Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Два магазина игрушек»
план-конспект

Смагина Наталья Валерьевна

Вид занятия: интегрированное по развитию финансовой грамотности у детей старшего подготовительной к школе группы.

Формы образовательной деятельности:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- проблемная ситуация;

- дидактические и подвижные игры;

- обсуждения, беседы, выводы.

Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, способствующих формированию основ финансовой грамотности через игровую деятельность.

Задачи.

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
  • Упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • Познакомить детей с понятиями: монета, купюра, банковская карта, выручка, реклама, заработная плата.
  • Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;
  • Закрепить знания детей о составе чисел 4, 7, 10 из 2 меньших.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_matematike.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «Два магазина игрушек»

Автор: воспитатель подготовительной к школе группы МБДОУ «Сертоловский ДСКВ №3» Смагина Н.В.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Интеграция видов деятельности:

Речевое развитие (дидактические и речевые игры, беседы, хоровые и индивидуальные ответы).

Познавательное развитие (постановка проблемы, вопросы-ответы, объяснения, уточнения, чтение).

Социально-коммуникативное развитие (игра-коммуникация, размышления, соблюдение правил математических дидактических игр, выполнение правил и инструкций игр, проявление решительности, самостоятельного выбора материала для игр, беседа, рассуждения, диалог в коллективе с ровесниками и педагогом).

Физическое развитие (физминутка).

Художественно-эстетическое развитие (эстетическое оформление продукта в ролевой игре «Рекламное агентство»).

Вид занятия: интегрированное по развитию финансовой грамотности у детей старшего подготовительной к школе группы.

Формы образовательной деятельности:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- проблемная ситуация;

- дидактические и подвижные игры;

- обсуждения, беседы, выводы.

Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, способствующих формированию основ финансовой грамотности через игровую деятельность.

Задачи.

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
  • Упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • Познакомить детей с понятиями: монета, купюра, банковская карта, выручка, реклама, заработная плата.
  • Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;
  • Закрепить знания детей о составе чисел 4, 7, 10 из 2 меньших.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе;
  • Развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;
  • Развивать основы финансовой грамотности в ходе игры.

Воспитательные:

  • Способствовать проявлению положительных эмоций;
  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Планируемый результат:

  • Дети взаимодействуют со сверстниками и педагогом в процессе выполнения работы;
  • Знают элементарные основы грамотного, культурного отношения к финансам;
  • Умеют внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
  • Делятся своими впечатлениями и эмоциями;
  • Применяют усвоенные знаний по ФЭМП в игровой, познавательной, самостоятельной деятельности и повседневной жизни;
  • Фокусируют свое внимание и сосредоточенно действуют в течение 30 мин.;
  • Овладевают основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении.
  • Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания.

Методические приёмы

  • Наглядные (картинки, демонстрация презентации, показ способа действия во время физминутки).
  • Игровые (дидактические математические игры, игра-коммуникация).
  • Практические (выполнение заданий, занятия, индивидуальная и коллективная деятельность).
  • Словесный (вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы детей, мотивация проблемной ситуацией, мотивация самостоятельного выбора, поощрение).
  • Наблюдение за работой детей, советы, беседы.
  • Физминутки.

Подготовительная работа:

  • Изготовление тематических картинок. Разработка математических заданий.
  • Подготовка монеток, купюр, игрушечных кассовых аппаратов для двух магазинов игрушек.
  • Выбор задания-разминки с решением примеров из интерактивного математического обучающего модуля для подготовительной группы.
  • Выбор стихов по тематике недели для физминутки.
  • Подготовка рекламных постеров для работы в группах.
  • Изготовление смайлов разного цвета для рефлексии.

Оборудование:

  • проектор, ноутбук, экран,
  • в сундучке монеты разного достоинства в пределах 10 рублей на всю группу;
  • импровизированные мешочки-кошельки с нарисованными на них цифрами;
  • импровизированные купюры;
  • цифры на магнитах 9 и 12;
  • демонстрационные картинки на магнитах;
  • раздаточный материал для работы в группах (готовые постеры) для создания рекламного слогана;
  • смайлы разного цвета на каждого ребенка (по три штуки);
  • шоколадные монетки в сундуке.

Этапы

Подэтап

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Средства и

приемы

Результат этапа

Вводная часть

Организационный момент

Доброе утро, ребята! (приветствие)

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей,

Давайте со всеми поздороваемся и начнем занятие.

Повторяйте за мной:

- Руку к сердцу приложу

Здравствуйте вам всем скажу!

Рады мы всегда гостям,

Приходите чаще к нам!

- Можете занять свои места!

Дети повторяют слова приветствуют гостей, рассаживаются

Словесный прием

Приветствие

Актуализация знаний

- Скажите, ребята, кто вас приводит в детский сад? Верно, мамы и папы (бабушки). А потом куда спешат ваши близкие? Верно, на работу. А вы знаете, кем работают ваши родители, кто они по профессии? А им нужны знания математики в работе?

Как вы считаете в каких профессиях нужны знания математики? Давайте сделаем математическую разминку, превратимся в людей различных профессий и решим поставленные для них задачи.

Дети отвечают на вопросы, выдвигают свои версии профессий, которые нельзя освоит без знаний математики.

Решают примеры из интерактивного модуля «превращаясь» в человека той или иной профессии, выполняя поставленную профессиональную задачу.

Водитель выясняет, сколько литров бензина ему нужно на поездку.

Строитель выясняет высоту здания

Врач – сколько нужно уколов на курс лечения

Кондитер сколько нужно взять стаканов сахара на торт

Работа с интерактивным модулем

Работают с интерактивной доской, решают примеры в пределах 10

Проблемная ситуация

Физминутка

- А владельцу маленького магазина игрушек нужно знать математику? Представьте себе я знаю двух сказочных персонажей, которые являются владельцами магазинов игрушек.

(воспитатель крепит на доску рыбку в аквариуме, лягушку и изображения их магазинов игрушек)

Представляю вашему вниманию рыбку и лягушку и их магазины игрушек «Рыбка» и «Игрушки от лягушки».

Лягушка очень веселая, а вот рыбка, что-то грустит. Может, попробуем ее развеселить?

Давайте, поиграем в игру «Зимние забавы»?

- Везут меня лыжи

До дальше, то ближе,

То криво, то прямо,

Лови меня, мама!

*

Я сегодня не хожу,

На коньках скольжу,

бегут коньки

наперегонки.

*

С горки мчу,

Хохочу!

Ох, ах

И в сугроб бабах!

*

Снеговик, снеговик

Ты ко мне уже привык?

Целый день тебя леплю,

Я снеговиков люблю

Слушают рассказ воспитателя, выражают интерес и согласие помочь герою.

Повторяют слова и движения вместе с воспитателем.

Настраиваются на позитивное коллективное взаимодействие.

Сюрпризный момент, игра-коммуникация

Позитивное коллективное взаимодействие

Основная часть

Систематизация знаний

- У рыбки улучшилось настроение от наших забав. Но она все еще грустит. Кажется, я понимаю, в чем дело! Она огорчена из-за своего магазина! Давайте-ка разберемся в чем дело! Занимайте свои места!

- Посчитайте сколько игрушек в магазине у рыбки, а сколько у лягушки. Прошу вас не выкрикивать ответы, а поднимать руку.

- …, найди среди чисел нужное число, которое обозначает количество игрушек и прикрепите его рядом с нужным магазином.

- У кого больше игрушек? Почему?

- А у кого выручка больше? ...., проверь кассовые аппараты

Демонстрирует два постера с изображением монет и купюр. Предлагает найти купюру и монету одного достоинства.

Рассаживаются

Дети считают игрушки, называют количество товара в магазинах.

Ребенок крепит числа 9 и 12 у магазинов.

- У Рыбки. Строят предположения.

… проверяет кассовые аппараты и выясняет, что выручка больше у лягушки. У нее есть купюры и монеты, а рыбки лишь несколько монет.

Дети рассуждают, что купюры имеют большую ценность (достоинство), чем монеты.

Беседа-мотивация

Замотивированность участников игры

- Кажется, я поняла, в чем секрет лягушачьего успеха! Посмотрите! Воспитатель крепит у магазина лягушки рекламный плакат и от имени лягушки рекламирует магазин. Что делает лягушка? Что предлагает лягушка покупателям?

Дети отвечают с помощью воспитателя, что лягушка делает рекламу своему магазину

Игра «Рекламное агентство»

Активность участников игры

Побуждение к самостоятельному действию

- Как вы думаете, если мы поможем рыбке с рекламой, ее выручка увеличится?

- Я думаю, нам нужно открыть рекламное агентство.

Но по правилам сказочной страны, чтобы открыть какой-то бизнес, нужно выполнить 3 задания. Готовы?

Высказывают предположения.

Дети выражают готовность

Повторение ранее изученного материала

Задание №1 Назовите геометрические фигуры, на которые похожи эти игрушки.

Демонстрирует:

  1. Пирамидку
  2. Мячик
  3. Матрешку
  4. Кубик.

Поскольку тема этой недели «Зимние забавы», давайте постараемся найти геометрические фигуры в соответствии с ней.

Какую геометрическую фигуру напоминают:

  1. Сиденье санок
  2. Ватрушка для катания с горки
  3. Снежок
  4. Из каких фигур состоит снеговик?
  5. Какой формы каток?
  6. Шайба?

Дети называют:

  1. Пирамида
  2. Шар
  3. Цилиндр
  4. Куб

  1. Прямоугольник
  2. Круг
  3. Шар
  4. Шары
  5. Квадрат
  6. Круг

Задание «Назови фигуры»

Активность участников игры

Систематизация знаний

Задание №2 называется «Монетный двор».

- Перед вами лежат кошельки-мешочки положите в них по две монетки, чтобы их сумма соответствовала цифре на кошельке.

Дети в группах за столами кладут монеты в мешочки с цифрами 4, 6, 7, 10 и объясняют свои действия

Дидактическая игра «Рассортируй монетки»

Активность участников игры, повторение составляющих чисел

Физкультминутка

Задание №3 проверит вашу внимательность и называется оно «Купюры, монеты, карты»

Если я подниму постер с монетами, вы хлопаете в ладоши, постер с купюрами – топаете, если это будет изображение банковской карты – «потираете ладошки»

Дети, сидя за столами, выполняют задание.

Физминутка на внимание

Активность участников игры

Постановка проблемы

Побуждение к монологическому высказыванию

- Ребята, мы выполнили три задания. Нам дали разрешение открыть рекламное агентство.

Давайте, поможем рыбке сделать магазин прибыльным. Что такое прибыль? Как помогает реклама привлечь покупателей в магазин.

Вы сейчас в группах создадите рекламу для магазина рыбки, опираясь на карточки на ваших столах. Вспомните рекламу лягушки. Выбирайте того, кто озвучит рекламный ролик.

На столах карточки с цифровыми схемами:

«1+1 = 3», «1 = 2», «одна пирамидка + одна пирамидка = две пирамидки и мячик», «старые игрушки перемещаются стрелочкой в коробку = новой игрушке», «5 = подарок»

Воспитатель спрашивает гостей, кто готов после рекламы купить что-то в магазине рыбки. Если гости поднимают руку, кладет в кассу монетку или купюру.

Воспитанники высказывают свои мнения, аргументируя их

Ребята совещаются, с помощью воспитателя сочиняют рекламный слоган и озвучивают его

Игра «Рекламное агенство»

Активность участников игры

Самостоятельность ребят, выражение своего мнения

Пополнение кассового аппарата в магазине рыбки

Заключительная часть

Воспитатель:

- Ребята мы свами успешно выполнили все задания, открыли рекламное агентство и сделали магазин рыбки успешным. Рыбка нам очень благодарна. Вы хорошо потрудились, а значит, вам положено… что?

За свою работу люди получают

ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ. И рыбка готова вам ее предоставить. Сейчас она опустится на морское дно и возьмет в подводном банке деньги для оплаты вашей работы. А мы пока побеседуем.

Воспитатель снимает рыбку с доски и незаметно убирает к сундуку с монетами.

Дети высказывают предположения.

Активность участников игры

Итог занятия. Систематизация

Продуктивная деятельность переносится в свободную деятельность детей

- Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали? Что мы делали? Для чего?

- Верно, мы помогли рыбке, она оказалась в сложной ситуации и не знала, как организовать свой бизнес.

- Что узнали нового и интересного?

- Что для вас показалось самым сложным?

Отвечают на вопросы хором и индивидуально.

Делают выводы о том, что узнали нового. Как важно грамотно устроить свое дело. Как важна реклама. Вспоминают, что такое купюра, монета, банковская карта, прибыль.

Рассуждают, как важно и интересно оказывать помощь другим. И о том, когда помогаешь другим, испытываешь чувство радости.

Приходят к выводу о том, что любое дело получается, если взяться за него сообща.

Систематизация знаний, подведение итогов

Рефлексия

Дети получают смайлики, изображающие эмоции. Детям необходимо поднять тот смайл, которому соответствует их настроение.

Желтый – мне понравились и занятие, и моя работа.

Зеленый – мне было трудно, но я справился/справилась.

Фиолетовый – мне было скучно.

- А вот и рыбка с вашей зарплатой. Она нашла сокровище на дне моря. Показывает детям сундук с монетами.

Педагог раздает всем участникам шоколадные монетки.

Соотносят свои чувства и эмоции с изображениями смайликов. Рассказывают о своих чувствах и эмоциональном настрое.

Раздаточный материал

Рефлексия, удовлетворенность участников игры

  1. Приветствие
  2. Профессии + модуль интерактивный
  3. Магазины + лягушка + рыбка
  4. Физминутка «Зимние забавы»
  5. Подсчет игрушек /выручка + купюры, монеты/новогодняя реклама лягушки/скидки
  6. Открытие агентства (3 задания)
  7. №1 Геометрическое задание. На какие фигуры похожи эти игрушки/зимние предметы
  8. №2 Монетный двор
  9. №3 Физминутка «Монеты, купюры, банковская карта»

#1056;абота рекламного агентства/выступления детей/ привлечение гостей.

11. Рыбка идет за зарплатой

12. Итог занятия/ что нового узнали, кому помогли?

13. Рефлексия со смайлами/ зарплата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений "Угостим матрёшек чаем" (средняя группа)

В технологической карте представлена краткая характеристика группы, цели, методы обучения, коррекционные приёмы, оборудование и структура  занятия....

Конспект занятия по формированию связной речи детей с ОНР 2года обучения подготовительной к школе группы по теме "Осень".

Конспект НОД по формированию связной речи детей с общим  недоразвитием  речи 2года обучения (подготовительной к школе группы) по теме «Осень»....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Обучающие задачи: -закрепить геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; их некоторые свойства: углы и стороны; -закрепить умение группировать предметы по опр...

Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы.

Тема: «Поможем зайчику!»Цель: познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче, упражнять в различении правой...

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР (группа№7) Тема «Приключения Царевны в стране Знаний»

Цель: cоздание  условий для развития логического мышления, сообразительности, внимания, демонстрация навыков применения математических представлений.Задачи: Коррекционно-образовательные:...