Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"
презентация по теме

Хамитова Алия Финатовна

Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обследование устной и письменной речи

обучающихся на школьном логопункте» по методике Е.В. Мазановой

1. Речевые пробы и система их оценки

Серия 1. Исследование звукопроизношения

Максимально — 100 баллов

Звукопроизношение

Мах = 50

Дифференциация звуков

Мах = 50

Задание 1

Задание 2

начало года[1]

середина года

конец

года

начало года

середина года

конец

года

1. Исследование состояния звукопроизношения. Мах — 50 баллов

Инструкция: посмотри и назови картинки. Слайд 2

  1. Сумка, автобус. [с].   Слайд 3
  2. Гусь, такси. [сь]. Слайд 4
  3. Замок, береза [з]. Слайд 5
  4. Газета, зима.  [зь]. Слайд 6
  5. Пуговица, курица. [ц]. Слайд 7
  6. Машина, шапка. [ш]. Слайд 8
  7. Жук, ножи. [ж]. Слайд 9
  8. Щетка, овощи. [щ]. Слайд 10
  9. Мяч, бабочка. [ч]. Слайд 11
  10. Лодка, стул [л]. Слайд 12
  11. Лиса, лимон.  [ль]. Слайд 13
  12. Рыба, барабан. [р]. Слайд 14
  13. Мандарин, дверь. [рь]. Слайд 15
  14. Яблоко, ель. [j]. Слайд 16
  15. Губы, гриб. [г]. Слайд 17
  16. Книга, капуста. [к].  Слайд 18
  17. Хлеб, духи. [х]. Слайд 19
  18. Дом, деньги. [д-дь]. Слайд 20
  19. Кот, бантик. [т—тъ]. Слайд 21
  20. Нарушения других звуков (если имеются).

Оценка результатов:

2,5 балла правильное воспроизведение пробы.

2 балла нестойкое употребление звука.

1,5 балла неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке.

0 баллов неверное воспроизведение пробы.

2. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. Максимально — 50 баллов

Инструкция: Послушай и повтори предложения.

  1. У Саши шесть стеклышек. Звуки [с-ш].
  2. У Зои желтый зонт. Звуки [з-ж].
  3. У кошки лежат ложки в лукошке. Звуки [ш-ж].
  4. Соня отдала Зое зайку и сачок. Звуки [с-з].
  5. У Сонечки семечки. Звуки [сь-ч].
  6. Часовщик чинит часы. Звуки [ч—щ].
  7. Лисица сцапала курицу. Звуки [с-ц].
  8. Клава рвала спелые груши. Звуки [л-р].
  9. У Миши Щукина хорошие товарищи. Звуки [ш-щ].
  10. Борин папа купил машину Победу. Звуки [б-п].

Оценка результатов:

5 баллов правильное воспроизведение пробы.

0 баллов неверное воспроизведение пробы.

Серия 2. Исследование фонематического слуха

Максимально — 100 баллов

Воспроизведение

Мах = 60

Представление

Мах = 20

Анализ

Мах = 20

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

А

Б

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1. Исследование возможности воспроизведения слогов.

Мах — 20 баллов

Инструкция: Послушай и повтори за мной слоги.

  1. са — ша — са                
  2. ца — са — ца                        
  3. ба — па — па
  4. за — за — жа — за                
  5. ря — ля — ря — ря

Оценка результатов:

4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.

1 балл самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности воспроизведения слов.

Мах — 20 баллов

Инструкция: Послушай и повтори за мной слова.

  1.  день — тень                 
  2.  мишка — миска
  3.  бочка — почка                
  4.  кот — год — ход
  5.  том — дом — ком

Оценка результатов:

4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.

2 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможностей воспроизведения предложений.

Мах — 20 баллов

Инструкция: Послушай и повтори предложения.

  1.  Мама расчесывает волосы перед зеркалом.
  2.  Регулировщик регулирует движение.
  3. Водопроводчик чинит водопровод.
  4.  Чистильщик чистит обувь.

Оценка результатов:

5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.

2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование фонематических представлений. Мах — 20 баллов

Инструкция: Назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с] (всего 5 проб).

|Оценка результатов:

4 балла правильный и точный подбор слов на каждую пробу.

2 балла выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

5. Исследование возможности фонематического анализа. Мах - 20 баллов

Инструкция: Назови в словах все звуки по порядку.

  1. мак                
  2. утка                
  3. кит
  4. кошка        
  5. капуста

Оценка результатов:

4 балла правильное и точное воспроизведение каждой пробы.

2 балла выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия 3. Исследование слоговой структуры

Максимально — 100 баллов

Называние картинок

Мах = 25

Воспроизведение слов

Мах = 35

Воспроизведение предложений

Мах = 20

Анализ

Мах = 20

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1. Исследование возможности называния картинок.

Мах — 25 баллов

Инструкция: Назови картинки. Слайд 22

  1.  дерево                        
  2.  аквариум
  3. милиционер  Слайд 23
  4.  мотоциклист                
  5.  скатерть  Слайд 24   

Оценка результатов:

5 баллов правильное и точное выполнение каждой пробы.

2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности воспроизведения слов. Мах — 35 баллов

Инструкция: Повтори за мной слова.

  1. строительство                        
  2. часовщик                                
  3. репетиция
  4. дерево
  5. аквариум                                
  6. милиционер
  7. мотоциклист

                Оценка результатов:

5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.

2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможности воспроизведения предложений. Мах — 20 баллов

Инструкция: Послушай и повтори за мной предложения.

  1.  Мама рассказывает сыну сказку на ночь.
  2.  Ежик спит под ворохом листьев.
  3.  В аквариуме плавают рыбки.
  4.  Мальчик поставил велосипед под деревом.

Оценка результатов:

5 баллов правильное и точное воспроизведение каждой пробы.

2,5 балла самостоятельное выполнение пробы после повторного предъявления.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование навыка слогового анализа. Мах — 20 баллов

Инструкция 1: Подели слова на слоги.

  1. кит                        
  2. вишня
  3. виноград                
  4. смородина

Инструкция 2: Подбери слова, состоящие из 1-го слога.

Инструкция 3: Подбери слова, состоящие из 2-х слогов.

Инструкция 4: Подбери слова, состоящие из 3-х слогов.

Оценка результатов:

5 баллов правильное и точное выполнение каждой пробы.

2,5 балла выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

            Серия 4. Исследование состояния словаря

Максимально — 100 баллов

Предметы

Мах = 40

Действия

Мах = 20

Признаки

Мах = 20

Задание 1

Задание 2

Задание 3

А

Б

В

Г

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Антонимы

Мах = 10

Синонимы

Мах = 10

Пересказ

Мах = 50

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1. Исследование состояния номинативного словаря. Мах — 50 баллов

А. Предмет и его части

Инструкция: Назови предмет и части, из которых он состоит. Слайд 25

  1.  чайник Слайд 26                        
  2.  машина Слайд 27

Оценка результатов:

5 балла правильное выполнение пробы.

2,5 балла выполнение пробы с ошибками.

1 балл название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребенка.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Объяснение лексического значения слов

Инструкция: Объясни, что это? Слайд 28

  1. дверь                        
  2. поезд Слайд 29

Оценка результатов:

5 баллов правильное выполнение пробы.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

В. Обобщающие понятия

Инструкция 1: Назови одним словом. Слайд 30

  1.  яблоко, груша, банан, апельсин, лимон        Слайд 31                
  2.  стол, стул, диван, кресло, шкаф Слайд 32
  3.  береза, дуб, осина        Слайд 33                
  4. самолет, такси, автобус Слайд 34

Оценка результатов:

2,5 балла правильное выполнение пробы.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Инструкция 2: Назови предметы, относящиеся к:

  1. мебели                                
  2. насекомым
  3. обуви                
  4. грибам

Оценка результатов:

2,5 балла правильное выполнение пробы.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам

Инструкция: Про что могу сказать?                

  1.  хорошее
  2.  морозный                        
  3.  звонкая
  4.  холодное

Оценка результатов:

2,5 балла правильное выполнение пробы.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование предикативного словаря. Мах — 20 баллов

Инструкция 1: Скажи, кто как голос подает? Слайд 35

  1.  утка                
  2.  петух                
  3.  гусь                
  4.  ворона Слайд 36

Оценка результатов:

2,5 балла правильное выполнение пробы.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Инструкция 2: Скажи, кто как передвигается? Слайд 37        

  1.  ворона                
  2.  рыба
  3.  человек                
  4.  черепаха Слайд 38

Оценка результатов:

2,5 балла правильное выполнение пробы.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование словаря признаков. Мах — 10 баллов

Инструкция: Подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5-6 слов). Слайд 39

  1. шуба (какая?)                
  2. друзья (какие?)
  3. мяч (какой?)                
  4. ведро (какое?) Слайд 40

Оценка результатов:

2,5 балла подбор не менее пяти слов-признаков.

1,5 балла подбор не менее трех слов-признаков.

0,5 балла подбор одного-двух слов-признаков.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование словаря антонимов. Мах — 10 баллов

Инструкция: Скажи наоборот.

  1. день, весна
  2. большой, низкий
  3. сесть, говорить
  4. входить, наливать

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение каждой из проб.

1 балл самостоятельное выполнение пробы с одной-двумя ошибками.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

5. Исследование словаря синонимов. Мах  — 10 баллов

Инструкция: Как сказать по-другому?

  1. летчик                
  2. шофер
  3. врач                
  4. печальный

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение каждой из проб.

1,5 балла самостоятельное выполнение пробы с 1—2 ошибками.

1 балл выполнение с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия 5. Исследование грамматического строя речи

Максимально —100 баллов

Словообразование. Мах = 50

Задание 1

А

Б

В

Г

Д

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Словоизменение. Мах = 30

Согласование. Мах = 20

Задание 2

Задание 3

А

Б

В

А

Б

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

1. Исследование навыков словообразования. Мах — 50 баллов

А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

Инструкция: Назови ласково.

  1. книга                
  2. воробей                
  3. стул                
  4. ведро

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Образование названий детенышей

  1. у курицы                
  2. у козы                
  3. у гуся                
  4. у коровы

                          Слайд  42

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

В. Образование глаголов префиксальным способом

Инструкция: Рассмотри картинки и назови действия девочки. Слайд 44

  1. наливает        Слайд 45        
  2. переливает Слайд 46                 
  3. выливает        Слайд 47        

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Образование относительных прилагательных Слайд 48

  1. скамейка из дерева                
  2. тетрадь из бумаги
  3. сумка из кожи                        
  4. сок из моркови Слайд 49

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.

 0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Д. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: У собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы — ..Слайд  50        

  1.  у собаки                
  2.  у кошки
  3.  у лисы
  4. у медведя        Слайд 51        

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование навыков словоизменения. Мах — 50 баллов

А. Образование формы множественного числа имен существительных Слайд 51

Инструкция: Один — дом, а если их много, то это — дома.

  1. дом                                 
  2. стул
  3. ведро        
  4. книга Слайд 52

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Образование предложно-падежных форм

Инструкция: ответь на вопросы по картинкам. Слайд 53

  1. Где висит пальто? (На вешалке.) Где лежат яблоки? (На столе.)
  2. Откуда снимем пальто? Откуда возьмем яблоки?
  3. Куда прячется медвежонок? (За дерево.) Где сидят ученики? (За партой.)
  4. Откуда выбежит медвежонок? Откуда встанут ученики? Слайд 54

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение пробы с одной ошибкой.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

В. Образование падежных форм имен существительных

Инструкция: Ответь на вопросы.

  1. Кого ты видел в зоопарке?
  2. Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
  3. К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
  4. Чем ты смотришь? Чем слушаешь? За чем мы ходим в лес?

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

3. Согласование прилагательных с существительными. Мах 20 б.

А. Инструкция: Договори слово.

  1. портрет краси...                
  2. стаканчик бумаж...        
  3. дни тепл...
  4. окно гряз...

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Согласование существительных с числительными. Мах 20 б.

Инструкция: Посчитай по два и по пять. Образец: два дома, пять домов. Слайд 55

  1. жук        Слайд        56
  2. окно        Слайд        57
  3. ведро  Слайд 58
  4. дерево          Слайд 59        

Оценка результатов:

2,5 балла правильное и точное выполнение пробы.

1 балл выполнение пробы с помощью логопеда.

0 баллов неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия 6. Исследование связной речи

Максимально — 100 баллов

Рассказ. Мах = 50

Пересказ. Мах = 50

Задание 1

Задание 2

Н

С

К

Н

С

К

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Слайд 60 Мах — 50 баллов

Инструкция: Посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и составь рассказ. Слайд 61

Оценка проводится по трем критериям:

А. Критерий смысловой целостности:

20 б: рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.

15 б: допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.

5 б: выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен.

0 баллов: отсутствие описания ситуации.

Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

20 б - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

15 б - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.

5 б - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

0 баллов рассказ не оформлен.

В. Критерий самостоятельности выполнения задания:

10 баллов самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ.

5 баллов картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно.

2,5 - раскладывание картинок с помощью логопеда и составление рассказа по наводящим вопросам.

0 баллов задание невозможно даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного рассказа. Мах — 50 баллов

Сейчас я прочитаю тебе небольшой рассказ. Послушай, запомни и перескажи его по памяти.

Горошины по И.Н. Садовниковой Слайд 62

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка проводится по тем же трем критериям, что и для рассказа по серии картинок:

А. Критерий смысловой целостности:

20 б - пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья.

15 б - незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих элементов.

5 б - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершен, дополнен посторонней информацией.                 0 б - невыполнение.

Б. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

20 б оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.

15 б пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления.

5 б наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств.

0 б пересказ не составлен.

В. Критерий самостоятельности выполнения задания:

10 б самостоятельный пересказ после первого предъявления.

5 б пересказ с минимальной помощью (1—2 вопроса) или после повторного прочтения.

2,5 б пересказ по наводящим вопросам.      

0 б задание не выполнено даже с помощью.

Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

Из показателей всех серий складывается индивидуальный речевой профиль ребенка с нарушением устной речи. Он заполняется на каждого младшего школьника, зачисленного на логопункт и на всю группу с указанием среднего показателя по каждой серии.

Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР[2]

Н — начало года                С — середина года                К — конец года

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

Н

С

К

100%

95%

90%

85%

80%

75%

70%

65%

60%

55%

50%

45%

40%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

1

2

3

4

5

6

1 — звукопроизношение                        4 — словарь

2 — фонематическое восприятие                5 — грамматический строй

3 — слоговая структура                         6 — связная речь



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования речи детей младшего школьного возраста.

Это исследование позволит выявить особенности в состоянии психических функций, лежащих в основе письма, неустойчивость произвольного внимания, неточность пространственных представлений и ориентировок,...

методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"

Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

Тестовая методика комплексного обследования устной речи детей со сложной структурой дефекта

В данной методике представлен диагностический материал для обследования датей со сложной структурой дефекта...

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЯХформы проявления силовых способностей.факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.сенситивные периоды для развития силовы...

Методические рекомендации «По использованию диагностических методик учителем-дефектологом для обследования детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)».

Пояснительная запискаВ настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерациипредставляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается долярождения здоровых детей, повышаются по...


 

Комментарии

Хамитова Алия Финатовна

Некоторые вопросы и задания в методике немного изменила: где-то сократила, где-то добавила, презентацию показывала на ноутбуке, очень удобно, не надо искать картинки и листать альбом. Может кому-нибудь пригодится!)))
Ахмина Наталья Владимировна

Спасибо, отличная работа!