Конкурс "Учитель-дефектолог Краснодарского края 2022. Технологическая карта логопедического занятия на тему "Насекомые" 2 класс.
план-конспект
Закрепить и расширить знания учащихся о насекомых. Уметь различать слова по их отношению к родовым категориям. Занятие содержит презентацию и электронную зрительную гимнастику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 480.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта коррекционно – развивающего занятия по логопедии Копликовой Н.Н.
ГКОУ КК школа – интернат с.Шабельского
Тема занятия: «Насекомые».
Класс: 2, дети с ОВЗ VIII вида
Тип занятия: закрепление знаний.
Цель: закрепить и расширить знания учащихся о насекомых.
Задачи:
Образовательная: закрепить обобщающее понятие и Р.п. имен существительных единственного числа.
Коррекционно-развивающая: обогащать предметный словарь, активизировать глагольный словарь; развивать слоговой анализ и синтез, диалогическую связную речь и ВПФ.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку и интерес к окружающему миру.
Оборудование: презентация, предметные картинки, тетради, ручки, бабочка на нитке, демонстрационный материал «Насекомые», электронная зрительная гимнастика, музыкальное сопровождение «Шум леса».
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы с учащимися: словесные, наглядные.
Планируемые БУД:
Личностные: ориентироваться в свой системе знаний, формировать ценностное отношение к природе.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, работать по предложенному плану, оценивать свои результаты.
Познавательные: уметь различать слова по их отношению к родовым категориям.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других, вступать в диалог.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые БУД | |
Организационный. Цель: создать настрой на продуктивную деятельность | Создание положительного настроя. Включение речевого внимания и слуха. - Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Проследить за правильной осанкой детей. - Сели, выпрямили спинки, ноги поставили под стол. | Приветствуют учителя и друг друга, выполняют самооценку готовности к уроку | Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений. Р: умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
Актуализация опорных знаний. Цель: выявить знания по теме, контроль за усвоением ранее пройденного материала, пояснение ошибок. |
Летит - пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит, Сядет и укусит. (Комар) Если пил ты чай с медком, С ней ты хорошо знаком. Много меда собирает И на чай нас приглашает. (Пчела) Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (Бабочка) У нее четыре крыла. Тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза. (Стрекоза) Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ. Он и в спорте чемпион, ловко прыгать может он. (Кузнечик) Уточнение (объяснение) семантики слов: «Изумрудный» - это один из оттенков зеленого цвета (показать цвет). «Чемпион» - это спортсмен, ставший победителем в каком – либо соревновании. Картинки вывешиваются на доску. | Отгадывают загадки и смотрят на слайд с картинкой насекомого. | Р: умение принимать и сохранять учебную задачу К: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли. Л: оценивать свои результаты. П: уметь узнавать предмет по характерным признакам.
| |
Введение в тему (проблемное) | Ребята, как мы назовем одним словом пчелу, комара, бабочку, стрекозу, кузнечика? Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке? | Насекомые. Ответы детей. | П: понимать и использовать в речи конкретные и обобщающие понятия. | |
Дыхательная гимнастика. Цель: выработка длительности, направленности и силы речевого выдоха. | Инструкция. Взяться за конец ниточки. Вдохнуть через нос и, поджав уголки губ, долго дуть на бабочку. Следить за точностью выполнения. | Держатся за конец ниточки. Вдыхают через нос и, поджав уголки губ, долго дуют на бабочку. | Р: работать по предложенному плану и выполнять последовательность действий. | |
Работа по теме. Цель: организовать уточнение и согласование темы. |
Назовите насекомых, которые находятся на полянке (одно насекомое детям незнакомо). Логопед: это насекомое «Жук – олень» его прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Это самый большой жук. Жук – олень обитает только в лесах. Рогами – челюстями он может прокусить даже кожу человека (вывешивает картинку жука – оленя на доску). Составление рассказа – описания жука – оленя учителем. Затем задает вопросы по рассказу детям. -Расскажите, жук, какой? -Что есть у жука? -Зачем жуку панцирь? -Что находится под панцирем? -Как передвигается жук - олень? -Чем питается жук- олень? Посчитайте, сколько всего насекомых на полянке. Назовите насекомых, расположенных слева, справа. Какую пользу или вред приносят насекомые человеку. Что насекомые делают зимой? | Планируют собственную деятельность на уроке. Ответы детей: рогатый, большой, черный. У жука есть большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове глаза, пара усиков, и 6 лапок. Защита от других животных. Тело. Ползает и летает. Нектаром, растительной пищей. Полные ответы детей. Пчела приносит мёд и опыляет растения, муха и комар являются переносчиками болезней. | Л: ориентироваться в своей системе знаний. К: уметь с достаточной полнотой составлять рассказ – описание. П: уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений. Р: принимать учебную задачу, действовать по плану. | |
Дидактическая игра: «Кто как передвигается». Цель: активизировать глагольный словарь. | Рассмотрите картинку (слайд №1) и назовите действия насекомых. | Рассматривают картинку на слайде и называют действия насекомых. Бабочка летает, порхает, кружится. Жук – олень летает, ползает и т.д. | Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений. Р: умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
Электронная зрительная гимнастика. Цель: разгрузка зрения. | Инструкция. - Следить за перемещением бабочки только глазами, голову держать прямо. | Следят глазами за траекторией полета бабочки. | Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений. Р: умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
Работа с интерактивной доской. Цель: отработка четкой артикуляции с активизацией глагольного словаря. | Следит за правильностью чтения и артикуляцией. | Читают чистоговорку по цепочке, затем хором. Тихо и громко. | Л: положительное отношение к приобретению знаний и умений. Р: умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
Пальчиковая гимнастика. Цель: снятие напряжения пальцев рук, развитие мелкой моторики. | Послушайте, посмотрите, а затем повторите! Дружно пальчики считаем — Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит? 0й, сюда комар летит! | Поднимают руки ладошками вверх. Сжимают и разжимают пальцы. Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца. Вращают мизинцем. | П: и К: уметь соотносить речь с движением, слушать и понимать других. Р: действовать по предложенному плану. Л: ориентироваться в своей системе знаний. | |
Работа у доски. | - Картинки на доске хотят, чтобы вы под ними написали их названия, и поделили на слоги. | Дети по очереди делают подписи, проводят слоговой анализ, обозначают черточками и цифрами количество слогов. | Р: действовать по предложенному плану. Л: ориентироваться в своей системе знаний. | |
Работа в тетрадях. Цель: формировать навыки письма. | Задание: списать с доски названия насекомых в три строчки (по количеству слогов). | Дети записывают: 1 строка: названия, которые состоят из одного слога. 2 строка: названия, состоящие из двух слогов. 3строка: названия, состоящие из трех слогов. | Р: действовать по предложенному плану. Л: ориентироваться в своей системе знаний. | |
Динамическая пауза. Цель: реализация двигательной активности, снятие мышечного напряжения. | Координация речи с движением. Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На черыре – полетела. У реки остановилась, над водою закружилась. | Выполняют упражнения. | П: и К: уметь соотносить речь с движением, слушать и понимать других. Р: действовать по предложенному плану. Л: ориентироваться в своей системе знаний. | |
Закрепление изученного. Цель: закрепление в речи названий насекомых и обобщающего слова. Д/и: «Кого не стало?» Цель: закрепление в речи Р.п. сущ.-х ед. числа; развитие памяти. | Логопед просит детей закрыть глаза и снимает с доски картинку насекомого. Ребята, назовите, кого не стало. Когда все картинки сняты с доски, логопед просит назвать (одним словом) кого не стало на доске. | Дети называют насекомое, которого не стало. Ответы детей: насекомых. | Л: ориентироваться в своей системе знаний. К: уметь с достаточной полнотой составлять рассказ – описание. П: уметь применять новые знания. Р: принимать учебную задачу, действовать по плану. | |
Итог урока. Цель: подведение итогов, оценка деятельности учащихся. | Вот и подходит к концу наш урок. Как называется тема урока? Что нового узнали на уроке? Оценка деятельности учащихся. | Отвечают на вопросы. Делают выводы. | Р: самооценка. Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. | |
Рефлексия. Цель: вспомнить, проанализировать свою работу. | Понравился ли вам урок? Что вызвало затруднения? | Отвечают на вопросы. | К: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. | |
Релаксация. | Под музыку «Звуки природы». Ребята, положите руки на парту вверх ладошками, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке. Вокруг все спокойно и тихо. Почувствуйте, как на ваши ладошки садятся божьи коровки. Они приятно ползают по ладошкам, но вдруг поднялся легкий ветерок и сдул их с ладошек. Соберите ладошки в кулачки и откройте глазки. Встаньте, улыбнитесь друг другу. -- Наше занятие закончилось, до свидания. | Дети расслабляются. | Л: смыслообразование (Я должен представить…). Р: волевая саморегуляция, осуществление пошагового контроля своих действий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия для учащихся 1 класса.
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителе...

Технологическая карта логопедического занятия для 3 класса.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов -- письмо, чтение. Тем самым своевременная...

Технологическая карта логопедического занятия на основе системно - деятельностного подхода.
Логопедическое занятие во втором классе (ОНР 4-ый уровень). Тема "Дифференциация звуков "С" - "Сь"....

Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)
Цель занятия: Формирование у младших школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся с недостатками письма и чтения, обусловленными ОНР III уровня (2 класс)
Технологическая карта группового логопедического занятия с обучающимися 2 класса (ТНР вариант 5.1) на тему: "Звуки [с]-[ш]. Буквы С-Ш". Весь речевой материал подобран в рамках одной лексичес...
Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»
Научить детей различать звуки [С]-[Ц] изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...

Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе. Предлоги К, ОТ. Хищные птицы
Технологическая карта логопедического занятия в 3 классе. Предлоги К, ОТ. Хищные птицы...