Коррекция звукопроизношения
методическая разработка по теме
Если у ребенка неправильное звукопроизношение, а логопедическая помощь недоступна, то родители могут самостоятельно попытаться помочь своему ребенку, используя данный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukoproiznoshenie.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Звукопроизношение
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путем подражания произношения звуков и слов взрослыми; правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплина.
Если у ребенка уже развернутая речь, но звукопроизношение неправильное, а квалифицированная логопедическая помощь недоступна, родители могут попытаться самостоятельно исправить звукопроизношение.
Логопеды используют разные приемы постановки звуков, в ряде случаев с применением специальных инструментов — логопедических зондов. Их можно заменить шпателем, черенком ложки или собственными чистыми пальцами.
Сначала необходимо поработать над улучшением звучания тех звуков, которые ребенок воспроизводит без искажений. В дальнейшем, при переходе к исправлению неправильно произносимых звуков, нужно в первую очередь работать над теми, которые лучше поддаются исправлению, — это индивидуально. Вызванный звук произносится в слогах, затем в словах и предложениях.
Самостоятельная коррекция звукопроизношения
Звук | Способы постановки звуков |
А | Отработка подачи сильного выдоха через рот. Далее к воздушной струе необходимо присоединить мягкую подачу голоса. Язык плашмя лежит в полости рта |
О |
При произнесении звука о губы округляются. Задняя часть языка приподнимается. Поэтому во время произношения звука [А] нужно шпателем или черенком ложки немного отодвинуть язык в глубь рта и округлить губы. |
У | Различия между [О] и [У] состоят в том, что при произношении [У] задняя часть языка поднята выше, а губы больше сближены. Соответственно, с опорой на слух необходимо подкорректировать артикуляцию. |
И | Для формирования [И] нужно, используя базовый звук [А], продвинуть кончик языка вперед до упора в нижние резцы. При этом кончик языка как бы цепляется за нижние резцы, а передняя часть спинки языка приподнимается в виде горки. |
Э | При постановке [Э] можно во время произношения [И] слегка нажать шпателем на переднюю часть спинки языка. |
Ы | Для постановки [Ы] нужно во время произношения [И] немного отодвинуть язык вглубь, сохраняя положение языка в виде горки. |
М | Для постановки звука [М] нужно во время произношения звука [У] плотно сомкнуть губы. Если ребенок не делает это самостоятельно, мы помогаем ему, смыкая губы большим и указательным пальцами. Вызвать звук [М'] можно в сочетании и~ммм-и. Ребенку предлагается произнести эти звуки протяжно сначала по отдельности, а затем слитно, без пауз. |
H | Для произношения [Н] ребенку предлагается длительно произносить звук [М], затем произносить этот звук, прижав кончик языка губами, далее — то же самое, слегка покусывая кончик языка. Во время этих покусываний слышится звук [Н]. Мы обращаем внимание ребенка на полученный звук и предлагаем воспроизвести его, прижав кончик языка к нёбу; к внутренней поверхности верхних передних резцов; к внутренней поверхности нижних передних резцов. Для образования звука [[Н'] кончик языка устанавливается за нижние зубы, и в таком положении ребенку предлагается произносить сочетание и-ннн-и. |
Б | Чтобы поставить звук [Б], нужно во время произношения [У] кратковременно соединить губы. Если ребенок не смыкает губы, ему можно помочь руками. Звук [Б'] ставится в сочетании би-би. |
П | Для постановки звука [П] ребенку предлагается вытянуть губы трубочкой и подуть. Далее кратковременно соединить губы. Можно помочь ребенку пальцами. Звук [П'] ставится в слоге пи. Ребенку предлагается изобразить писк цыпленка. Можно во время произнесения звука [И] короткими движениями несколько раз соединить губы. |
В | Для постановки звука [В| нужно во время произнесения [У] прижать нижнюю губу к верхним резцам. [В'] можно поставить в сочетании и-ввв-и. |
Ф | Для постановки звука [Ф] нужно попросить ребенка подуть через губы, сложенные в трубочку, и прижать при этом нижнюю губу к верхним резцам. Звук [Ф']] ставится в сочетании и-ффф-и. |
Д | Для образования звука [Д] можно предложить ребенку произносить ба-ба-ба, положив кончик языка между губами. Далее мы отодвигаем губы пальцами, и согласный звук образуется в момент прикусывания языка — слышится да-да-да. Затем обращаем внимание ребенка на то, как звучит [Д], и предлагаем произносить звук с упором кончика языка в передние зубы—поочередно в верхние и нижние, а затем — с касанием кончиком языка передней части нёба. Если возникают проблемы с вытягиванием языка вперед, можно попытаться поставить звук, положив ребенка лицом вниз. Звук [Д'1 можно поставить в сочетании и-д-и. Для постановки [Д'] лучше использовать позицию с упором кончика языка в нижние резцы. Звук [T] ставится аналогично звуку [Д] от базовых слогов па-па-па. Звук [Т'] — в сочетании и-т-и. Кончик языка можно придерживать за нижними резцами шпателем. |
Г | Для постановки звука [Г] во время произношения слогов да-да-да нужно нажать шпателем на кончик языка и сдвинуть его в глубь рта до получения на слух нужного звучания. Если этот прием неэффективен, можно попробовать поставить звук г в положении ребенка лежа на спине или сидя с запрокинутой головой. Аналогично ставится звук [К] от слогов та-та-та. Для произношения [Г '] и [К'| язык нужно отодвинуть вглубь несколько меньше, чем это требуется для твердых звуков. |
Х | Звук [X] — это, по сути, простой выдох через рот, поэтому специальная его постановка не требуется. [X1] можно подавить в сочетании и-ххх-и. |
С | Губы вытянуть в улыбку и в таком положении произносить длительно звук [Т]. Вторым звуком после звука [Т] будет слышаться звук [С] Обратить внимание ребенка на свист. Добавляем голос и получается звук [З]. [З ']] ставится в сочетании и-ззз-иии, [С '] — в сочетании и-ссс-и. |
Ц | Звук [Ц] также обычно исправляется после автоматизации [С]. Если требуется специальная постановка, то используется сочетание а-т-с или аналогичное сочетание с другим гласным. Это сочетание нужно произносить с ускорением. |
Ш | Звук [Ш] Звук Ш можно получить от звука с. При протяжном произнесении звука с, подложить под язык шпатель или черенок ложки, подняв передний край языка к небу, слегка отодвинув его назад. |
Ж | Звук [Ж] вызывается от звука [Ш] путем добавления голоса. |
Щ | Звук [Щ] обычно исправляется после автоматизации [Ш], но без включения голоса. Звук [Щ] можно поставить в сочетании и-шшш-шш, |
Ч | [Ч] ставится в сочетании а-т-щ или в аналогичном сочетании с другим гласным |
Л | Для постановки звука [Л] нужно сначала попросить ребенка пропеть а-а-а с широко открытым ртом. Затем прикусить кончик языка. Получается слог ал. |
Р,Р ' | Можно использовать прием «балалайки». Ребенку предлагается на оскале произносить многократно д-д-д или ззз. В это время взрослый подводит шариковый зонд (чистый палец или шпатель с надетой на него соской от рожка) под кончик языка и быстрыми горизонтальными движениями создает вибрацию кончика языка. [P'J можно поставить в сочетании иии-ррр-иии. Полученный звук нужно сразу же закреплять в слогах, а затем — в словах и фразах. Для автоматизации произношения можно использовать любое логопедическое пособие по исправлению звукопроизношения. |
Примечание. Значок [ '] обозначает мягкость звука.
Список литературы
. 1.Краузе Е.Н. -Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика
С-Пб., 2004.
2.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. -Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. М., 2001.
3. Основы логопедической работы с детьми. – Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. Под общей редакцией Г. В. Чиркиной. М., 2003.
4.Поваляева М.А. - Справочник логопеда. Ростов- на- Дону, 2002.
5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Под редакцией Т.В. Волосовец. М., 2002.
6.Парамонова Л. - Логопедия для всех. Питер, 2002.
7.Поваляева м А. – Сказка о Веселом Язычке. «Феникс». Ростов- на- Дону, 2002.
8.Пожиленко А.Е. - Артикуляционная гимнастика. С-Пб., 2004.
9.Новикова Е.В. - Зондовый массаж. Коррекция звукопроизношения. М., 2002.
10. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии.- М.:Айрис – пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.
Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения» Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного уровня гот...
Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.
Методический материал в помощь логопеду при работе с зондами....
конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения
методы и приемы закрепления звука р в слогах, словах, стихах...
Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения
примерный план индивидуальной работы...
Коррекция звукопроизношения у младших школьников
(из опыта работы учителя − логопеда высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1,р.п. Большеречья Омской области). Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого м...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Коррекция звукопроизношения"
Если ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для это...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион» Интегрированно...