Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"
презентация по теме
Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Обследование устной и письменной речи
обучающихся на школьном логопункте» по методике Е.В. Мазановой
1. Речевые пробы и система их оценки
Серия 1. Исследование звукопроизношения
Максимально — 100 баллов
Звукопроизношение Мах = 50 | Дифференциация звуков Мах = 50 | ||||
Задание 1 | Задание 2 | ||||
начало года[1] | середина года | конец года | начало года | середина года | конец года |
1. Исследование состояния звукопроизношения. Мах — 50 баллов
Инструкция: посмотри и назови картинки. Слайд 2
- Сумка, автобус. [с]. Слайд 3
- Гусь, такси. [сь]. Слайд 4
- Замок, береза [з]. Слайд 5
- Газета, зима. [зь]. Слайд 6
- Пуговица, курица. [ц]. Слайд 7
- Машина, шапка. [ш]. Слайд 8
- Жук, ножи. [ж]. Слайд 9
- Щетка, овощи. [щ]. Слайд 10
- Мяч, бабочка. [ч]. Слайд 11
- Лодка, стул [л]. Слайд 12
- Лиса, лимон. [ль]. Слайд 13
- Рыба, барабан. [р]. Слайд 14
- Мандарин, дверь. [рь]. Слайд 15
- Яблоко, ель. [j]. Слайд 16
- Губы, гриб. [г]. Слайд 17
- Книга, капуста. [к]. Слайд 18
- Хлеб, духи. [х]. Слайд 19
- Дом, деньги. [д-дь]. Слайд 20
- Кот, бантик. [т—тъ]. Слайд 21
- Нарушения других звуков (если имеются).
Оценка результатов:
2,5 балла правильное воспроизведение пробы.
2 балла нестойкое употребление звука.
1,5 балла неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке.
0 баллов неверное воспроизведение пробы.
2. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. Максимально — 50 баллов
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
- У Саши шесть стеклышек. Звуки [с-ш].
- У Зои желтый зонт. Звуки [з-ж].
- У кошки лежат ложки в лукошке. Звуки [ш-ж].
- Соня отдала Зое зайку и сачок. Звуки [с-з].
- У Сонечки семечки. Звуки [сь-ч].
- Часовщик чинит часы. Звуки [ч—щ].
- Лисица сцапала курицу. Звуки [с-ц].
- Клава рвала спелые груши. Звуки [л-р].
- У Миши Щукина хорошие товарищи. Звуки [ш-щ].
- Борин папа купил машину Победу. Звуки [б-п].
Оценка результатов:
5 баллов правильное воспроизведение пробы.
0 баллов неверное воспроизведение пробы.
Серия 2. Исследование фонематического слуха
Максимально — 100 баллов
Воспроизведение Мах = 60 | Представление Мах = 20 | Анализ Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | |||||||||||||
А | Б | ||||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
1. Исследование возможности воспроизведения слогов.
Мах — 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори за мной слоги.
- са — ша — са
- ца — са — ца
- ба — па — па
- за — за — жа — за
- ря — ля — ря — ря
Оценка результатов:
4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
1 балл самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование возможности воспроизведения слов.
Мах — 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори за мной слова.
- день — тень
- мишка — миска
- бочка — почка
- кот — год — ход
- том — дом — ком
Оценка результатов:
4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование возможностей воспроизведения предложений.
Мах — 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори предложения.
- Мама расчесывает волосы перед зеркалом.
- Регулировщик регулирует движение.
- Водопроводчик чинит водопровод.
- Чистильщик чистит обувь.
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование фонематических представлений. Мах — 20 баллов
Инструкция: Назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с] (всего 5 проб).
|Оценка результатов:
4 балла правильный и точный подбор слов на каждую пробу.
2 балла выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование возможности фонематического анализа. Мах - 20 баллов
Инструкция: Назови в словах все звуки по порядку.
- мак
- утка
- кит
- кошка
- капуста
Оценка результатов:
4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2 балла выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 3. Исследование слоговой структуры
Максимально — 100 баллов
Называние картинок Мах = 25 | Воспроизведение слов Мах = 35 | Воспроизведение предложений Мах = 20 | Анализ Мах = 20 | ||||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | ||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
1. Исследование возможности называния картинок.
Мах — 25 баллов
Инструкция: Назови картинки. Слайд 22
- дерево
- аквариум
- милиционер Слайд 23
- мотоциклист
- скатерть Слайд 24
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное выполнение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование возможности воспроизведения слов. Мах — 35 баллов
Инструкция: Повтори за мной слова.
- строительство
- часовщик
- репетиция
- дерево
- аквариум
- милиционер
- мотоциклист
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование возможности воспроизведения предложений. Мах — 20 баллов
Инструкция: Послушай и повтори за мной предложения.
- Мама рассказывает сыну сказку на ночь.
- Ежик спит под ворохом листьев.
- В аквариуме плавают рыбки.
- Мальчик поставил велосипед под деревом.
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.
2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование навыка слогового анализа. Мах — 20 баллов
Инструкция 1: Подели слова на слоги.
- кит
- вишня
- виноград
- смородина
Инструкция 2: Подбери слова, состоящие из 1-го слога.
Инструкция 3: Подбери слова, состоящие из 2-х слогов.
Инструкция 4: Подбери слова, состоящие из 3-х слогов.
Оценка результатов:
5 баллов правильное и точное выполнение каждой пробы.
2,5 балла выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 4. Исследование состояния словаря
Максимально — 100 баллов
Предметы Мах = 40 | Действия Мах = 20 | Признаки Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | |||||||||||||||
А | Б | В | Г | ||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Антонимы Мах = 10 | Синонимы Мах = 10 | Пересказ Мах = 50 | |||||||||||||||
Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | |||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | |||||||||
1. Исследование состояния номинативного словаря. Мах — 50 баллов
А. Предмет и его части
Инструкция: Назови предмет и части, из которых он состоит. Слайд 25
- чайник Слайд 26
- машина Слайд 27
Оценка результатов:
5 балла правильное выполнение пробы.
2,5 балла выполнение пробы с ошибками.
1 балл название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребенка.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Объяснение лексического значения слов
Инструкция: Объясни, что это? Слайд 28
- дверь
- поезд Слайд 29
Оценка результатов:
5 баллов правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Обобщающие понятия
Инструкция 1: Назови одним словом. Слайд 30
- яблоко, груша, банан, апельсин, лимон Слайд 31
- стол, стул, диван, кресло, шкаф Слайд 32
- береза, дуб, осина Слайд 33
- самолет, такси, автобус Слайд 34
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция 2: Назови предметы, относящиеся к:
- мебели
- насекомым
- обуви
- грибам
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам
Инструкция: Про что могу сказать?
- хорошее
- морозный
- звонкая
- холодное
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование предикативного словаря. Мах — 20 баллов
Инструкция 1: Скажи, кто как голос подает? Слайд 35
- утка
- петух
- гусь
- ворона Слайд 36
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция 2: Скажи, кто как передвигается? Слайд 37
- ворона
- рыба
- человек
- черепаха Слайд 38
Оценка результатов:
2,5 балла правильное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование словаря признаков. Мах — 10 баллов
Инструкция: Подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5-6 слов). Слайд 39
- шуба (какая?)
- друзья (какие?)
- мяч (какой?)
- ведро (какое?) Слайд 40
Оценка результатов:
2,5 балла подбор не менее пяти слов-признаков.
1,5 балла подбор не менее трех слов-признаков.
0,5 балла подбор одного-двух слов-признаков.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование словаря антонимов. Мах — 10 баллов
Инструкция: Скажи наоборот.
- день, весна
- большой, низкий
- сесть, говорить
- входить, наливать
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение каждой из проб.
1 балл самостоятельное выполнение пробы с одной-двумя ошибками.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование словаря синонимов. Мах — 10 баллов
Инструкция: Как сказать по-другому?
- летчик
- шофер
- врач
- печальный
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение каждой из проб.
1,5 балла самостоятельное выполнение пробы с 1—2 ошибками.
1 балл выполнение с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи
Максимально —100 баллов
Словообразование. Мах = 50 | ||||||||||||||
Задание 1 | ||||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | ||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Словоизменение. Мах = 30 | Согласование. Мах = 20 | |||||||||||||
Задание 2 | Задание 3 | |||||||||||||
А | Б | В | А | Б | ||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
1. Исследование навыков словообразования. Мах — 50 баллов
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
Инструкция: Назови ласково.
- книга
- воробей
- стул
- ведро
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Образование названий детенышей
- у курицы
- у козы
- у гуся
- у коровы
Слайд 42
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Образование глаголов префиксальным способом
Инструкция: Рассмотри картинки и назови действия девочки. Слайд 44
- наливает Слайд 45
- переливает Слайд 46
- выливает Слайд 47
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Образование относительных прилагательных Слайд 48
- скамейка из дерева
- тетрадь из бумаги
- сумка из кожи
- сок из моркови Слайд 49
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Д. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: У собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы — ..Слайд 50
- у собаки
- у кошки
- у лисы
- у медведя Слайд 51
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование навыков словоизменения. Мах — 50 баллов
А. Образование формы множественного числа имен существительных Слайд 51
Инструкция: Один — дом, а если их много, то это — дома.
- дом
- стул
- ведро
- книга Слайд 52
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Образование предложно-падежных форм
Инструкция: ответь на вопросы по картинкам. Слайд 53
- Где висит пальто? (На вешалке.) Где лежат яблоки? (На столе.)
- Откуда снимем пальто? Откуда возьмем яблоки?
- Куда прячется медвежонок? (За дерево.) Где сидят ученики? (За партой.)
- Откуда выбежит медвежонок? Откуда встанут ученики? Слайд 54
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с одной ошибкой.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Образование падежных форм имен существительных
Инструкция: Ответь на вопросы.
- Кого ты видел в зоопарке?
- Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
- К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
- Чем ты смотришь? Чем слушаешь? За чем мы ходим в лес?
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
3. Согласование прилагательных с существительными. Мах 20 б.
А. Инструкция: Договори слово.
- портрет краси...
- стаканчик бумаж...
- дни тепл...
- окно гряз...
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Согласование существительных с числительными. Мах 20 б.
Инструкция: Посчитай по два и по пять. Образец: два дома, пять домов. Слайд 55
- жук Слайд 56
- окно Слайд 57
- ведро Слайд 58
- дерево Слайд 59
Оценка результатов:
2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.
1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.
0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия 6. Исследование связной речи
Максимально — 100 баллов
Рассказ. Мах = 50 | Пересказ. Мах = 50 | ||||
Задание 1 | Задание 2 | ||||
Н | С | К | Н | С | К |
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Слайд 60 Мах — 50 баллов
Инструкция: Посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и составь рассказ. Слайд 61
Оценка проводится по трем критериям:
А. Критерий смысловой целостности:
20 б: рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 б: допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.
5 б: выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен.
0 баллов: отсутствие описания ситуации.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 б - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
15 б - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 б - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.
0 баллов рассказ не оформлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 баллов самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.
5 баллов картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно.
2,5 - раскладывание картинок с помощью логопеда и составление рассказа по наводящим вопросам.
0 баллов задание невозможно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного рассказа. Мах — 50 баллов
Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ. Послушай, запомни и перескажи его по памяти.
Горошины по И.Н. Садовниковой Слайд 62
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка проводится по тем же трем критериям, что и для рассказа по серии картинок:
А. Критерий смысловой целостности:
20 б - пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.
15 б - незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.
5 б - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершен, дополнен посторонней информацией. 0 б - невыполнение.
Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
20 б оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
15 б пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.
5 б наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.
0 б пересказ не составлен.
В. Критерий самостоятельности выполнения задания:
10 б самостоятельный пересказ после первого предъявления.
5 б пересказ с минимальной помощью (1—2 вопроса) или после повторного прочтения.
2,5 б пересказ по наводящим вопросам.
0 б задание не выполнено даже с помощью.
Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.
Из показателей всех серий складывается индивидуальный речевой профиль ребенка с нарушением устной речи. Он заполняется на каждого младшего школьника, зачисленного на логопункт и на всю группу с указанием среднего показателя по каждой серии.
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР[2]
Н — начало года С — середина года К — конец года
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | |
100% | ||||||||||||||||||
95% | ||||||||||||||||||
90% | ||||||||||||||||||
85% | ||||||||||||||||||
80% | ||||||||||||||||||
75% | ||||||||||||||||||
70% | ||||||||||||||||||
65% | ||||||||||||||||||
60% | ||||||||||||||||||
55% | ||||||||||||||||||
50% | ||||||||||||||||||
45% | ||||||||||||||||||
40% | ||||||||||||||||||
35% | ||||||||||||||||||
30% | ||||||||||||||||||
25% | ||||||||||||||||||
20% | ||||||||||||||||||
15% | ||||||||||||||||||
10% | ||||||||||||||||||
5% | ||||||||||||||||||
0% | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 — звукопроизношение 4 — словарь
2 — фонематическое восприятие 5 — грамматический строй
3 — слоговая структура 6 — связная речь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования речи детей младшего школьного возраста.
Это исследование позволит выявить особенности в состоянии психических функций, лежащих в основе письма, неустойчивость произвольного внимания, неточность пространственных представлений и ориентировок,...
методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"
Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...
Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...
Тестовая методика комплексного обследования устной речи детей со сложной структурой дефекта
В данной методике представлен диагностический материал для обследования датей со сложной структурой дефекта...
Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...
Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...
Методические рекомендации «По использованию диагностических методик учителем-дефектологом для обследования детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)».
Пояснительная запискаВ настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерациипредставляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается долярождения здоровых детей, повышаются по...
Комментарии
Кое-что немного изменила:
Спасибо, отличная работа!
Спасибо, отличная работа!