Непосредственно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР «Незнайка в деревне».
план-конспект занятия по теме

Новикова Людмила Александровна

Развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

учителя-логопеда

с детьми среднего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи

“Незнайка в деревне”

                                                                                      Составитель:

                                                                                           учитель-логопед

                                                                                          Новикова Л.А.

ЦЕЛИ:

  • развитие фонематического слуха, фонематического восприятия и  анализа;
  • развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков;
  • развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.

ЗАДАЧИ:

Коррекционные:

  • развивать артикуляционную мускулатуру при помощи артикуляционной гимнастики;
  • формировать диафрагмальное дыхание;
  • развивать длительный речевой выдох, силу голоса;
  • развивать мелкую и общую моторику; тактильные ощущения.

Обучающие:

  • уточнить произношение гласного звука “у”;
  • продолжать учить выделять звук “и” из ряда звуков;
  • продолжать учить выделять звук “у” из слов;
  • продолжать учить определять наличие звука “а” в словах;
  • продолжать учить узнавать и воспроизводить звуки “и”, “а”, “у” по беззвучной артикуляции и соответствующей картинке;
  • продолжать учить определять звуки “и”, “а”, “у” в слове в ударной позиции;
  • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • обогащать словарь глаголов;
  • формировать обобщающее понятие “домашние животные”;
  • учить координировать речь с движением;
  • продолжать учить отхлопывать ударные слоги в предложении (ритм стихотворения).

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

“Волшебный” мешочек; “чудесная” коробочка с фасолью; фигурки животных: корова, лошадь, собака, кошка; схема звука “у”; звуковой кубик; красные резиночки; паровоз, игрушка Незнайка; прищепки; конфеты; картинки с изображениями домашних животных; колокольчики; предметные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.
  • Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
  1. Основная часть.
  1. Сообщение темы занятия.
  • Сегодня у нас в гостях Незнайка. Ребятки, Незнайке пришло письмо из деревни от его друзей – зверюшек. И они приглашают его в гости. А Незнайка предлагает нам поехать вместе с ним. Согласны?
  1. Формирование диафрагмального дыхания. Развитие длительного речевого выдоха.
  • А поедем мы в деревню на паровозе. Давайте погудим как паровозик перед отправлением. (Тянут резиночки и гудят: у-у-у. Вдох через нос, выдох через рот.)
  1. Соотнесение звука со схемой. Развитие силы голоса.
  • А теперь найдите любимую песенку паровоза среди схем. Давайте возьмём схему с собой.
  • Паровозик гудит сначала громко, а потом всё тише и тише.
  1. Восприятие и воспроизведение гласных звуков по немой артикуляции. Соотнесение их с картинками.
  • Закрыли глазки и представили, что мы едем через зимний лес, поезд тихонько качает из стороны в сторону, мимо проплывают деревья, в воздухе в красивом танце кружатся снежинки … и нам спокойно и хорошо. Но вот первая остановка. Называется “Отгадай-ка”.
  • Нас встречает “волшебный” кубик с картинками. Кубик сегодня приготовил вам загадки. Все закрывают глаза, кроме Саши. Саша, посмотри на эту картинку и вспомни песенку. А теперь покажи её одними губками остальным детям. А они пусть отгадают, что это за песенка.

5. Физкультминутка “Поезд”.

  • Закрываем глазки и едем дальше. А вот и следующая остановка – “Игралкино”.

Наш поезд едет – чух-чух-чух,

Стучат колёса – тук-тук-тук.

Бегут деревья мимо нас,

Как будто в танце кружат.

Наш поезд громко крикнет: “у-у-у”,

Везу детишек дружных!

Выполняют круговые движения согнутыми в локтях руками.

Топают.

Бегут на месте.

Кружатся вокруг себя.

Кричат “у-у-у”.

Обнимаются.

(Л.А.Новикова)

6. Формирование обобщающих понятий. Развитие тактильных ощущений.

  • Закрыли глазки и едем дальше. Смотрите, кажется виднеется наша деревня. И называется она “Кошкино”. А кто же живёт в деревне? (домашние животные). А где они? Спрятались от вас в этом домике. (коробка с фасолью и фигурками животных). Давайте-ка доставайте их и называйте (корова, собака, лошадь, кошка…).

7. Образование названий детёнышей животных. Обогащение словаря глаголов.

  • А давайте мы расскажем Незнайке, как зовут детёнышей у наших животных. (у лошади – жеребёнок, у собаки – щенок, у коровы – телёнок…) А как они разговаривают? (лошадь – ржёт, корова – мычит, собака – лает)

8. Выделение звука [и] на фоне ряда гласных звуков.

  • Наша лошадка любит петь песенку [и]. Давайте вы как только услышите эту песенку, будете щёлкать язычками.
  • а, у, и, у, и, а, у, и, и…
  1. Выделение звука [у] на фоне слов.
  • А корова любит песенку [у], как только она слышит её – начинает бодаться.
  • мак, Ира, утка, уши, тигр, суп, аист, душ, лук…
  1. Развитие слухового внимания.
  • Корова носит на шее волшебные колокольчики. Они рассказывают, какое у коровы настроение. Глухой звук – грустное, звонкий – весёлое, очень звонкий – очень весёлое. Закрывайте глазки и попробуйте отгадать, какое у неё настроение.
  1.  Определение наличия звука в слове.
  • У собаки любимая песенка [а]. Незнайка взял для собачки подарки, а какие из них с песенкой [а] – не знает. Поможем ему? (бусы, бант, кит).
  1. Пальчиковая гимнастика “Котёнок”.

Бельевой прищепкой поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-ого двустишия – смена рук.

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

(О.И.Крупенчук)

  1. Определение гласного звука в слове.
  • Как разговаривает котёнок? (мяукает). Только у него нет любимой песенки. Давайте поможем ему выбрать? Какие песенки “живут” в картинках: тигр, душ, аист? Котёнку больше всего понравилась песенка [а].
  1. Итог занятия.
  • Ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими животными и поедем домой. Закрывайте глазки, мы едем на поезде обратно через зимний лес и потихоньку подъезжаем к детскому саду. Открывайте глазки. Вот мы и вернулись.
  • Понравилось вам в деревне? А что мы там делали? Молодцы, занимались очень хорошо. Ой, посмотрите, кажется в паравозике лежит какой-то мешочек. Это Незнайка оставил вам сюрприз (конфеты). Давайте раскрасим наши цветочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Непосредственно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР “ Песенка-звук и”

Развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»

Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...

Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения ...