Коррекция дизорфографии на школьном логопункте.
статья на тему
В статье обращается внимание на значимость коррекции дизорфографии у детей с нарушениями чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_dizorfografii_na_shkolnom_logopunkte.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция дизорфографии на школьном логопункте.
Модернизация российского специального образования предполагает поиск оптимальных путей профилактики, диагностики и коррекции речевых нарушений у младших школьников. Основы деятельности учителя-логопеда предполагают не только традиционные, но и инновационные формы работы. В логопедической работе главное место принадлежит отношениям между ребёнком и педагогом, в процессе которых используются поисковые методы коррекции отклонений речевого развития детей, определяется индивидуальный план коррекции и компенсации имеющихся у них нарушений. Все методы, используемые в коррекционной работе,направлены на формирование человека, в котором должны сочетаться важнейшие качества: обученности, обучаемости, образованности на основе функциональной грамотности, воспитанности, информационной компетентности.
Значимость успешного овладения правописанием детьми очевидна. В связи с этим поиск оптимальных путей предупреждения и коррекции дизорфографии у учащихся начальных классов является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой. В современной логопедической литературе дизорфография рассматривается как стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре сложного нарушения-общего недоразвития речи. Часто на практике встречается смешанная дисграфия в сочетании с дизорфографией. Наибольшее количество ошибок дети допускают в следующих случаях:
- При правописании проверяемых безударных гласных в корне.
- В ходе воспроизведения слов с непроверяемым написанием в корне.
- В случаях переноса слов.
- При написании прописной буквы в именах, отчествах и т.д.
Симптоматика дизорфографии проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. У детей с трудом формируются способы продуктивной учебно-практической деятельности , адекватное отношение к своим способностям и результатам выполненной работы. В дальнейшем это приводит к неуравновешанности, беспечному отношению к учёбе. У детей отмечаются определённые особенности процесса протекания операций словесно-логического мышления , памяти и внимания. Выявляется резкое снижение тонуса познавательной активности в целом, и особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна слабая целенаправленность учебно-практической деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости и импульсивности. Уже при встрече с первыми орфографическими задачами школьники с дизорфографией стараются избежать волевого напряжения. Например, при выполнении задания по определению безударной гласной в корне слова дети прибегают к угадыванию.
Они затрудняются при распознавании «ошибкоопасных мест» в слове, « не узнают орфограмму». Навыки предварительного и текущего видов самоконтроля у младших школьников с дизорфографией значительно снижены, что отрицательно сказывается на формировании у них «орфографического чутья». Необходимо отметить, что становление умений и навыков правописания у детей с дизорфографией характеризуется не только увеличением сроков усвоения орфограмм, но и нарушением всего его хода. Остаются неосвоенными или до конца неавтоматизированными ряд операций, алгоритмов орфографических действий.
Логопедическая работа по коррекции дизорфографии осуществляется во время уроков по коррекции дисграфии и дислексии или в процессе индивидуальных занятий. Выбор методов и приёмов логопедического воздействия завися от уровня сформированности неречевой сферы и речевого развития детей.
На первоначальных этапах коррекционной работы создаются более простые предпосылки овладения орфографией ( зрительные, оптико-пространственные представления). Большое внимание уделяется совершенствованию таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Развиваются моторные компоненты письма, навыки чтения и каллиграфии. Для закрепления формируемого навыка используются схемы, таблицы, условные обозначения.
Прежде всего формируется:
- Система интересов детей в правильном изложении своих мыслей на письме.
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку и учёт имеющейся у него речевой патологии.
- Создаются условия для усвоения школьниками грамматических знаний, правил правописания, способов проверки слов, овладения умениями применять их в творческих работах, выработки навыков самоконтроля.
- Особое внимание уделяется предварительному и текущему видам самоконтроля.
Это вызвано тем, что дети с дизорфографией не умеют прогнозировать и определять «ошибкоопасные места» слов до их написания и во время письма. Поэтому формирование орфографических навыков направлено прежде всего не на исправление, а на предупреждение ошибок.
Логопедическая работа опирается на развитие у детей сохранных анализаторов. Коррекционная работа по усвоению написания слов морфологического принципа (например, правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов) включает не только определение ударения в слове, подбор «цепочки» родственных слов, выбор проверочного, и определение места искомой гласной до её написания. Следующим этапом является сопоставление безударной гласной проверяемого слова с искомой гласной проверочного слова. Слова сравниваются на слух, изображаются в виде схем или конструируются с помощью раздаточного материала .Подбираются также соответствующие пословицы и крылатые выражения, отрывки из стихотворений.
Чтобы не допустить формирования ложных ассоциаций , в устные и письменные упражнения включают так называемые «конфликтные» слова: жираф, железо, живот; Машина, шестёрка, шинель.
Логопедическая работа строится с учётом психологической структуры процесса овладения орфографией. Сформированные в ходе коррекционных занятий фонематические, морфологические и синтаксические обощения усваиваются детьми с дизорфографией сначала на практическом уровне, в дальнейшем-на уровне осознания.
Итак, логопедическая работа осуществляется в несколько этапов.
1 этап.
Выполнение орфографических действий с помощью логопеда. Широко используется наглядный материал, карточки с гласными и согласными буквами, их условными обозначениями. Важно научить ребёнка «видеть» орфограмму в слове до её написания, учить её прогнозировать и находить «ошибкоопасные места» в словах.
2 этап.
Закрепление орфографических знаний с использованием разнообразных схем, графических и условных обозначений букв и их сочетаний, таблиц.
3 этап.
Выполнение орфографических действий, сопровождаемых громким комментарием в виде рассуждений и выводов.
4 этап.
Перевод полученных знаний, умений и навыков в умственный план. Наданном этапе учащиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно, « в уме» и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах орфограммы.
Литература:
- Парамонова Л.Г. « Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция». –Спб., « Детство-Пресс», 2006г.
- Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
- Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995г.
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001г.
- Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»- М.: Просвещение, 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР"
Коррекция дизорфографии у учащихся с ЗПР . Краткое содержа Краткое содержание программы...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ имеется группа детей с так называемым "нерезко выраженным общим недоразвитием речи" (НОНР). Они нуждаются в целенаправленной и своевременной пом...
Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку
Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку ...
Учебная ( корррекционно-развивающая) программа занятий с детьми среднего школьного возраста по коррекции дизорфографии.
Данная корекционно-развивающая программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса письма у учащихся 5-6 классов в норме и особенностей его усвоения детьми, по...
Коррекция ринолалии в условиях школьного логопункта
Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное различными дефектами речевого аппарата, как анатомическими, так и физиологическими....
Нарушения речи у младших школьников и их коррекция в условиях школьного логопункта
Презентация содержит материал о работе логопеда в условиях школьного логопункта...
"Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"
Выступление на МО "Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"...