Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»
план-конспект занятия на тему
Конспект
непосредственной образовательной (индивидуальной)
деятельности
учителя-логопеда по теме:
«Поможем снеговику найти друзей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной (индивидуальной)
деятельности
учителя-логопеда по теме:
«Поможем снеговику найти друзей»
Цель: автоматизация звука [С] в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- упражнять в правильном произнесении звуков [С] в словах, предложениях;
- закреплять умение определять наличие и позицию звука в слове;
- развивать слоговой анализ слов;
- упражнять в составлении предложений по опорным картинкам;
- учить анализировать предложение;
- обогащать и уточнять словарный запас по теме «Посуда»;
- упражнять в подборе антонимов, в образовании родственных слов, относительных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать слуховое внимание, логическое мышление, зрительное восприятие;
- развивать общую моторику, координацию движений.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля, мотивацию к совместной деятельности.
Оборудование: компьютерная презентация Microsoft Office PowerPoint "Поможем снеговику найти друзей», ноутбук, вырезанные из бумаги снежинки, схема предложения.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед с ребенком подходят к логопедическому кабинету, прислушиваются к звукам, доносящимся оттуда.
Звучит фонограмма «Звуки ветра, метели». (Слайд № 1, звуковой файл)
Логопед: Как ты думаешь, что это может быть?
Ребенок: Это может быть ветер, вьюга, метель…
Входят в кабинет и видят на полу, на столе много снежинок.
Логопед: Действительно, это метель залетела к нам в окно и разбросала снежинки. Здесь стало холодно. Ты замерз? Давай погреем наши руки.
Дыхательная гимнастика «Греем руки»
Ребенок делает вдох через нос, затем медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот на руки, поднесенные ко рту. Повторить 3 – 4 раза.
Логопед: Посмотри, а снежинки необычные, найди одинаковые. На одной из них что-то написано. Ой, здесь загадка для тебя. Отгадаешь? Отгадаем и узнаем, с кем сегодня поиграем и какой звук закрепляем. (Садятся за стол).
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед читает загадку:
Что за снежный человек,
Нос - морковка, тело - снег,
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора,
Нарядился в пуховик
Белоснежный ... (Снеговик).
Логопед: Значит, сегодня мы с тобой поиграем с кем?
Ребенок: Мы поиграем со снеговиком.
Логопед: А какой 1-й звук в слове «снеговик»? Какой звук мы сегодня будем с тобой закреплять?
Ребенок: Звук С.
Логопед: Расскажи об этом звуке, тебе поможет наш компьютер, посмотри на схемы.
(Слайд № 2) (по щелчку)
Ребенок: Это «песенка водички». Губы улыбаются, зубы сомкнуты, язык широкий, за нижними зубами, голосок спит, ветерок холодный. Звук С – согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Молодец! В красивом зимнем лесу жил снеговик в своём снежном домике. Скажи, пожалуйста, какое настроение у снеговика? (Слайд № 3)
Ребенок: Настроение у снеговика грустное.
Логопед: А как ты думаешь, почему он печальный?
Ребенок: Он печальный, потому что после зимы наступит весна, и он растает. Может, ему одному скучно. Ему не с кем играть…
Логопед: Давай поиграем со снеговиком, развеселим его и поможем найти друзей.
2. Игра «Где звук?» (Слайд № 4)
Логопед: 1,2,3 – схему к картинке подбери. Назови каждую картинку и скажи, какую схему ты для неё подберёшь. Если звук [С] находится в начале слова, то подберем 1-ю схему, где ёжик в первом окошечке. (Аналогично с другими схемами.)
Ребенок: В слове «нос» звук [С] находится в конце слова, поэтому я подберу 3-ю схему. И т.д.
3. Игра «Сказочный дом». (Слайд № 5)
Логопед: Поиграем со снеговиком в игру «Сказочный дом». Поможем расселить необычных жильцов в этот красивый дом. Назови каждого героя, выделяя звук [С]. Раздели слово на части-слоги, и ты узнаешь, кто на каком этаже будет жить (количество слогов в слове совпадает с номером этажа).
Ребенок называет каждую картинку, прохлопывает по слогам и «селит» на нужный этаж дома.
Ребенок: Это лиса. Ли-са. В этом слове два слога. Лиса будет жить на втором этаже.
3. Игра «Скажи наоборот» (Слайд № 6)
Логопед: Любимая игра снеговика - "Скажи наоборот". Давай поиграем вместе с ним в эту игру. Договори предложение, подбери подходящее по смыслу слово со звуком [С], и повтори предложение целиком. Справиться помогут следующие картинки.
Логопед: Чеснок горький, а абрикос —…
Ребенок: Сладкий. Чеснок горький, а абрикос сладкий.
Логопед: Один мальчик идёт, а другой…- (стоит)
У мальчика руки грязные, а у девочки .. – (чистые)
Один дом высокий, а другой - ..(низкий).
Мухомор ядовитый, а подосиновик — ... (съедобный) (Слайд № 7)
Ночью темно, а днем — ... (светло)
Одна чашка полная, а другая - …(пустая)
Одна юбка широкая, а другая -.. (узкая).
Логопед: Замечательно! Ты правильно подобрал все слова!
4. Игра "Отбери картинки со звуком [С]". (Слайд № 8)
Логопед: Посмотри и назови все картинки. Как ты назовёшь все эти предметы?
Ребенок (называет все предметы, изображенные на слайде): Это посуда.
Логопед: Конечно, посуда, молодец! Давай поможем нашему снеговику отобрать посуду в его снежный дом, в названии которой есть звук [С].
Ребенок: В слове самовар есть звук [С]. (по щелчку мышки картинка остается на слайде).
(Аналогично работаем с каждой картинкой; изображения, в названии которых нет звука, удаляются по щелчку мышки.)
5. Игра «Разложи продукты» (Слайд № 9, 10)
Логопед: Снеговик просит тебя помочь ему разложить продукты в нужную посуду.
Ребенок: Я положу суп в супницу. Соль положу в солонку. Сахар нужно положить в сахарницу.
(Аналогично работаем с каждой картинкой.)
Логопед: Молодец, ты все продукты разложил верно!
6. Игра «Какая посуда?» (Слайд № 11)
Логопед: Давай расскажем снеговику, из чего сделана посуда. Я начну, а ты продолжи предложение. Миска из металла (какая?) -…
Ребенок: Металлическая.
Логопед: Стакан из стекла - .. , супница из фаянса - …, сухарница из пластмассы - .., конфетница из хрусталя - …
Ребенок продолжает предложение. В случае затруднения логопед помогает.
III. Динамическая пауза.
Логопед: Сейчас давай отдохнем и покажем нашему герою, как дети в детском саду лепят снеговика.
Песня-игра «Лепим снеговика» (фонограмма-минусовка песни-игры С. Слобожаниной)
Снег пушистый набираем, («набираем» руками снег)
Лепим, лепим первый ком, («лепим» воображаемый ком)
И еще раз набираем, («набираем» руками снег)
Лепим-лепим ком другой, («лепим» воображаемый ком)
Лепим-лепим третий ком – («лепим» воображаемый ком)
Будет он снеговиком, (изобразить снеговика)
Глазик-глазик, (показать «глазки» из указательного и большого пальцев обеих рук)
Нос морковкой, (показать «нос» из кулачков, приставленных к носу)
Рот большой, (показать «рот» из ладошек, приставленных ко рту)
Наверх ведерко! (ладони сомкнуты над головой – «ведро»).
В проигрыше - руки на пояс, повороты влево, вправо. Повторить 2 раза.
IV. 1. Логопед: Чудесно мы отдохнули! Ой, посмотри, снеговик стал веселым! Друзья к нему приехали на лыжах. Это Соня и Саня, познакомься. (Слайд № 12)
Логопед: Задумались Саня и Соня: снег, снеговик.. очень похожие слова, слова – родственники. Посмотрели вокруг и придумали целую семью похожих слов. А ты придумал? Давай мы назовём их". Договори предложение! (Слайд № 13)
Логопед: На землю падают пушистые (что?) – …
Ребенок: Снежинки.
Логопед: На улице начался сильный (что?) - ..
Ребенок: Снегопад.
Логопед: На ветке нахохлился красногрудый (кто?) - ..
Ребенок: Снегирь.
Логопед: Внучку Деда Мороза зовут (как?) - ..
Ребенок: Снегурочка.
Логопед: Машина для передвижения по снегу (что?) - ..
Ребенок: Снегоход.
Логопед: На проталинах появился первый весенний цветок (какой?) - ..
Ребенок: Подснежник.
Логопед: Зимой ели (какие?) –..
Ребенок: Заснеженные.
2. Игра «Подружи картинки» .
Логопед: "Снеговик, Соня и Саня придумали для тебя игру: нужно подружить две картинки между собой - придумать предложение с этими картинками». (Слайд № 14.)
( Материал: Соня - сумка, сова – сосна, Саня – санки, миска – стол).
Ребенок: Соня купила сумку. Сова сидит на сосне. Саня катается на санках. Миска стоит на столе.
Логопед: Составь схему предложения «Саня катается на санках». Назови первое слово.
Ребенок: Саня.
Логопед: Назови 2-е слово.
Ребенок: Катается.
Логопед: Какое 3-е слово в этом предложении?
Ребенок: На.
Логопед: Назови 4-е слово.
Ребенок: Санках.
Логопед: Посчитай, сколько слов в этом предложении.
Ребенок: Четыре.
Логопед: Назови маленькое слово.
Ребенок: маленькое слово - На.
Логопед: Молодец!
V.Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: Скажи, какое настроение было у снеговика в начале занятия?
Ребенок: Грустное.
Логопед: А какое настроение у него сейчас?
Ребенок: Настроение у снеговика веселое, радостное.
Логопед: А как ты думаешь, почему ему стало весело?
Ребенок: Потому что мы помогли снеговику найти друзей Саню и Соню. Логопед: А я думаю, что у нашего героя поднялось настроение ещё и потому, что он помог тебе красиво произносить звук [С]. Снеговик благодарит тебя и говорит: "Ты - молодец! Спасибо!».
(Слайд № 15)
Логопед: Какой звук ты старался произносить правильно на протяжении всего занятия?
Ребенок: Звук [С].
Логопед: Ты молодец! Справился со всеми заданиями. Помог в трудной ситуации нашему герою. Скажи, пожалуйста, понравилось тебе играть со снеговиком?
Ребенок отвечает.
Логопед: Желаю тебе успехов и дарю тебе на память маленького снеговичка (наклейка).
Использованная литература и материалы:
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 г.
Вохринцева С.В.-Окружающий мир. Зима. Дидактический материал. Издательство «Страна фантазий», 2003г.
Комарова Л. А. - Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ М.: Издательство ГНОМ и Д. – 2009г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999г.
Предметные картинки из ресурсов Интернета.
http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6806-posuda.html
http://zaikinmir.ru/kartinki/gallery/raspechatat/smeshariki-kartinki/smeshariki-kartinki-32-foto.html
Звуковые файлы: сайт MUZOFON.COM
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Времена года"
Конспект по составлению рассказов из личного опыта на тему "Времена года" с использованием мнемотаблиц, составляемых детьми по опорным словам со здоровьесберегающим сопровождением. Основная задача - ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема : Звуки «С»; «Сь»
Продолжать учить детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук «С,Сь.»Продолжать учить выделять звук « С,Сь» в начале, в середине, в конце слов .Продолж...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема: «Зима в нашем крае» вторая младшая группа.
Данный конспект является актуальным в год 165-летия Самарской губернии.Цель: Формирование знаний у детей о зиме, родном крае, развивать творческую и познавательную активность. Обогащение и накоп...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по «Художественно-эстетическому развитию» Тема «Культурные достопримечательности г. Самара. Самарский академический театр оперы и балета», подготовительная к школе группа компенсирующей направле
Цель:Формирование у детей знаний о Самарском оперном театре, опере. Развитие творческой и познавательной активности. Обогащение и накопление вокального, двигательного опыта у детей. Задачи:...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Встреча королевы Музыки и Математики"
Закрепить умение решать задачи на сложение, делить целое на части,считать до десяти,в окружающем пространстве находить геометрические фигуры, подбирать слова обратного значения....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе на тему: Органы чувств - наши помощники
Конспек познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» ПО ТЕМЕ : «ВЕСНА»
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ...