Конспекты занятий для детей с ОНР по обучению правильному употреблению предлогов в речи.
план-конспект занятия на тему
Предлагаемый материал может быть использован учителями-логопедами детских дошкольных, школьных и медицинских учреждений по обучению детей с общим недоразвитием речи умению правильно употреблять предлоги в речи. Предлагаются 24 конспекта занятий, расчитанные на 2 года обучения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_predlogov_v_rechi.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Вниманию логопедов предлагается система работы по обучению
детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи. В нее
входят конспекты 24-х занятий, рассчитанных на два года обучения
(в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрацион-
ный материал для занятий.
На занятиях у детей уточняется значение предлогов, проводится их
дифференциация и формируется умение правильно употреблять пред-
ложно-падежные конструкции в речи (т.е. правильное употребление не-
которых предлогов с именами существительными косвенных падежей).
Контрольно-проверочные занятия по изученному материалу про-
водятся в конце года.
В старшей группе детей учат:
— понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около;
— правильно употреблять в речи предлоги с существительными и при-
лагательными; ,
— дифференцировать предлоги: на — в, на — под, к — от;
— составлять предложения с предлогами по демонстрации действий,
по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и пред-
ложенным словам. •
На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» логопед
использует термин «маленькое слово».
В подготовительной группе проводятся более сложные занятия,
на которых детей обучают:
— понимать значение предлогов: из, с, над, из-за из-под, через, между;
— правильно употреблять их с существительными и прилагательны-
ми;
— дифференцировать предлоги: из-с^ над-под, из-под-из, из-за-из;
— анализировать предложения с предлогом (определять количество слов
в предложении, какой по счёту предлог и т.д.);
— составлять схему предложения с предлогом по схеме.
На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с
термином «предлог». Большое внимание на всех занятиях уделяется
демонстрации действий, прослушиванию детьми правильного произ-
несения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко
и чётко выделенных интонационно.
Количество предлагаемых занятий может быть увеличено взави-
симости от усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее зак-
репление материала проводится на индивидуальных занятиях.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ. Старшая группа
Тематический план
1.. Вводное занятие
2. Тема: Предлог «НА»
3. Тема: Предлог «ПОД»
4. Тема: Дифференциация предлогов «НА», «ПОД»
5. Тема: Предлог «В»
6. Тема: Дифференциация предлогов «В», «НА»
7. Тема: Предлог «ЗА»
8. Тема: Предлог «К»
9. Тема: Предлог «ОТ»
10. Тема: Дифференциация предлогов «К», «ОТ»
11. Тема: Предлог «ПО»
12. Итоговое контрольно-проверочное занятие
Занятие 1. ВВОДНОЕ
ЦЕЛИ: учить детей: определять пространственное располо-
жение предметов, конструировать из кубиков по за-
данию педагога; развивать внимание, память, фоне-
матический слух.
ОБОРУДОВАНИЕ: фуражка, коробки, карандаши, кубики,
столики, матрёшки, чашечки, ложечки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Я сегодня командир и даю вам задан-ия. Вы внима-
тельно слушаете и выполняете быстро то, что я прика-
жу. Положите руки на стол, под стол. Поднимите руки
вверх, опустите вниз. Поднимите правую руку, левую
руку. Повернитесь назад, влево, вправо, прямо.
2, Основная часть занятия
Упражнение «Стройся!»
Логопед (поочередно обращаясь к детям): «Лена, выйди впе-
рёд. Света, встань позади Лены. Наташа, встань между
Леной и Светой. Петя, встань впереди Лены. Толя,
встань около Светы. Скажите, кто стоит впереди Ната-
ши? И т.д.
Работа с предметами
Логопед вызывает к доске кого-то из детей и предлагает
ребенку выполнить задания.
Логопед; Возьми, пожалуйста, карандаш, который лежит в
коробке (под коробкой, около коробки, за коробкой).
Дети следят за правильностью выполнения задания, если
оно выполнено неправильно, топают ножками или'хлопа
ют в ладоши.
Игра «Стройкам (индивидуальная работа)
Логопед: Поставьте кубик на кубик. Это стена. За стеной ста-
вим стол. У стола стоит матрёшка. На столе стоят чаш-
ки. Под столом лежит мяч. Посадите матрёшку за стол
и покормите её (обыгрывание).
3. Итог занятия
Логопед: Молодцы, ребята! Вы Внимательно слушалисвоего
командира и правильно выполняли команды.
Занятие 2. ПРРДЛОГ «НА»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей с предлогом «НА», его схемой.
2. Научить слышать этот предлог в разговорной речи.
3. Научить составлять предложения с предлогом «НА».
ОБОРУДОВАНИЕ: снежинка (из бумаги с заданиями на обо-
роте), кубики (красный и синий), игрушечные стол и
стул, кукла, карточка со схемой предлога, фигурки
для фланелеграфа (ворона, галка,Воробей, кот, ёлка,
крыша дома, забор), зеркало, сюжетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
^.Организационный момент
Логопед: Посмотрите в окно. На чём лежит снег? На земле, на
крыше и т.д. И к нам прилетела красивая снежинка. На
ней что-то написано. Это задания. Послушайте их:
«Возьми красный кубик. Толя. Положи его на стол.
Возьми синий кубик, положи на стул». На чём лежит
красный кубик? (На столе.) Синий? (На стуле.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Кубики лежат наверху или внизу предмета? (На-
верху.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу.
Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим
маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле.
Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить
такое задание? Посади куклу ... стул. (Нет.) А почему?
(Непонятно, куда посадить куклу.) Да, непонятно, так
как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как
нужно сказать? (Посади куклу на стул.)
Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «НА».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
_Ж_
Игра «Солнечный зайчик» (показывать зеркалом)
Логопед: Скачет зайка на стене и подмигивает мне,
Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,
Поплясал на потолке, притаился на окне,
Вот он спрятался в кроватке — • '
С нами он играет в прятки!
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы идём его искать!
Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он си-
дит? /На окне, на полу, на шкафу и т.д.)
Работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным
показом картинок)
Логопед: Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь ус-
лышать маленькое слово «НА».
На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Под-
крался к ним кот Васька и как прыгнет... Птички взлете-
ли. Галка села на забор. Воробей — на крышу дома, а воро-
на — на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище.
Где птички клевали зёрнышки?
Куда сели птички, когда их вспугнул кот?
Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?
Индивидуальная работа
Детям, раздаются сюжетные картинки и предлагается со-
ставить по ним предложения с маленьким словом «НА».
3. Итог занятия
Занятие 3 ТТР^ДДОГ «ПОД»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей с маленьким словом «ПОД».
2. Учить детей слышать его в предложениях.
3. Упражнять детей в правильном употреблении пред-
лога «ПОД» в речи.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема предлога, карточки со схемой пред-
лога по количеству детей, сюжетные картинки, фла-
нелеграф, мяч, игрушечные стол, стул, шкаф, кро-
вать, телевизор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед (показывает детям схему предлога «НА»): Какое
маленькое слово обозначает эта схема? (На)
На этой карточке мяч лежит на кубике. А теперь,
посмотрите, где мяч? Внизу или вверху кубика? Кто
может сказать, где лежит мяч? (Внизу)
2. Основная часть занятия
Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета,
мы используем маленькое слово «ПОД». Это тоже
важное слово, и без него мы не поймём, о чем гово-
ритсяв предложении.
Послушайте: положите кубик ... стул. Понятно?
(Нет). А теперь, положите кубик под стул. Понят-
но? Запомните маленькое слово «ПОД»!
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ПОД».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
Упражнение «Куда закатился мяч?»
На фланелеграфе логопед перемещает мяч под разные
предметы, а дети называют, подо что закатился мяч. (Под
стул, под стол, под шкаф, под кровать и т.д.)
Упражнение «Подними карточку»
Детям раздаются схемы маленького слова «ПОД». Лого-
пед по ходу рассказа выставляет карточки на фланелеграф.
Логопед: Сейчас я расскажу вам историю про зайчика. Как
только вы услышите маленькое слово «ПОД», сразу же
поднимайте карточку.
Жил был в лесу Зайчик. Как-то раз гнался за ним Се-
рый Волк. Но наш Зайка был умный и шустрый. Как толь-
ко Волк начнёт его догонять. Зайка раз, и спрячется под
кустик, а Волк мимо пробежит. Выскочит Зайка и в дру-
гую сторону побежит. Опять нагоняет Волк Зайчишку. А
тот — шасть, и под берёзку присядет, а потом под елочку,
под холмик заляжет. Так и не догнал Волк нашего Зайку.
Вспомните, куда прятался заяц от волка?
Упражнение «Незнайкины ошибки»
Логопед: Незнайка опять получил двойку. Он неправильно
подобрал маленькое слово в предложении. Давайте ис-
правим ошибки Незнайки.
Яблоки упали на яблоню.
Подберёзовики растут в берёзах (под березами).
Мышка спряталась в грибок (под грибок).
Лисичка вырыла нору на ёлке (под елкой).
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается со-
ставить по ним предложения с маленьким словом «ПОД».
3. Итог занятия
Занятие 4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРРТутогпн
«НА» И «ПОД»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей различать значение предлогов «НА» и
«ПОД» и правильно употреблять их в речи.
2. Учить детей составлять предложения по двум опор-
ным словам и заданному предлогу.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемами предлогов по коли-
честву детей, сюжетные и предметные картинки (кро-
вать, кот, белка, дерево, салфетка, тарелка).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Детям раздаются карточки со схемами предлогов «НА»
и «ПОД».
Логопед: «Кто скажет, на чём катаются дети зимой?» (На
санках, на коньках и т.п.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Какое маленькое слово (предлог) вы услышали во
всех ваших ответах? Покажите схему. (На)
Какое маленькое слово мы ещё знаем? Покажите схе-
му. (Под) Молодцы!
Сегодня мы с Вами будем учиться различать эти ма-
ленькие слова.
Упражнение «Будьте внимательны»
Логопед: «Послушайте меня и поднимите нужную схему».
Кот залез под шкаф,
Подушка лежит на кровати.
Я намазала масло на хлеб.
Водитель лежит под машиной и ремонтирует её.
Упражнение «Маша-растеряша»
Логопед: Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она расте-
ряла все свои вещи. Послушайте внимательно, где она
их искала.
Ищет вещи Маша, Маша-растеряша,
И под стулом нет, и на стуле нет,
На кровати нет, под кроватью нет,
Вот какая Маша, Маша-растеряша.
Где Маша искала свои вещи?
Составление предложений по сюжетным картинкам
Детям предлагается посмотреть на картинки и составить
предложения с маленькими словами «НА», «ПОД».
Составление предложений по двум предметным картинкам
и схеме предлога
Логопед предлагает детям посмотреть на картинки и со-
ставить предложения.
кот О' кровать
Кот лежит на кровати.
Потом логопед заменяет схему предлога другой схемой.
кот /-'"»» кровать
|—————| [_^ _[ I————————|
Кот лежит под кроватью.
Далее пары картинок меняются на другие (белка — дере-
во, салфетка — тарелка).
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается соста-
вить по ним предложения с маленькими словами « НА » и « ПОД ».
Логопед: Сделайте шаг вперед, кто составил предложение с
маленькими словами «НА»; «ПОД». (Дети произносят
составленные предложения.}
3. Итог занятия
Занятие ^ ПРРДЦПГ «к»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей с предлогом «В» и его схемой.
2. Упражнять в правильном употреблении предлога
«В» с существительными в винительном и пред-
ложном падежах.
3. Обогащать словарный запас детей, рассказать о
правильном употреблении глагола «класть».
4. Воспитывать аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета, карандаши, короб-
ки, тетради, кукла Буратино, стол, конфеты, конфет-
ница, предметные картинки, изображающие зверей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: У меня на столе кассета. Давайте включим магни-
тофон и прослушаем ее.
На кассете записан следующий текст: «Слушайте внима-
тельно и делайте то, что я скажу. Возьмите карандаш. Положите
его в коробку. Где лежит карандаш? (В коробке.) Возьмите каран-
даш в руку. Где сейчас карандаш? (В руке.) Положите карандаш в
тетрадь. Где карандаш? (В тетради.) Какое маленькое слово вы
произносили в своих ответах (в коробке, в руке, в тетради)? (В.)
Молодцы! Сегодня вы познакомитесь с маленьким словом
«В». Это слово важное, его нельзя забывать!» (Запись выклю-
чается.)
2. Основная часть
Логопед; Какое маленькое слово вы услышали на магнито-
фонной записи?» (Б.) А теперь слушайте внимательно.
Когда предмет находится внутри чего-то, мы произно-
сим маленькое слово «В». .
Демонстрируется карточка со схемой предлога «В».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
/ , 'е
Упражнение «Во что завернём игрушку?»
Логопед: Посмотрите на стол и назовите, что вы видите? (Сал-
фетку, часы, книгу, полотенце, стакан, газету, пла-
ток.) У меня есть игрушка. Как вы думаете, во что из
этих предметов её можно завернуть? (В салфетку, в га-
зету, в платок, в полотенце.)
Какое маленькое слово вы называли? (В.)
Игра «Где был Буратино»
Логопед; Давайте посмотрим, кого же мы заворачивали? (Бу-
ратино.) Здравствуй Буратино! Как ты к нам попал? «Я
гулял по вашему детскому саду и много интересного уви-
дел. Вот угадайте, гдея был:
Там пляшут, поют, кружатся, кланяются. (Б музы-
кальном зале.)
Там, засучив рукава, намыливают руки, моют их
старательно, вытирают полотенцем. (Б ванной.)
Там маршируют, приседают, прыгают, строятся. (Б
физкультурном зале.) И т. д.
Молодцы ребята, угадали где побывал Буратино и
маленькое слово «В» называли правильно.
Дидактическая игра «Накрой стол для Буратино»
Догопед: Ребята, давайте угостим Буратино. Сначала краси-
во накроем стол. У нас есть салфетки, конфеты, хлеб,
масло, молоко, сахар. Составьте предложение о том,
куда мы положим эти предметы.
Конфеты кладём... (в конфетницу).
Салфетки кладём... (в салфетницу).
Хлеб кладём... (в хлебницу).
Масло кладём... (в маслёнку).
Молоко наливаем,.. (в молочник).
Сахар кладём... (в сахарницу).
.Вот стол и накрыт. Пожалуйста, Буратино, угощай-
ся! (Обыгрывание.)
Буратино очень понравилось ваше угощение! Скажем
ему: «До свидания!»
Индивидуальная работа
Детям раздаются предметные картинки, изображающие
животных.
Догопед; Посмотрите, кто нарисован на ваших картинках?
Подумайте, где это животное спит и составьте предло-
жение с маленьким словом «б».
3. Итог занятия
Занятие 6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРРДТТОГОН
«В» И «НА»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей различать предлоги «В» и «НА», пра-
вильно употреблять их с существительными в
предложном падеже.
2. Упражнять детей в составлении предложений с ма-
ленькими словами.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, карточки со схема-
ми предлогов по количеству детей, схемы, тетрадь
Незнайки, макет леса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед; Посмотрите на картинку и скажите, кто на чём иг-
рает. (Заяц на дудке, медведь на гармошке и т.д.)
Какое маленькое слово вы называли? (На.)
А теперь посмотрите на картинки и скажите, куда
идёт мальчик? (Б школу, в магазин, в цирк.) '
Какое маленькое слово вы говорили? (Б.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы с Вами будем учиться различать малень-
кие слова «Ё» и «НА». Найдите схемы маленьких слов
«В» и «НА». .
Упражнение «Подними нужную схему»
Детям раздаются карточки со схемами предлогов «НА» и «В».
Логопед; Я буду говорить предложение, а вы поднимите нуж-
ную схему. (Логопед читает, выделяя предлоги «В» ц
«НА» голосом.)
Яблоки лежат в корзине.
Птичка сидит в гнезде.
Кошка залезла на дерево.
Лягушка живёт в болоте.
Мама поставила кастрюлю на печку.
Упражнение «Тетрадь Незнайки»
Логопед: Незнайка опять плохую отметку получил. Что же
он написал неправильно? Слушайте внимательно!
Я люблю кататься... санках.
Незнайка пропустил маленькое слово «НА». Как нуж-
но было написать?
Я люблю кататься на санках.
Слушайте следующее предложение,
Лена пришла сегодня ... красивом платье. (В)
Собака сидит ... будке. (В)
Цветы растут ... полянке. (НА)
Работа с макетом леса
Логопед: Мы пришли с вами в лес. Посмотрите внимательно
на макет леса и составьте предложения с маленьким сло-
вом «НА».
На ветке гнездо. Бабочка села .на цветок.
А теперь составьте предложения с маленьким словом « В ».
Лиса спряталась в норе. В дупле — белочка.
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки.
Логопед: Составьте предложение по вашей картинке и выбе-
рите нужную схему маленького слова.
3. Итог занятия
ЗАНЯТИЕ 7. ПРЕДЛОГ «ЗА»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей правильно употреблять предлог «ЗА»
с существительными в творительном и винитель-
ном падежах.
2. Упражнять детей в составлении предложений с
предлогом «ЗА» по картинке.
3. Развивать фонематический слух.
ОБОРУДОВАНИЕ: фланелеграф, фигурки (дерево, пень, ку-
стик и звери), сюжетные картинки, кубик, персо-
нажи сказки «Репка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Выполнение инструкций логопеда. Повторение пройденного.
Дидактическое упражнение «Волшебный кубик»
Логопед: У меня на столе кубик, но он не простой, а волшеб-
ный — с заданиями. (Логопед читает задания детям.)
Лена, выйди и встань перед ребятами. (Девочка вы-
ходит.)
Логопед (переворачивает кубик и читает новое задание):
Петя, подойди и встань за Леной. Снова переворачива-
ет: Натата., встань за Петей. Оля, встань за Наташей.
Вот так кубик, всех ребят построил друг за другом!
А теперь расскажите, кто за кем стоит. Где стоит
Петя? (За Декой.) И т.д.
Правильно ли я скажу о Наташе?
Наташа стоит ... Петей. (Нет.)
Какое слово я не сказала? (За».) Я пропустиламалень-
кое, но очень важное слово «ЗА». Вез него вам непонят-
но, где стоит Наташа.
Как правильно надо сказать предложение? (Наташа
стоит за Петей.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы с Вами познакомимся с маленьким сло-
вом «ЗА».
Давайте разберёмся, когда нужно говорить малень-
кое слово «ЗА». .
Петя встал позади или впереди Лены? (Дети: «Позади»).
Значит за Леной. Поэтому маленькое слово «ЗА» го-
ворим тогда, когда предмет находится позади чего-то.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ЗА».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Посмотрите на карточку, здесь шарик находится
позади кубика. (~\
Мы скажем, что шарик за кубиком. Это, ребята, схема
маленького слова «ЗА».
Упражнение «Репка»
На фланелеграф выставляются персонажи сказки «Реп-
ка».
Логопед; Из какой сказки эти герои? (Репка.)
Правильно ли стоят они? (Нет.) Расскажите кто за
кем должен стоять, а Толя (слабый ребенок) будет вас
слушать и расставлять фигурки правильно.
Игра «Прятки» (на фланелеграфе — лес)
Логопед: Зверюшки решили поиграть с Вами в прятки. Они
спрячутся, а вы должны их найти и сказать, кто за чем
спрятался. . .
Закройте глаза. (Фигурки зверей прячутся так, чтобы
было видно, кто где спрятался.) Откройте глаза и скажите,
кто где спрятался? (Дети составляют предложения: «Ли-
сичка спряталась за деревом» и т. п.) Какое маленькое сло-
во нам помогло рассказать, куда спрятались звери? (За.)
Затем логопед может поменять зверюшек местами.
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает
детям составить по ним предложения с маленьким словом «ЗА».
3. Итог занятия
Занятие 8. ТТРРДТТОГ «к»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей с предлогом «К» и его схемой.
, 2. Учить детей правильно употреблять предлог «К» с
существительными в дательном падеже.
3. Обогащать словарный запас детей путём образования
существительных с помощью различных суффиксов.
4. Развивать воображение детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема, карточки со схемой предлога по
количеству детей, сюжетные картинки, фланелег-
раф, фигурки животных, бабочка на нитке, пред-
метная картинка с изображением сороки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед; Наши ушки внимательно слушают, наши глазки вни-
мательно смотрят, наши ручки не мешают, а помогают.
Толя, подойди к Юле. К кому подошёл Толя?
Вася, подойди к доске. К чему подошёл Вася?
Лена подойди ... столу.
Правильно ли я дала задание Лене или что-то пропус-
тила? Да, я не сказала маленького слова «К».
Как нужно было сказать? (Лена подойди к столу.)
К чему подошла Лена?
Сегодня мы будем учиться правильно говорить ма-
ленькое слово «К».
2. Основная часть занятия
Догоцед; Давайте выясним, когда мы говорим маленькое слово
«К». Слушайте внимательно. Когда кто-то к кому-то или
к чему-то движется, мы говорим маленькое слово «К».
Демонстрируется карточка со схемой предлога «К».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
Логопед: Посмотрите на карточку. Стрелка направлена к па-
лочке. ________
• •———> . ' . . ! •
Логопед! Это схема маленького слова «К».
Работа с фланелеграфом
По ходу рассказа логопед выставляет на фланелеграф фи-
гурки животных. .
Логопед: Играли как-то на полянке в лесу лисёнок, медвежо-
нок, волчонок, зайчонок и бельчонок/Вдруг послыша-
лось. Тра-та-та-тах! (2 раза).
Испугались малыши и побежали к своим мамам.
Лисёнок к лисице,
медвежонок к ... (дети называют)^
волчонок к ...,
зайчонок к ...,
бельчонок к ... .
Успокоили мамы своих малышей..И вдруг снова:
«Тра-та-та-тах!» «Кто это так страшно трещит?» — в
один голос спросили все. Смотрят, мотнулась к лесу пти-
ца. Сама чёрная, бока белые, хвост длинный и опять зат-
рещала; «Тра-та-тах!» — и скрылась из глаз.
Кто же это напугал малышей? (Логопед показывает
детям предметную картинку, изображающую сороку.)
Правильно,сорока.
А скажите, действительно ли страшна сорока? (Нет.)
Упражнение «Представлялки»
Логопед: Закройте глаза и представьте, что вы в лесу.
К чему можно подойти в лесу? (К дереву, пеньку и т.д.)
А в доме, во дворе?
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки.
Логопед: Выберите картинку, по которой можно составить
предложение с маленьким словом « К ».
3. Итог занятия
Занятие <) ПРРДТТОГ «ОТ»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога «ОТ» и
его схемой.
2. Упражнять в правильном употреблении предлога
«ОТ» с существительными вродительном падеже.
3. Учить детей составлять предложения по схеме и
предметным картинкам.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема, сюжетные и предметные картин-
ки, пластинка «Колобок», мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Повторение пройденного.
2. Основная часть занятия
Догопед; Сегодня мы пришли в переулок маленьких слов и по
дороге нам встретилась вот такая схема. Знакома она
вам? (Нет.)
Догопед,: Я подскажу. Эта схема обозначает маленькое слово
«ОТ». Посмотрите, стрелка идёт от палочки, как бы от-
скакивает от неё, как мячик. Стрелка отходит от палоч-
ки. Слышите маленькое слово? Назовите его. (От.)
А сейчас слушайте внимательно: маленькое слово «ОТ»
появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то.
Тренировочные упражнения
Догоцед: Скажите, от чего отскакивает мяч? (Бросает в сте-
ну.) От стены и т.д,. •
Составление предложений по сюжетным картинкам
Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается со-
ставить по ним предложения с маленьким словом «К».
Кто кого боится?
Логопед парами выставляет на доску предметные кар-
тинки: мышка — кошка, заяц — волк, червяк — птица, лиса
— охотник.
Догопед; Посмотрите на картинку и скажите, кто от кого убе-
гает. (Мышка убегает от кошки и т.д.)
Прослушивание песенки Колобка
Логоцед: Как вы думаете, кто это поёт? (Колобок.) Правиль-
но! Вспомните сказку. От кого убегает Колобок?
А от кого ему не удалось убежать? (От лисы.) Почему?
Игра «Я—Колобок, Колобок»
Логопед дает фигурку Колобка кому-то из детей, а сам
выставляет на доску фигурку героя сказки — Дедушку.
Тот у кого Колобок, поёт: «Я Колобок, Колобок, я от де-
душки ушёл» (передает Колобка следующему ребенку, а
логопед выставлят на доску фигурку Бабушки).
Следующий поёт; «Я Колобок, Колобок, я от Бабушки ушёл».
Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не пропо-
ют песенку.
Индивидуальная работа
Составление предложений по схеме и предметным кар-
тинкам.
Машина ———^ Дом
Машина отъехала от дома.
3. Итог занятия
^ . ^
Занятие Ю. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ
«от» и «к»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей различать предлоги «ОТ» и «К».
2. Упражнять детей в правильном употреблении пред-
логов с существительными в дательном и родитель-
ном падежах. . /
ОБОРУДОВАНИЕ: 2 птички, карточки со схемами предло-
гов по количеству детей, звёздочки, тетрадь Не-
знайки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дргопед: К нам прилетели птички, а в клювиках у них что-то
есть. Посмотрите, что это, ребята? (Схемы маленьких
слов.)
Что обозначает эта схема? (Маленькое слово «К».) А
это? (От.)
Птички принесли нам в своих клювиках схемы ма-
леньких слов «К» и «ОТ». -
2. Основная часть занятия
Логопед: Птички спрашивают, умеете ли вы различать эти
маленькие слова? На каждой схеме есть полоски и стрел-
ки. Чем же отличаются схемы? Да, на одной схеме стрел-
ка движется к палочке и обозначает маленькое слово
«К», а на другой стрелка движется от палочки и обозна-
чает маленькое слово «ОТ».
Игра «Хлопки»
Логопед: Если услышите маленькое слово «К» .хлопните один
раз, «ОТ»—два раза.
Упражнение «Скажи наоборот»
Логопед; Я говорю; «К двери», а вы: «От двери» (от стены_
к стене и т.д.).
Игра-соревнование «Кто больше»
Логопед делит детей на две группы.
Дргопед: Одной группе нужно придумать как можно больше
предложений с маленьким словом «К », а другой — с ма-
леньким словом «ОТ». За каждое составленное предло-
жение награда — звёздочка.
Упражнение «Исправьте ошибки Незнайки»
Логопед читает из тетради Незнайки предложения, а
дети исправляют их.
Логопед: Мама подошла от дерева. (К дереву.)
Петя отбежал к дому. (От дома.)
Заяц ускакал к лисе. (От лисы.)
Индивидуальная работа
Детям раздаются картинки. Дети составляют по ним пред-
ложения и выбирают нужную схему маленького слова.
3. Итог занятия
Занятии 1 л ПРЕДЛОГ «по»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить со значением предлога «ПО» и его
схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог «ПО»
с существительными в дательном падеже.
3. Развивать внимание, мышление и тактильные
ощущения у детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: разрезанные картинки, карточки со
схемой предлога по количеству детей, игрушки (легковая и
грузовая машинки, лодка, корабль,Вертолёт, самолёт, поезд,
мотоцикл, мяч), «волшебный мешочек».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед раздает детям разрезанные на части картинки.
Логопед: Кто правильно составит из частей картинку, полу-
чит такую же игрушку. •
Поднимите свои игрушки. Как одним словом можно
их назвать? (Транспорт.)
Игра «Путешествие»
Логопед: А сейчас мы попутешествуем.
Подойдите и встаньте вокруг меня. (На полу изобра-
жена железная дорога.) Ребята, что едет по железной
дороге? (Поезд.)
Ребенок, у которого в руках поезд, ставит его на рельсы.
Логопед; Вот поехал поезд. Ту-ту-у-у.
По чему едет поезд? (77о рельсам.)
Догопед! Путешествуем дальше. Встретилось нам море. Как
вы думаете, что плавает по морю? (Корабль, лодка.)
Дети, у которых в руках корабль и лодка, ставят их на море.
Логопед: Вот плывут корабль и лодка. По чему они плывут?.
(По морю.)
Логопед: Путешествуем дальше. Смотрите, что это? (Дорога.)
Что едет по дороге? (Мотоцикл, автомобили.)
Дети ставят соответствующие игрушки на дорогу.
По чему едут машины и мотоцикл? (По дороге.)
Логопед: Какие игрушки у вас остались? (Самолёт, верто-
лёт.) Покажите, как они летят. Где летят вертолёт и са-
молёт? (По небу.)
Логопед: Вот мы с вами и попутешествовали. А теперь сади-
тесь. Я вам расскажу про все игрушки, а вы потом мне
скажете, какое маленькое слово услышали.
Машины едут по дороге.
Корабли и лодки плавают по морю.
Самолёты и вертолёты летают по небу.
Поезда едут по железной дороге.
Какое маленькое слово вы услышали? (По.)
Логопед: Маленькое слово «ПО» мы говорим тогда, когда
предмет движется по поверхности. Положите руку на
стол. Где рука? (На столе.) А теперь двигайте её. По чему
движется рука? (Ло столу.)
Демонстрируется карточка со схемой, предлога «ПО».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
• ——^ - . .
Тренировочные упражнения
а) Игра «По чему катится мяч? » (По столу, по доске и т.д.).
б) Рассматривание сюжетных картинок и составление по
ним предложений с предлогом «ПО».
в) Упражнение «Волшебный мешочек».
Упражнение «Волшебный мешочек»
Детям предлагается наощупь угадать, что в мешке. Дети
ощупывают рукой предмет и отгадывают. Например, это
гусеница.
Логопед: Придумайте предложение про гусеницу с маленьким сло-
вом «Т10*, каждый своё. (Гусеница ползёт по траве и т. д.)
3. Итог занятия
КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО ТЕМЕ «ПРРЛ^ТОГИ»
ЦЕЛИ: 1.Уточнить понимание детьми предлогов: «НА»,
«ПОД», «В», «ЗА», «ОТ», «ПО», «ОКОЛО», «ПЕ-
РЕД», «К», «У».
2. Закрепить правильное употребление этих предло-
гов с существительными в разных падежах.
3. Закрепить умение детей составлять предложения
по схеме и картинке.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки, карточки со схемами предло-
гов по количеству детей, предметные и сюжетные
картинки, сюжетная картинка с изображением де-
рева с дуплом, кустика, снеговика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Игра «Прятки»
, Логопед заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты.
Логопед: Мне сказали, что у нас в группе поселились непро-
шенные гости.
Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет,
что кто-то спрятался в верхнем ящике стола. Кто пой-
дёт на поиски? Нашёл, Петя? Кто же там спрятался?
А кто спрятался за шкафом? Под кукольной крова-
тью? На столе? и т.д. Вот они — непрошенные гости.
Какие маленькие слова помогли нам найти их? (В,
НА, ЗА и т. д.) А если бы в предложениях следопыта не
было этих маленьких слов, нашли бы мы гостей? (Нет.)
Вот, ребята, какие это важные слова!
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня на занятии мы посмотрим, как вы научи-
лись правильно говоритьмаленькие слова.
Упражнение «Послушай н покажи»
Детям раздаются карточки со схемами предлогов.
Логопед; Я говорю предложение, а вы показываете схему того
•маленького слова, которое услышите.
Лена пошла в Детский сад. (Дети показывают схему
предлога «В») и т.д.
Игра «Заколдованный принц»
Логопед читает сказку, по ходу выставляя на доску фигурки.
Логопед; Было лето. Стояла страшная жара. Как-то ехал му-
жичок на лошадке, видит в лесу стоит Снеговик. Уди-
вился мужичок. Лето же. Снеговиков летом не бывает.
Спрашивает мужичок Снеговика: «Откуда ты взялся и
почему не растаял? » А Сяеговик и говорит: «Я не Снего-
вик^ Я — Принц. Меня злая колдунья заколдовала. Ска-
зала расколдует, если догадаюсь, куда она спрятала сне-
жинку. А я не могу отыскать, вот стою здесь и горюю».
Ребята, давайте поможем Снеговику, поищем сне-
жинку. Как вы думаете, куда её могла спрятать колду-
нъя7( На ёлку? В дупло? За Снеговика?)
Колдунья спрятала снежинку под шляпой у Снеговика.
Смотрите, Снеговик и снежинка исчезли, а стоит живой
Принц и улыбается: «Спасибо вам, ребята, спасли вы меня,
а то остался бы я на всю жизнь Снеговиком. Прощайте!»
Дидактическое упражнение «Вставь предлог»
Логопед: Подул сильный ветер и все маленькие слова из пред-
ложений улетели. Давайте вставим их.
Снег лежал ... крыше. (Дети называют всё предло-
жение с предлогом.)
Упражнение «Подбери схему» (индивидуальная работа)
У каждого на столе сюжетные картинки и карточки со
схемами предлогов.
Логопед: Посмотрите внимательно на картинку и составьте
предложения с маленькими словами. Подберите нуж-
ную схему.
3. Итог занятия
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ. Подготовительная группа
Тематический план
13. Тема: «Предлог «ИЗ».
14. Тема: «Предлог «С» («СО»)».
15. Тема: «Дифференциация предлогов «ИЗ» и «С».
16. Тема: «Предлог «НАД».
17. Тема: «Дифференциация предлогов «НАД» и «ПОД».
18. Тема; «Предлог «ИЗ-ПОД».
19. Тема: «Дифференциация предлогов «ИЗ-ПОД» и «ИЗ».
20. Тема: «Предлог «ИЗ-ЗА».
21. Тема: «Дифференциация предлогов «ИЗ-ЗА» и «ИЗ».
22. Тема: «Предлог «МЕЖДУ». '
23. Тема: «Предлог «ЧЕРЕЗ».
24. Итоговое контрольно-проверочное занятие.
Занятие 1^ ПРЕДЛОГ «ИЗ»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога «ИЗ» и
его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог «ИЗ»
с существительными в родительном падеже.
3. Развивать внимание, память, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные картинки, карточки со схемой
предлога по количеству детей, игрушки (лиса, мед-
ведь, белка, птичка, мяч), карандаши, конфеты в
вазе, загадки, ромашка с заданиями на каждом ле-
пестке, посылка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед выставляет на доску сюжетную картинку.
Логопед: Посмотрите на картинку.
Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле.) Где спит
медведь? (В берлоге.) Птичка? (В гнезде.) Лиса? (В норе.) Но
вот посмотрите! Что это? (Логопед выставляет на доску
сюжетную картинку, на которой изображён пожар.)
Это пожар! Зверюшки, скорее бегите к нам (убирает
сюжетную картинку. На столе появляются игрушки:
лиса, медведь, птичка, белка).
Посмотрите, ребята, все ли спаслись от пожара? (Да.)
Вспомните, где спали зверюшки и скажите, откуда
прибежал к нам медведь? (Из берлоги.) Лиса? (Из норы.)
И т.д. И все они прибежали к нам из леса, в котором слу-
чился пожар.
2. Основная часть занятия
Логопед; Какое маленькое слово помогло нам сказать, отку-
да прибежали обитатели леса? (Яз.)
Сегодня мы будем учиться правильно употреблять
предлог «ИЗ». Предлог —• это маленькое слово. Посмот-
рите, откуда я достала мяч? (Из стола.) Карандаш? (Из
стакана.) Конфету? (Из вазы.)
Вы все говорили маленькое слово - предлог «ИЗ».
А сейчас слушайте внимательно! Если предметы на-
ходятся внутри чего-то и оттуда движутся или их доста-
ют, мы говорим маленькое слово - предлог «ИЗ».
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ИЗ».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
©—» / ' '
Игра «Ответь на вопросы Незнайки»
Логопед: Незнайка прислал нам посылку, в которой много
интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы вам.
Слушайте внимательно. .
Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву? (Из
Москвы.) • .
Откуда вышла старушка, если она была в магазине?
(Из магазина.)
Откуда пришел мальчик, если он был в школе? (Из
школы.) .
Игра «Загадки Незнайки»
Логопед: Ещё Незнайка прислал загадки. Если вы их отгада-
ете, появится герой сказки.
, На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился ....
(Колобок)
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите имя её.
(Красная Шапочка) -
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей^
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор....
(Айболит)
У отца был мальчик странный—
Необычный, деревянный.
Всюду нос совал он длинный.
Кто же это? ... .
(Буратино)
Из каких сказок пришли эти герои? (Дети составля-
ют предложения с предлогом «ИЗ»)
Буратино пришёл из сказки «Золотой ключик» и т.д.
Игра «Ромашка» (индивидуальные задания)
Логопед: Незнайка прислал игру «Ромашка». Давайте поиг-
раем в нее.
На обратной стороне каждого лепестка «ромашки» на-
рисована предметная картинка. Ребенок отрывает лепес-
ток и составляет предложение со словом-названием этой
картинки и предлогом «ЗА». Например; предметная картин-
ка «карман»— «Я достал платок из. кармана».
3. Итог занятия
Занятие 14. Предлог «С» («СО»)
ЦЕЛИ:1. Закрепить правильное использование детьми пред-
логов «В», «НА», «ПОД», «ЗА» в речи.
2. Познакомить детей со значением предлога «С»
(«СО») и его схемой.
3. Учить детей правильно употреблять предлог «С»
(«СО») с существительными в родительном падеже.
4. Учить детей составлять предложения с предлогом
«С» только по двум предметным картинкам и схеме.
5. Развивать внимание, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемой предлога по количе-
ству детей, мяч, кубик, предметные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Игра «Молчанка»
Детям раздаются карточки со схемами предлогов.
Логопед: Я положу мяч/или на кубик, или под, или за кубик,
а вы должны молча показывать мне нужную схему.
Молодцы! Вы Хорошо запомнили эти предлоги.
2. Основная часть занятия
Логопед: Сегодня мы познакомимся ещё с одним предлогом.
Посмотрите, что я делаю? (Кладет мяч на кубик.)
А теперь ?(Берет мяч.) Откуда я взяла мяч? (С куби-
ка.) Какой предлог вы услышали? (С.)
Если предмет находится на поверхности и его оттуда
"берут или он сам оттуда движется, мы говорим предлог
«С» (или «СО»).
Посмотрите, мяч лежит на разных предметах. Я буду
брать мяч, а вы говорите, откуда я его взяла. (С табу-
ретки, с окна, со стола, с кубика.) Везде мы произно-
сим предлог «С».
Демонстрируется карточка со схемой предлога «С». Дети
рассматривают и запоминают изображение.
Упражнение «Подними схему»
Логопед: У каждого из вас на столе схема предлога «С». Под-
нимите ее тогда, когда услышите этот предлог.
Муха сидит на окне.
Птичка слетела с дерева. И т.д.
Упражнение «Ответь на вопрос»
Логопед читает предложения, задает к ним вопросы.
Дети отвечают полным предложением.
Логопед: Дети работали на поле. Откуда пришли дети? (Дети
пришли с поля.)
Снег лежал на крыше. Откуда сбросили снег?
Посуду поставили на стол. Откуда убрали посуду?
Составление предложений по двум предметным картинкам
и схеме предлога «С»
Логопед выставляет на доску предметные картинки и
карточки-схемы предлога «С».
подушка ^~|
'' -\ ' '
Щ—, . "———————— ' '
кастрюля ,\й/ . I
, цветок I—'^у |
тарелка ^~~1
Отдельно выставлены предметные картинки: кровать,
плита, стол, подоконник.
Логопед: Поставьте в ряд подходящие по смыслу картинки.
подушка ^~~1 .кровать
И по этим схемам составьте предложения с предлогом «С».
Индивидуальная работа
Логопед просит детей составить предложения с предлогом
«С» (без картинок).
3. Итог занятия
Занятие 15. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРУДТТОГОН
«ИЗ» И «С»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей понимать разницу значений предло-
гов «ИЗ» и «С».
2. Упражнять детей в правильном употреблении пред-
логов «ИЗ», «С» и окончаний существительных ро-
дительного падежа.
3. Развивать внимание, мышление, воображение.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемой предлога по количе-
ству детей, клубок ниток, сюжетные картинки, фи-
гурки девочки и мальчика, тетрадь Незнайки, кап-
сулы от шоколадных яиц типа «Киндер-сюрприз».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: Назовите предлоги, глядя на схемы. (Показывает
детям схемы.)
•• ————————————— . ——| /""'"\ , Щ1^————1 ———————
® ж] А с^1 &
2. Основная частьЗанятия
Логопед: Какой предлог, «С» или «ИЗ», нужно вставить в
предложение?
Мальчик вытащил платок ... кармана.
Сегодня мы будем учиться правильно употреблять эти
предлоги. Покажите схему предлога «С»; «ИЗ».
Нужно помнить, что предлог «С» мы называем тогда,
когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или
он оттуда движется). А предлог «ИЗ» говорим тогда, ког-
да предмет находится внутри чего-то и оттуда движется.
Упражнение «Волшебный клубок»
Логопед: Этот клубок волшебный. Он может появляться из
разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со сто-
ла, из-за стола, с полки, из кружки, с пола.) Откуда я
доставала клубок?
Игра «Подарки ребятам»
Логопед: К нам в гости пришли Петя и Таня. Они принесли
много картинок. Рассмотрите их внимательно и пода-
рите Пете только те картинки, про которые можно со-
ставить предложение с предлогом «С», а Тане — с пред-
логом «ИЗ».
Упражнение «Помоги Незнайке»
Логопед: Незнайка не смог закончить предложения, помоги-
те ему. / '
Мальчик спрыгнул (откуда?) ... с дерева.
Девочка вылила воду'(откуда?) ... из ведра.
Папа взял книги (откуда?) ... со стола.
Индивидуальная работа
Логопед; Откройте капсулы от шоколадных яиц. В них вы
найдете схемы предлогов. Придумайте с ними предло-
жения.
3. Итог занятия
Занятие 16. ПРРДДОГ «НАД»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога «НАД»
и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог « НАД »
с существительными в творительном падеже.
3. Учить детей выделять предлог «НАД» и оконча-
ния существительных творительного падежа.
4. Учить составлять схему предложения.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемой предлога по количеству
детей, сюжетные картинки; игрушка: бумажный са-
молётик; домики для составления схем предложений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед показывает схемы предлогов, а дети составляют с
ними предложения.
2. Основная часть занятия
Логопед: Что вы видите над нами? (Потолок, люстру.) А на
улице что увидим, если поднимем голову вверх? (Небо,
облака, солнце.) ^
Небо, облака, потолок, люстра — это всё находится
вверху, над нами.
А теперь слушайте внимательно. Предлог «НАД» мы
говорим тогда, когда предмет находится выше другого
предмета и не соприкасается с ним.
Демонстрируется карточка со схемой предлога «НАД».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
• ' ! ' '——' : '
Логопед: Посмотрите на схему предлога «НАД». Здесь шарик
находится над кубиком. Запомните эту схему.
Игра «Самолёт»
а) Логопед: послушайте стишок и скажите, над чем поле-
тят ребята на самолёте?
Самолёт построим сами,
Понесёмся код лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Над чем полетят ребята? (Над лесами.)
Давайте попробуем выучить этот стишок.
б) Логопед (показывает детям самолет); Ой, вот и к нам
залетел бумажный самолётик. Посмотрите над чем он
летит? (Над столом, над^доскои, над поломи т.д.)
Работа с сюжетными картинками и составление схемы пред-
ложения
Логопед: Рассмотрите картинку. Составьте предложение с
предлогом «НАД».
Над кроватью висит картина.
Отхлопаем количество слов в предложении. Не забы-
вайте, что «НАД» это тоже слово!
Сколько получилось слов в предложении? Четыре.
Какое первое слово? Второе? Третье? Четвёртое? По-
смотрите, я составлю схему этого предложения. Каж-
дое слово я обозначу большим домиком. Предлог — это
маленький домик. /
А АЛ
Логопед ставит домики в ряд и одновременно проговари-
вает слова.
Логопед: А теперь посмотрите, что я делаю? (Меняет места-
ми домики.)
А А ^ А
ПП6П
Измените порядок слов в предложении, глядяна схему.
Картина висит над кроватью
Логопед проводит ту же работу с другими сюжетными
картинками.
Индивидуальная работа
Детям раздаются сюжетные картинки.
Каждый по своей картинке составляет предложение с пред-
логом «НАД», затем составляет схему этого предложения.
3. Итог занятия
Занятие 17. ДИФФЕРЕНПИАТТИЯ ПРРДДОГОВ
«НАД» И «ПОД»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей различать предлоги «НАД» и «ПОД», пра-
вильно употреблять их с существительными в твори-
тельном падеже; внимательно рассматривать картин-
ки и сравнивать изображения; составлять схемы пред-
ложений; ориентироваться на листе бумаги.
2. Развивать воображение.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемами предлогов по коли-
честву детей. Сюжетные картинки, тетрадь Незнай-
ки, листы бумаги, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед выставляет на доску картинки с изображения-
ми картины и цветка. Детям раздаются карточки со схе-
мами предлогов «НАД» и «ПОД». ,
Логопед: Рассмотрите картинки. Что общего между ними? (На
одной картине на стене висят картина и цветок и на
другой.) А чем они отличаются? (На одной картинке цве-
ток висит над картиной, а на другой цветок висит под
картиной.) Какие предлоги вы услышали? (Над, под.)
Дети, покажите схемы предлогов «НАД», «ПОД».
Молодцы!
2. Основная часть занятия
Логопед выставляет схемы предлогов на доске.
Упражнение «Составь предложение»
а) Логопед: найди картинку, про которую можно составить
предложение с предлогом «НАД».
Бабочка летит над озером.
Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении,
не забывайте о предлоге «НАД» (Четыре с лова.)
Составим схему этого предложения.
(Логопед выставляет домики, а дети проговарива-
ют каждое слово.) Назовите первое слово. Второе, тре-
тье, четвёртое.
б) та же работа с предлогом «ПОД».
Упражнение «Тетрадь Незнайки»
Логопед: Помогите Незнайке вставить предлоги в предложения.
Лампа висит ... столом. (Над.)
Ботинки стоят ... кроватью. (Под.) И т. д.
Игра «Поймай слово»
Логопед: Я называю вам предлог, а вы с ним составляете пред-
ложение.
Рисование с последующим составлением предложения (ин-
дивидуально)
Логопед раздает детям листы бумаги и фломастеры.
Логопед: Нарисуйте квадрат в центре листа. Теперь нарисуй-
те кружок над квадратом. Где находится круг? Квадрат?
(Обращается к детям, сидящим на первом ряду).
Подрисуйте что-нибудь к кружку, чтобы получился ка-
кой-нибудь предмет и составьте про этот предмет пред-
ложение с предлогом «НАД».
(Обращается к детям, сидящим на втором ряду). До-
рисуйте что-нибудь к квадрату, чтобы получился какой-
нибудь предмет и составьте предложение с предлогом
«ПОД».
3. Итог занятия
Занятие 1Я. ПРРДТТОГ «м^-ттпд^
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога «ИЗ-
ПОД» и его схемой.
2. Упражнять в правильном употреблении предлога « ИЗ-
ПОД » с существительными в родительном падеже.
3. Учить детей составлять предложение по схеме.
4. Развивать внимание, воображение, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные и сюжетные картинки, кар-
точки со схемой предлога по количеству детей,
миска, доска, тетрадь, поднос, веник, мяч, доми-.
ки-схемы, тетрадь Незнайки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед предлагает детям послушать предложения и на-
звать услышанные предлоги.
Догодед! Галка села на забор.
Кот забрался на кровать.
Петя вернулся из школы:
. Лена подошла к окну.
Ворона слетела с ветки.
Догопед; Сегодня на занятии вы познакомитесь с ещё одним
предлогом, а с каким — скоро узнаете.
2. Основная часть занятия
Лргоцед; У меня на столе лежат два предмета. Назовите их.
(Доска и миска.)
Где лежит доска? (Под миской.)
Посмотрите, что я делаю? (Вытаскивает доску.)
Откуда я вытащила доску.? (Из-под миски.) Правиль-
но, я вытащила доску из-под миски. Какой предлог вы
услышали? (ИЗ-ПОД.)
Сегодня мы будем учиться правильно говорить пред-
лог «ИЗ-ПОД». Слушайте внимательно, когда его нуж-
но говорить. Если предмет находится под чем-нибудь и
его оттуда достали или он сам оттуда движется, нужно
говорить предлог «ИЗ-ПОД». Например: «Из-под забо-
ра выглянул щенок».
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ИЗ-
ПОД». Дети рассматривают и запоминают изображение.
-^.1/ '
Тренировочные упражнения
Логопед! Подойди к столу, посмотри, под чем лежит тетрадь?
(Под книгой.) Достань тетрадь. Скажи, откуда ты дос-
тал тетрадь? (Из-под книги.)
Ребята, составьте про Петю предложение. Что он сде-
лал? (Петя достал тетрадь из-под книги.) . '
А теперь я попрошу Петю что-то достать, а вы внима-
тельно посмотрите, что он сделает, и составите предло-
жение с предлогом «ИЗ-ПОД». (Логопед шепчет ребен-
ку задание на ушко.)
Петя достал веник из-под стола.
Петя достал мяч из-под стула. И т.д.
Работа с картинками
Логопед выставляет на доску сюжетные картинки и на-
поминает, что предлог «ИЗ-ПОД» появляется тогда, когда
предмет находится под чем-то и уттуда движется.
Логопед: Посмотрите на картинку и придумайте такое пред-
ложение по этой картинке, чтобы в нём был предлог «ИЗ-
ПОД». (Выставляет на доску сюжетную картинку
«Заяц под грибом».} Где находится заяц? (Под грибом.)
Откуда заяц выскочил?
Заяц выскочил из-под гриба.
Из какой сказки этот сюжет? («Под грибом» Сутеева.)
Та же работа проделывается с другими сюжетными кар-
тинками.
Составление схемы предложения
Логопед: Теперь составим схему последнего предложения.
Ребёнок выходит и выставляет домики, проговаривая одно-
временно слова в предложении «Черепаха вылезла из-под кресла».
йбйЙ
Логопед: Д теперь посмотрите, что я сделаю. Предлог «ИЗ-
ПОД» я поставлю в начало предложения. Слова в пред-
ложении поменялись местами. Скажите предложение
по-новому.
/\ /\ /\
/\ ' ——'
Из-под кресла вылезла черепаха.
Лргопед: Я добавлю ещё одно слово. (Ставит пятый домик.)
Логопед: Придумайте, какая черепаха вылезла из под крес
ла? (Из-под кресла вылезла коричневая черепаха.)
Упражнение «Ошибки Незнайки»
Логопед: Щенок вылез из скамейки. (Дети исправляют: «Из
под скамейки»)
А Катюша, как смогла, вылезла из стола. (Из-па
стола.)
Индивидуальная работа
Детям раздаются картинки и карточки со схемой пред
лога «ИЗ-ПОД».
Логопед: Составьте предложение по двум предметным кар
тинкам и схеме.
Щ81101^ _®'__| . ^Р^ать^
""—'"'' ' , ' .
, Щенок вылез из-под кровати.
3. Итог занятия
Занятие 19. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРРДТТОГОВ
«ИЗ-ПОД» И «ИЗ»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей различать предлоги «ИЗ-ПОД», /«ИЗ»
правильно употреблять их с существительными ]
родительном падеже.
2. Продолжать учить детей анализировать предложе
ние и составлять его схему.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемами предлогов по коли
честву детей, чалма для волшебника, платки, ею
жетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Догопед! К нам в гости пришёл Фокусник.
ФОКУСНИК: Здравствуйте ребята! Хотите, я Вам сейчас фокус
покажу? Смотрите на доске ничего нет. Раз, два, три
(взмахивает руками) — смотри! (на доске появляются
схемы).
Ой, что это? (Дети говорят, что это схемы предло-
гов «ИЗ-ПОД» и «ИЗ»)
А я не знаю, когда их нужно говорить.
Логопед: А мы тебя научим. Правда, ребята?
Скажите Фокуснику, когда мы говорим предлог «ИЗ-
ПОД». (Предлог «ИЗ-ПОД» мы говорим тогда, когда
предмет находится под чем-то и оттуда движется.)
А когда нужно говорить предлог «ИЗ»? (Когда пред-
мет находится внутри чего-то и движется оттуда.)
Фркусник: Понятно. Тогда поиграем в игру. Я называю вам
предлог, а вы поднимаете схему «ИЗ» или «ИЗ-ПОД».
Упражнение «Фокусы»
ФОКУСНИК; Раз, два, три — смотри! (Вытаскивает из карма-
на платок.) Откуда я вытащил платок? (Из кармана.)
Раз, два, три—смотри! (Из коробки.) и т.д.
Упражнение «Ошибки Фокусника»
Фокусник: Ну, а теперь послушайте, как я буду говорить пред-
логи в предложениях. Поправьте меня, если услышите.
что я говорю неправильно:
Лена вышла из-под магазина. (Из. — Дети исправля-
ют ошибки.)
П'тичка вылетела из-под гнезда. (Из.)
Мама достала тапочки из кровати. (Из-под.)
Я всё понял. Теперь скажу правильно. Папа приехал
из Москвы.
Логопед: Молодцы, ребята, вы научили Фокусника правиль-
но говорить предлоги «ИЗ-ПОД» и «ИЗ».
Фокусник; До свидания, ребята, мне пора. Спасибо вам!
Составление предложений
Логопед выставляет на доску сюжетные картинки.
Логопед: Внимательно рассмотрите картинки. Найдите, про кого
или про что мы можем составить предложение с предлога-
ми «ИЗ» и «ИЗ-ПОД». (Дети составляют предложения и
проводят их анализ с последующим составлением схем.)
Индивидуальная работа
Логопед предлагает детям, сидящим на первом ряду, со-
ставить предложения с предлогом «ИЗ», а сидящим на
втором ряду — с предлогом «ИЗ-ПОД».
3. Итог занятия
Занятие 20 ПРРДДОГ «ИЗ-ЗА»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога «ИЗ-ЗА»
и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог «ИЗ-
ЗА» с существительными в родительном падеже.
3. Развивать внимание, мышление, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: машинка, домик, карточки со схемой
предлога по количеству детей, кукушка, схемы
предложения, сюжетные картинки. •
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
•Логрцед: Петя, спрячь машинку за домик. Где машинка? (За
домиком.) Вывези оттуда машинку. Откуда выезжает
машинка? (Из-за дома.)
Какой предлог вы услышали? (Из-за.)
А теперь слушайте внимательно! Предлог «ИЗ-ЗА»
мы говорим тогда, предмет был позади другого предме-
та и начал двигаться оттуда.
2. Основная часть занятия
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ИЗ-ЗА».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
Догоцед; Посмотрите на схему. Шарик как бы выглядывает
из-за кубика, видна только его часть. А стрелка показы-
вает, что мячик движется из-за кубика.
Упражнение «Прятки»
Лргрпед: К нам прилетела Кукушка и хочет поиграть в прят-
ки. Она будет прятаться и выглядывать, а вы должны
сказать, откуда она выглядывает. (Кукушка прячется
за домик, выглядывает и произносит: «Ку-ку».А дети
говорят: «Из-за домика, из-за стола и т.д.»)
Дидактическое упражнение «Узнай домашних животных»
Логопед! Домашние животные услышали, как вы играете с Ку-
кушкой в прятки и тоже захотели с вами поиграть. Они
спрятались за забор, а вы постарайтесь их у знать. Кого
видно из-за забора? (Лошадку, поросёнка, щенка и т.д.)
Составление предложений с предлогом по схеме
Дргрпед; Составьте предложение про щенка с предлогом^ «ИЗ-
ЗА». (Щенок выглядывает из-за забора.)
Логопед: Составьте схему этого предложения.
Л У\ /\
/\ —"'
Логопед переставляет предлог в начало предложения.
У\ /\ /\
Логрцед: Кто сможет это предложение сказать по другому?
Из-за забора выглядывает щенок.
Логопед добавляет еще один домик-слово.
ййбйв
Логопед: Скажите, какой щенок выглядывает из-за забора?
Из-за забора выглядывает лохматый щенок.
Аналогичная работа проводится с другими словами.
Заучивание стишка
Логопед: Из-за леса. из-за гор.
Едет дедушка Егор.
, Откуда едет дедушка Егор? (Из-за леса, из-за гор.)
Давайте выучим этот стишок, чтобы вы лучше за-
помнили, когда правильно говорить предлог «ИЗ-ЗА».
Индивидуальная работа
На доске — схема предложения. У каждого на столе сю-
жетная картинка.
Логопед: Дети, рассмотрите внимательно картинки и составь-
те предложение с предлогом «ИЗ-ЗА» по схеме, которая
дана на доске.
3. Итог занятия
Занятие 21. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ
«ИЗ-ЗА» И «ИЗ»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей различать предлоги «ИЗ-ЗА» и «ИЗ» и
правильно их употреблять.
2. Продолжать учить детей составлять предложения
по двум предметным картинкам и схеме, проводить
полный его анализ.
ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетные и предметные картинки, кар-
точки со схемами предлогов по количеству детей,
4)игурка Откудайки, звёздочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед показывает сюжетные картинки, а дети по ним
называют только предлоги. .
2. Основная часть занятия
Логопед: Расскажите, когда мы говорим предлог «ИЗ». (Ког-
да предмет был внутри, а потом оттуда движется.)
А когда говорим предлог « ИЗ-ЗА» ? (Когда предмет был
позади другого предмета и оттуда движется.)
Дидактическая игра «Вопросы Откудаики»
Логопед: К нам пришёл, в гости вот такой человечек. Зовут
/ его Откудайка. Он всех всегда спрашивает: «Откуда?».
Вот и прозвали его Отку дайкой.
Послушайте внимательно вопросы Откудаики и по-
старайтесь правильно на них ответить, вставив предлог
«ИЗ» или «ИЗ-ЗА»:
Дети были в школе. Откуда они придут? (Из школы.}
Мальчик зашёл за дом. Откуда выйдет мальчик? (Из-
\ за дома.)
Письмо было в ящике. Откуда его достали? (Из ящика.)
Солнце зашло за тучи. Откуда оно выглянет? (Из-за
туч.) ^ •
Составление предложений по двум предметным картинкам
и схемам предлогов «ИЗ», «ИЗ-ЗА»
Логопед: Посмотрите внимательно на картинки. Что на них
изображено? Назовите предлог, изображенный на схе-
ме. Составьте предложение по этим предметным картин-
кам и схеме предлога. ^
Девочка " ——^ дом
Девочка вышла из дома.
Дети с помощью логопеда проводят полный анализ предло-
жения и составляют его схему.
Логопед: Посмотрите, я поменяла предлог. (Заменяет схему.)
Девочка .. ' ^ ДО1^
Девочка вышла из-за дома.
Затем логопед заменяет картинки на следующие и прово-
дит аналогичную работу.
Дидактическая игра «Кто больше»
Логопед: Кто больше составит предложений с предлогами
«ИЗ-ЗА» и «ИЗ».
3. Итог занятия
Занятие 22. ПРЕДЛОГ «МРЖТТУ»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога «МЕЖ-
ДУ» и его схемой.
2. Упражнять детей в правильном употреблении пред-
лога «МЕЖДУ» с существительными в творитель-
ном падеже.
3. Развивать внимание,мышление, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемой предлога по количе-
ству детей, фломастеры, кукла, игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед раздает детям карточки с заданиями.
^60
Догодед! Где нарисована ёлка на листе? (Слева.)
Мячик? (Справа.) Домик? (Посредине.)
Послушайте внимательно, как я скажу по-другому.
Где нарисован домик? Домик нарисован между ёлоч-
кой и мячом. Повторите, где нарисован домик?
Слушайте следующее задание.
Нарисуйте между ёлкой и домиком крестик. Скажи- -
те, где вы поставили крестик? А теперь поставьте меж-
ду домиком и мячом точку. Где вы поставили точку?
Какой предлог помог вамсказать, где вы поставили
точку, крестик? (Между.)
2. Основная часть занятия
Демонстрируется карточка со схемой предлога «МЕЖ-
ДУ». Дети рассматривают и запоминают изображение.
По СП
Логопед: Предлог «МЕЖДУ» мы говорим тогда, когда и спра-
ва и слева от предмета есть ещё какие-то предметы. По- ~
• смотрите на крестик. Слева — ёлка, справа — дом, а
крестик между ними, посередине.
Посмотрите на схему предлога «МЕЖДУ». Здесь ша-
рик находится между кубиками.
Упражнение «Что изменилось?»
На столе стоят две игрушки (машинка и пирамидка). Ло-
гопед предлагает детям запомнить их и закрыть глаза. В это
время он добавляет третью игрушку (матрёшку) между ма-
шиной и пирамидкой.
Логопед: Откройте глаза. Что изменилось? (Дети говорят.)
Закройте глаза еще раз! (Снова меняет игрушки мес-
тами.) Где теперь стоит машина? И т.д.
Упражнение «Вспомни сказку «Репка»
Логопед: Назовите, кто за кем тянул репку.
А теперь скажите, между кем стояла Бабка? Внуч-
ка? Жучка?
А можно про Мышку сказать, что она стояла между
кем-то? Почему? Потому, что с одной стороны была
Кошка, а с другой никого не было.
Не забывайте, что предлог «МЕЖДУ» мы говорим
тогда, когда с двух сторон от предмета что-то или кто-то
есть.
Порядок чисел
Логопед: Посчитайте до десяти. (Два-три раза)
Вспомнили счёт?. А теперь слушайте внимательно
вопрос.
Между какими числами стоит число 7? 5? 2? И т.д.
Индивидуальная работа
Логопед предлагает каждому ребенку взять по три игруш-
ки, расставить их на столе в ряд и составить предложения с
предлогом «МЕЖДУ».
3. Итог занятия
Занятие 2^- ТТРРДДОГ «ЧЕРЕЗ»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей со значением предлога «ЧЕРЕЗ»
и его схемой.
2. Учить детей правильно употреблять предлог «ЧЕ-
РЕЗ» с существительными в винительном падеже.
3. Развивать воображение. .
ОБОРУДОВАНИЕ: скакалка, карточки со схемой предлога
по количеству детей, сюжетные картинки, зайка-
бибабо.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед вызывает к себе девочку и тихо говорит ей, что-
бы она начала прыгать через скакалку.
Логопед: Что делает Таня? (Дети: «Прыгает на скакалке»).
Правильно ли вы сказали? Предлог «НА» говорим тог-
да, когда предмет находится на поверхности. Значит Таня
должна положить скакалку на пол, сама встать на неё и
прыгать на ней. Так ли делает Таня? (Нет.)
А теперь внимательно послушайте, как правильно
нужно сказать.
Таня прыгает через скакалку.
Какое слово вы услышали? (Через.)
2. Основная часть занятия
Логопед: Предлог «ЧЕРЕЗ» мы говорим тогда, когда кто-то
или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает
через какой-то предмет.
Демонстрируется карточка со схемой предлога « ЧЕРЕЗ».
Дети рассматривают и запоминают изображение.
^
Логопед: Посмотрите на схему предлога «ЧЕРЕЗ». Стрелоч-
ка как бы перепрыгнула через кубик.
Упражнение «Зайка-попрыгайка»
Логопед: К нам кто-то собрался в гости. Он просит отгадать
загадку. Если вы отгадаете ее, гость придёт к нам.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —-
Уши больше головы? .
(Заика)
Логопед показывает игрушку и обыгрывает ее действия
(«прыгает» через кубик, через стол, через стул и т.д.). Дети
называют, через что прыгал зайка.
Составление предложений по представлению. Составление
схем предложений
Логопед: А через что может скакать зайка в лесу? Составьте
предложения. Зайка скачет через пенёк.
Логопед просит кого-нибудь выйти к доске и составить
схему этого предложения. ' ,
бб © б
Логопед: А теперь сделаем это предложение длиннее.
Серенький Зайка скачет через пенёк.
Подходит теперь наша схема к этому предложению?
(Нет.)
Что нужно сделать? (Вставить ещё одно слово-домик.)
А А А ^ А
ПППОП
Логопед: Кто ещё придумает предложение про Зайку с пред-
логом «ЧЕРЕЗ ^ 7 (Работа проводится аналогично.)
Индивидуальная работа
Детям раздаются карточки со схемой предлога «ЧЕРЕЗ»
и сюжетные картинки.
Логопед: Составьте предложения по картинкам и схемам.
3. Итог занятия
Дидактическая игра «Выбери картинку»
Логопед выставляет на доску пять сюжетных картинок и
карточки со схемами предлогов. Детям нужно выбрать ту
картинку, по которой можно составить предложение с пред-
логом «НАД»; «ИЗ-ПОД»; «ИЗ-ЗА»; «ИЗ»; «С» и т.д.
Дети делают выбор и составляют предложение.
Затем составляют схему предложения.
Индивидуальная работа
На столе лежат перевернутые карточки со схемами пред-
логов. Дети поочередно подходят, выбираютсебе карточку и
называют предлог. Затем идут на свое место придумывать
предложение и составлять его схему.
3. Итог занятия
Список использованной литературы
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Боро-
дич. —М., 1981.
2. Городилова В.И. Чтение и письмо /В.И. Городилова, М.З.
Кудрявцева.—М., 1995.
3. Дошкольное воспитание. — 1996. — № 2, 3, 5, 9.
4. Дошкольное воспитание.—1997.—№ 1.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников /
Л.Н. Ефименкова.—М., 1985.
6. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дош-
кольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филиче-
ва.—Екатеринбург, 1998.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.
Сохина. — М., 1970.
8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Тка-
ченко. — СПб., 1997.
Содержание
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Занятие 1. Вводное ......................................... 3
Занятие 2. Предлог «НА» ................................. 4
Занятие 3. Предлог «ПОД» .......................................
Занятие 4. Дифференциация предлогов «НА» и «ПОД» ............... 7
Занятие 5. Предлог «В ........................................................... 9
Занятие 6. Дифференциация предлогов «В», «НА» ................... 11
Занятие 7. Предлог «ЗА» ...................................................... 13
Занятие 8. Предлог «К» ...................................................... 15
Занятие 9. Предлог « ОТ » ...................................................... 17
Занятие 10. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» ................ 18
Закя/тше .Ц. Предлог «ПО» .................................................... 20
Занятие 12. Итоговое контрольно-проверочное ....................... 22
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Занятие 13. Предлог «ИЗ» .................................................... 24
Занятие 14. Предлог «С» («СО») ............................................27
Занятие 15. Дифференциация предлогов «ИЗ» и «С» ................ 29
Занятие 16. Предлог «НАД» ................................................. 30
За нятие 17. Дифференциация предлогов «НАД» и ПОД» ........... 33
Занятие 18. Предлог «ИЗ-ПОД» ............................................ 34
Занятие 19. Дифференциация предлогов «ИЗ-ПОД» и «ИЗ» ...... 37
Занятие 20. Предлог «ИЗ-ЗА» ............................................... 39
Занятие 21. Дифференциация предлогов «ИЗ-ЗА» и «ИЗ» ......... 41
Занятие 22. Предлог «МЕЖДУ» ............................................ 43
Занятие 23. Предлог «ЧЕРЕЗ» .............................................. 45
Занятие 24. Итоговое контрольно-проверочное ........................ 47
Список использованной литературы........................................................... 48
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка с использование ЭОР по теме: "Употребление предлогов в речи"
План-конспект урока русского языка с использованием ЭОР по теме: "Употребление предлогов в речи" 7 класс...
Конспект урока русского языка "Употребление предлогов в речи"
Презентация и конспект урока в 7 классе...
Логопедическая работа над правильным употреблением предлогов
Статья содержит задания и упражнения, которые направлены на понимание детьми значений предлогов и обучению правильному употреблению предлогов в речи....
Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...
Урок по теме "Употребление предлогов в речи"
Урок русского языка в 7 классе. Обобщающий урок, где рассматривается употребление предлогов в речи, отрабатывается умение различать производные предлоги и самостоятельные части речи. В процессе заняти...
Урок Культуры речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц
Урок направлен не только на умение правильно употреблять в своей речи предлоги, союзы и частицы, но и на развитие в обучающихся умения ставить перед собой цель, определять средства её достижения...