Опыт работы «Современные и инновационные образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
статья
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения в коррекции речи детей с ОНР дошкольного возраста. Все методы и приемы построены на интерактивности, разнообразных коммуникациях, в групповой и индивидуальной форме организации работы, согласно требованиям ФГОС ДОО.
Представленные в опыте методы и приемы, на основе современных образовательных технологий, могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами, учителями – логопедами при разработке образовательных маршрутов и перспективных планов работы с детьми дошкольного возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_kononova_e.a._2021g.docx | 133.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Опыт работы
«Современные и инновационные
образовательные технологии
в коррекционно-развивающей
работе учителя-логопеда ДОУ
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»
Выполнила: учитель – логопед
I квалификационной категории
Кононова Эльвира Александровна
п. Новогорный
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ………………………………………………………………………. 4
- Введение ………………………………………………………….…….….. 4
- Актуальность …………………………………………………….………… 5
- Цель, задачи опыта работы ………………………………………..……… 7
- Принципы опыта работы …………………………………………...…..…. 7
- Трудоемкость опыта работы …………………………..………………….. 8
- Практическая значимость опыта………………………..……………….... 8
2. Теоретическое обоснование опыта
2.1. Особенности развития дошкольников с ТНР (ОНР) ………………..….... 9
2.2. Планирование коррекционно - образовательного процесса с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи ……………………………………...… 11
Технологии, используемые в ходе реализации опыта работы ……….…...….14
2.3. Игровая технология ………………………………………………..…....… 14
- Информационно-компьютерная технология ……………………...….… 17
- Здоровьесберегающая технология ………………………………....….. 19
- Интерактивная технология …………………………………………..…... 22
- Технология критического мышления ……………………………....…… 25
- Взаимодействие с педагогами и родителями …………………….…….. 32
- Эффективность коррекционной работы с использованием методов и
приемов современных и инновационных технологий ………………………. 33
3.1. Анализ результатов коррекционной работы ………………………..…… 35
- Заключение…………………………………………………………...…….. 38
- Литература и источники ……………………………………………………
Приложения
Приложение №1 Игровые технологии (Дидактические игры, игровое авторское оборудование, конспекты занятий)
Приложение №2 Информационно-компьютерные технологии (раздел-приложение к календарному планированию по разделам коррекционно-образовательной работе)
Приложение № 3 Здоровьесберегающая технология (Программа кружка «Волшебство на кончиках пальцев», картотека игр с песком, конспекты занятий)
Приложение № 4 Интерактивная технология (Игры, игровое оборудование, конспекты, на основе интерактивной технологии)
Приложение № 5 Технология критического мышления (Игры, игровое оборудование, конспекты, мастер-класс на основе технологии критического мышления)
Приложение № 6 Взаимодействие с педагогами и родителями (мастер-класс, консультации, литературная гостиная, вебинар)
Все приложения представлены на личном сайте http://nsportal.ru/elika-0
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация.
В опыте работы рассматривается применение современных технологий, методов и приемов на их основе, которые строятся на практической направленности, игровой деятельности и творческом характере обучения в коррекции речи детей с ОНР дошкольного возраста. Все методы и приемы построены на интерактивности, разнообразных коммуникациях, в групповой и индивидуальной форме организации работы, согласно требованиям ФГОС ДОО.
Представленные в опыте методы и приемы, на основе современных образовательных технологий, могут быть использованы воспитателями, педагогами-психологами, учителями – логопедами при разработке образовательных маршрутов и перспективных планов работы с детьми дошкольного возраста с ТНР.
- Введение
В деятельности учителя-логопеда современные образовательные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, учителя – логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные технологии, помогающие оптимизировать работу с детьми дошкольного возраста с ОНР.
В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, О.В. Правдина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). Тем не менее, современными специалистами в области коррекции речи, предпринимаются разработки практического материала, направленного на оказание помощи данной категории детей. Это объясняется тем, что:
- сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений;
- для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть многогранным, охватывающим весь коррекционный процесс;
- у любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методов и приемов, направленных на коррекцию тех или иных нарушений, с учетом индивидуальных возможностей и способностей воспитанника.
- Актуальность
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими и индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным. Методы и приёмы уже нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона в ходе коррекционной работы, способствуют включению сохранных, и активизации нарушенных психических и речевых функций. У детей с речевыми нарушениями наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Любые занятия, в том числе логопедические для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому педагогу приходится искать, находить и использовать на практике более современные, инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Использование в логопедической практике современных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Они относятся к так называемым «микроинновациям», поскольку их использование не меняет базисную организацию коррекционной помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.
Что подразумевается под понятием «инновационные технологии»?
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны, чтобы сделать обучение осознанным и интересным, оптимизируя процесс обучения.
- Цель опыта работы:
Повышение результативности коррекционно-образовательного процесса посредством применения современных инновационных технологий, как средства стимулирования детей к различным видам деятельности, повышения эмоциональной активности, развития психических процессов, формирования и развития умения пользоваться речью, как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
Задачи:
- Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме.
- На основе анализа существующих современных, инновационных
технологий подобрать и апробировать методы и приемы на их основе,позволяющие эффективно решать коррекционные задачи;
- Осуществить анализ проведённой коррекционной работы по
Практическомуиспользованию методов и приемов инновационных технологий с детьми дошкольного возраста с ОНР.
- Принципы работы
Образовательная деятельность с детьми с использованием современныхобразовательных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов:
- Принцип игровой стратегии и введение ребенка в проблемную ситуацию – позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовывать их на практике
- Принцип воспитывающего обучения. Использование современных инновационных технологий позволяет воспитывать у детей с ТНР волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.
- Принцип когнитивности коммуникации – организации диалога между обучаемым и обучающим.
- Принцип доступности обучения – интерактивные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников, т.к. заданияпредъявляютсядетям в игровойформе.
- Принципсотрудничества – умениедоговариваться.
- Принцип информированности – обеспечивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств, элементов среды посредством интерактивных технологий.
- Принцип коррекции – предполагает опору на сохранные звенья.
- Принцип эмоционального благополучия и комфорта – содержание материалов должны вызывать положительные эмоции.
1.4. Трудоемкость опыта.
Организация данной работы не трудоемка при наличии методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.
Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом индивидуальных особенностей детей;
- подборе и изготовления оборудования и многочисленных дидактических материалов;
- использование методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- Практическая значимость опыта
Практическая значимость опыта заключается в том, что у него может быть возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения, воспитания и эффективной реализации в различных разделах образовательной и коррекционной деятельности.
Эффективность применения современных, инновационных технологий зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать их в систему обучения каждого ребенка, создавая наибольшую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
- Теоретическое обоснование опыта
2.1. Особенности развития дошкольников с ТНР (ОНР)
Дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности.
К тяжёлым нарушениям речи (ТНР) относится общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Общее недоразвитие может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии : алалии, афазии, дизартрии, ринолалии.
Выделяют четыре уровня общего недоразвитие речи (ОНР)
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети неправильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.
2.2. Планирование коррекционно - образовательного процесса с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с ТНР в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей развития. Объем образовательной нагрузки не превышает нагрузку, максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
При определении специфики коррекционно-педагогического процесса
учитывается не только характер нарушения, но и возраст детей.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции
осуществляется после комплексной диагностики с участием всех участников образовательного процесса.
По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития речи.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе
обследования особенностей познавательной деятельности, речевых нарушений у детей. Занятия проводятся фронтально, индивидуально и в подгруппах детей, в соответствии с планированием работы, индивидуальными особенностями детей.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:
-Развитие игровой деятельности.
-Развитие речевого общения с окружающими.
-Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
-Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
-Развитие внимания, памяти, мышления.
-Формирование математических представлений.
-Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.
-Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Основная цель логопедической коррекции - развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости, выразительности, грамотности.
Целью коррекционных занятий является максимальное развитие познавательных способностей детей. При этом решаются следующие задачи:
-развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
-коррекция отклонений в психическом развитии;
-формирование компенсаторных способов познания окружающей
действительности;
-формирование предпосылок к усвоению ребенком материала занятий,
проводимых воспитателями, и закрепление этого материала;
-формирование предпосылок учебной деятельности.
Основные направления в работе учителя-логопеда на
занятиях: развитие сенсомоторной сферы, развитие лексико-грамматического строя и связной речи, развитие мышления внимания и памяти, формирование фонематических процессов, коррекция звукопроизношения, подготовка к овладению чтением и письмом.
«Создавайте идеи и реализуйте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу и сотрудничеству. Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи, в условиях группы дошкольного возраста компенсирующей направленности направлен на:
- укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития;
- коррекции речевых нарушений;
- формирования предпосылок к учебной деятельности;
- формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности.
Учитывая все вышесказанное, а также ежегодно увеличивающийся и усложняющийся темп развития, можно сделать вывод, что работа с детьми с ОНР требует постоянного поиска новых, современных форм, методов и приемов в коррекции нарушенных процессов. Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм, методов и приемов в образовательной деятельности.
Технологии, используемые в ходе реализации опыта работы
- Икт технология через использование интерактивной мультимедийной панели и комплекса программного обеспечения образовательного портала Мерсибо
- Здоровьесберегающая технология с использованием метода рисования песком на световом столе
- Интерактивная технология с применением метода «Дерево решений»
- Технология критического мышления через использование метода куб Блума
Все эти технологии подчинены главной технологией при обучении и воспитании детей дошкольного возраста – игровой технологи
2.1 Игровая технология
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается самоуправление поведением.
Весь образовательный процесс в дошкольном образовании основан, построен и подчинен на игровой деятельности. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и обучающихся через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры.
В образовательном процессе я использую занимательные, дидактические, театрализованные, компьютерные игры.
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее
социальной природы, значения в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой
задачи;
- коррекционная деятельность подчиняется правилам игры;
- материал используется в качестве средства игры, которая вводится как элемент соревнования и переводит дидактическую задачу в игровую;
Игровые технологии занимают важное место в образовательно-
воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию
познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и
выполняют ряд других функций:
- правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует
память, помогает выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность, развивает
внимание и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности детей.
Функция игры – ее разнообразная полезность.
- У каждого вида игры своя полезность.
Выделяются наиболее важные функции игры
Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство
социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые
процессы целенаправленного воздействия их на становление личности,
усвоение знаний.
Функция коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Функция самореализации. Это одна из основных функций
игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности.
Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата,
конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это
пространство самореализации.
Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по
чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит обучающегося в обстановку сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать,
процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она
диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому,
что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект,
творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле
самовыражения».
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть
использована для преодоления различных трудностей, возникающих у
ребенка в поведении, в общении с окружающими, в обучении. Оценивая
терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что
эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных
отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.
Развлекательная функция игры.
Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедическую практику является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. В процессе своей деятельности я использую разнообразные дидактические игры, игровые тренажеры, оборудование, прием сюрпризного момента на занятиях, игры-лабиринты, занятия с приемами соревнования, викторины, занятия - помощь герою, появление-исчезновение игрушек, создание игровых ситуаций (превращение в какого-либо героя). Приложение №1
- Информационно-компьютерная технология:
Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным. При использовании средств икт наиболее активно происходит процесс формирования и развития у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи. В процессе игры формируются и развиваются навыки учебной деятельности: познавательной активности, самоконтроля, мелкой моторики рук, координация психических процессов.
В традиционной системе обучения педагог является своеобразным «фильтром», пропускающим учебную информацию через себя. В интерактивной системе, педагог – помощник ребенка в его стремлении познать мир, в то время как сам процесс познания происходит при помощи компьютера и другого интерактивного оборудования.
Использование информационно-компьютерной технологии происходит через использование интерактивной мультимедийной панели. Все манипуляции интуитивно понятны – нужно лишь внимательно слушать задание, что несомненно способствует развитию слухового восприятия, внимания и памяти. В играх, на экране, используются крупные яркие картинки, живые объекты, буквы, оперируя которыми с помощью пальцев, дыхания, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» общения. Когда ребенок, выполняя задание, касается экрана, он как бы «откликается» на прикосновение, словно живой. Детям очень нравится необычность такой работы, они хотят снова и снова взаимодействовать: наперегонки стараются отвечать, что способствует эффективной коррекционной работе.
Деятельность с интерактивным экраном проводится на основании рекомендаций СанПин, соблюдая при этом условия для сбережения здоровья дошкольников.
Каждое занятие с использованием интерактивного оборудования является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и инновационных средств коррекционного обучения, отвечающего индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка с нарушениями речи. В своей работе я использую компьютерные игры информационно-образовательного портала Мерсибо. Направление игр разнообразно и позволяет работать над всеми разделами коррекционной программы. Игры используются как часть занятия или в качестве игрового тренинга для закрепления полученных навыков, преимущественно в подгрупповой и индивидуальной работе. Используя опыт работы с применением игр Мерсибо, я составила раздел-приложение к календарному планированию работы по введению и использованию их в корреционно-образовательной работе. Приложение №2
- Здоровьесберегающая технология
В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным. Из всех изученных мною здоровьесберегающих технологий, наибольший интерес возник к использованию метода рисования песком на световом столе
Песочная анимация является современным развивающимся видом искусства, способствующим гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на ребенка завораживающе и избавляет от негативных эмоций. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения, что помогает развитию эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленности есть залог развития.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Синхронное задействование рук очень полезно для развития двух основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально - целостного.
Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.
Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что в свою очередь воздействует и на качество речи ребенка.
Песочное рисование благоприятно влияет на подготовку к школе (развитие графо-моторных навыков и речевой активности), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки. Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения– как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.
Подобранные и разработанные игры на световом столе можно применять как часть занятия, или как полноценное занятие при обучении, совершенствовании и закреплении приобретаемых навыков.
Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей на песочном столе. Песок легко сочетается с бросовым и природным материалом. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т. д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы.
Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в среднем, так и в старшем дошкольном возрасте.
Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или
иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.
Дети, испытывающие трудности в речевом развитии, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, ребята обожают рисовать символы звуков, буквы, слова, совершать опорные сопутствующие движения при выполнении артикуляционной гимнастики, так как песок благоприятно воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием учатся составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это более продуктивно влияет на развитие связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?
Мною разработана программы кружка «Волшебство на кончиках пальцев», авторские конспекты занятий, картотека игр с песком. Приложение № 3
- Интерактивная технология
Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых коррекционная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся, в основном, на диалоге, предполагающим преимущественно самостоятельное овладение детьми знаниями в процессе активной познавательной и коррекционной деятельности.
Целью интерактивных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат
К задачам интерактивных методов обучения относятся:
- развитие самостоятельности, воли, активности;
- формирование определённого подхода, позиции, мировоззренческой установки,
- развитие коммуникативных качеств,
- умение работать в коллективе.
Интерактивные методы - это усиленное педагогическое
взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса. Интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилога (разговор многих участников, при этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому) обучающихся между собой и педагогом.
Наиболее часто применяемые мною в коррекционной деятельности интерактивные формы взаимодействия с дошкольниками:
- средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
- старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, работа в малых группах;
- подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах, дерево знаний.
«Работа в парах» - метод работы, в ходе которого дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию или по – другому условию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу.
«Хоровод» - метод, где сначала взрослый является ведущим, так как дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Педагог с помощью предмета учит выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает такие качества, как умение выслушивать и не перебивать друг друга, формирует начальные навыки произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
«Карусель» внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. Образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – стоящие неподвижно дети, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – дети перемещаются по кругу каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько секунд несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.
Цепочка - метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированную цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках. Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй – его свойство, третий - объект с теми же свойствами. Например, морковь – морковь сладкая – сладким бывает сахар
сахар белый – белым бывает снег…
Дерево знаний (или «Дерево решений) – метод работы, который включает несколько этапов: выбора проблемы, не имеющей однозначного решения. Например, «Что нужно, чтобы быть здоровым»; рассматривание схемы, в которой прямоугольник – это «ствол» (обозначает эту проблему), прямые линии – «ветки» (пути решения), а кружочки – «листики» (решение проблемы); решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, подбирают опорные картинки, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор. Мною разработаны серия занятий по временам года, подчиненные одной теме, например «Зима – хорошо или
плохо». Приложение № 4
Данная технология развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и дети по одному, по очереди, рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку. Применение интерактивных методов обучения активизируют познавательную деятельность детей, создают необходимые условия для становления и развития компетентностей, способствуют разностороннему развитию личности дошкольника с соответствующей системой ценностей.
- Технология критического мышления
Технология критического мышления через использование метода «Кубик Блума»
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
Здесь целью использования данной технологии являлась
подготовка детей к школе, повышение самооценки детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить мыслить по-новому.
Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся потоком информации;
- пользоваться различными способами интегрирования информации:
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу,
решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- умение сотрудничать и работать в группе и т. д.
Структура технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:
1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)
эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.
2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)
эта стадия позволяет дошкольнику:
-получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно связывают новое с уже известным.
3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.
Приёмы развития критического мышления:
- ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
- Синквейн
- Корзина идей
- Кубик Блума
Критическое мышление — это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.
Прием «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)
Этот прием я использую с детьми, начиная со средней группы и старше. Объявляю детям тему недели. Затем спрашиваю, что они знают по этой теме. Записываю их высказывания либо вывешиваю на доску схематические рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание ребята получают фишки одного цвета (цвет дети выбирают сами), например желтые. Спрашиваю у детей, что они хотят узнать по этой теме, ответы выставляются на доску или мольберт их высказывания в виде схематичных рисунков, которые создаются тут-же и не требуют дополнительной подготовки. За каждое высказывание ребятам выдаются фишки другого цвета, например красного. После того, как я отвечу на все вопросы по объявленной теме и расскажу всю имеющуюся у меня информацию, спрашиваю у детей, что они узнали нового. И снова схематично зарисовываю высказывания, выдаю фишки третьего цвета, например зеленого. Если зеленых фишек больше, чем желтых и красных - материал усвоен, если нет тему можно повторить на следующий день. Пример: тема - дикие животные.
Спрашиваю у детей:
-А что вы знаете о диких животных? (дети могут ответить, что они живут в лесу, есть травоядные, а есть хищные животные, они покрыты шерстью и т.д. (за каждое дается желтая фишка) -А что бы вы хотели узнать о диких животных (дети могут задать такие вопросы: почему летом заяц серый, а зимой белый, чем травоядные животные питаются зимой, почему медведь зимой спит, почему лисы едят зайцев) (за вопрос – красная фишка)
Затем, я стараюсь дать ответы на вопросы детей. Дети могут задать и такие вопросы, на которые я не знаю ответа. В таких случаях я говорю детям, что я обязательно об этом узнаю и расскажу завтра и выполняю свое обещание. На следующем этапе я спрашиваю у детей: что вы узнали?
(дети говорят о том, что они узнали, за каждый ответ даю зеленую фишку) Этот прием активизирует мыслительную деятельность и внимание детей, повышает их интерес к теме, так как цель занятия они поставили сами.
Приём «Синквейн»
«Синквейн» — это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:
а) имя существительное, тема
б) признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова
в) действие предмета
г) фраза, выражающая отношение автора к теме
д) слово-синоним
Я использую модель «написания» синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям, т. к. дети дошкольного возраста, в основном, не умеют читать. Схемы служат алгоритмом, который помогает детям составить синквейн. Вот некоторые из «синквейнов», составленные детьми:
1. Береза | 1 Медведь |
2. Высокая, белая | 2 Большой, коричневый |
3. Растёт, качается, стоит 4. С березы осенью опадают листья | 3 Рычит, ест мёд, спит 4 Медведь живёт в густом лесу |
5. Дерево | 5 Дикое животное |
В своей работе я использую не только классическую подачу синквейна, но и «синквейны – загадки». Первое слово скрыто от детей, не произносится и не показывается (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.
Приём «Корзина идей»
«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания и хорошо применяем при реализации календарно-тематического планирования. Корзину представляется детям в начале недели, И после объявления темы предлагается детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы (мелкие игрушки из киндера сюрприза, например) и кладут в корзину. В течение недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги. Обобщение может проводиться как логопедом, так и воспитателем во второй половине дня. Таким образом, поддерживая взаимосвязь и преемственность в работе.
Прием Кубик Блума
Почему мой выбор пал на этот прием? После изучения информации по теме, я пришла к выводу, что данный прием очень продуктивен и интересен для детей старшего дошкольного возраста. Я использую этот прием на занятиях по закрепления темы. Этот прием очень хорошо применять при работе в группах, так как в небольшой группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу, и более слабые ребята не чувствуют себя не востребованными. В некоторых случаях, данный метод я использую, как часть диагностики, для определения уровня сформированности лексико-грамматического строя и связной речи. Используя кубик, в игровой форме ребенку проще отвечать на вопросы, вынужденно, но незаметно для него, используя все свои возможности.
«Кубик Блума» – это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение ребенком всех аспектов изучаемой темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:
- когнитивную, то есть «знаю»;
- психомоторную (или «творю»);
- аффективную — «умею».
Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».
Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);
- Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);
- Предложи ассоциацию (ученик должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);
- Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);
- Используй (дети показывают, как можно применить предмет);
-Дай оценку (дети перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).
Мною изготовлено игровое оборудование «Куб знаний» и кубики Блума, подобран дидактический материал для работы с ним практически по всем лексическим темам, а также для занятий по закреплению полученных знаний при работе над фонетико-фонематическим строем речи. В данном случае, поэтапно работая с гранями куба, ребенок описывает (объясняет) о каком звуке идет речь, положение органов артикуляции при его правильном произношении, каким цветом его обозначают.
- Грань «Сравни», используя опорные символы, позволяет анализировать и дифференцировать звуки со схожим звучанием и близкой артикуляцией.
- Грань «Предложи ассоциацию» направлена на развитие слухового внимания, ребенок припоминает, где, в каких ситуациях, можно услышать тот или иной звук.
- При работе с гранью «Проанализируй», ребенку предлагается произвести анализ элементов буквы, её расположение и написание в клетке.
- Грань «Используй» помогает проводить звукобуквенный анализ слов с заданным звуком, в различной позиции. Здесь же, в зависимости от уровня знаний, можно подбирать и составлять словосочетания, предложения со словами, в которых есть заданный звук. Далее можно предложить ребенку закрепить образ звука и буквы в работе с цветными карандашами, пластилином, лабиринтами и т.д. Здесь же можно применить технологию проблемного обучения и задать соответствующие направляющие и уточняющие вопросы. Например: «Что можно или нужно сделать, если буква (звук) «сломались» - написаны неправильно, произносятся неправильно, пропущены в слове?»
В ходе использования метода Блума, на основе технологии критического мышления, мной были выделены следующие положительные моменты использования:
- ребята учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы.
- учатся работать в группах и парах.
- происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
- формируются и развиваются коммуникативные навыки.
- дети не боятся высказывать своё мнение. Приложение № 5
Сотрудничество с педагогами и родителями
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы невозможно без взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателей. Крайне важно правильное распределение обязанностей между ними.
На фронтальных и подгрупповых занятиях знакомлю детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляю детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляю эту работу на индивидуальных логопедических занятиях. Совместно с воспитателями по расширению, уточнению и активизации словарного запаса на занятиях и в свободное от занятий время.
Воспитатели проводят занятия по познавательному развитию, ознакомлению с окружающим, развитию речи и др. по особой системе – с учетом лексических тем; пополняют, уточняют и активизируют словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов; систематически контролируют грамматическую правильность речи в течение всего времени общения с ними. Как уже отмечалось, работа по овладению детьми полным объемом предлагаемого материала проводится учителем-логопедом и воспитателями в постоянном взаимодействии. Коррекция речевого недоразвития в условиях группы является основной задачей, и естественно, что в обязанности учителя-логопеда входит организационное и методическое обеспечение необходимой преемственности. Приложение№ 6
Формы работы с педагогами
показы открытых занятий с использованием инновационных технологий
мастер – классы
практические консультации
семинар – практикум
Немаловажную роль в работе по развитию речи играют родители. Ведь всё, что говорят родители, запоминается ребёнком лучше, чем сказанное чужим ему человеком – логопедом или воспитателем. Только очень важно, чтобы помощь с их стороны была грамотно направлена в нужном направлении. Здесь на помощь приходит учитель-логопед, который проводит анкетирование, беседы, консультации, родительские собрания; оформляет памятки и папки-передвижки с материалом по изучаемой лексической теме, подготавливает рекомендации и задания для закрепления полученных навыков с детьми в домашних условиях.
Для ознакомления родителей с содержанием работы в логопедической группе и осуществления преемственности использую следующие формы работы:
- проведение индивидуальных бесед и консультаций;
- посещение родителями фронтальных и подгрупповых занятий;
- ведение индивидуальных тетрадей для закрепления полученных знаний и навыков с детьми;
- проведение тематических родительских собраний, мастер-классов, тренингов, практических консультаций с использованием инновационных технологий; показ открытых занятий с использованием методов и приемов на основе инновационных технологийстраница логопеда в закрытой группе ВКонтакте «Незабудка не забудь!», литературные и театральные гостиные, совместные викторины. Приложение № 7
- Эффективность коррекционной работы с использованием методов и
приемов современных и инновационных технологий
Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по май 2021год. Определены этапы работы над опытом.
Направления | Действия по реализации задач | Ожидаемые результаты | ||
I этап – подготовительный: 2016-18 г | ||||
Изучение использования инновационных технологий, методов и приемов в логопедической практике | Анализ литературных источников; составление плана; подбор компьютерных программ, игр, изготовление пособий. Ознакомление детей с современным, интерактивным и игровым оборудованием, правилами использования и поведения при работе с ними. | Создание банка информации и материально-технического оснащения: программы, игры, пособия | ||
II этап – практический: 2018-2020 г | ||||
Организация логопедической работы с использованием инновационных технологий | Организация логопедических занятий, совместных мероприятий с родителями и педагогами, с использованием инновационных технологий, методов и приемов Вовлечение детей в работу с интерактивной оборудованием, на песочном столе, с созданным игровым оборудованием) Анализ результатов реализации поставленных задач Корректировка содержания деятельности | Повышение интереса детей к занятиям; улучшение качества коррекционного воздействия на развитие речи и высших психических функций; Повышение уровня коррекционно-образовательного процесса | ||
III этап – аналитический: 2020-2021 | ||||
Анализ результатов работы, формулирование выводов по использованию инновационных технологий, методов и приемов в работе с детьми с нарушением речи | Анализ эффективности выполненной работы | Развитие познавательной и речевой активности дошкольников; усовершенствовать процесс подготовки к обучению грамоте дошкольников с речевыми нарушениями, повышение уровня профессионального мастерства учителя-логопеда увеличить число родителей воспитанников удовлетворенных качеством образовательных услуг |
Для реализации поставленных задач мною были использованы средства:
- игровое оборудование «Куб знаний», «кубики Блума»
- ноутбук
- мультимедийные презентации
- компьютерные игры образовательного портала Мерсибо
- световой стол для рисования песком на стекле
- дополнительные материалы (карточки, трафареты, кисточки и др.)
- дидактические игры и пособия
3.1. Анализ результатов коррекционной работы
С сентября 2017 года по май 2019 года проводилась коррекционно-развивающая работа с детьми логопедической группы, в ходе которой были применены изложенные в данной работе методы и приемы на основе современных и инновационных технологий. На начало учебного года списочный состав старшей группы компенсирующей направленности– 11 воспитанников с ОНР, дизартрия.
На начало учебного года уровень речевого развития
на начало 2019-1020 учебного года (старшая группа)
Результаты мониторинга по определению уровня и особенностей речевых нарушений показали, что воспитанники группы имеют нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас слов, нарушения при установлении причинно-следственных связей. Им сложно задавать вопросы, выслушивать собеседника, высказывать свою точку зрения. Внимание детей неустойчивое, отмечаются трудности запоминания.
Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые методы. При решении этих задач я изучила и применила в работе методы и приемы обучения на основе современных и инновационных технологий
Каждое занятие или часть занятия с применением методов и приемов современных, образовательных технологий и интерактивного, игрового оборудования является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и инновационных средств коррекционного обучения, отвечающего индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка с нарушениями речи.
Уровень развития речи воспитанников
на конец 2019-2020 учебного года (старшая группа)
После проведенных НОД с использованием игровых методов и приемов на основе современных и инновационных технологий дети группы показали достаточный уровень овладения программным материалом. Однако часть детей все еще испытывала трудности при выполнении заданий, связанных с формированием и развитием связного последовательного высказывания.
При использовании игровых методов и приемов на основе современных и инновационных технологий, обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет удовлетворительные показатели успешности в обучении детей группы в сравнении с началом года.
Уровень развития речи воспитанников
на начало 2020-2021 учебного года (подготовительная к школе группа)
Проведенные промежуточные мониторинги по динамике уровня речевого развития показали положительную динамику в коррекции и развитии речи по всем разделам коррекционно-развивающей работы:
- у воспитанников поставлены звуки на уровне предложений;
- дети умеют дифференцировать звуки; при воспроизведении слов допускают ошибки с самостоятельной поправкой;
- сформированы фонематические процессы: последовательно называют звуки в словах, определяют позицию звука в слове: начало, середина слова;
- фразы производятся точно, воспитанники умеют составлять рассказы, устанавливая связность и последовательность высказывания.
- устранены грубые нарушения грамматического строя речи.
Уровень развития речи воспитанников
на конец 2020-2021 учебного года (подготовительная к школе группа)
- Заключение
Использование современных, инновационных технологий в коррекционном процессе в целом:
- даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
- активизирует компенсаторные механизмы на основе сохранных видов восприятия, развития у детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе;
- позволяют индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания осуществлять дифференцированный подход;
-повышают интерес к обучению (мотивация) и эффективность коррекции речевых нарушений.
-существенно сокращает время на преодоление нарушений речи.
Главной особенностью современных и инновационных технологий является вынужденная интеллектуальная активность, так как сама технология обучения активизирует мышление его участников независимо от их желания. Вовлекаясь в активную деятельность, дети учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, применять полученные знания в нестандартных ситуациях, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.
Таким образом, применение методов и приемов современных и инновационных технологий в образовательной деятельности выступают не только в качестве наглядного пособия, но и помогают создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их возможности. Дети начинают «выходить» на более высокий уровень мышления.
Методы и приемы на основе современных, инновационные технологии в образовании являются незаменимым инструментом для индивидуального и коллективного обучения. Они облегчают восприятие материала и создают не только мотивацию, но и углубленную систематизацию знаний по развитию речи.
Литература и источники:
- Большакова, С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения / С. Е. Большакова. – М.: АПО, 1996. – 417с.
- Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. – 97с.
- Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г. А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
- Матанцева, Т. Н. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / Т. Н. Матанцева, К. С. Мокерова, В. А. Василова. - Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. С. 36
- Парамонова, Л. Г. Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи / Л. Г. Парамонова // Дошкольная педагогика. - 2005. - N3. – С. 20-24
- Стельмах, О. Д. Игровые занятия с детьми в коррекционных группах / О. Д. Стельмах // Дефектология. - 2005. - N1 – С. 69-74
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям).
- Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. / С.И. Гин— Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
- Кругликова Е.Н., Ковынёва Е.В. Методика интерактивного общения в работе с детьми с особенностями эмоционально-волевой сферы.// Е.Н. Кругликова, Е.В. Ковынёва– М.: Медицина.
- Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. // М.А. Поваляева– Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349с. 3. Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. – Харьков, 2003
- https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sovremennyie-obrazovatelnyie-tehnol-2/
- https://www.menobr.ru/article/65461-qqq-18-m5-obrazovatelnye-tehnologiipo-fgos
- Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. –
М.2010. 5. 4. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту/ Н.А. Сакович. – СПб.: Издательство «Генезис», 2005.
- Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей
рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). / Е. А. Тупичкина – М .: АРКТИ. 2017.-112с.
- Крылова О.Ю. Рабочая программа Обучение рисованию песком н
световом столе детей дошкольного и младшего школьного возраста «Песочная фантазия» / О.Ю. Крылова – Москва 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности
Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте...
Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...
Календарный план индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР, сложными нарушениями, РАС, УО.
В материалах представлен календарный план работы на год учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В плане отражены содержания основных занятий (подгрупповых и индивидуальных), рас...