Конспект индивидуального логопедического занятия
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
индивидуального логопедического занятия
с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
на базе МДОУ№82
Карасунского округа г. Краснодара
На тему: «Дифференциация [с] – [ш]»
Подготовила:
учитель- логопед Н. А. Бучковская
Цель:
Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в речи.
Задачи:
-закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С, с опорой на различные виды контроля;
-формировать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;
-учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи
-учить выделять данные звуки в словах;
-развивать фонематический слух;
-совершенствование умений работы с деформированным текстом;
-развитие мелкой моторики рук.
Ход занятия
Организационный момент (перед зеркалом).
ЛОГОПЕД: Сегодня мы с тобой закрепим наши знания о правильном произношении звуков С и Ш.
Самомассаж.
ЛОГОПЕД: Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее.
(Данные упражнения: снимают напряжение мышц шеи и плеч; вызывают прилив крови к речевым органам; являются подготовкой к артикуляционной гимнастике).
Любопытная Варвара
Любопытная Варвара Выполнение движений по тексту
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Ты, Варвара, не крутись.
Посмотри назад, вперед,
А потом на оборот.
Пусть немного отдохнет Присесть, голову опустить вниз,
Шея не напряжена
И расслаблена!
Возвращается обратно,
Расслабление приятно!
затем поднять
Артикуляционная гимнастика.
ЛОГОПЕД: Чтобы язычок нам поддавался, хорошо он занимался, надо мышцы укреплять, к дисциплине привыкать.
Слайд: 1,2,3,4
ЛОГОПЕД: Какой звук издает наш чайник, когда он кипит?
Слайд: 5.
ЛОГОПЕД: А как шипит змейка?
Слайд: 6.
ЛОГОПЕД: Какие звуки мы услышали?
Сравнение звуков С и Ш по артикуляции.
ЛОГОПЕД: Давай сравним наши звуки, где прячется наш язычок когда произносит
С и Ш
Давай посвистим как чайник “с-с-с-с-с-”
Где находиться язычок, когда мы произносим звук С?
ОБУЧАЮЩИЙСЯ: внизу
ЛОГОПЕД: А теперь пошипим как змейки "Ш-ш-ш-ш-ш"
Где находится кончик языка, когда мы произносим Ш?
ОБУЧАЮЩИЙСЯ вверху.
ЛОГОПЕД: А что нам помогает в образовании этих звуков?
Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, губы, язычок и ветерок (воздушная струя).
ЛОГОПЕД: Давай мы с ними познакомимся, их зовут: Свистелочка и Шипелочка.
Слайд: 7.
Автоматизация звуков "С", "Ш" в чистоговорках.
Повторяем чистоговорки и эмитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок, (на Ш, руки складываем чашечкой, на С, руки в виде лопатки, вытянуты ровненько).
ЛОГОПЕД: Язык вверх: ша-ша-ша-каша, пирожки, лапша (Имитация руками “Чашечка”)
ЛОГОПЕД: какой звук повторяется в словах?
Язык вниз: са-са-са – сахар, масло, колбаса (Имитация руками “Лопатка”)
ЛОГОПЕД: какой звук нам чаще встречается?
Слайд: 8.
ЛОГОПЕД: На что похожи наши буквы?
(Ребенку показываются картинки с буквами С и Ш интересно оформленными).
Слайд: 9.
Закончи стихи, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и по смыслу.
ЛОГОПЕД: Давай повторим вместе.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши…
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула…..
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на……….
Слайд: 10.
Пальчиковая гимнастика “Краб”
Ветер дует, задувает, Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты
Пальму в стороны качает. друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона
Ветер дует, задувает, пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны,
Пальму в стороны качает. стараясь не поднимать локти.
А под пальмой краб сидит Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми
И клешнями шевелит. частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни).
А под пальмой краб сидит Шевелим ими.
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы
И за рыбками ныряет. сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в
Чайка над водой летает воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем
И за рыбками ныряет. волнообразные движения.
А под пальмой краб сидит Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы
И клешнями шевелит. согнуты (зубы).
А под пальмой краб сидит Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и.
И клешнями шевелит. закрываем рот" крокодила
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
“Скажи правильно”
ЛОГОПЕД: рассмотри картинки и назови их, не путая звуки [С] и [Ш].
Слайд: 11.
“Посчитай-ка”
ЛОГОПЕД: Давай посчитаем от одного до шести, используя названия картинок.
Слова: старушка, пастушок.
Слайд: 12.
“Путаница”
ЛОГОПЕД: А теперь послушай, правильно ли я буду говорить, только слушай внимательно и исправляй мои возможные ошибки.
- Миса и Маса лежали в коляске,
Были они, безусловно, двойняски.
Лежали на улице свежие доски
На них отдыхали ленивые коски.
Слайд: 12.
ЛОГОПЕД: Рассмотри картинки. Из первых звуков (букв) составь слово, напечатай его из разрезной азбуки.
Сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас
Шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос.
Слайд: 13.
Дидактическая игра “4-й лишний”
(В начале выполняем с опорой на презентацию, а затем только на слух)
Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Свёкла, апельсин, абрикос, груша.
Ложка, чашка, шкаф, миска,
Сапоги, шуба, маска, квас.
Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Сосна, ромашка, осина, берёза.
Картошка, капуста, груша, кабачок.
Слайд:14.
Итог занятия:
Логопед: с какими звуками мы сегодня работали?
ОТВЕТ РЕБЕНКА:
Со звуками С и Ш
ЛОГОПЕД:
Звуки Ш и С - друзья,
Ш - шипит, а С - свистит.
Не забудем никогда!
Литература.
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт, 2008г.
Железнова Е.С. Пальчиковые игры 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971
Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...
Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...
Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)
Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...
Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР
Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...
Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»
Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия". Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...