Школьный логопункт
материал на тему
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
Письмо Минобразования России
от 14 декабря 2000 г. №2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_logopunkt.docx | 56.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
Письмо Минобразования России
от 14 декабря 2000 г. №2
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения.
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
- с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.
Учитель-логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме.
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.
Приложение 1
к письму Минобразования России
от 14 декабря 2000 г. № 2
Список обучающихся, имеющих нарушенияв развитии устной и письменной речи
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося, дата рождения | Класс | Дата обследования | Реальная успеваемость по родному языку | Заключение учителя-логопеда | Примечания |
Приложение 2 к письму Минобразования
России от 14 декабря 2000 г. № 2
Речевая карта
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).
Приложение 3 к письму Минобразования
России от 14 декабря 2000 г. № 2
Предельная наполняемость групп обучающихся,
имеющих нарушения в развитии устной
и письменной речи
Группы обучающихся | Предельная наполняемость, чел. | |
ОУ, расположенное в городе | ОУ, расположенное в сельской местности | |
С общим недоразвитием речи (ОНР) | до 4 | до 3 |
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НОНР) | до 5 | до 4 |
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) | до 6 | до 5 |
С недостатками чтения и письма, обусловленными ОНР | до 4 | до 2 |
С недостатками чтения и письма, обусловленными НОНР | до 5 | до 4 |
С недостатками чтения и письма, обусловленными ФФН (ФН) | до 6 | до 5 |
Заикающиеся | до 4 | до 3 |
С недостатками произношения отдельных звуков | до 7 | до 6 |
Примечание. Данное письмо определяет порядок организации деятельности логопункта в рамках школы. Согласно этому документу предельная наполняемость логопункта составляет 25 человек. Это количество детей возможно охватить лишь при групповых формах работы, на что и ориентированы школьные логопункты.
Так как аналогичного документа, распространяющегося на дошкольные логопункты, не существует, логопеды, планируя свою работу, могут руководствоваться настоящим инструктивным письмом. На дошкольный логопункт также может быть зачислено до 25 детей с диагнозами: дислалия, сложная дислалия, дизартрия. Но с детьми дошкольного возраста в основном ведется индивидуальная и подгрупповая работа. Поэтому оптимальная наполняемость группы зависит от речевых диагнозов детей.
Если ребенку поставлен диагноз «дислалия» или «сложная дислалия», он зачисляется в группу для детей с фонетическими нарушениями. Работа с такими детьми рассчитана на полгода. Оптимальная наполняемость этой группы составляет 10—12 человек. А работа с группой детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи занимает целый год, поэтому ее наполняемость может достигать 15 человек.
Перспективный план (примерный) коррекционно-логопедической работы с группой детей
с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (1 класс)
I четверть
Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии |
Сентябрь | ||||
I | Фронтальное обследование устной речи | |||
II | ||||
III | 1 | Слово. | Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. | Развитие психологической базы речи. |
2 | Слова, обозначающие предметы. | Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих предметы. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы. | ||
IV | 3 | Слова, обозначающие действие предмета. | Учить детей различать слова, обозначающие действие предмета. | |
4 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета. | Закрепить у детей понятие понятия о словах, обозначающих предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения. | Развитие психологической базы речи. | |
Октябрь | ||||
I | 5 | Предложение. Дифференциация «слово» - «предложение». | Дать ученикам понятие о предложении. Дифференцировать понятия «слово» - «предложение». Учить составлять простое нераспространенное предложение из двух слов. | Развитие психологической базы речи. |
6 | Слова, обозначающие признак предмета. | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам. | ||
II | 7 | Предложение. | Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения. | |
8 | Предложение | Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие. | ||
III | 9 | Предложение. Распространение предложений. | Учить детей составлять предложение из трех слов. | Развитие психологической базы речи. |
10 | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. | Учить детей правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде и числе. | ||
IV | 11 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. | Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе. | |
12 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. | Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе. | Развитие психологической базы речи. |
II четверть
Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии | |
Ноябрь | |||||
I Каникулы | |||||
II | 13 | Управление. Дательный падеж. Винительный падеж. | Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов. | Развитие психологической базы речи. | |
14 | Управление. Творительный падеж. | Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов. | |||
15 | Предлоги. Предлоги В, На. | Практическое знакомство с предлогами Уточнить значение предлога На, В, научить детей правильно пользоваться им в речи. | |||
III | 16 | Предлоги. | Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в устной речи. | ||
17 | Предлог НА. | Уточнить значение предлога НА, научить детей правильно пользоваться им в речи. | |||
18 | Предлог В. | Уточнить значение предлога В, научить детей правильно пользоваться им в речи. | |||
IV | 19 | Дифференциация предлогов НА, В. | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами В, НА в речи. | ||
20 | Предлоги С (СО) Предлог ИЗ. | Уточнить значение предлога С (СО), ИЗ научить детей правильно пользоваться им в речи. | |||
Декабрь | |||||
I | 21 | Дифференциация предлогов С, ИЗ. | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами С, ИЗ в речи. | ||
22 | Предлоги ПО, К. | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами ПО, К в речи | Развитие психологической базы речи. | ||
23 | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. | Уточнить значение предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, научить детей правильно пользоваться ими в речи. | |||
II | 24 | Предлоги НАД, ПОД. | Уточнить значение предлогов НАД, ПОД, научить детей правильно пользоваться ими в речи. | ||
25 | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД. | Уточнить значение предлогов ПОД, ИЗ-ПОД научить детей правильно пользоваться ими в речи. | |||
26 | Закрепление предлогов. | Закрепить у детей умение пользоваться всеми предлогами в речи. | |||
III | 27 | Последовательный пересказ. | Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы. | ||
28 | Последовательный пересказ. | Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы. | |||
29 | Последовательный пересказ. | Учить детей составлять пересказ по опорным словам. | |||
IV | 30 | Рассказ по серии картин. | Учить детей составлять пересказ по серии картин. | ||
31 | Рассказ по сюжетной картине. | Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине. | |||
32 | Рассказ по сюжетной картине. | Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине. |
III четверть
Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии | |
Январь | |||||
I | Каникулы | ||||
II | |||||
III | 34 | Рассказ описание. | Учить детей составлять описательный рассказ по предметной картинке, по опорным картинкам. | Развитие психологической базы речи. | |
35 | Рассказ описание. | Учить детей составлять описательный рассказ по готовому плану. | |||
36 | Рассказ описание. | Учить детей составлять план рассказа, использовать собственный план при пересказе. | |||
IV | 37 | Рассказ описание. | Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану. | Развитие психологической базы речи. | |
38 | Краткий пересказ. | Учить детей находить главную мысль рассказа. Формировать умение кратко пересказывать текст. | |||
39 | Краткий пересказ. | Учить детей краткому пересказу. | |||
Февраль | |||||
I | 40 | Выборочный пересказ. | Учить детей составлять выборочный пересказ. | ||
41 | Творческий пересказ. | Учить детей составлять рассказ по началу, по концу. | |||
42 | Устные сочинения. | Учить детей составлять собственное монологическое высказывание с опорой на вопросы. | |||
II | 43 | Устные сочинения. | Учить детей составлять рассказ по представлению. | Формирование навыков звукового анализа. Выделение в словах гласных звуков. | |
44 | Звук. Речевые - неречевые звуки. | Познакомить учащихся со способом образования различных звуков. | Выделение в словах гласных звуков. | ||
45 | Звуки речи. | Познакомить учеников со строением артикуляционного аппарата. | Анализ слов и предложений. | ||
III | 46 | Гласные и согласные звуки. | Познакомить учеников со способом образования гласных и согласных звуков. Учить детей различать гласные и согласные звуки. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [с]. | |
47 | Гласные звуки. | Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ш]. | ||
48 | Гласные звуки. | Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда. | Дифференциация [с] / [ш}. | ||
IV | 49 | Гласные звуки. | Выделение гласных второго ряда в начале слова. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [з]. | |
50 | Слоговой состав слова. | Учить детей делить на слоги двусложные слова. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ж]. | ||
51 | Слоговой состав слов | Учить детей делить на слоги трехсложные слова. | Дифференциация [з]/[ж]. | ||
Март | |||||
I | 52 | Слоговой состав слова. | Дать ученикам понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ц]. | |
53 | Слоговой состав слова. | Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов. | Дифференциация [с]/ц. | ||
54 | Слоговой состав слова. | Учить детей определять порядок слогов в слове. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ч]. | ||
II | 55 | Ударение. | Учить детей определять ритмический рисунок слова, соотносить его с самим словом. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [т']. | |
56 | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение». | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение». | Дифференциация [ч]/[т']. | ||
57 | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение». | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение». | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [щ]. | ||
III | 58 | Согласные звонкие и глухие. | Научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные. | Дифференциация [с]/[щ]. | |
59 | Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. | Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [р]. | ||
60 | Мягкий согласный в середине слова. | Учить детей выделять мягкий согласный из середины слов | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [л}. | ||
IV | 61 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда. | Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда. | Дифференциация [р] / [л]. | |
62 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Я. | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». | Дифференциация з/[с]. | ||
63 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ё. | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». | Дифференциация [ж] / [ш]. |
IV четверть
Неделя | № | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии | |
Апрель | |||||
I. | Каникулы | ||||
II. | 64 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ю. | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [б]. | |
65 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Е. | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [п]. | ||
66 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква И. | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». | Дифференциация [б] / [п]. | ||
III. | 67 | Контрольное занятие. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [д]. | ||
68 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | Обозначение мягкости согласных с помощью Б. | |||
69 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Ь». | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Б». | |||
IV. | 70 | Контрольное занятие. | |||
71 | Звуко-буквенный анализ слов. | Упражнять детей в выделении заданного звука. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [к]. | ||
72 | Звуко-буквенный анализ слов. | Упражнять детей в выделении заданного звука. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [г]. | ||
Май | |||||
I. | 73 | Звуковой анализ слов. | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове. | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [х]. | |
74 | Звуковой анализ слов. | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове. | Дифференциация [ г], к, х. | ||
75 | Звуковой анализ слов. | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове. | Упражнение в дифференциация всех звонких и глухих. Анализ слов и предложений со всеми звонкими и глухими. | ||
II. | 77 | Звуко-буквенный анализ слов. | Закрепление материала по данной теме. | ||
78 | Звуко-буквенный анализ слов. | Закрепление материала по данной теме. | |||
79 | Итоговое занятие. | ||||
III. Фронтальное обследование устной и письменной речи. |
Коррекция нарушения письма и чтения у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (2 класс).
№ | Тема | Лексическая тема | Развитие псих, функций |
1 | Виды речи-устная и письменная. Понятие «Текст». | Мой город. | Уточнения схемы тела. |
2 | Деление текста на предложения. | Мой город. | Выявление Ведущих функций. Уточнение и развитие старше, младше, позже, одновременно. |
3 | Слово. Деление предложений на слова. Деформированный текст. | Семья. | |
4 | Слова состоят из звуков. Выделение звуков в слове. | Семья. | |
5 | Определение количества звуков в словах простой структуры. Уточнение письменного шрифта. | Круглый год | Уточнение знаний о временах года. |
6 | Круглый год | ||
7 | Главный арт. Признак гласных звуков. Узнавание и выделение гласных в ударной позиции. | Приметы осени. | Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь |
8 | Узнавание и выделение гласных в безударной позиции. Списывание с печатного текста. | Приметы осени. | |
9 | Главный арт. Признак согласных звуков. Узнавание и выделение согласных звуков в слове. | Осень в лесу. | Неделя. |
10 | Дифференциация гласных и согласных. Выборочное списывание с доски. | Осень на полях. | Дни недели. |
11 | Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой анализ и синтез. Списывание с доски. | Животные осенью. | Сутки. Час. |
12 | |||
13 | Работа над слоговым ударным ритмом. | Режим дня. | |
14 | Письмо слогов и односложных слов под диктовку. | Режим дня. | |
15 | Дифференциация звонких и глухих согласных. Оглушение и проверка согласных в середине и конце слова. Письмо слов под диктовку. | Досуг. Спорт. | Уточнение представлений о часе, мин., секунде. |
16 | |||
17 | |||
18 | Дифференциация твердых и мягких согласных. Письмо под диктовку. | Приметы зимы. | |
19 | |||
20 | Дифференциация согласных по необходимости группы. | Одежда и обувь. | |
21 | |||
22 | Речь состоит из предложений, предложения из слов. Списывание с печатного текста. | Зимняя и летняя одежда. | |
23 | Слова - предметы. Узнавание в предложении. Имя существительное, обозначающее явления природы, качества человека и чувства. Понимание и введение их в речь. Письмо под диктовку. | Погода Формирование эмоциональной лексики. | Уточнение и развитие зрительного представления на неречевом материале. |
24 | |||
25 | |||
26 | Антонимы - имя существительные. Работа над пониманием и введением в речь. | Домашние и дикие животные. | |
27 | Синонимы - существительные. | Домашние и дикие животные. | |
28 | Работа над пониманием и введением в речь. | Цирк. | |
29 | Многозначные имена существительные. | Театр. | |
30 | Слова действия. Узнавание в предложении и тексте. | Кино. | |
31 | Работа над глагольным словарем. Кто как говорит, кто как двигается. | В гостях. | |
32 | |||
33 | Глагольные антонимы-понимание и введение в речь. | Мой дом. | |
34 | Глагольные синонимы. Понимание и введение в речь. Письмо под диктовку. | Посуда. | |
35 | |||
36 | Составление простых предложений. Подлежащее и сказуемое. | Мебель. | |
37 | Согласование подлежащего и сказуемого в роде и числе. Слова признаки. Письмо под диктовку. | Мой город. Адрес | Развитие словесно-образного мышления. |
38 | |||
39 | Украшение предложений именами прилагательными. Антонимы - имена прилагательные. Понимание и введение в речь. | В магазине. | |
40 | |||
41 | Синонимы - прилагательные. | Транспорт. | |
42 | Понимание и введение в речь. | Транспорт. | |
43 | Согласование имен прилагательных с сущ. В роде и числе. | Транспорт. | |
44 | Составление предложений из 3- 4 слов. Понятие главные и второстепенные члены предложения. | Приметы весны. | |
45 | |||
46 | Составление предложений с неизменяемыми сущ. | Приметы лета. | |
47 | |||
48 | Составление и запись предложений под диктовку, по схеме, по картине. | Летний отдых. | |
49 | |||
50 |
ОТЧЕТ ЛОГОПЕДА (ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПУНКТ)
Диагностическая работа.
Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.
2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.
3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
А) логопедическое обследование детей;
Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагал работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
В) экспертные опросы педагогов и родителей;
В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)
Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей направляются в лечебно- профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:
- звукопроизношение;
- обследование состояния общей моторики;
- исследование произвольной моторики пальцев рук;
- обследование артикуляционного аппарата;
- фонетико-фонематических представлений;
- звукового анализа и синтеза;
- зрительного восприятия и узнавания;
- пространственных представлений и ориентации;
- общих представлений о предметах;
- представлений о времени;
- сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки и т.д.
Результаты обследования.
Всего обследовано первоклассников - ____учащихся.
Выявлено с нарушением устной речи - _________ учащихся.
Из них с общим недоразвитием речи - ______ учащихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи - _______ учащихся.
С фонетическим нарушением - _________ учащихся.
Класс | Количество обследуемых | Выявлено с ОНР | Выявлено с ФФН речи | Фонетическое нарушение |
1А | ||||
2А | ||||
3А | ||||
Итого |
Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи _____первоклассников. В течение учебного года зачислено __________ ученика.
Из них с общим недоразвитием речи - ___ учащихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи- _____ учащихся.
Среди письменных работ вторых, третьих классов выявлено с нарушением письма и чтения, обусловленного фонетико - фонематическим недоразвитием - _____ учащихся и ______ учащихся с нарушением письма и чтения, обусловленного НОНР. Всего зачислено на школьный логопункт в _________ учебном году для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи ______ учащихся.
Дети были укомплектованы в подгруппы в соответствии с их речевым нарушением и разработаны перспективные планы работы, а также проведены индивидуальные консультации с родителями.
Контроль посещения занятий осуществляли учитель-логопед, классный руководитель и родители.
Повторное обследование показало:
Отчислено с улучшением речи - _____ учащихся (1класс - _____ , 2 - 4 классы -_____ учащихся).
Оставлено для продолжения занятий - ______ учащихся. Выбыло _____ учащихся.
Коррекционно-развивающее направление с учащимися с нарушением речи.
По данному направлению была проведена следующая работа: проводились подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводились на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.
В________учебном году логопедом были посещены уроки учителей с целью выработки единых требований при обучении детей. В первых классах - _____ уроков. Во вторых классах – ____ урока.
Консультативное направление.
В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. Активная работа проводилась по запросам педагогов, администрации, родителей. После консультирования, родителям давались рекомендации или направлялись для обследования врачами- специалистами ( невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Консультации для родителей учеников – ______
Консультации для родителей будущих первоклассников – ______
Консультации для учителей, воспитателей д\у – ______
Родительские собрания – _______.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"
Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"...
Преемственность в обучении и воспитании учащихся на школьном логопункте (Доу-начальные классы, логопед, русский язык)
Данный материал представляет опыт работы школьного логопеда, логопеда ДОУ, психолога, учителей русского языка. Будет полезен многим категориям учителей и воспитателей, психологам....
Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте
Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...
Виды работ по формированию орфографической зоркости у учащихся 1-4 классов с нарушениями речи на школьном логопункте.
На логопедических занятиях мы последовательно отрабатываем все три принципа (способа) современного русского письма. В зависимости от класса, ведущий принцип меняется, и меняются формы и виды работы. В...
Коррекция дизорфографии на школьном логопункте.
В статье обращается внимание на значимость коррекции дизорфографии у детей с нарушениями чтения и письма....
Дифференциальная диагностика речевых нарушений логопатов школьного логопункта (по А.В. Ястребовой).
Дифференциальная диагностика речевых нарушений логопатов школьного логопункта (по А.В. Ястребовой).Обозначение: (-) отклонение от нормы, (N) – норма.МедицинскоезаключениеЛогопедическое заключение...
Коррекция ринолалии в условиях школьного логопункта
Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное различными дефектами речевого аппарата, как анатомическими, так и физиологическими....