Конспект урока русского языка "Употребление предлогов в речи"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Стёпина Татьяна Юрьевна

Презентация и конспект урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_predlogovfgos.docx35.39 КБ
Office presentation icon upotreblenie_predlogov_v_rechi.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Употребление предлогов». 7 класс.

Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС.

Цели урока: показать сферу употребления предлогов в речи;

совершенствовать речевую компетентность учеников;

развивать навыки орфографической зоркости;

расширять лексический запас учащихся;

развивать навыки работы с компьютером.

Методические приёмы: лингвистический разбор, словарная работа, беседа по вопросам, работа по предупреждению речевых ошибок, конструирование предложений, работа с компьютером, выполнение упражнений.

Оборудование: учебники, тетради, таблички со словами, мультимедиа, компьютер

Урок позволяет решить следующие задачи:

1) совершенствовать умения употреблять предлоги в составе словосочетаний;

2) формировать умения и навыки редактирования текста;

3) развивать творческие способности детей.

В течение урока уч-ся предстоит составить кластер, обобщающий их знания о предлогах, сконструировать словосочетания- причастные обороты, позволяющие попутно повторить постановку знаков препинания при причастном обороте, предстоит поработать индивидуально в карточках с заданиями разного уровня.

Дети выполнят и творческое задание - написание текста с предложенными предлогами. В итоге уч-ся должны будут сделать вывод о том, какова роль предлогов в речи? Существуют ли правила употребления предлогов? Какие?

Межпредметные связи: обществознание, литература.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Слайды 3,4

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

Запись числа, темы.

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Позвольте всех поздравить с началом  Олимпийских игр! Пожелать здоровья, удачи, успехов нашим спортсменам  и вам во всех ваших делах и оптимизма!!! Последнее нам очень пригодится на уроке! Улыбнёмся друг другу и начнём!

Открыли тетради, записали число, классная работа и тему нашего урока «Употребление предлогов».

Вопрос: «Что такое предлог?»

Подготовка класса к работе.

Ответ на вопрос: что такое предлог?

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Слайд 5.

Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков.

- Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?

- Какова функция предлогов?

-На какие группы делятся предлоги?

- В чем особенность правописания предлогов?

Найдите лишнее словосочетание:

а) навстречу ветру, на встречу выпускников училища, навстречу колонне автомашин;
б) благодаря таланту, благодаря экскурсовода, благодаря трудолюбию;
в) вблизи берега, мимо дома, идти мимо.

Дают ответы на поставленные вопросы.

Исследуют словосочетания и определяют, какой частью речи являются слова «благодаря», называют морфологические признаки, «навстречу», «мимо», «вблизи»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

Активирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию

- Прочитайте название параграфа и ключевые слова.

- Рассмотрите материал в рамках.

- Сформулируйте, какие проблемы будут рассматриваться на уроке?

Самостоятельно знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и формулируют проблемный вопрос урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

4. Построение проекта - выхода из затруднения

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, используя приём планирования и приём составления алгоритма:

Взаимовыручка.

К вам в гости пришёл родственник. Ваш брат сделал замечания в его адрес, чтобы он отряхнул ноги от снега,  вовремя оплатил за квартиру. А тот в ответ сказал, что только что приехал с Крыма, где лежал на береге моря.

          Почему их речь показалась Вам неправильной?

Задание: Поскорее исправьте ошибки в речи ваших родственников. Вы выручите их, так как научите правильно употреблять предлоги в речи.

Слайд № 7.Проверь себя:

  • Отряхни снег с ног.
  • Замечание по его адресу.
  • Оплачивать квартиру.
  • Лежать на берегу.
  • Я приехал из Крыма.  (так как ИЗ – В; С – НА).

. Ваш брат решил попробовать себя в качестве  писателя. Свой первый  рассказ он показал Вам. Исправьте в нём ошибки. Запишите правильный вариант в тетрадь. Определите части речи слов, в которых допущены ошибки.  Предлоги выделите.

 

    Одна кошка в первые по  шла поулице. Про йдя немного, она за  метила дом и    за  глянула вокно, вкотором только что   загорелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерых детей. Кошка стала наблюдать задетьми.

Расскажите: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно.

-Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний, поставьте зависимое слово в правильной форме.

- Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний?

- Можно ли назвать главные слова сравниваемых словосочетаний синонимами?

- В чём отличие зависимых слов в словосочетаниях?

- Какой тип синтаксической связи представлен во всех словосочетаниях?

Словосочетания 2 группы:

Идти (школу) – прийти (школы)

Поехать (Крым) – приехать (Крыма)

Пойти (рынок) – прийти (рынка)

Войти (автобус) – выйти (автобуса)

Иду (концерт, театр) – возвращаюсь (концерта, театра)

Еду (Москву)- возвращаюсь (Москвы)

- -Внимательно ознакомьтесь с парами словосочетаний.

- Определите, какой частью речи является главное слово в каждом из словосочетаний?

- Постройте словосочетания, запишите их.

- Какое значение передают предлоги в словосочетаниях?

- Сделайте общий вывод.

- На основании полученных выводов постройте алгоритм действий. (Приём составления алгоритма)

- Доводилось ли вам слышать эти словосочетания с неправильным употреблением предлога?

- Как можно оценить эти отступления от норм правильной речи?

Проводят исследование по плану, формулируют и записывают выводы.

На основании полученных выводов строят алгоритм действий по правильному употреблению предлогов в речи.

Пример алгоритма:

  1. Определить вид связи в словосочетании.
  2. Если управление, то

- определяем значение главного слова;

- падежную форму зависимого слова;

- выбираем предлог, учитывая нормы правильной речи.

Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами, прилагательными, наречиями.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление.

Слайд 11.

Устанавливает осознанность ситуации.

Употребление предлогов с одним и несколькими падежами( работа в парах)

Задание  Сделайте вывод, с какими падежами употребляются предлоги. Подчеркните окончания существительных и предлоги.

Скользить по воде, бродить по городу, стрелять по мишен_, справочник по пунктуац_, ошибаться по неопытност_, послать по почт_; стоять по пояс в вод_, пролистать книгу с первой по сороковую страницу, по окончан_ сериала.

Задание 3. В каком падеже и с каким предлогом употребляется существительное (или местоимение) при глаголах скучать, тосковать? Предложите свои примеры.

(Скучать по сестре, отцу; по деревне, школе; тосковать по родным лесам и полям.)

Сообщить – известить

Восхищаться – радоваться

Упрекать – порицать

Упр.345- устно по пр-ям, последний абзац- письменно , подчеркнуть грамматическую основу, найти олицетворения

Составляют и записывают полученные словосочетания, проговаривая вслух алгоритм. Делают вывод о том, какие предлоги используются для образования падежных форм.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6. Гимнастика для глаз

Мы с вами уже достаточно много работали и напрягали наши глаза, поэтому пришла пора о них позаботиться. Ручки положили на коленочки - пусть тоже пока отдохнут. Не поворачивая головы, посмотрели налево, затем- направо, подняли глаза наверх, опустили вниз.(3-4 раза). Теперь крепко зажмурились и открыли глаза. Ручки подняли вверх, потрясли энергично, сцепили в замок и хорошенько потянулись. Молодцы, продолжаем работать.

Повторяют движения

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 12.

На доске заранее

Слайд13 .

Организует деятельность по применению новых знаний.

Раскройте скобки, запишите получившиеся словосочетания, укажите падеж сущ.

Рассказывающий (книга), сеющие (май), скачущий (конь), бегающий (комната), хранимые (сарай), поющие (клетка), сорванный (клумба), развешанные (стена).

- Проверяем.- Можно ли записанные словосочетания назвать причастными оборотами? Докажите.- Составьте 2 предложения так, чтобы в 1-м причастный оборот выделялся запятыми, а во 2-м не выделялся. (2 ученика работают у доски).- Проверяем работу у доски.

Зачитываем свои предложения.

.  Стилистическое использование предлогов.

В русском языке много синонимичных предлогов. Например, около, вокруг, близ... Какой выбрать? Предложите свои примеры.

О поездке- --------------   насчет поездки

Из-за болезни----------    вследствие болезни

(нейтральные                   используемые в книжных стилях)

За грибами-  ---- --------   по грибы

От голода-   -------------    с голоду  

( Разговорные                  просторечные)

Работа с толковым словарём

- Прочитайте словосочетания. Что в них не так?

- Как вы думаете, чем вызваны эти ошибки?

-Запишите правильный вариант словосочетаний.

Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.

- Проведите самопроверку. Оцените работу.

- Данный тип нормы литературного языка обычно предусматривает только один правильный вариант построения словосочетания.

Сопоставьте предлоги: в – во; с – со.

С вещами – со словами.
В галерее – во владении.

Зачем добавляется о(Нарушаются законы благозвучия.)
Чем продиктовано прибавление 
о в этом случае?

В дни праздника – во дни сомнений...(За счет предлога во создается высокий, торжественный стиль.)

Применяя знания, полученные на уроке, находят ошибки в употреблении предлогов, записывают исправленные варианты словосочетаний в соответствии нормами правильной речи.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, используя толковый словарь.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

Повторение

Слайд 14

Развитие речи

Напишите письмо-благодарность своей семье, используя производные и непроизводные предлоги.

В

ЗА, ДЛЯ,

С, СО

БЛАГОДАРЯ

НЕСМОТРЯ НА

В ТЕЧЕНИЕ

ИМЕТЬ В ВИДУ

ИЗ-ЗА

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

8. Рефлексия деятельности. (итог урока)

Слайды 15, 16.

Организует рефлексию.

-Что такое предлог?
-Надо ли так подробно изучать эту часть речи?

- Итак, какова роль предлогов в речи?

- Существуют ли правила употребления предлогов? Какие?

Мы продолжим наш разговор о предлоге в 8-м классе, когда будем изучать управление, – именно этот способ связи обслуживает предлог: вместе с окончанием зависимого слова он является средством грамматической связи между главным и зависимым словами.

А пока... скажем нашему предлогу спасибо.

Домашнее задание. 

1.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как важна эта часть речи, от каких ошибок может нас предостеречь правильное употребление предлогов.

2. § 29, упр.353 (устно), упр. 347 (письменно)

3. Индивидуальная работа по карточкам (письменно, самостоятельно)

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

Распределительный диктант (предлоги-самостоятельные части речи)

Не смотря в книгу, несмотря на неудобства, вопреки ожиданиям, ввиду подготовки к соревнованиям, в продолжении повести, в продолжение уборочной страды, наподобие русской избы, на встречу с выпускниками школы.

1.Сделайте вывод, с какими падежами употребляются предлоги. Подчеркните окончания существительных и предлоги.

Скользить по воде, бродить по городу, стрелять по мишен_, справочник по пунктуац_, ошибаться по неопытност_, послать по почт_; стоять по пояс в вод_, пролистать книгу с первой по сороковую страницу, по окончан_ сериала.

2. В каком падеже и с каким предлогом употребляется существительное (или местоимение) при глаголах 

скучать, тосковать

 Предложите свои примеры

1.Сделайте вывод, с какими падежами употребляются предлоги. Подчеркните окончания существительных и предлоги.

Скользить по воде, бродить по городу, стрелять по мишен_, справочник по пунктуац_, ошибаться по неопытност_, послать по почт_; стоять по пояс в вод_, пролистать книгу с первой по сороковую страницу, по окончан_ сериала.

2. В каком падеже и с каким предлогом употребляется существительное (или местоимение) при глаголах 

скучать, тосковать                         Предложите свои примеры

1    Сравните предложения. Чем являются в них выделенные слова?

  •  (В)следстви… обильных снегопадовсосны в нашем бору стали похожи на ёлки.
  • (В)следстви… по делуо похищени… Снегурочки на Олонецких играх Дедов Морозов было трудно поверить.
  • (В)следстви… по этому делу было много (не)ясного для следователя.
  • (В)последстви… я часто вспоминал эту полную приключений и неожиданных встреч прогулку в Андрусово по экологической тропе.

2. (В)течени… всего прошлого лета блюда в нашей семье украшались зеленью, выр…ще…ой  старшей сестрой.

(В)течени… реки Олонки происходят серьёзные изменения в связи с обильными паводками.

3.«Третий лишний»

1) По завершени_ работы все облегченно вздохнули.
2) По окончани_ существительного можно определить его склонение.
3) По достижени_ четырнадцати лет он получит паспорт.

  1. Распределительный диктант (предлоги-самостоятельные части речи)

Не смотря в книгу, несмотря на неудобства, вопреки ожиданиям, ввиду подготовки к соревнованиям, в продолжении повести, в продолжение уборочной страды, наподобие русской избы, на встречу с выпускниками школы.

1    Сравните предложения. Чем являются в них выделенные слова?

  •  (В)следстви… обильных снегопадовсосны в нашем бору стали похожи на ёлки.
  • (В)следстви… по делуо похищени… Снегурочки на Олонецких играх Дедов Морозов было трудно поверить.
  • (В)следстви… по этому делу было много (не)ясного для следователя.
  • (В)последстви… я часто вспоминал эту полную приключений и неожиданных встреч прогулку в Андрусово по экологической тропе.

2. (В)течени… всего прошлого лета блюда в нашей семье украшались зеленью, выр…ще…ой  старшей сестрой.

(В)течени… реки Олонки происходят серьёзные изменения в связи с обильными паводками.

3.«Третий лишний»

1) По завершени_ работы все облегченно вздохнули.
2) По окончани_ существительного можно определить его склонение.

3) По достижени_ четырнадцати лет он получит паспорт.

  1. Распределительный диктант (предлоги-самостоятельные части речи)

Не смотря в книгу, несмотря на неудобства, вопреки ожиданиям, ввиду подготовки к соревнованиям, в продолжении повести, в продолжение уборочной страды, наподобие русской избы, на встречу с выпускниками школы.

вопрос

Ответ(+;-)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы тему урока?

3

Теперь я имею прочные знания по данной теме

4

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя;

б) соседа по парте?

5

Оцените работу на уроке по пятибалльной системе

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

№      

вопрос

Ответ(+;-)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы тему урока?

3

Теперь я имею прочные знания по данной теме

4

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя;

б) соседа по парте?

5

Оцените работу на уроке по пятибалльной системе

Оцени себя сам

Оценка товарища

Оценка учителя

                   

     

                     

КОРРЕКТОР

Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.

Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.

Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.

Разочароваться другом; прийти со школы; описывать о происшествии; пренебрегать совет; приехал с Москвы; в разговоре коснуться о музыке; забота к детям; участвовать на соревнованиях; говорить за литературу; описывает о личности своего героя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 классе Стёпина Татьяна Юрьевна 07.02.2014

Слайд 3

Употребление предлогов в речи

Слайд 4

показать сферу употребления предлогов в речи; совершенствовать речевую компетентность учеников; развивать навыки орфографической зоркости; расширять лексический запас учащихся; Цели урока:

Слайд 5

Разминка. Найдите лишнее сочетание : а) навстречу ветру, на встречу выпускников, навстречу колонне автомашин; б) благодаря таланту, благодаря экскурсовода, благодаря трудолюбию; в) вблизи берега, мимо дома, идти мимо .

Слайд 6

Отряхни ноги от снега. Оплачивать за квартиру. Лежать на береге. Я приехал с Крыма. Исправьте ошибки в образовании формы слова. Запишите правильный вариант в тетрадь.

Слайд 7

Отряхни снег с ног. Оплачивать квартиру. Лежать на берегу. Я приехал из Крыма. Проверь себя!

Слайд 8

Одна кошка в первые по шла поулице. Про йдя немного, она за метила дом и за глянула вокно, вкотором только что загорелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерых детей. Кошка стала наблюдать задетьми. Расскажите: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно. Исправьте в рассказе ошибки. Определите части речи слов, в которых допущены ошибки. Запишите правильный вариант в тетрадь. Предлоги выделите.

Слайд 9

Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. Благодаря помощи папы я быстро собрал модель парусника. Я опоздал на урок благодаря дождю. Сравните три предложения. В каком из них содержится ошибка? Объясните, почему?

Слайд 10

Б Л А Г О Д А Р Н О С Т Ь П Р О Щ Е Н И Е В З А И М О П О Н И М А Н И Е В З А И М О В Ы Р У Ч К А С О В М Е С Т Н Ы Й Д О С У Г

Слайд 13

В ЗА, ДЛЯ, С, СО БЛАГОДАРЯ НЕСМОТРЯ НА В ТЕЧЕНИЕ ИМЕТЬ В ВИДУ ИЗ-ЗА В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Напишите письмо-благодарность своей семье, используя производные и непроизводные предлоги, простые и составные

Слайд 14

Выводы. -Что такое предлог? -Надо ли так подробно изучать эту часть речи? - Итак, какова роль предлогов в речи? - Существуют ли правила употребления предлогов? Какие?

Слайд 15

1.Напишите сочинение-миниатюру «Речь в защиту предлогов». 2. Повторите правила из раздела «Предлог». Упр.353 (устно), упр. 347 (письменно). 3. Карточка с заданиями. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...