Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.
план-конспект

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии

(1 класс)

ТЕМА: Звуки [с] и [з].

Этап дифференциации звуков [с] и [з].

        

ТЕМА: Звуки [ с ] и  [ з ]. Этап дифференциации звуков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_s-z.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии

(1 класс)

ТЕМА: Звуки [с] и [з].

Этап дифференциации звуков [с] и [з].

        

ТЕМА: Звуки [ с ] и  [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Цели:

Образовательные:

 - продолжить знакомство  с буквой и звуком [с];

 - пополнять словарь детей;

 - развивать умение выделять звук [с] в речи;

 - развивать фонематический слух.

Коррекционные:

 - устранение дефектов устной речи;

 - развивать подвижность органов артикуляции;

 - закрепление артикуляционных укладов  звука [с];

 - дифференциация звуков [с] и [з];

 - развивать общую, пальцевую, артикуляционную моторику, мимические мышцы;

 - развивать силу голоса и плавность ротового выдоха.

Воспитательные:

 - воспитывать интерес к занятиям;

 - воспитывать внимание к речи логопеда;

 - воспитывать внимание к собственному произношению звука [с] в собственной речи;

 - воспитывать усидчивость, произвольное внимание;

 - воспитывать ответственное отношение к проверке своей работы;

 - воспитывать аккуратность и бережное отношение к рабочему материалу.

Оборудование:

Зеркала, артикуляционный профиль; предметные и сюжетные картинки, слоговые таблицы, музыкальный инструмент, платочки,

Этапы работы.

Содержание занятия.

Организационный момент.

Общее расслабление.

Развитие общей моторики.

Развитие мелкой моторики.

Массаж лица.

Развитие мимических мышц.

Развитие артикуляционной моторики.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Объявление темы занятия.

Проговаривание изолированных звуков.

Анализ артикуляции звуков.

Связь звуков и букв.

Развитие фонематического слуха.

Физкультурная минутка.

Дифференциация звуков в слогах.

        

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация звуков в предложении.

Дифференциация звуков в тексте.

Домашнее задание.

Итог занятия.

Оценка работы детей назанятии.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно и красиво.

Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Так правильно и внятно

Что будет всем понятно.

Танец «Стирка»

Мы платочки постираем,

Крепко-крепко их потрем.

Раз, два, раз, два  - крепко-крепко их потрем.

Мы платочки прополощем,

Дружно-дружно прополощем.

Раз, два, раз, два  -  дружно-дружно прополощем.

 Дети «стирают» платочки.  

Мы платочки отжимаем,

Крепко-крепко отожмем.

Раз, два, раз, два – крепко - крепко отожмем.

 Отжимают платочки.

Мы платочки все стряхнули,

Дружно-дружно все стряхнули.

Раз, два, раз, два – дружно-дружно все стряхнули.

  Стряхивают платочки.

Игра «Медведь».

Один из ребят изображает медведя. Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору; потом ложится на землю и делает вид, что спит. Дети с лукошком приходят в бор, щиплют траву, собирают ягоды и грибы, и при этом поют:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

А потом – как зарычит

И за нами побежит!

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

Массаж пальцев.

Вяжет бабушка Лисица

Всем лисятам рукавицы:

Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Для лисенка Саши,

Для лисички маши,

Для лисенка коли,

Для лисички Оли.

Поочередный массаж пальцев левой руки,  начиная с большого, при повторении массировать пальцы правой руки.

А маленькие рукавички

Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках – да-да-да!-

Потереть ладони друг о друга.

Не замерзнем никогда!

 - А у нас есть валенки, -

Отвечали заиньки. –

Что нам вьюга да метель?...

Хочешь, Мишенька, примерь.

Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки»

Кошка мышку цап-царап

Пальцы обеих рук сжимаются в кулаки

Подержала, подержала, отпустила

Кулаки одновременно разжимаются

Мышка побежала, побежала

Одновременно двигаются по плоскости стола пальцы обеих рук

Хвостиком завиляла, завиляла

Указательные пальцы обеих рук двигаются из стороны в сторону

До свидания, мышка, До свидания,

Одновременные наклоны кистей рук вперед и вниз.

Массаж тела и лица.

Спинка, спинка.

Закинуть руки за шею и помассировать спину.

Потолок

Пальцами помассировать голову.

Электрический звонок.

Нажать указательным пальцем на кончик носа.

 - Хозяин дома?

Указательными пальцами потереть крылья носа.

 - Дома!

 - Гармонь готова?

Ладонями растереть уши.

- Готова!

                           - Можно поиграть?

Погладить шею.

                           - Да!

Мимическое упражнение «Кошка»

Дети передают мимикой различные эмоции: притворную ласку, испуг, уговаривание, отрицание, хитрость, задор.

Унесла мышонка кошка

И поет; Не бойся, крошка.

Поиграем час-другой мы

В кошки-мышки, дорогой. –

Перепуганный спросонок,

Отвечает ей мышонок:

 - в кошки-мышки наша мать

не велела нам играть. –

 - Мур-мур-мур, - мурлычет кошка, -

поиграй, дружок немножко. –

а мышонок ей в ответ:

 - У меня охоты нет.

Поиграл бы я немножко,

Только пусть я буду кошкой.

Ты же, кошка, хоть сейчас

Мышкой будь на этот раз!

Упражнение « Улыбка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в растянутой улыбке.

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Упражнение «Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии.

Упражнение «Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Дыхательное упражнение «Осы»

Осы к осени желтее,

Полосатее и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не дает…

И варенье, и повидло

Есть у нас, а им -  обидно.

Дети вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: з –з –з –з.

Упражнение «Сорока и мышка»

Произнести стихотворение с различной интонацией.

 - Мышка-трусишка, ты треска боишься?

 - Ни крошечки не боюсь!

 - А громкого свиста?

 - Ни капельки не боюсь!

 - А страшного рева?

 - Нисколечко не боюсь!

 - А чего же ты боишься?

 - Да тихого шороха!

 - Послушайте стихотворение и скажите, какие звуки чаще всего в нем встречаются?

На пеньке здесь сайка,

Рядом с сайкой – зайка.

Будет ли зайка

Есть эту сайку?

 - Сегодня на занятии мы уделим особое внимание именно этим звука [с, з].

«Песня комарика»

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

Комарик летел и протяжно звенел – «ззззз».

«Песенка водички»

Водичка течет и тихонечко песню поёт – «ссссс».

Вот какая хорошая песенка получилась, будто вода из крана полилась.

При звуке [с] зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Широкий кончик  языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, боковые края прижаты к коренным зубам.

Холодная, длинная воздушная струя идет по середине языка.

Горлышко не дрожит, значит, голос не образуется.

Звук с  - согласный, глухой, твердый.

При звуке [з] положение губ, зубов и языка такое же как и при звуке [с]. Но звук з звонкий: горлышко дрожит.

Звук [з]  - согласный, звонкий, твердый.

Вспомнить что звук [с] на письме обозначает буква С, а звук [з] буквой З.

Детям раздаются буквы с шершавой поверхностью.

Предложить детям обвести пальчиком буквы С и З.

Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука. [с, з].

Игра-хоровод «Чурилки»

Играющие выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,   или   Колокольцы-бубенцы,

Позолочены концы!                         Раззвонились, удальцы

Кто на бубенцах играет –                Диги-диги-диги-дон,  

Того жмурка не поймает!                Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

«Скажи наоборот»

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком с или з. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са – за, зу – су, аса – аза, озо – осо.

«Добавь нужное  слово»

Дети ели вкусный….

У Зои разболелся….        (зуб, суп).

У Сони русая…

В сад забрела….        (коса, коза).

Помидоры надо….рассолом

Надо ….на зиму капусту.          (солить, залить).

Загадки.

Отгадать загадки. Определить, какой звук (С или З) встречается в отгадке, назвать его местоположение.

Зимой на земле лежал,

Весной в реку побежал.  (снег)

Сложишь – клин,

Развернешь – блин.  (зонт)

С хозяйкой дружит,

А на чужих лает,

В дом не пускает. (собака)

Два братца

Через дорожку живут,

А никогда не видятся.  (глаза).

Пословицы и поговорки.

 - Зима снежная – лето дождливое.

 - Зимой месяц кверху рожками – к морозу.

 - Зима весну пугает, да все равно тает.

Просыпается лес по весне,

Словно он позабыл о зиме.

Хоть пока и сильны здесь морозы,

Не боится лесок их угрозы.

Вот проснулась сосенка весной,

Вновь смолистый запах над сосной,

И стекает по стволу смола,

Сосенка всю зиму проспала.

Логопед раздает детям тетради в которых написано индивидуальное задание, которое они должны выполнить вместе с родителями.

Дети с логопедом вспоминают, чем они занимались сегодня на занятии, уточняют над какими звуками работали.

Логопед просит детей назвать слова, пословицы или стихотворения в которых встречается звуки [с,з ].

Логопед оценивает работу детей: рассказывает что получилось, кто, как старался, кому, на чем надо еще поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного ярко...

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа). Автоматизация звука «с». «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Конспект по автоматизации звука "С" в изолированном виде, в слогах, в словах и предложении (сказка-путешествие)...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР с обучающимися 1 класса

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции ФФНР с обучающимися 1 класса...

Конспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи «Мы играем в театр"

Конспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи «Мы играем в театр"...

Конспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Страна профессий»

Возраст детей: 5-6 летКонспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста реализуется в рамках АООП ДО для детей с тяжёлым...