Рабочая программа "Графика и письмо" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Графика и письмо" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_grafika_i_pismo.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Москвы
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2124 «Центр развития и коррекции»
Структурное подразделение № 486
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №__ ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____20__ г. |
Рабочая программа по графике и письму
для 4-д класса
Автор-составитель:
Учитель 4-д класса
Обморнова Елена Александровна
Москва, 2015
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Содержание программы по графике и письму
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и средства контроля
- Учебно-методические средства обучения
Пояснительная записка
Предлагаемая программа по графике и письму в 4-м классе школы №2124 «Центр развития и коррекции» структурное подразделение №486 ориентирована на развитие как коммуникативных умений учащихся (в вербальной и в невербальной формах), так и графических.
Речевые высказывания у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью во 4-е классе отсутствуют. Диагноз у всех обучающихся «Задержка психического и речевого развития» (ЗПРР). С учетом индивидуальных возможностей темп прохождения материала может быть различным применительно к конкретному ученику или группе школьников.
Недостаточное развитие фонематического слуха у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью нарушает узнавание слов, и как следствие их предметную соотнесенность. Это, а также снижение скорости восприятия, переработки воспринимаемой информации, недоразвитие логико-грамматических структур, скудность словарного запаса, снижение психологического уровня понимания речи оказывает существенное влияние на развитие коммуникативной функции речи. Наличие у большинства учащихся класса РДА (ранний детский аутизм) в сочетании с нарушениями интеллектуального развития обуславливает слабую сформированность эмоционально-волевой сферы, что находит свое отражение в отсутствии волевого усилия, необходимого при овладении навыка письма. Все выше сказанное затрудняет формирование графических навыков у обучающихся. Поэтому данная программа по письму и графике в 4-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе №2124 вида имеет двойную направленность: коммуникативную и графическую.. В связи с этим первоочередные задачи касаются как развития речи учащихся (как средства общения и способа коррекции их мыслительной деятельности), так и развития графических навыков. Они решаются в контексте их конкретных связей с жизнью.
Данная программа по графике и письму является частью общеобразовательной программы по образовательной области «Родная речь» и входит в систему коррекционно-развивающей работы в специальной (коррекционной) школе.
Данная программа направлена на коррекцию психофизических недостатков, на формирование положительных личностных качеств у умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Обучение школьников с нарушением развития интеллекта письменной речи служит исправление недостатков познавательной, речевой, двигательной и эмоциональной сфер, развитию у этой категории школьников аналетико-синтетической деятельности головного мозга. У них развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в жизни.
Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в выполнении домашних заданий.
Программа максимально способствует компенсации, имеющихся у умеренно и тяжело умственно отсталых школьников, нарушений, социальной адаптации учащихся. Использование программы ведет к повышению эффективности коррекционно-воспитательной работы и к оптимизации семейного воспитания.
Программа дополнительно включает в себя широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, веселые рисунки, упражнения, создающие эмоциональный фон. Интерес к занятиям и мотивационная направленность помогают формировать самоконтроль и самооценку ученика.
Цель программы по графике и письму: раскрытие и развитие всех психофизических функций и познавательной деятельности умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся в процессе обучения письму; знакомство с печатным и рукописным образом букв; обучение копированию букв, слогов и слов, формирование правильного поведения умеренно и тяжело умственно отсталого учащегося в школе.
Задачи программы по графике и письму:
- формирование представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального общения;
- развитие графических умений учащихся;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, неспецифических жестов;
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;
- различение и узнавание напечатанных букв, слогов, слов;
- копирование с образца отдельных букв, слогов, слов,
- развитие предпосылок к осмысленному письму.
Основной формой организации процесса обучения письму является урок.
Содержание программы по графике и письму
(70 часов в год, 2 часа в неделю).
Содержание программы обеспечивает:
-личностно-ориентированный подход во взаимодействии учащихся со взрослым;
-развитие интеллектуально-речевых, игровых и общих способностей каждого школьника;
-формирование у обучающихся комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Добукварный период (6 ч.)
Соединение точек (произвольное, вертикальное, горизонтальное, круговое и т.д.) Письмо элементов букв (овалов, крючков, петель, наклонных палочек) и их сочетаний.
Букварный период (64 ч.)
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Шш, Лл, ы. Копирование изученных букв, по возможности отдельных слогов, слов самостоятельно, по обводке и по образцу, данному учителем.
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные требования к умениям учащихся учитывают невозможность устных ответов в связи с ЗПРР.
Учащиеся должны под контролем учителя знать/понимать:
- словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнять коммуникативные действия;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним находить ответ в невербальной форме совместно с педагогом.
Учащиеся должны под контролем учителя уметь:
- рисовать вертикальные, горизонтальные, длинные, короткие, прямые наклонные линии одинаковой или разной длины из одной точки, в заданном направлении, по двум точкам;
- рисовать элементы прописных букв;
- копировать буквы самостоятельно, с фиксацией кисти руки или по обводке (Аа, Оо, Уу, Мм, Сс, Хх, Шш, Лл, ы);
- копировать слоги и слова самостоятельно, с фиксацией кисти руки или по обводке из пройденных букв: Аа, Оо, Уу, Мм, Сс, Хх, Шш, Лл, ы).
Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений и навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся. Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. В связи индивидуальными возможностями учащихся и с учетом их психофизического развития программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого учащегося должны стимулироваться и поощряться.
Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый. Каждый вид контроля помогает педагогу объективно оценивать знания, умения и навыки умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся. Без контроля за качеством усвоения материала учитель не может вносить коррективы в процесс обучения и не может решать образовательные задачи, возникающие в процессе обучения умеренно и тяжело умственно отсталых учащихся письму. Контроль за усвоением материала данной программы рекомендуется проводить в конце учебного года. Итоговая оценка освоения программы по письму и графике направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов. Результаты итоговой оценки освоения программы будут использованы для принятия решения о переводе в следующий класс.
Проверочная работа за 1-ю четверть.
1. Письмо основных элементов рукописных букв
2. Письмо букв Аа, Оо, Уу, Мм
3. Письмо слогов Ом, му, ам
4. Письмо слова Мама
Проверочная работа за 2-ю четверть.
- Письмо слогов Ас, ма, му, ус
- Письмо слов сам, сом
- Письмо предложения Ау, мама.
Проверочная работа за 3-ю четверть.
- Письмо букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Шш
- Письмо слогов из пройденных букв Ос, ум, ах, шо
- Письмо слов Ух, сама
- Письмо предложения Ах, муха.
Проверочная работа за год.
Учебно-методические средства обучения
Использованная методическая и учебная литература
Основная литература
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
- Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. - М., 2008.
- Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.,2008.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И. Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. - М., 1984.
Дополнительная литература
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: , ВЛАДОС, 1995.- 111 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». - 2013.
- Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями //Логопед. – 2004. №2.
- Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М., 2003.
- Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского.– М., 2006.
- Специальная педагогика. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2001. – 395с.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб., 2005.
Наглядный материал
- Т.А. Мещерякова. Я учусь писать. М., 2001.
- Т.А. Мещерякова. Звуки речи, слова, предложения. М., 2001.
- Картинное лото «Азбука».
- Набор «Алфавит».
- Плакат Алфавит»
- М.М. Безруких. Учимся писать буквы.
- Н.С. Жукова. Уроки чистописания и грамотности. М. 2010.
Раздаточный материал
- Слоговые таблицы.
- Рабочая тетрадь по письму.
- Е. Бортникова. Развиваем навыки чтения и грамотного письма. Ч.1 Екатеринбург. 2013.
- Прописи.
- Тетрадь с заданиями для развития детей. «Изучаем грамоту». Ч.1. Киров.- 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Математические предствавления" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Окружающий социальный мир" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Изобразительная деятельность" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Человек" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Прорфильный труд" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2) Уборка помещений. Шитье. Растениеводство...