Коррекция ринолалии в условиях школьного логопункта
статья на тему
Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное различными дефектами речевого аппарата, как анатомическими, так и физиологическими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_rinolalii_v_usloviyah_shkolnogo_logopunkta.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1 Общие сведения о ринолалии.
1.1 Определение термина ринолалия.
1.2 Медицинская коррекция. Её роль и значение.
1.3 Проблемы детей-ринолаликов.
1.4 Значение логопедической работы в коррекции ринолалии. Её особенности в условиях школьного логопункта.
2 Основные этапы логопедической коррекции ринолалии.
2.1 Диагностика.
2.2 Составление плана коррекционно-педагогической работы.
2.2.1 Логопедический массаж. Цель, методы, значение.
2.2.2 Дыхательная гимнастика. Её особенности и задачи.
2.2.3 Артикуляционная гимнастика. Её особенности и задачи.
2.2.4 Коррекция звукопроизношения и постановка звуков. Особенности и последовательность.
2.3 Восстановление и развитие фонематического слуха. Расширение лексики и словарного запаса. Применение полученных навыков.
3 Необходимые условия для выполнения плана коррекционной работы.
Значение логопедической реабилитации для ребёнка-ринолалика.
Коррекция ринолалии в условиях школьного логопункта.
1 Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное различными дефектами речевого аппарата, как анатомическими, так и физиологическими.
1.1 В медицинской и логопедической лексике этот термин имеет несколько отличающееся толкование. В медицине – это синдром гнусавости, вызванный нарушением резонаторной функции носовой полости. В логопедии термин ринолалия трактуется несколько шире, как любое нарушение нёбно-глоточного дыхания, и классифицируется более подробно.
При нормальном состоянии речевого аппарата нёбно-глоточное смыкание обеспечивает отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. При нарушении нёбно-глоточного смыкания воздух во время речи проходит не только через рот, но и через нос - ринолалия открытая. При нарушении проходимости полости носа и носоглотки – ринолалия закрытая. Недостаточный нёбно-глоточный затвор при носовой непроходимости – ринолалия смешанная.
Различается ринолалия врожденная и приобретенная. Врожденная ринолалия вызвана генетической патологией и проявляется на стадии эмбрионального развития ребёнка.
1.2 Приобретенная ринолалия вызвана осложнениями после операций на горле, гортани, носоглотке, травмами гортани и носоглотки (механическими или химическими) вследствие чего мягкое небо не может выполнять функцию клапана и воздух попадает в носовую полость. У детей, имеющих врожденную патологию твердого и мягкого нёба, ярко выражены все симптомы ринолалии. Нарушение речи у этих детей очень сложно поддаётся коррекции. Врожденная ринолалия встречается с частотой 1 из 500 до 1000 и требует безусловного участия в коррекции многих специалистов, в том числе челюстно-лицевых хирургов, стоматологов, отоларингологов, психологов и, конечно, логопедов, как в дооперационный так и в послеоперационный периоды.
Надо понимать, что только оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи ребенка. Уранопластика позволяет восстановить целостность дна носовой полости. Хейлопластика позволяет восстановить верхнюю губу ребенка. Хирургическое лечение лишь создает анатомо-физиологические условия для формирования правильной речи.
Очень важно, чтобы оперативное лечение было проведено своевременно, то есть в возрасте от 3 до 5 лет, после того, как у ребенка сформируется ряд молочных зубов. Чем раньше проведена операция, тем лучше и быстрее достигается результат работы по коррекции и нормализации речи. Более поздно осуществленное хирургическое вмешательство приводит к возникновению у ребенка большого ряда проблем, как физиологических, психологических, так и социальных. У детей с нёбными расщелинами наблюдается предрасположенность к заболеваниям дыхательной системы, ослабление общего физического развития, снижение уровня интеллектуального развития.
1.3 Ребёнок вынужденно приспосабливается к патологии носоглотки, что приводит к аномальному, гипертрофированному развитию мышц корня языка и вялости, малоподвижности кончика языка, несогласованному взаимодействию мышц речевого аппарата. Артикуляция сдвинута к корню языка. Это автоматически приводит к недоразвитию слуха на отдельные звуки, то есть к фонематической глухоте. Формируется устойчивый страх речи, обедняется лексика, страдает грамматический строй речи и, как следствие, дисграфия. Всё это приводит к самоизоляции ребенка в коллективе, развиваются психозы и неврозы, страдают эмоциональная и коммуникативная сферы деятельности ребенка.
Вот почему так важно постоянное участие логопеда в реабилитации таких детей. Особенно хочется подчеркнуть, что необходимо заинтересованное участие родителей в реабилитации ребенка, обязательное привлечение логопеда как в до, так и в послеоперационный период. Логопед должен получить полную информацию о сроках, полноте и количестве оперативных хирургических вмешательств, о результатах ранее проводимых коррекционных действий. Логопед должен принять во внимание все полученные сведения при составлении индивидуального плана реабилитации такого ребенка.
1.4 В условиях школьного логопункта проведение логопедом необходимых ежедневых занятий по коррекции ребёнка с диагнозом ринолалия практически невозможно, поэтому так важно заинтересованное участие ребенка и его родителей в выполнении намеченного плана работы.
Логопеду в условиях школы, как правило, приходится работать с ребёнком после проведенной медицинской коррекции.
2 Логопедическая коррекция состоит из нескольких этапов.
2.1 Диагностика
Полное обследование речевого аппарата ребёнка. Дать оценку состоянию артикуляционного аппарата, для чего: - определить состояние нёбно-глоточного затвора, оценить полноту смыкания края мягкого нёба с глоточным валиком, наличие и состояние послеоперационных рубцов, степень подвижности мягкого нёба, степень развития мышц языка (гипертрофия и дистрофия участков), состояние зубного ряда; - дать оценку нарушениям дыхания физиологического и фонационного; - выявить нарушения в произношении звуков, речи, лексики, чтения, письма; - определить звуки, подлежащие постановке и коррекции, а так же заменяемые звуки; - определить степень назализации произношения звуков. На основании результатов проведенного обследования составляется индивидуальный план, включающий все пункты обязательного плана коррекционной работы.
2.2 План коррекционно-педагогической работы
2.1 Ежедневный логопедический массаж. Проводится либо логопедом (пальцевой), либо проводится самомассаж ребёнком под контролем взрослого. Применяется пальцевой массаж (проводится с использованием резиновых перчаток и зеркала) и самомассаж с помощью кончика языка и кончика пальца ребенка. Массируются участки твердого неба и послеоперационные рубцы, участки границы твердого и мягкого нёба, проводится вибрационный массаж мягкого неба.
Массаж проводится способами поглаживания и растирания, зигзагообразными, точечными и толчкообразными движениями.
Логопед должен показать родителям и ребёнку, как выполнять массаж. Необходимо использовать зеркало при обучении ребёнка приемам самомассажа. Массаж можно усилить, проводя его во время произнесения звука «а».
Рекомендуется проводить массаж два раза в день от 1,5 до 2 минут быстрыми движениями ( в течение года). Не проводить массаж после еды во избежание рвотного рефлекса.
Массаж необходимо дополнять своеобразной гимнастикой для ротовой полости. Например: - полоскать горло теплой водой маленькими порциями; - утрированно покашливать , широко открыв рот, на одном выдохе не менее двух-трех раз; - позёвывать, широко открыв рот; - громко и энергично произносить гласные звуки.
Для растяжения рубцов можно использовать прием, имитирующий проглатывание.
Цель массажа и упражнений - восстановление эластичности мягкого нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания.
2.2 Ежедневная дыхательная гимнастика. Проводится под контролем логопеда или взрослого, так как при проведении дыхательных упражнений необходимо контролировать состояние ребенка. При ухудшении состояния (головокружении, тошноте, слабости) упражнения следует немедленно прекратить.
Для восстановления дыхания используются стандартные дыхательные упражнения. Например: - вдыхать воздух носом, медленно выдыхать через широко открытый рот; - вдох ртом, выдох через нос; - вдох, выдох носом; - вдох, выдох ртом; - сильно и равномерно раздувать щеки, выдох через губы, сложенные трубочкой; - выдыхать воздух с «широкого» языка, просунув его между зубами; - свернуть язык в трубочку и выдыхать через «трубочку».
Упражнения необходимо дополнять надуванием шариков и мячей, игрой на детских духовых инструментах.
Целью проведения дыхательной гимнастики является выработка дифференцированных ротового и носового выдохов, формирование полноценного речевого дыхания, устранение назального оттенка речи.
2.3 Артикуляционная гимнастика. Классические артикуляционные упражнения необходимо дополнить упражнениями, позволяющими активизировать движения кончика языка, так как у ринолаликов кончик языка дистрофичен и малоподвижен. Например: - свесить узкий длинный язык к подбородку и удерживать его в течение 5 секунд; - медленно высунуть узкий и длинный язык изо рта; - длинным узким языком, высунутым как можно дальше, проделать несколько колебательных движений от одного уголка рта к другому; - открыв рот, совершать круговые движения языком в одну сторону, затем в другую; - длинный узкий язык поднимать вверх к носу и опускать; - узким длинным языком изнутри надавливать поочередно на внутреннюю поверхность щёк. Все упражнения повторять не менее 5 раз.
Цель упражнений – подготовить речевой аппарат к постановке и коррекции звуков.
Необходимо сочетать и чередовать элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики.
2.4 Коррекция звукопроизношения. Проводится обычными стандартными методами. Специфическими отличиями являются - осуществление контроля направления воздушной струи и порядок постановки звуков. Гласные звуки ставятся в первую очередь, а затем включаются в ежедневные упражнения. Гласные сначала артикулируются беззвучно, перед зеркалом, а затем произносятся громко, в полный голос. Необходимо увеличивать количество произносимых гласных на одном выдохе. Затем необходимо добиться четкого отрывистого произношения по 2-3 разных гласных звуков в различной последовательности, длительного слитного произношения гласных звуков. Полезно использовать приемы артикуляционной тренировки. Например: - произносить гласные через паузы, во время которых ребёнок должен сохранять высокое положение мягкого нёба; - негромко произносить гласные звуки с усиленным напряжением мягкого нёба и глоточных мышц; - петь гласные звуки на разной высоте; - произносить и петь их про себя.
Устранение назализации произношения гласных звуков рекомендуется начинать с «и» и «э», при произношении которых более активно участвуют мягкое нёбо и стенки глотки. Контроль направления воздушной струи осуществляется обычными методами (использование зеркальца, ватных шариков, тонких полосок бумаги). В сложных случаях, на начальных этапах, можно использовать способ зажимания носовых ходов. После устранения назализации гласных звуков, необходимо начинать работу по постановке согласных звуков в рекомендуемой последовательности: соноры (л, р), фрикативные (ф, в, с, з), смычные согласные. Смычные согласные рекомендуется ставить в следующей последовательности: взрывные ( б, п, д, т, г, к ), аффриканты (ч, ц ), носовые (м, н )
Постановка различных звуков может использоваться в качестве дыхательных упражнений. Например: при произнесении звука «ф» формируется правильный длительный выдох через рот; произнесение звука «п» используется как тренировочное упражнение для устранения назального звучания голоса, так как для этого необходим полный нёбно-глоточный затвор; для произнесения звука «т» необходим правильно поставленный ротовой выдох.
Необходимо отрабатывать произношение поставленных звуков в прямых и обратных слогах.
2.3 Каждый этап выполнения намеченной программы коррекции звукопроизношения должен анализироваться. По результатам анализа должна проводиться корректировка намеченных мероприятий с целью достижения лучших результатов. Необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Параллельно с коррекцией звукопроизношения необходимо развивать у ребенка фонематический слух и слуховое внимание, развивать силу голоса, расширять словарный запас, развивать речь. Необходимо мотивировать ребёнка проводить постоянный слуховой контроль собственной речи, сознательно стремиться к устранению дефектов, использовать приобретенные навыки в свободном речевом общении.
3. Ребенку и его родителям необходимо осознать, что при коррекции таких тяжелых нарушений звукопроизношения и речи нельзя ждать быстрых результатов. Коррекционная работа может продолжаться годы, но результат позволит ребенку развиваться во всех сферах деятельности, учиться, получать необходимые навыки коммуникации, развивать эмоциональную сферу, получить выбранную профессию и реализоваться в жизни.
Необходимо в рамках учебного заведения и в домашних условиях создать такому ребёнку доброжелательную атмосферу, ободрять его и поддерживать, поощрять стремление преодолевать свои проблемы.
Перечень использованных интернет-источников и литературы:
1 http://логопед-класс.рф/index.php/vidy-rechevyh-narusheniy/58-rinolaliya.html
2 http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/rhinolalia
3 http://www.solnet.ee/parents/log_63.html
4. Галина Соломатина, Виктор Водолацкий. Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции. Сфера. 2005 г.-160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа при ринолалии
В данной работе представлен комплекс упражнений для тренировки мышщ речевой моторики...
Методика оценки восстановленной речи у детей с ринолалией (по материалам Семенченко, Вакуленко, Дербалюк)
Нам кажется наиболее удобным для практики метод оценки речи, предложенный чешскими учеными Шуриной и Краль (1969), который основан на оценке слушателей и количественном измерении речевых нарушений, вы...
РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ПРИ РИНОЛАЛИИ. КОРРЕКЦИЯ
Основные задачи коррекционно-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии...
Коррекция дизорфографии на школьном логопункте.
В статье обращается внимание на значимость коррекции дизорфографии у детей с нарушениями чтения и письма....
Нарушения речи у младших школьников и их коррекция в условиях школьного логопункта
Презентация содержит материал о работе логопеда в условиях школьного логопункта...
Программа коррекции произносительной стороны речи при общем недоразвитии речи II-III уровня, обусловленном открытой ринолалией, у младших школьников в условиях школы-интерната для детей с ТНР.
Данная программа создана для оказания логопедической помощи школьникам с общим недоразвитием речи II - III уровня, обусловленным открытой ринолалией, в условиях школы-интерната для детей с...
"Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"
Выступление на МО "Коррекция дисграфии и дислексии в условиях школьного логопункта"...