Непосредственно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР «Незнайка в деревне».
план-конспект занятия по теме
Развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
учителя-логопеда
с детьми среднего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
“Незнайка в деревне”
Составитель:
учитель-логопед
Новикова Л.А.
ЦЕЛИ:
- развитие фонематического слуха, фонематического восприятия и анализа;
- развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков;
- развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.
ЗАДАЧИ:
Коррекционные:
- развивать артикуляционную мускулатуру при помощи артикуляционной гимнастики;
- формировать диафрагмальное дыхание;
- развивать длительный речевой выдох, силу голоса;
- развивать мелкую и общую моторику; тактильные ощущения.
Обучающие:
- уточнить произношение гласного звука “у”;
- продолжать учить выделять звук “и” из ряда звуков;
- продолжать учить выделять звук “у” из слов;
- продолжать учить определять наличие звука “а” в словах;
- продолжать учить узнавать и воспроизводить звуки “и”, “а”, “у” по беззвучной артикуляции и соответствующей картинке;
- продолжать учить определять звуки “и”, “а”, “у” в слове в ударной позиции;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- обогащать словарь глаголов;
- формировать обобщающее понятие “домашние животные”;
- учить координировать речь с движением;
- продолжать учить отхлопывать ударные слоги в предложении (ритм стихотворения).
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
ОБОРУДОВАНИЕ:
“Волшебный” мешочек; “чудесная” коробочка с фасолью; фигурки животных: корова, лошадь, собака, кошка; схема звука “у”; звуковой кубик; красные резиночки; паровоз, игрушка Незнайка; прищепки; конфеты; картинки с изображениями домашних животных; колокольчики; предметные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
- Основная часть.
- Сообщение темы занятия.
- Сегодня у нас в гостях Незнайка. Ребятки, Незнайке пришло письмо из деревни от его друзей – зверюшек. И они приглашают его в гости. А Незнайка предлагает нам поехать вместе с ним. Согласны?
- Формирование диафрагмального дыхания. Развитие длительного речевого выдоха.
- А поедем мы в деревню на паровозе. Давайте погудим как паровозик перед отправлением. (Тянут резиночки и гудят: у-у-у. Вдох через нос, выдох через рот.)
- Соотнесение звука со схемой. Развитие силы голоса.
- А теперь найдите любимую песенку паровоза среди схем. Давайте возьмём схему с собой.
- Паровозик гудит сначала громко, а потом всё тише и тише.
- Восприятие и воспроизведение гласных звуков по немой артикуляции. Соотнесение их с картинками.
- Закрыли глазки и представили, что мы едем через зимний лес, поезд тихонько качает из стороны в сторону, мимо проплывают деревья, в воздухе в красивом танце кружатся снежинки … и нам спокойно и хорошо. Но вот первая остановка. Называется “Отгадай-ка”.
- Нас встречает “волшебный” кубик с картинками. Кубик сегодня приготовил вам загадки. Все закрывают глаза, кроме Саши. Саша, посмотри на эту картинку и вспомни песенку. А теперь покажи её одними губками остальным детям. А они пусть отгадают, что это за песенка.
5. Физкультминутка “Поезд”.
- Закрываем глазки и едем дальше. А вот и следующая остановка – “Игралкино”.
Наш поезд едет – чух-чух-чух, Стучат колёса – тук-тук-тук. Бегут деревья мимо нас, Как будто в танце кружат. Наш поезд громко крикнет: “у-у-у”, Везу детишек дружных! | Выполняют круговые движения согнутыми в локтях руками. Топают. Бегут на месте. Кружатся вокруг себя. Кричат “у-у-у”. Обнимаются. (Л.А.Новикова) |
6. Формирование обобщающих понятий. Развитие тактильных ощущений.
- Закрыли глазки и едем дальше. Смотрите, кажется виднеется наша деревня. И называется она “Кошкино”. А кто же живёт в деревне? (домашние животные). А где они? Спрятались от вас в этом домике. (коробка с фасолью и фигурками животных). Давайте-ка доставайте их и называйте (корова, собака, лошадь, кошка…).
7. Образование названий детёнышей животных. Обогащение словаря глаголов.
- А давайте мы расскажем Незнайке, как зовут детёнышей у наших животных. (у лошади – жеребёнок, у собаки – щенок, у коровы – телёнок…) А как они разговаривают? (лошадь – ржёт, корова – мычит, собака – лает)
8. Выделение звука [и] на фоне ряда гласных звуков.
- Наша лошадка любит петь песенку [и]. Давайте вы как только услышите эту песенку, будете щёлкать язычками.
- а, у, и, у, и, а, у, и, и…
- Выделение звука [у] на фоне слов.
- А корова любит песенку [у], как только она слышит её – начинает бодаться.
- мак, Ира, утка, уши, тигр, суп, аист, душ, лук…
- Развитие слухового внимания.
- Корова носит на шее волшебные колокольчики. Они рассказывают, какое у коровы настроение. Глухой звук – грустное, звонкий – весёлое, очень звонкий – очень весёлое. Закрывайте глазки и попробуйте отгадать, какое у неё настроение.
- Определение наличия звука в слове.
- У собаки любимая песенка [а]. Незнайка взял для собачки подарки, а какие из них с песенкой [а] – не знает. Поможем ему? (бусы, бант, кит).
- Пальчиковая гимнастика “Котёнок”.
Бельевой прищепкой поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-ого двустишия – смена рук.
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”
(О.И.Крупенчук)
- Определение гласного звука в слове.
- Как разговаривает котёнок? (мяукает). Только у него нет любимой песенки. Давайте поможем ему выбрать? Какие песенки “живут” в картинках: тигр, душ, аист? Котёнку больше всего понравилась песенка [а].
- Итог занятия.
- Ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими животными и поедем домой. Закрывайте глазки, мы едем на поезде обратно через зимний лес и потихоньку подъезжаем к детскому саду. Открывайте глазки. Вот мы и вернулись.
- Понравилось вам в деревне? А что мы там делали? Молодцы, занимались очень хорошо. Ой, посмотрите, кажется в паравозике лежит какой-то мешочек. Это Незнайка оставил вам сюрприз (конфеты). Давайте раскрасим наши цветочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».
воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...
Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».
побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....
Непосредственно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР “ Песенка-звук и”
Развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»
Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию с детьми среднего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью "Путешествие с колобком"
Обучение родителей навыкам взаимодействия с детьми...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью "На чём любит кататься кукла Аня"
Комплексное занятие по лексической теме "Транспорт" с детьми с умеренной умственной отсталостью и сложной структурой дефекта...
Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...