Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представленийу детей с умственной отсталостью. (подготовительный возраст)
план-конспект занятия по теме

Удалова Ольга Алексеевна

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений.

(подготовительный возраст)

Тема: Числа и цифры 1,2,3. Числовой ряд.

Цель: закрепить умение называть и соотносить цифры 1,2,3 с количеством и числом.

Задачи:

  • Закрепить навык пересчета предметов, восприятия количества с помощью слухового, зрительного и двигательного анализаторов.
  • Упражнять в соотнесении числа и количества, числа и цифры.
  • Дать понятие: числовой ряд.
  • Развивать слуховое внимание и общую моторику в процессе упражнения « кто внимательный?»
  • Развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение в ходе игры «числовой куб» и  упражнении на сравнении по размеру.
  • Развивать связную речь через формирование умения отвечать на вопрос полными предложениями
  • Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи в ходе выполнения заданий

Оборудование:

наглядный материал -  платок, числовой куб, числовые домики разного цвета ( 1-красный; 2-зеленый, 3-синий); магнитная доска,  квадратные магниты и магнитные цифры, картинки: с изображением трех медведей, чашек и ложек разного размера и цвета.

Раздаточный материал - листы бумаги, разделенные горизонтальной линией и наборы для счета.

Ход занятия:

1. орг. момент.

Дефектолог: дети сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. Но что бы нам попасть в сказочную страну необходимо поколдовать.

(дети закрывают глаза и пересчитывают пальцы в прямом и обратном порядке)

2. основная часть.

- игра «числовой куб»

В это время дефектолог кладет на стол куб под платком.

Д: ребята, посмотрите: что это? Это волшебный куб он укажет нам дорогу. Для того чтобы он нам показал ход – надо бросить куб и выполнить такое количество действий, какое число выпадет на грани.

Дети  по очереди бросают кубик и выполняют действия (прыжки, хлопки, шаги). В процессе выполнения дефектолог регулирует выполнение вопросами.

Д: какое число показывает кубик? Выполни столько прыжков. И  т. П.

- упражнение «цифровые домики»

Дети приближаются к доске. На ней цветные домики под номерами 1, 2, 3.

Д: ребята посмотрите, здесь какие-то домики. Давайте расставим домики по порядку. Какого цвета поставим первый дом?

Дети отвечают и помогают педагогу расставить домики на полке.

Д: какой ряд мы выстроили?

Дети: это ряд чисел.

Д: как сказать по-другому?

Дети: это числовой ряд.

Д: какой ряд называется числовым?

Дети: числовой ряд – это ряд чисел, расположенных по порядку.

Д: посмотрите, а наши домики пустые. Давайте поселим в домики сказочных животных. Но смотрите внимательно, их количество должно соответствовать цифре на доме.

Дети пересчитывают животных на столе и подбирают по их количеству домик.

Д: ребята, чтобы домики не открывались, давайте закроим их. Закроем дом номер 2. хлопните в ладоши столько раз, сколько показывает цифра.

Дети хлопают по одному, поочередно.

Д: теперь ,домик номер 1.

Далее работа аналогичная.

- упражнение «числовая лесенка»

Д: посмотрите, что это за чудо-лесенка? Назовите сколько красных ступенек?

Дети: одна

Д: найдите и подберите цифру, которая показывает, что ступень одна. Какую цифру ты будешь искать?

Ребенок: один.

Д: поставь цифру на первую ступеньку.

Далее по аналогии выставляются все цифры.

Д: что у нас с вам получилось?

Дети: лесенка с цифрами.

Д: или ряд чисел. Числовой ряд. Повторите хором.

Дети повторяют.

Д: давайте пройдем с вами по лесенки вверх и вниз.

Дети называют числа в прямом и обратном порядке.

- физминутка.

Два хлопка над головой,

Три хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах 4 раза поскачем.

- игровое упражнение «кто внимательный?».

Д: давайте поиграем и узнаем, кто из нас самый внимательный?

Педагог называет действие, а показывает не правильно. Детям необходимо выполнять речевую инструкцию.

- упражнение в сравнении предметов по размеру.

Д: ребята, а пока играли мы в новую сказку попали. Как называется это сказка?

Дети: маша и медведи.

Д: вспомните, как звали медведей.

Дети: Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.

Д: сколько всего медведей?

Дети: три.

Д: помогите, пожалуйста, накрыть на стол для медведей. Расставьте чашки по порядку: от самой большой к самой маленькой.

(один ребенок выставляет на фланелеграфе)

Д: сколько чашек у медведей?

Дети: три.

Д: какого цвета самая большая чашка? Средняя? Маленькая?

Дети отвечают.

Д: помогите разложить ложки.

Работа аналогичная.

- работа с раздаточным материалом.

Д: ребята, посмотрите, какой беспорядок у мишутки на столе? Он все перепутал. Садитесь и помогите мне убраться. Вот вам две полки. Одна полка верхняя. Покажите, верхнюю полку.

(у детей листы бумаги, разделенные горизонтальной линией. Это «верхняя» и «нижняя полка»)

Покажите, нижнюю полку.

Д: поставьте на верхнюю полку 3 карандаша.

(дети выполняют)

Сосчитайте, сколько карандашей на верхней полке. (дети пересчитывают и отвечают)

Д: поставьте на нижнюю полку 2 мячика. Сколько мячико ты поставил?

На какой полке мячики? А на какой карандаши?

3 итог занятия.

Медведи говорят вам спасибо за помощь. А нам с вами пора возвращаться в группу. Давайте закроем глазки и посчитаем от 1-10, 10-1.

Вот мы и вернулись. Что вам понравилось в нашем путешествии?

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «Матрешка»

Занятие предназначенно для воспитателей, дифектологов и работников дошкольных учреждений....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей».

Работа представляет собой конспект занятия по формированию элементарных  математических представлений. Тема: «Колобок в гостях у детей»....

Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы.

Тема: «Поможем зайчику!»Цель: познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче, упражнять в различении правой...

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР (группа№7) Тема «Приключения Царевны в стране Знаний»

Цель: cоздание  условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания, демонстрация навыков применения математических представлений.Задачи: Коррекционно-образовательные:...