азбукой на логопедических занятиях является одним из действенных средств по предупреждению и коррекции дисграфии и дислексии. Непременным условием, обеспечивающим взаимосвязь чтения...

Дифференциация звуков и букв з-с в слогах, словосочетаниях, предложениях

Тип урока/занятия: комбинированныйЦель урока/занятия: Развитие навыка дифференциации сходных по произношению  букв  и звуков   з-с.Задачи урока/занятия:Формировать умения  диф...

Игры на развитие звуко - буквенного и слогового анализа и синтеза

Игры на развитие звуко - буквенного  и слогового анализа и синтеза....