Содержание и методика коррекции звукопроизношения
учебно-методический материал по теме
Содержание и методика коррекции звукопроизношения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание и методика коррекции звукопроизношения | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и методика
коррекции звукопроизношения.
Логопед Ахмедова В. А.
Содержание и методика
коррекции звукопроизношения.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-волевой сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам. Ошибочно надеяться на произвольное исчезновение недостатков произношения, так как они могут перерасти в стойкое нарушение.
Работа по исправлению нарушений звукопроизношения, несмотря на особую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей.
Особенности исправления нарушения произношения;
- При постановке любого звука работа начинается с воспроизведения отдельных
элементов артикуляции данного звука.
- Вместо обычного, слитного, произношения вводится длительное
произношение ставящегося звука.
3. Упорядочены тренировочные упражнения:
- произнесение открытых и закрытых слогов с данным звуком
- произнесение односложных слов с данным звуком в начале, конце слов
- произнесение слов с данным звуком в ударной позиции
- произнесение слов с данным звуком в конце слов
- произнесение слов с данным звуком в середине слов
- произнесение слов с данным звуком в стечениях согласных
- произнесение слов с данным звуком в словосочетаниях произнесение слов с данным звуком в предложениях
- произнесение слов с данным звуком при самостоятельном чтении
- произнесение слов с данным звуком при перессказе, в стихотворении
- произнесение слов с данным звуком в бытовой речи.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Артикуляционная гимнастика при различных формах патологии
3 этапа:
- Подготовительный.
- Этап формирования первичных навыков.
- Этап формирования коммуникативных умений и навыков; входит в обязательную работу логопеда.
Цели и задачи:
- Подготовительный этап:
- формирование установки на занятие: «работать»
- установить взаимоотношения: «логопед-ребенок»
- невербальная деятельность – «слышать и слушать» на неречевом материале, выполнять по сигналу; «возьми, открой, собери, положи»
- формирование произвольной формы деятельности и осознанного отношения к занятиям. Самооценка, поощрение и наказание.
Поощряется каждое действие ребенка. Накопительная система поощрений и наказаний. Создание мотиваций управления собой.
- развитие фонематического восприятия
- формирование артикуляторных умений и навыков.
Перед переходом к артикуляционной гимнастике решается «проблема с зеркалом».
Помещаем игрушку перед зеркалом и фиксируем взгляд ребенка на игрушке. Даем задания: «рассмотри свое лицо, покажи пальчиком - где ушко?, где глазик?» Ищем лицо логопеда, ищем нос рот и т.д. Задаем вопросы: где у тебя носик? ротик? где у меня рот?
Корчить «рожи» по образцу, поморгать глазками, надуть щечки; посмотреть на меня как я это делаю.
До артикуляционной гимнастики начинается
формирование артикуляционной базы.
Артикуляционные упражнения.
Классифицируются по органам артикуляции.
Классифицируются с точки зрения той артикуляции, какую формируем.
Статические упражнения /удерживание позы и силы мышц/.
Динамические упражнения /занятие позы и объема точного движения и переключение с позы на позу, например, язык вверх – язык внизу/
Динамические упражнения с усложнениями – увеличения количества, увеличения скорости, увеличения количества разных движений, возрастание амплитуды движений, снижение амплитуды движений.
Базовые движения для всех видов артикуляционных упражнений.
- Оскал – улыбка. Видны верхние и нижние зубы.
Вся артикуляционная гимнастика проводится на улыбке.
Если нижняя губа не держится, тогда удерживаем пальцем /правило воздействия широкой поверхностью/.
Если у ребенка меняется при этом прикус – пощелкать, зафиксировать челюсть ладонью одной руки снизу, а сверху придерживать голову ладонью второй руки.
- Открывание и закрывание рта.
Попытка разделить движение на части, удерживать на счет 1-2-3, делая движения плавными.
Открывать рот – упираться в ладонь логопеда, пока не научится делать по подражанию.
- Лопаточка – широкий язык на нижней губе, натягивать губы.
Похлопывание «лопаточкой», массаж пальцами под нижней губой.
Отработка оскала. Удерживать до 10 секунд до наступления возможности произвольного выполнения.
- «Иголочка». Улыбка, массажными движениями по краю вытягиваем язык.
Существует правило отбора упражнений при дислалии и дизартрии. |
При дислалии – упражнения направлены на формирование звука.
При дизартрии – упражнения направлены на пораженные мышцы, упражнения
более продолжительные.
При хорошей артикуляционной гимнастике на 3-х-4-х занятиях можно
вызвать звук. Если нет – то артикуляционных упражнений недостаточно.
Дальше ребенок не верит в реальность исправления речи.
Если страдает объем движений:
Сниженный тонус – бульбарная дизартрия – пассивная гимнастика. Массаж с различными прищипываниями, вытяжениями руками, пальцами, жменькой.
При псевдо-бульбарной дизартрии - повышенный тонус – аартикуляционная гимнастика начинается от непроизвольных движений:
«варенье», «чупа-чупс», - облизать язычком.
Облизывать язычком, , отодвигая языком «чупа-чупс», ложку и т.д. – вперед, влево
Облизать зонд, палец, потянуться к зонду язычком, к пальцу, даем названия упражнений – «лопаточка», «иголочка».
Сила движения отрабатывается на упражнениях:
- «сопротивление»
-отодвигаем зубную щетку, палец
-статические упражнения на скорость
Точность движений отрабатывается при наличии кинестезий:
- «прищепнули» кончик языка
- моделироввание упражнений на руках /Хватцев/
- правая рука – язык…., левая рука – язык….
- Самоконтроль – смотрим в зеркало и проверяем положение языка, занял позицию – убираем зеркало; убирать зеркало надо дозировано и постепенно.
Переключаемость.
- упражнения на чередование движений: «плюнуть» - «дунуть».
- слоговые упражнения /па- па- да-, да- да- па-, да- па- да- па- да-/
Последовательность постановки звуков.
Нижние свистящие «с,з,ц» и «л».
Нижние шипящие «ш,ж,ч,щ» и «р».
Твердые глухие – мягкие – глухие.
Мягкие глухие – твердые глухие.
Способы постановки звуков.
/особенности и проблемы/
Звук «Р» - «мотор» и от фрикативного звука;
/тыд-тыд-тыд; за-за-за; ды-да - ды-да; дын-дын-дын;
Используем зонд – позиция держать язык наверху, чтобы ни происходило.
Зонд становится плотно под язык и вибрирует сам язык.
При хорошем горловом «Р» - звук ставится в лежачем положении
/дома на кушетке – подушка под плечи/.
В качестве зонда используются:
зубная щетка, зонд, ровный палец, зонд.
Если ребенок сжимает зубы, «кусается» - закусываем, фиксируем зубную щетку коренными зубами или фиксируем челюсти, хотя бы с одной стороны.
Звук «Р» - способ от «грибка». Присасывается широкий язык и сильно выдыхается.
Брак – выбрация нижней челюсти, губы и кончика языка.
Как убрать «Д» И «Т», который ребенок произносит вместе с «мотором»?
1-й способ – протяжно произносить ДЫ_________работа, Д___________ракета;
2-й способ – заглушить, произносить с затуханием ДРОВА, дрова, дрова.
Звук «Л» - постановка от межзубного положения, от Ы_________л на гудке.
Если недостаточный подъем коня языка – опустить голову ниже. Ы_______ - рука под подбородком. Если звука «Ы» нет, то нечего и ставить «Л».
Автоматизация звука «Л» в межзубном положении, затем и зазубное положение.
Свистящие звуки.
Самые сложные боковые свистящие.
Выполняются артикуляционные упражнения, которые формируют среднюю линию языка; дыхательные упражнения – «желобок» /надавливаем на спинку языка/.
Затем автоматизация звука в межзубном положении. Иногда даже не требуется автоматизации за нижними зубами. Никаких проблем.
Межзубные свистящие.
Формирование средней линии, горочка за зубами.
Проще автоматизируется зазубное «Ц», а затем «С».
От «Т» зазубный вариант. Кончик языка внизу тс___________
Автоматизация звуков.
Если получился звук 1 раз – отпустить ребенок домой, не надо повторять.
В следующий раз получится только с логопедом.
Автоматически проводится на специально отобранном материале:
Слоги, слова, словосочетания, предложения, тексты.
Подходы:
-Звук долго отрабатывается в слогах, потом в словах, в словосочетаниях,
в предложениях, в текстах.
- Слоговые упражнения с гласных «А» «Ы» /са, сы; ла, лы;/,
далее слова, предложения, тексты.
После этого слоговые упражнения с гласными «А» и «У».
Дизартрики на одном занятии не возьмут слоги со всеми гласными
/лабилизация/.
Упражнения для автоматизации звуков:
- Упражнения типа «Лабиринт». Слоги и слова отрабатываются многократно.
Убираем механическое повторение, включая самостоятельность.
- «Беговая дорожка». Ребенок должен пройти до конца, усложняя темп, включать в игру нескольких детей.
- «Рыболов» или использовать коробку. Наклеиваются картинки различной тематики, вырезаем «окошки» для картинок, используем кость, повторяем каждое слово столько раз, сколько выпадет.
- Автоматизация в предложениях и текстах.
- Заучивание стихотворений и скороговорок. Цель- отработка скорости
переключения, самостоятельности и коммуникабельности.
- Составление предложений по картинкам.
- Составления предложений по их схемам.
- Составление предложений по заданным словам.
- Вопросно-ответная речь.
- Чтение вслух, контролируя произношение.
- Пересказ текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.
Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения» Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня гот...
Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.
Методический материал в помощь логопеду при работе с зондами....
конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
методы и приемы закрепления звука р в слогах, словах, стихах...
Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения
примерный план индивидуальной работы...
Коррекция звукопроизношения у младших школьников
(из опыта работы учителя − логопеда высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1,р.п. Большеречья Омской области). Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого м...
Коррекция звукопроизношения
Если у ребенка неправильное звукопроизношение, а логопедическая помощь недоступна, то родители могут самостоятельно попытаться помочь своему ребенку, используя данный материал....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион» Интегрированно...